Урок на тему: Применение теоремы Пифагора.
план-конспект урока по геометрии (8 класс) по теме
Открытый урок на тему: " Применение теоремы Пифагора". Автор учебника: 8 класс, «Геометрия», Атанасян Л.С.
Тип урока: обобщение и применение знаний в нестандартной ситуации.
Форма проведения урока: практико-ориентированное занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение теоремы Пифогора | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка (геометрия, 8 класс) по теме:
Применение теоремы Пифагора.
Предмет: геометрия
Образовательная система: автор учебника: 8 класс, «Геометрия», АтанасянЛ.С.
Тема урока: Применение теоремы Пифагора.
Тип урока: обобщение и применение знаний в нестандартной ситуации.
Форма проведения урока: практико-ориентированное занятие.
Цель: продолжить формирование умения применять теорему Пифагора при решении задач;
выделить практическую значимость данной теоремы в реальной жизни;
развивать логическое мышление, обеспечить возможность и создавать условия для более широкого изучения данной темы для желающих..
Задачи урока:
Обучающие:
применение полученных знаний на практике
формирование умений учащихся решать задачи на нахождение неизвестной стороны прямоугольного треугольника
Развивающие:
развитие культуры устной речи
развитие логического мышления, умения делать выводы.
развивать способность анализировать, сравнивать и обобщать полученные данные.
Воспитательные:
формирование воспитание ответственности, самостоятельности, критичного отношения к себе
формирование мышления, необходимого для продуктивной жизни в обществе
воспитание рациональной организации времени
воспитание умения работать в группе
воспитание культуры математического мышления, положительного эмоционального отношения к точным наукам.
Оборудование: тетрадь, раздаточный материал, презентация, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Использование технологий: обучение в сотрудничестве; дифференцированное обучение; информационно-коммуникационные технологии.
Формы работы учащихся: фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная.
Формирование УУД:
- Личностных УУД:
- учебной мотивации;
- положительных нравственных качеств;
- умения адекватной самооценки ;
навыков конструктивного взаимодействия.
- Регулятивных:
- умения выбирать методы для решения задач разного типа;
- умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- умения работать по коллективно составленному плану.
- Познавательных:
- умения найти и выделить информацию;
- умения выделить следствия из подведенных понятий;
умения построить цепь логических рассуждений при решении задач
- Коммуникативных:
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками и определять способы взаимодействия;
- умения разрешать конфликтные ситуации;
- умения сотрудничать при поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и аргументировать свое мнение с учетом мнения соучеников.
Планируемые результаты урока:
Предметные: умение применять теорему Пифагора
Метапредметные: умение определять последовательность действий, работать по составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уроке и вносить необходимые коррективы, уметь оформлять мысли в устной форме, слушать и понимать речь окружающих.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критериев успешной учебной деятельности.
Сценарий урока
ЭТАП УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ | КОММЕНТАРИИ |
1.Организационный момент. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Готовятся к уроку. | |
2.Мотивационный этап. | Решают кроссворд, формулируют теорему Пифагора | Работа в парах | |
3.Актуализация знаний учащихся: | Проводит устную работу по обобщению материала. Создает эмоциональный настрой на работу. | Отвечают на вопросы учителя. Проговаривают определения и теоремы. | Фронтальная работа. |
4. Обобщение изученного материала. Восприятие, осмысление новых знаний. | Помогает ученикам, задавая наводящие вопросы. | Составляют математические модели задач, оформляют решение на доске и в тетрадях. | Индивидуальная работа. |
5. Проверка усвоения. | Выясняет какие качества помогут учащимся эффективно работать в группах. | Решают разноуровневые задачи. Проверяют верность ответов. | Работа в группах. |
6. Итоги урока. Рефлексия. | Организует обсуждение достижений Предлагает осуществить самооценку достижений по заранее продуманному алгоритму | Формулируют тему урока. Заполняют лист самооценки. | |
7. Домашнее задание. | Придумать, или найти примеры практического применения теоремы Пифагора |
Ход урока:
1.Организационный этап:
- Учитель: Добрый день, меня зовут Светлана Игоревна, я рада вас видеть, сегодня я проведу у вас урок геометрии. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и слова «тема урока». К этому мы вернемся чуть позже. Урок мы начнем с разминки. Перед вами лежит раздаточный материал, возьмите лист№1. Работаем в парах с соседом по парте. Эта работа должна занять у вас не более 2 минут. Приступайте.
Итак, время истекло, какие математические понятия образовались в клетках? (слайд№2)
Ученик: катет, гипотенуза, квадрат, сумма.
Учитель: Все слова зашифрованный в этом кроссворде имеют прямое отношение к теме нашего урока, посмотрите внимательно, что их связывает?
Ученик: теорема Пифагора
Учитель: кто может сформулировать эту теорему
Ученик: в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. (слайд№3)
2. Мотивационный этап. Актуализация знаний:
- Учитель: внимательно посмотрим на доску, сколько прямоугольных треугольников вы видите? Перечислите их, назовите для каждого катеты и гипотенузу. (слайд№4)
- Учитель: Как будет выглядеть формула теоремы Пифагора к треугольнику со сторонами m,n,k?...... (слайд№5)
3. Реализация намеченного.
- Учитель: Первое упоминание о теореме Пифагора в России было сделано в 18 веке, в русском переводе евклидовых "Начал", сделанном Фомой Ивановичем Петрушевским, там теорема Пифагора изложена так: (слайд№6)
"В прямоугольных треугольниках квадрат из стороны, противолежащей прямому углу, равен сумме квадратов из сторон, содержащих прямой угол".
После этого, она уже встречается в первом учебнике математики на Руси. Назывался этот учебник "Арифметика" - Кто знает автора первого учебника? (Леонтий Филиппович Магнитский) (слайд№7)
-Однако настоящая его фамилия -Теляшин, а Магнитским он стал по приказу Петра 1, который был восхищен его знаниями, притягивавшими к себе всех любознательных подобно магниту.
- Давайте решим задачу из арифметики Магницкого. (Читаю так задачу, как она была изложена в те времена (слайд№8)
Случися некому человеку к стене лествицу прибрати, у стены же тоя высота есть 117 стоп. И обретя лестницу долготою 125 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать.
Чем отличается эта задача от большинства тех, что содержаться в нашем учебнике?
Ученики: стиль изложения, старые слова, старинные единицы измерения, нет конкретных геометрических фигур
Как же оформить решение этой задачи в тетради?
Ученик: составить математическую модель задачи
Один из учеников (по желанию) оформляет задачу на доске, остальные в тетрадях.
(слайд№9)
- Ученик садится на место, решение остается на доске.
Учитель: внимательно посмотрите на задачу, сколько этапов можно выделить для решения нашей задачи?
1 указали прямоугольный треугольник
2 записали для него теорему Пифагора
3 Выразили неизвестную сторону через две другие
4 Подставили известные значения и вычислили
Найдите алгоритм у себя на столах, вложите его в тетрадь(слайд№10)
- А сейчас мы с вами перенесемся в Индию 12 века. (слайд№11)
На берегу реки рос тополь одинокий.
Вдруг ветра порыв его ствол надломал.
Бедный тополь упал. И угол прямой
С теченьем реки его ствол составлял.
Запомни теперь, что в этом месте река
В четыре лишь фута была широка
Верхушка склонилась у края реки.
Осталось три фута всего от ствола,
Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:
У тополя как велика высота?
Эта задача была придумана крупнейшим индийским математиком и астрономом XII века
Решите эту задачу самостоятельно.
Кто найдет верный ответ, поднимите руку.
Один из первых решивших задачу объясняет ее решение у доски.
- Учитель: Найдите на своих партах лист№3. На этом листе задания разного уровня сложности, каждому из них соответствует определенное количество баллов. Теперь мы будем работать по группам по 4 человека. Задача группы набрать наибольшее количество баллов, за одну решенную задачу баллы группе засчитываются один раз. Сидящие на первой и третьей парте повернитесь назад. Распределите роли в группе и через 7 минут мы проверим, какая команда наберет больше всего баллов.
- Учитель: Время истекло, подсчитайте сколько баллов набрала каждая команда.
(слайд№13)
Есть ли команда набравшая 25 баллов?
Сколько баллов набрала каждая команда?
- Учитель: Давайте теперь вспомним чем мы сегодня занимались на уроке.
Ученик: решали задачи на теорему Пифагора.
А как вы думаете где, кроме решения задач можно использовать теорему Пифагора?
(слайды №14,15,16)
Самопроверка (рефлексия)
- Учитель: Теперь вернемся к самому началу урока. Как бы вы сформулировали тему нашего занятия? «Применение теоремы Пифагора"
- А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: найти и решить 2практические задачи на применение теоремы Пифагора из любого сборника для подготовке к ГИА .
- Учитель: И в завершение лист № 4 и вспомните что вы делали на сегодняшнем уроке.
Ученики заполняют лист самооценки.
Учитель: Сдайте нам листы самопроверки и на этом мы с вами прощаемся, до свидания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок геометрия 8 класс "Теорема Пифагора"
Доказательство теоремы Пифагора....
план конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора"
План конспект урока геометрии по теме "Теорема Пифагора" с использованием электронных образовательных ресурсов....
Урок геометрии по теме: Теорема Пифагора.
Разработка включает в себя конспект урока, презентацию и самостоятельную работу....
Урок - зачет по теме: "Теорема Пифагора"
Урок по геометрии...
Презентация к уроку по теме "Применение теоремы Пифагора при решении задач"
Данная презентация поможет ребятам в закреплении знаний, умений и навыков по пройденной теме "Теорема Пифагора"....