Урок-путешествие по теме: "Применение теоремы Пифагора при решении задач".
методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме
Урок закрепления ЗУН по теме : "Теорема Пифагора"( с презентацией)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 132 КБ |
teorema_pifagora.pptx | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ « Высокинская СОШ»
Лискинского района
Воронежской области
Урок - путешествие в 8 классе по теме:
«Применение
теоремы Пифагора
при решении задач»
Учитель Шнайдер И.И.
2012 - 13 учебный год
Урок-путешествие по теме:
"Применение теоремы Пифагора при решении задач".
Цели урока:
1) Дидактические: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, закрепить умение применять теорему Пифагора и теорему, обратную теореме Пифагора, при решении задач, показать исторические истоки теоремы.
2) Развивающая: продолжить развитие логического мышления и мировоззрения учащихся, навыков самоконтроля и взаимоконтроля; интеллектуальных навыков (анализировать и оценивать свои знания и знания товарища).
3) Воспитательная: продолжить воспитание у школьников устойчивого интереса к предмету, уважительного отношения к мнению окружающих.
Тип урока: урок обобщения и закрепления полученных знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Оборудование:
- персональный компьютер;
- чертежные инструменты;
- "раскладушка": легенды о Пифагоре, нравственные заповеди пифагорейцев, пентаграмма, исторические задачи, пифагорова головоломка, пифагоровы тройки …
- мультимедийный проектор;
- экран;
- авторская презентация, подготовленная с помощью Microsoft Power Point;
- карточки с заданиями, цветные фигурки для рефлексии.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Проверка д/з
- Актуализация имеющихся знаний по теме.
- Решение задач по готовым чертежам.
- Решение старинных задач.
- Физкультминутка.
- Сообщения учащихся (историческая справка).
- Проверочная работа с взаимоконтролем.
- Практическая задача с веревкой.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов. Оценки.
- Рефлексия.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
На предыдущем уроке вы познакомились с одной из главных теорем геометрии – теоремой Пифагора. (слайд 1)
Начать свой урок мне хотелось бы словами великого Иоганна Кеплера: «Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – это теорема Пифагора». (слайд 2).
Поэтому цель урока сегодня: показать использование этого сокровища при решении не только задач, которые есть в учебнике, но и старинных задач и практических задач. Мы повторим не только геометрию, но и алгебру, обратимся к истории и биологии.
II. Актуализация знаний, имеющихся у учащихся, по теме.
Но урок сегодня у нас будет необычный – мы совершим увлекательное путешествие страну Пифагорию. Чтобы начать его, сначала необходимо оценить обстановку вокруг. Мои консультанты уже доложили о готовности, дом. работа выполнена, непонятных вопросов – нет. А раз так, то мы продолжаем.
Чтобы идти верным путем, необходимо отыскать карту маршрута, а для этого нам нужно выполнить следующее задание:
а) закончить выражения (слайд 3-9).
б) установить соответствие. ( слайд 10)
Вы замечательно справились с этим заданием и поэтому нашему взору будет открыта Карта путешествий ( слайд 11)
Итак, первой остановкой на нашем пути будет Долина Устных Задач( слайд 11)
( Решаем задачи по готовым чертежам)
( Слайд 12,13,14) .
Мы успешно продвигаемся вперед и далее попадаем на Остров Незнаек. (слайд 15)
Вы, наверное, спросите, а почему Незнаек? Да просто жители этого острова вот уже несколько веков никак не могут решить задачи, а все потому, что они не знают теорему Пифагора. Но мы - то можем им помочь? Верно?
Решаем задачи про тополь, самолет (слайд 16 - 18)
Решаем по учебнику задачу № 494 ( стр. 133) (слайд 19) (Решают у доски)
Наше путешествие немного нас утомило, и поэтому я предлагаю сделать небольшой привал на полянке Здоровья.
(Физкультминутка) (слайд 20)
Продолжаем наш путь, двигаясь по Исторической тропинке, на которой мы, наверняка, встретим людей, которые смогут нам рассказать много интересного.
( Исторические сведения о Пифагоре и его открытиях).
Рассказ учащихся: (слайд 21-25)
О жизни Пифагора известно немного. Он родился в 580 г. до н.э. в Древней Греции на острове Самос, который находится в Эгейском море у берегов Малой Азии, поэтому его называют Пифагором Самосским.
Имя Пифагора известно благодаря его открытиям. Так, все мы знакомы с таблицей Пифагора (таблицей умножения), нам хорошо известна теорема, названная его именем. А вот что такое пентаграмма, вы знаете? Нет? Тогда я вам сейчас расскажу. Дабы познать науки, Пифагор много путешествовал, в одной из греческих колоний Южной Италии в городе Кротоне он организовал кружок молодежи из представителей аристократии, куда принимались с большими церемониями после долгих испытаний. Каждый вступающий отрекался от своего имущества и давал клятву хранить в тайне учения основателя. Так возникла знаменитая «Пифагорейская школа». Пифагорейцы занимались математикой, философией, естественными науками. Ими было сделано много важных открытий в арифметике и геометрии. Однако, в школе существовал Декрет, по которому авторство всех математических работ приписывалось Пифагору. Так вот, пентаграмма – это звездчатый пятиугольник, который образован диагоналями правильного пятиугольника. В Пифагорейской школе пятиконечная звезда была символом дружбы, чем-то вроде талисмана, которым одаривали друзей, тайным знаком, по которому пифагорейцы узнавали друг друга. Почему Пифагор выбрал именно этот знак? Всё очень просто.
Красота внешней формы пентаграммы связанна с необычным пропорциональным строением. Здесь есть среднее арифметическое, среднее геометрическое и среднее гармоническое. Пентаграмму никто не изобретал. Её просто скопировали с натуры. Природа – отличный художник, у неё верный глазомер и тонкое чувство гармонии. Пентаграмма пропорциональна а, значит, красива. Вид пятиконечной звезды имеют цветы, морские звезды и многие другие создания природы. И Пифагор очень гордился тем, что первым сделал пентаграмму символом, надеясь, что грядущие поколения не забудут этот символ дружбы и преданности.
Поблагодарим интересного рассказчика и продолжим наше путешествие. Сейчас каждому из вас предстоит преодолеть Крепость Геометрических Формул, а для этого надо решить задачи, карточки с которыми находятся у вас на партах. Одолев эту крепость, меняемся карточками, проверяем друг друга и выставляем оценки. Время на «взятие Крепости» – 7 мин. (слайд 26)
Карточки – задания :
Вариант I.
1. Является ли треугольник прямоугольным, если его стороны равны 6; 8; 10?
Ответ: да, нет.
2. Верно ли: Катет больше гипотенузы?
Ответ: да, нет.
3. Верно ли равенство: ВС= ?
Ответ: да, нет
4. Найти площадь прямоугольного треугольника, если его катеты равны 5см и 8см.
Ответ: 27 см2, 20 см2, 45 см2, 40 см2.
5. . Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 13 см, а основание равн10 см. Найти площадь треугольника.
Ответ: 60 см2; 30 см2 ; 130 см2; 65 см2.
Вариант II.
1. Является ли треугольник прямоугольным, если его стороны равны 12; 13; 4?
Ответ: да, нет.
2. Верно ли: Гипотенуза больше катета?
Ответ: да, нет.
3. Верно ли равенство: АС= ?
Ответ: да, нет
4. Найти площадь прямоугольного треугольника, если его катеты равны 6см и 12см.
Ответ: 36 см2, 20 см2, 72 см2, 18 см2.
5. . Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 17 см, а высота, проведенная к основанию - 8см. Найти периметр треугольника.
Ответ: 25см; 42см; 64см; 50см.
( ответы приведены в таблице – слайд 27).
I вар | II вар |
Да | Нет |
Нет | Да |
Да | Да |
20см2 | 36см2 |
30см2 | 64 см2 |
11. Подведение итогов. Оценки.
И последним на нашем пути оказался Город Мастеров. (слайд 28)
Аристотель говорил: «Ум заключается не только в знании, но и в умении приложить знание на деле».
Итак, заканчивая путешествие, что мы можем рассказать друзьям?
- Что повторили?
- Что нового узнали?
- Нужна ли теорема Пифагора сегодня?
А вы знаете, что ещё землемеры Древнего Египта для построения прямого угла использовали веревку, разделенную узлами на 12 равных частей. Предлагаю на несколько минут представить себя в роли древних египтян и показать, как это можно сделать.
(Вызываются 3 человека, которые веревкой образовывают треугольник с прямым углом). Указание: в углах должны быть узлы.
Молодцы! Вы достойно показали себя настоящими мастерами и, я надеюсь, что все полученные знания вам непременно пригодятся в дальнейшей жизни, например, когда решите построить свой дом.
10. Домашнее задание. (слайд 29).
Так, незаметно мы вернулись в наш век. А чтобы и впредь вы могли путешествовать, для этого необходимо потрудиться. Поэтому дома нужно решить задачи № 495 ( б, в) (стр. 129)
№ 515 (стр.130)
Старинную задачу (см. рис.)
Старинную задачу про лестницу (рис и условие прилагается), при решении которой предлагаю вам несколькими способами выполнить вычисление нужной длины, а также отыскать информацию о старинной мере длины - стопе, и ответ записать в современных единицах измерения.
12.Рефлексия.
После того, как прозвенел звонок, учитель просит учащихся оставить на доске красный цветочек, синий квадрат или черную тучку.
- по окончании урока у меня замечательное настроение, потому что все было понятно и интересно.
- настроение хорошее, но кое-что я не понял (а)
-у меня плохое настроение, я ничего не понял(а), только время зря потратил(а)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – это теорема Пифагора ». Иоганн Кеплер
Закончите предложение: Прямоугольным треугольником называется треугольник, у которого один из углов равен ____ 90°
Стороны треугольника, образующие прямой угол, называются _________ Закончите предложение: катетами
Сторона треугольника, лежащая против прямого угла, называется ____________ Закончите предложе ние : гипотенузой
В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен ____________ Закончите предложение: сумме квадратов катетов
Сформулированное выше предложение носит название ____________ Теорема Пифагора c² = a² + b²
Если в треугольнике квадрат одной стороны равен сумме квадратов двух других сторон , то такой треугольник – ____________ Закончите предложение: прямоугольный
S = ½ d 1 d 2 S = a² S = a b S = ½ a h S = ah Проведите линии так, чтобы соответствие между фигурой и формулой вычисления её площади было верным S =½ ( a + b)h S = ½ a b
Долина устных задач Остров Незнаек Полянка Здоровья Город Мастеров Крепость Формул Историческая тропинка
Долина устных задач
Н S Р 12 см 9 см 15 см ? Найдите: SP
К ? 12 см 13 c м N М Найдите: К N 5 c м
В ? 8 см 17 см А D С Найдите: А D 1 5 c м
Остров Незнаек
Задача индийского математика XII века Бхаскары "На берегу реки рос тополь одинокий. Вдруг ветра порыв его ствол надломал. Бедный тополь упал. И угол прямой С теченьем реки его ствол составлял. Запомни теперь, что в этом месте река В четыре лишь фута была широка Верхушка склонилась у края реки. Осталось три фута всего от ствола, Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: У тополя как велика высота?"
Из одной точки на земле отправились в путь автомобиль и самолет . Автомобиль преодолел расстояние 8 км, когда самолет оказался на высоте 6 км. Какой путь пролетел самолёт в воздухе с момента взлёта? Задача
8 км 6 км ? км
Решаем по учебнику задачу № 494 ( стр. 133 )
Полянка Здоровья
(580 - 500 г. до н.э.) Пифагор
Дабы познать науки, Пифагор много путешествовал, в одной из греческих колоний Южной Италии в городе Кротоне он организовал кружок молодежи из представителей аристократии, куда принимались с большими церемониями после долгих испытаний. Каждый вступающий отрекался от своего имущества и давал клятву хранить в тайне учения основателя. Так возникла знаменитая «Пифагорейская школа».
Пифагорейцы занимались математикой, философией, естественными науками. Ими было сделано много важных открытий в арифметике и геометрии. Однако, в школе существовал Декрет, по которому авторство всех математических работ приписывалось Пифагору.
Пентаграмма – это звездчатый пятиугольник, который образован диагоналями правильного пятиугольника.
Вид пятиконечной звезды имеют цветы, морские звезды и многие другие создания природы.
«Штурмуем» Крепость Формул
Проверь друга! 1 2 3 4 5 Да Нет Да 20см 2 30см 2 I вариант 1 2 3 4 5 Нет Да Да 36см 2 64см 2 II вариант
Город Мастеров Ещё землемеры Древнего Египта для построения прямого угла использовали веревку, разделенную узлами на 12 равных частей
Дома решить задачи : П. 54, 55 № 495 ( б , в) № 515 Старинную задачу ( см. рис.)
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме: "Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений"
Урок по теме "Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений" это урок закрепления и обощения знаний. На данном уроке я использую частично-поисковый метод. Для закрепления материала использ...
Теорема Эйлера и правильные многогранники. Применение теоремы Эйлера к решению задач.
Контингент: 10 классЦель:Изучить классификацию правильных многогранников и их свойстваПроанализировать связь геометрии, теории чисел и алгебрыПрименять теорему Эйлера к решению задачРазвить представле...
Презентация к уроку по теме "Применение теоремы Пифагора при решении задач"
Данная презентация поможет ребятам в закреплении знаний, умений и навыков по пройденной теме "Теорема Пифагора"....
Урок на тему: Применение теоремы Пифагора.
Открытый урок на тему: " Применение теоремы Пифагора". Автор учебника: 8 класс, «Геометрия», Атанасян Л.С.Тип урока: обобщение и применение знаний в нестандартной ситуации.Форма проведения урока...
Открытый урок "Применение теоремы Пифагора для решения задач"
Цели:Общеобразовательная: закрепление навыка решения задач с применением теоремы Пифагора.Развивающие: развитие логического мышления, внимания, памяти, формирование умений применять знания в новой сит...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ГЕОМЕТРИИ НА ТЕМУ: «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРЕМЫ ПИФАГОРА»
проектная деятельность...
Применение теоремы синусов к решению задач
Презентация открытого урока на тему " Применение теоремы синусов к решению задач"...