Урок-путешествие по теме: "Применение теоремы Пифагора при решении задач".
методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме

Шнайдер Ирина Ивановна

Урок закрепления ЗУН по теме : "Теорема Пифагора"( с презентацией)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc132 КБ
Файл teorema_pifagora.pptx1.41 МБ

Предварительный просмотр:

МКОУ « Высокинская СОШ»

Лискинского района

Воронежской области

Урок - путешествие в 8 классе по теме:

«Применение

теоремы Пифагора

при решении задач»

Учитель  Шнайдер И.И.

2012 - 13 учебный  год

Урок-путешествие по теме:

  "Применение теоремы Пифагора при решении задач".

Цели урока: 

1) Дидактические: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме, закрепить умение применять теорему Пифагора и теорему, обратную теореме Пифагора, при решении задач, показать исторические истоки теоремы.

2) Развивающая:    продолжить развитие логического мышления и мировоззрения учащихся, навыков самоконтроля и взаимоконтроля; интеллектуальных навыков (анализировать и оценивать свои знания и знания товарища).

3) Воспитательная:  продолжить воспитание у школьников устойчивого интереса к предмету, уважительного отношения к мнению окружающих. 

 Тип урока:    урок обобщения и закрепления полученных знаний.

 Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

 Оборудование: 

  1. персональный компьютер; 
  2. чертежные инструменты;
  3. "раскладушка": легенды о Пифагоре, нравственные заповеди пифагорейцев, пентаграмма, исторические задачи, пифагорова головоломка, пифагоровы тройки …
  4. мультимедийный проектор;
  5. экран;
  6. авторская презентация, подготовленная с помощью Microsoft  Power Point;
  7. карточки с заданиями, цветные фигурки для рефлексии.

 Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка д/з
  3. Актуализация имеющихся знаний по теме.
  4. Решение задач по готовым чертежам.
  5. Решение старинных задач.
  6. Физкультминутка.
  7. Сообщения  учащихся  (историческая справка).
  8. Проверочная работа  с взаимоконтролем.
  9. Практическая задача с веревкой.
  10. Домашнее задание.
  11. Подведение итогов. Оценки.
  12. Рефлексия.

Ход урока:

1. Организационный момент.

             - Здравствуйте, ребята!

На предыдущем уроке вы познакомились с одной из главных теорем геометрии – теоремой Пифагора. (слайд 1)

Начать свой урок мне хотелось бы словами  великого  Иоганна Кеплера: «Геометрия владеет  двумя сокровищами: одно из них – это теорема Пифагора». (слайд 2).

Поэтому цель урока сегодня: показать использование этого сокровища при решении не только задач, которые есть в учебнике, но и старинных задач и практических задач. Мы повторим не только геометрию, но и алгебру, обратимся к истории и биологии.

II.  Актуализация знаний, имеющихся у учащихся,  по теме.

 Но урок сегодня у нас будет необычный – мы совершим увлекательное путешествие страну Пифагорию. Чтобы начать его, сначала необходимо оценить обстановку вокруг. Мои консультанты уже доложили о готовности, дом. работа выполнена, непонятных вопросов – нет. А раз так, то мы продолжаем.

Чтобы идти верным путем, необходимо отыскать  карту маршрута, а для этого нам нужно выполнить следующее задание:

а) закончить выражения     (слайд 3-9).

б) установить соответствие. ( слайд 10)

Вы замечательно справились с этим заданием и поэтому нашему взору будет открыта  Карта путешествий ( слайд 11)

Итак, первой остановкой на нашем пути будет Долина Устных Задач( слайд 11)

( Решаем задачи по готовым чертежам)

( Слайд 12,13,14) .

Мы успешно продвигаемся вперед и далее  попадаем на Остров Незнаек. (слайд 15)

Вы, наверное, спросите, а почему Незнаек? Да просто жители этого острова вот уже несколько веков никак не могут решить задачи, а все потому, что они не знают теорему Пифагора. Но мы - то можем им помочь? Верно?

Решаем задачи про тополь,  самолет       (слайд 16 - 18)

Решаем  по учебнику  задачу №  494 ( стр. 133)  (слайд 19)   (Решают у доски)

Наше путешествие немного нас утомило, и поэтому я предлагаю сделать небольшой привал на полянке Здоровья.

(Физкультминутка)     (слайд  20)

Продолжаем наш путь, двигаясь по Исторической тропинке, на которой мы, наверняка, встретим людей, которые смогут нам рассказать много интересного.

(  Исторические сведения о Пифагоре и его открытиях).

Рассказ учащихся: (слайд 21-25)  

    О жизни Пифагора известно немного. Он родился в 580 г. до н.э. в Древней Греции на острове Самос, который находится в Эгейском море у берегов Малой Азии, поэтому его называют Пифагором Самосским.

Имя Пифагора  известно благодаря его открытиям. Так, все мы знакомы  с таблицей Пифагора (таблицей умножения), нам хорошо известна теорема, названная его именем. А вот что такое пентаграмма, вы знаете? Нет?  Тогда я вам сейчас расскажу. Дабы познать науки, Пифагор много путешествовал,  в одной из греческих колоний Южной Италии в городе Кротоне он организовал кружок молодежи из представителей аристократии, куда принимались с большими церемониями после долгих испытаний. Каждый вступающий отрекался от своего имущества и давал клятву хранить в тайне учения основателя. Так возникла  знаменитая «Пифагорейская школа».  Пифагорейцы занимались математикой, философией, естественными науками. Ими было сделано много важных открытий в арифметике и геометрии. Однако, в школе существовал Декрет, по которому авторство всех математических работ приписывалось Пифагору. Так вот,  пентаграмма – это звездчатый пятиугольник, который образован диагоналями правильного пятиугольника. В Пифагорейской  школе пятиконечная звезда была символом дружбы, чем-то вроде талисмана, которым одаривали друзей, тайным знаком, по которому пифагорейцы узнавали друг друга. Почему  Пифагор выбрал именно этот знак? Всё очень просто.

Красота внешней формы пентаграммы связанна с необычным пропорциональным строением.  Здесь есть среднее арифметическое, среднее геометрическое и среднее гармоническое. Пентаграмму никто не изобретал. Её просто скопировали с натуры. Природа – отличный художник, у неё верный глазомер и тонкое чувство гармонии. Пентаграмма пропорциональна а, значит, красива. Вид пятиконечной звезды имеют цветы, морские звезды и многие другие создания природы. И Пифагор очень  гордился тем,  что первым сделал пентаграмму символом, надеясь, что грядущие поколения не забудут этот символ дружбы и преданности.

 Поблагодарим интересного рассказчика и продолжим наше путешествие. Сейчас каждому из вас предстоит преодолеть Крепость Геометрических Формул, а для этого надо решить  задачи, карточки с которыми находятся у вас на партах. Одолев эту крепость, меняемся карточками,  проверяем друг друга и выставляем оценки. Время на «взятие Крепости» – 7 мин. (слайд 26)

Карточки – задания :

Вариант I.

1. Является ли треугольник прямоугольным, если его стороны равны 6; 8; 10?

Ответ: да, нет.

2. Верно ли: Катет больше гипотенузы?

Ответ: да, нет.

3. Верно ли равенство: ВС=      ?

   

 Ответ: да, нет

4. Найти площадь прямоугольного треугольника, если его катеты равны 5см и 8см.

Ответ: 27 см2, 20 см2, 45 см2, 40 см2.

5. . Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 13 см, а основание  равн10 см. Найти  площадь треугольника.

   Ответ:   60 см2;    30 см2 ;   130 см2;   65 см2.

Вариант II.

1. Является ли треугольник прямоугольным, если его стороны равны 12; 13; 4?

Ответ: да, нет.

2. Верно ли: Гипотенуза больше катета?

 Ответ: да, нет.

3. Верно ли равенство: АС=      ?

   

 Ответ: да, нет

4. Найти площадь прямоугольного треугольника, если его катеты равны 6см и 12см.

Ответ: 36 см2, 20 см2, 72 см2, 18 см2.

5. . Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 17 см, а высота, проведенная к основанию - 8см. Найти  периметр  треугольника.

Ответ: 25см;  42см;  64см;   50см.

( ответы приведены в таблице – слайд 27).

I вар

II вар

Да

Нет

Нет

Да

Да

Да

20см2

36см2

30см2

64 см2

11. Подведение итогов. Оценки.

И последним на нашем пути оказался Город Мастеров. (слайд 28)

Аристотель говорил: «Ум заключается не только в знании, но и в умении приложить знание на деле». 

Итак, заканчивая  путешествие, что мы можем рассказать друзьям?

  1. Что повторили?
  2. Что нового узнали?
  3. Нужна ли теорема Пифагора сегодня?

А вы знаете, что ещё землемеры Древнего Египта для построения прямого угла использовали веревку, разделенную узлами на 12 равных частей. Предлагаю на несколько минут представить себя в роли древних египтян и показать, как это можно сделать.

 (Вызываются 3 человека, которые  веревкой образовывают треугольник с прямым  углом).     Указание: в углах должны быть узлы.

Молодцы! Вы достойно показали себя настоящими мастерами и, я надеюсь, что все полученные знания вам непременно пригодятся в дальнейшей жизни, например, когда решите построить свой дом.

10. Домашнее задание. (слайд  29).

Так,  незаметно мы вернулись в наш век. А чтобы и впредь вы могли путешествовать, для этого необходимо потрудиться. Поэтому дома нужно решить задачи    № 495  ( б, в) (стр. 129)

   №  515 (стр.130)

   Старинную  задачу (см. рис.)        

Старинную задачу про лестницу (рис и условие прилагается), при решении которой предлагаю вам несколькими способами выполнить вычисление нужной длины, а также отыскать информацию о старинной мере длины - стопе, и ответ записать в современных единицах измерения.

12.Рефлексия.

После того, как прозвенел звонок, учитель просит учащихся оставить на доске красный цветочек, синий квадрат или черную тучку.

                       

 - по окончании урока у меня замечательное настроение, потому что  все было понятно и интересно.

- настроение хорошее, но кое-что я не понял (а)

                                   -у меня плохое настроение, я ничего не понял(а), только время зря потратил(а)

       



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: « Применение теоремы Пифагора при решении задач»

Слайд 2

« Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – это теорема Пифагора ». Иоганн Кеплер

Слайд 3

Закончите предложение: Прямоугольным треугольником называется треугольник, у которого один из углов равен ____ 90°

Слайд 4

Стороны треугольника, образующие прямой угол, называются _________ Закончите предложение: катетами

Слайд 5

Сторона треугольника, лежащая против прямого угла, называется ____________ Закончите предложе ние : гипотенузой

Слайд 6

В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен ____________ Закончите предложение: сумме квадратов катетов

Слайд 7

Сформулированное выше предложение носит название ____________ Теорема Пифагора c² = a² + b²

Слайд 8

Если в треугольнике квадрат одной стороны равен сумме квадратов двух других сторон , то такой треугольник – ____________ Закончите предложение: прямоугольный

Слайд 9

S = ½ d 1 d 2 S = a² S = a b S = ½ a h S = ah Проведите линии так, чтобы соответствие между фигурой и формулой вычисления её площади было верным S =½ ( a + b)h S = ½ a b

Слайд 10

Долина устных задач Остров Незнаек Полянка Здоровья Город Мастеров Крепость Формул Историческая тропинка

Слайд 11

Долина устных задач

Слайд 12

Н S Р 12 см 9 см 15 см ? Найдите: SP

Слайд 13

К ? 12 см 13 c м N М Найдите: К N 5 c м

Слайд 14

В ? 8 см 17 см А D С Найдите: А D 1 5 c м

Слайд 15

Остров Незнаек

Слайд 16

Задача индийского математика XII века Бхаскары "На берегу реки рос тополь одинокий. Вдруг ветра порыв его ствол надломал. Бедный тополь упал. И угол прямой С теченьем реки его ствол составлял. Запомни теперь, что в этом месте река В четыре лишь фута была широка Верхушка склонилась у края реки. Осталось три фута всего от ствола, Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: У тополя как велика высота?"

Слайд 17

Из одной точки на земле отправились в путь автомобиль и самолет . Автомобиль преодолел расстояние 8 км, когда самолет оказался на высоте 6 км. Какой путь пролетел самолёт в воздухе с момента взлёта? Задача

Слайд 18

8 км 6 км ? км

Слайд 19

Решаем по учебнику задачу № 494 ( стр. 133 )

Слайд 20

Полянка Здоровья

Слайд 21

(580 - 500 г. до н.э.) Пифагор

Слайд 22

Дабы познать науки, Пифагор много путешествовал, в одной из греческих колоний Южной Италии в городе Кротоне он организовал кружок молодежи из представителей аристократии, куда принимались с большими церемониями после долгих испытаний. Каждый вступающий отрекался от своего имущества и давал клятву хранить в тайне учения основателя. Так возникла знаменитая «Пифагорейская школа».

Слайд 23

Пифагорейцы занимались математикой, философией, естественными науками. Ими было сделано много важных открытий в арифметике и геометрии. Однако, в школе существовал Декрет, по которому авторство всех математических работ приписывалось Пифагору.

Слайд 24

Пентаграмма – это звездчатый пятиугольник, который образован диагоналями правильного пятиугольника.

Слайд 25

Вид пятиконечной звезды имеют цветы, морские звезды и многие другие создания природы.

Слайд 26

«Штурмуем» Крепость Формул

Слайд 27

Проверь друга! 1 2 3 4 5 Да Нет Да 20см 2 30см 2 I вариант 1 2 3 4 5 Нет Да Да 36см 2 64см 2 II вариант

Слайд 28

Город Мастеров Ещё землемеры Древнего Египта для построения прямого угла использовали веревку, разделенную узлами на 12 равных частей

Слайд 29

Дома решить задачи : П. 54, 55 № 495 ( б , в) № 515 Старинную задачу ( см. рис.)

Слайд 30

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме: "Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений"

Урок по теме "Применение теоремы Виета при решении квадратных уравнений" это урок закрепления и обощения знаний. На данном уроке я использую частично-поисковый метод. Для закрепления материала использ...

Теорема Эйлера и правильные многогранники. Применение теоремы Эйлера к решению задач.

Контингент: 10 классЦель:Изучить классификацию правильных многогранников и их свойстваПроанализировать связь геометрии, теории чисел и алгебрыПрименять теорему Эйлера к решению задачРазвить представле...

Презентация к уроку по теме "Применение теоремы Пифагора при решении задач"

Данная презентация поможет ребятам в закреплении знаний, умений и навыков по пройденной теме "Теорема Пифагора"....

Урок на тему: Применение теоремы Пифагора.

Открытый урок на  тему: " Применение теоремы Пифагора". Автор учебника: 8 класс, «Геометрия», Атанасян Л.С.Тип урока: обобщение и применение знаний в нестандартной ситуации.Форма проведения урока...

Открытый урок "Применение теоремы Пифагора для решения задач"

Цели:Общеобразовательная: закрепление навыка решения задач с применением теоремы Пифагора.Развивающие: развитие логического мышления, внимания, памяти, формирование умений применять знания в новой сит...

Применение теоремы синусов к решению задач

Презентация открытого урока  на тему " Применение  теоремы синусов к решению задач"...