Рабочая программа по геометрии. 10 класс.УМК Л.С.Атанасян
рабочая программа по геометрии (10 класс) по теме
Содержание рабочей программы:
1. Пояснительная записка
2. Требования к уровню усвоения дисциплины
3. Тематическое планирование учебного материала
4. Оценка устных и письменных ответов учащихся
5. Информационно методическое обеспечение
6. Контрольно измерительные материалы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по геометрии
к УМК Л.С. Атанасяна и др.(м.: Просвещение)
11 класс.
Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по геометрии 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Программы по геометрии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева,Э.Г. Позняка и Л.С.Киселевой.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Структура документа
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование учебного материала, поурочное планирование, примерные контрольные работы, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.
Общая характеристика учебного предмета
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся.Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирования понятия доказательства.
Цели
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, свойственных математической деятельности качеств личности , необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Место предмета
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 11 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 11 класса. Эти требования структуированы по трем компонентам: знать, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Распределение учебных часов по разделам программы
Метод координат в пространстве - 15 часов.
Цилиндр, конус шар - 17 часов.
Объемы тел - 23 часа.
Повторение - 13 часов.
В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы.
На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний.
В ходе изучения материалов планируется проведение пяти контрольных работ по основным темам и одной итоговой контрольной работы.
Содержание обучения
Тела и поверхности вращения.
Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию. Шар и сфера и их сечения. Касательная плоскость к сфере. Сфера вписанная в многогранник ,сфера, описанная около многогранника.
Объемы тел и площади поверхностей.
Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.Формулы объема куба, параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема и шара и площади сферы.
Координаты и векторы.
Декартовы координаты в пространстве. Формулы расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Координаты вектора. Связь между координатами векторов и координатами точек. Простейшие задачи в координатах. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.
Движения.
Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Параллельный перенос.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
-основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
-формулировки аксиом планиметрии, основных теорем и их следствий.;
-возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
-роль аксиоматики в геометрии;
уметь:
-соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
- изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж о условию задачи;
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
-проводить доказательные рассуждения при решении зада, доказывать основные теоремы курса;
- вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейшие комбинации.
-применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов.
- строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- исследования (моделирования ) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства
Оценка устных ответов учащихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.
- допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»).
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка «1» ставится в случае, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка письменных контрольных работ учащихся.
Отметка «5» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью.
- в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);
Отметка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);
Отметка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или более двух- трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний, умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Тематическое планирование учебного материала
Содержание уроков | Количество часов | Количество контрольных работ |
Глава 5. Метод координат в пространстве. Глава 6. Цилиндр , конус , шар. Глава 7. Объёмы тел. Повторение курса стереометрии Итого | 15 17 23 13 68 часов | 2 1 2 1 6 |
Используемый учебно-методический комплект
Для учащихся:
1. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутусов и др.
« Геометрия» - учебник для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений.- Москва : Просвещение, 2011г.
2. . Б.Г. Зив, В.М. Мейлер, А.Г Баханский Задачи по геометрии. Пособие для учащихся 7-11 кл., М.: Просвещение, 2011.
Для учителя:
1. В.Я. Яровенко
В помощь школьному учителю « Поурочные разработки по геометрии» 11 класс. Дифференцированный подход.- Москва: «Вако» 2010 год.
2. В. И. Рыжик
«Дидактические материалы по геометрии» 11 класс Москва. Просвещение. 2011год.
3. С.М. Саакян, В.Ф. Бутузов Изучение геометрии в 10-11 классах. Книга для учителя, М.: Просвещение, 2012.
4. Е.М. Рабинович Задачи и упражнения на готовых чертежах. 10-11 класс, М.: Илекса, 2010.
Программное обеспечение:
1. Стереометрия 10-11 классы
2. Уроки геометрии Кирилла и Мефодия (10-11 классы)
3. Живая математика 4.0.
4. Физикон. Математика: Стереометрия
Контрольная работа №1 по теме:
«Метод координат в пространстве»
Вариант №1
1) Найти координаты вектора , если
А (5;-1;3) , В (2;-2;4)
2) Даны векторы и .
Найти
3) Вершины имеют координаты
А (-2;0;1) , В ( -1;2;3) , С (8;-4;9).
Найти координаты вектора , если
ВМ – медиана .
4) Даны точки:
А (-1;5;3) В (7;-1;3) С (3;-2;6).
Доказать, что - прямоугольный
5) Дан вектор .
Найти координаты вектора , если
= 7 и векторы и соноправлены
Вариант №2
1) Найти координаты вектора ,
если С (6;3;-2) , D (2;4;-5 )
2) Даны векторы и .
Найти
3) Вершины имеют координаты
А (-1;2;3) , В ( 1;0;4) , С (3;-2;1).
Найти координаты вектора , если АМ – медиана .
4) Даны точки:
А (-1;5;3) В (-1;3;9) С (3;-2;6).
Доказать, что - прямоугольный
5) Дан вектор .
Найти координаты вектора , если = 28 и векторы и противоположно направлены
Контрольная работа №2 по теме:
«Метод координат в пространстве»
Вариант №1.
1.Даны точки , , , . Найдите угол между векторами PH и KM.
2.Вычислите и , если , , , , , , , .
3.В прямом параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 , , , . Найдите угол между прямыми AC1 и BD.
Вариант №2.
1.Даны точки , , , . Найдите угол между векторами CA и DB.
2.Вычислите и , если , , , , , , , .
3.В прямой треугольной призме ABCA1B1C1 , , . Найдите угол между прямыми AB и CB1.
Контрольная работа №3 по теме:
«Цилиндр. Конус. Шар»
Вариант №1.
1. Концы отрезка, длина которого равна 17см, лежат на окружностях оснований цилиндра. Найдите расстояние от оси цилиндра до отрезка, если высота цилиндра равна 15см, а радиус основания равен 5см.
2. Центральный угол в развёртке боковой поверхности конуса равен . Площадь боковой поверхности равна . Найдите площадь осевого сечения конуса.
3. Образующая усечённого конуса наклонена к плоскости основания под углом , диагональ осевого сечения перпендикулярна образующей и равна . Найдите площадь полной поверхности усечённого конуса.
4.Сфера проходит через вершины квадрата CDEF, сторона которого равна 18см. Найти расстояние от центра сферы – точки О до плоскости квадрата, если радиус сферы ОЕ образует с плоскость квадрата угол, равный 30
Вариант №2.
1. Две точки, лежащие на окружностях разных оснований цилиндра, соединены отрезком. Найдите его длину, если радиус основания и высота цилиндра равны соответственно 10см и 17см, а расстояние от оси цилиндра до отрезка равно 4см.
2. Центральный угол в развертке боковой поверхности конуса равен . Высота конуса равна . Найдите площадь полной поверхности конуса.
3. Найдите радиусы оснований и площадь полной поверхности усечённого конуса, если его боковая поверхность равна, образующая равна 13см, а высота равна 5см.
4. Стороны треугольника MKN касаются шара. Найти радиус шара, если МК = 9см; MN = 13см; KN = 14см и расстояние от центра шара О до плоскости MNK равно
см
Контрольная работа №4 по теме:
«Объёмы тел»
Вариант №1
1. В правильной треугольной пирамиде расстояние от центра основания до боковой грани равно . Боковые грани наклонены к плоскости основания под углом . Найдите объём пирамиды.
2. В наклонном параллелепипеде боковое ребро наклонено к основанию под углом . Высота параллелепипеда равна . Площади двух смежных боковых граней равны 48см2 и 56см2. Угол между ними равен . Найдите объём параллелепипеда.
3. Плоскость, параллельная оси цилиндра, отсекает от окружности основания дугу 2φ. Диагональ полученного сечения составляет с осью цилиндра угол α и удалена от неё на расстояние, равное d. Найдите объём цилиндра.
4. В конусе через его вершину под углом α к плоскости основания проведена плоскость, отсекающая от окружности основания дугу 2β. Радиус основания конуса равен R. Найдите объём конуса.
Вариант №2
1. В правильной четырёхугольной призме ABCDA1B1C1D1 через концы трёх рёбер, исходящих из вершины C, проведена плоскость на расстоянии от этой вершины и составляющая с плоскостью основания угол . Найдите объём призмы.
2. Стороны оснований правильной треугольной усечённой пирамиды равны 12см и 6см, а острый угол боковой грани равен . Найдите объём пирамиды.
3. В цилиндре проведена плоскость, параллельная его оси, которая отсекает от окружности основания дугу β. Диагональ полученного сечения равна 2p и удалена от оси цилиндра на расстояние, равное p. Найдите объём цилиндра.
4. В конусе через его вершину под углом α к плоскости основания проведена плоскость, отсекающая от окружности основания дугу φ. Найдите объём конуса, если его высота равна h.
Контрольная работа №5 по теме:
«Объёмы тел»
Вариант №1
1. Образующая конуса наклонена к плоскости основания под углом 2α. Объём шара, вписанного в конус, равен Найдите объём конуса.
2.В правильной треугольной призме ABCA1B1C1 через вершины A, B и C1 проведена плоскость, составляющая с плоскостью основания угол . Расстояние от вершины C до этой плоскости равно . Найдите:
а) объём шара, описанного около призмы;
б)*объём меньшей из частей, на которые шар делит плоскость A1B1C1.
Вариант №2
1. В цилиндре, объём которого равен V, проведена плоскость, параллельная оси цилиндра. Диагональ полученного сечения равна L и составляет с плоскостью основания угол φ. Найдите объём шара, описанного около цилиндра.
2. В правильной треугольной пирамиде сторона основания равна , а расстояние от центра основания до боковой грани равно 4,8см. Найдите:
а) объём шара, вписанного в пирамиду;
б)*объём меньшей из частей шара, на которые его делит плоскость, проходящая через точки касания шара с боковой поверхностью пирамиды.
Контрольная работа №6 (итоговая)
Вариант №1
1. Основания равнобедренной трапеции равны 43 и 73. Косинус острого угла трапеции равен . Найдите боковую сторону трапеции.
2. Чему равен острый вписанный угол, опирающийся на хорду, равную радиусу окружности? Ответ дайте в градусах.
3. Угол A четырехугольника ABCD, вписанного в окружность, равен . Найдите угол C этого четырехугольника. Ответ дайте в градусах.
4. Хорда стягивает дугу окружности в . Найдите угол между этой хордой и касательной к окружности, проведенной через точку . Ответ дайте в градусах.
5. В правильной треугольной пирамиде медианы основания пересекаются в точке O. Площадь треугольника равна 9, объем пирамиды равен 6. Найдите длину отрезка OS.
6. Высота конуса равна 5, а диаметр основания – 24. Найдите образующую конуса.
7. Около шара описан цилиндр, площадь поверхности которого равна 18. Найдите площадь поверхности шара.
8. C2. В правильном тетраэдре ABCD найдите угол между медианой BM грани ABD и плоскостью BCD.
Контрольная работа №6 (итоговая)
Вариант №2
1. Основания равнобедренной трапеции равны 24 и 34. Косинус острого угла трапеции равен . Найдите боковую сторону.
2. Радиус окружности равен 1. Найдите величину острого вписанного угла, опирающегося на хорду, равную . Ответ дайте в градусах.
3. Угол между хордой AB и касательной BC к окружности равен . Найдите величину меньшей дуги, стягиваемой хордой AB. Ответ дайте в градусах.
4. Точки A, B, C, D, расположенные на окружности, делят эту окружность на четыре дуги AB, BC, CD и AD, градусные величины которых относятся соответственно как . Найдите угол A четырехугольника ABCD. Ответ дайте в градусах.
5. В правильной треугольной пирамиде медианы основания пересекаются в точке O . Площадь треугольника равна 2; объем пирамиды равен 4. Найдите длину отрезка .
6. Высота конуса равна 12, а диаметр основания – 10. Найдите образующую конуса.
7. Около шара описан цилиндр, площадь поверхности которого равна 18. Найдите площадь поверхности шара.
8. C2. В правильной шестиугольной пирамиде SABCDEF стороны основания которой равны 1, а боковые ребра равны 2. Найдите угол между прямыми SB и CD.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.
Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....
Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.
Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (прика...
Рабочая программа по геометрии 8 класс к учебнику "Геометрия 7-9" /Атанасян Л.С./
Основой для рабочей программы по геометрии в 8 классе является Примерная программа основного общего образования по математике составленная на основе федерального компонента государственного стандарта ...
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Комментарии
А программа-то по 11 классу!)
А программа-то по 11 классу!))