Методическая разработка урока геометрии в 10 классе школы глухих "Решение задачи разными способами".
методическая разработка по геометрии (10 класс) на тему

Богданова Вера Ивановна

 

В методической разработке урока представлены: образец оформления доски, схемы записи решения задачи двумя способами, рекомендации по решению задач, виды работ на уроке с учащимися, имеющими сложную структуру дефекта, подробный анализ условия задачи и её решения, этапы решения задачи двумя способами, словарная работа при подведении итога урока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_geometrii.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока геометрии в 10 классе школы глухих.

В методической разработке урока представлены: образец оформления доски, схемы записи решения задачи двумя способами, рекомендации по решению задач, виды работ на уроке с учащимися, имеющими сложную структуру дефекта, подробный анализ условия задачи и её решения, этапы решения задачи двумя способами, словарная работа при подведении итога урока.

Тема: Решение задачи.

Цель.

  1. Формировать навык поиска решения задачи разными способами.
  2. Развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся, связанную с поиском решения задачи.
  3. Воспитывать самостоятельность учащихся в процессе обучения решению задач.

План урока.

Оформление доски

Чертеж

B

    A                    C

               o

Условие задачи.

Дано:

Задача.

В равнобедренном треугольнике основание равно 16 сантиметров, боковая сторона – 10 сантиметров. Вычислите радиус описанной окружности треугольника.

Место для дополнительных вычислений, чертежей, которые выполняются в ходе решения задачи

Схемы.

Первый способ

OBMBиз ABM

Второй способ

OBDMMBизABM

Слева от доски наборное полотно для табличек.

Справа от доски стенд «Рекомендации по решению задач».

Учащимся раздаются листы с готовым чертежом (треугольник и описанная около него окружность). Для каждого способа решения задачи ученики проводят соответствующие дополнительные построения и записывают схему решения.

В ходе урока в листах учащихся появляются чертежи.

Первый способ

                                   B

                           N

                        A          M       C

             о

Второй способ

                                    B

A    8    M 8   C

          о


Задача.

В равнобедренном треугольнике основание – 16см, боковая сторона – 10см. Найдите радиус окружности, описанной около этого треугольника.

Ход урока.

I. Введение в урок.

Учитель:

Сегодня решим задачу. Попробуем решить разными способами. Перед вами рекомендации по решению задачи (обращает внимание учащихся к стенду). Не забывайте, это ваши «помощники». Прочитайте задачу. Запишем условие задачи.

Ученики:

Дано:

 АВС – равнобедренный,

АС   основание, окружность (О;R)-описанная,

АВ=ВС=10 см, АС=16 см.

Найти: R=ОВ.

Учитель:

Чего недостает в чертеже?

Ученик:

В чертеже недостает радиуса. (Проводит радиус и обозначает его).

Учитель:

Какой рекомендацией вы сначала воспользуетесь? Почему?

Ученик:

Я думаю, что надо воспользоваться рекомендацией: «Найдите на рисунке треугольники. Если их нет, то попытайтесь создать их…»

Учитель:

Почему? Обоснуйте свое предложение.

Ученик:

Потому что отрезок ОВ должен быть стороной какого-либо треугольника.

Учитель:

Какие дополнительные линии вы предлагаете провести?

Ученик:

Я предлагаю провести серединный перпендикуляр ОN к стороне АВ. Получим  ОNВ.

Учитель:

Какую рекомендацию вы используете далее? Почему?

Ученик:

Я считаю, что надо найти на чертеже подобные треугольники, так как это поможет определять и сравнивать углы и стороны.

Учитель:

Кто увидел на чертеже подобные треугольники? Покажите их.

Ученик:

 ОNВ  BMA.

Учитель:

Почему треугольник подобный?

Ученик:

АВО – общий; ONB = АМВ=90о (по первому признаку подобия). (записать в схему!)

Учитель:

Что следует из подобия треугольников?

Ученик:

Из подобия треугольников следует, что  (записать в схему)

Учитель:

Все ли члены пропорции известны?

Ученик:

AB=10, NB=5, MB=? (неизвестно).

Учитель:

Как найти отрезок BM?

Ученик:

ВМ можно вычислить из АВМ по теореме Пифагора. (записать в схему).

Учитель:

Мы составили схему. Сделайте вывод.

Ученик:

Чтобы решить задачу, надо рассуждать по цепочке в обратном направлении.

Учитель:

Составьте план действий.

Ученики:

Сначала проведем ON  BM, AN=NB=5см. Из ABM по теореме Пифагора найдем ВМ. Из пропорции  по I признаку подобия вычислим ОВ

Учитель:

Запишите решение на листке.

Организация работы с учащимися, имеющими сложный дефект, на этапе поиска первого способа решения задачи.

  1. Во время записи условия задачи с классом, ученик Б. подчеркивает опорные слова «треугольник равнобедренный», «основание», «16см», «10см», «радиус», и т.д. в карточке с текстом задачи. ученик К. работает с классом.
  2. На первой стадии поиска решения задачи ученик Б. и ученик К. работают с моделями по условию задачи, где выделены цветом сходственные стороны подобных треугольников. Учащиеся выделяют подобные треугольники ONB и BAM, сходственные стороны, записывают пропорцию.
  3. За тем на модели треугольника ABM находят гипотенузу и катеты. Определяют катет BM по теореме Пифагора.
  4. При составлении плана решения задачи ученик Б. работает самостоятельно с индивидуальными табличками, ученик К. – работает с классом.
  5. На этапе записи решения задачи ученик К. самостоятельно записывает план, ученик Б. – вычисляет катет ВМ  прямоугольного треугольника с опорой на составленный по табличкам план решения задачи, читает составленный план решения.

Проверка решения задачи на доске (краткая запись)

(см)

(см)

II. Этап решения задачи вторым способом.

Учитель:

              B

      A          M      C

               о

              D

Мы решили задачу первым способом. Продолжим поиск решения задачи. Посмотрите на чертеж. Чем является отрезок АС? (ВD)

Ученик:

Отрезок АС является хордой. Отрезок ВD является хордой (диаметром).

Учитель:

Что можно сказать о хордах АС и ВD?

Ученик:

Хорды пересекаются в точке М.

Учитель:

Какое свойство отрезков пересекающихся хорд вы знаете?

Ученик:

Если две хорды окружности пересекаются, то произведение отрезков одной хорды равно произведению отрезков другой хорды.

Учитель:

Запишите равенство.

Ученик:

Учитель:

Вернемся к задаче. Какой рекомендации можно воспользоваться?

Ученик:

Я считаю, что надо воспользоваться рекомендацией: «Если даны две фигуры, то попытайтесь провести вспомогательные линии, которые бы их связали».

Учитель:

Верно. Чего недостает в чертеже?

Ученик:

В чертеже недостает второй хорды. Проведем хорду ВD – это диаметр.

Учитель:

Чему равен отрезок ОВ по отношению к диаметру ВD?

Ученик:

Диаметр окружности в два раза больше ее радиуса, значит,  (записать в схему)

Учитель:

Как найти отрезок ?

Ученик:

Из равенства по свойству отрезков пересекающихся хорд. (записать в схему)

Учитель:

Как найти отрезок ВD?

Ученик:

Из  АВМ по теореме Пифагора найдем ВМ (записать в схему)

Учитель:

Сделайте вывод.

Ученик:

Чтобы решить задачу, надо рассуждать по цепочке в обратном направлении.

Учитель:

Составьте план действий

Ученики:

  1. Проведем хорду ВD в окружности (О;R)
  2. Вычислим ВМ из  АВМ по теореме Пифагора
  3. Найдем из равенства
  4. Найдем ОВ из отношения

Учитель:

Мы нашли второй способ решения задачи.

Организация работы с учащимися, имеющими сложный дефект, на этапе поиска второго способа решения задачи.

  1. Ученики работают по готовым чертежам, с моделями (цветом выделены хорды, обозначены отрезки).
  2. Составляют равенство:
  3. Составляют отношение
  4. Учащийся Б. самостоятельно составляет план решения задачи по табличкам, опорным схемам

Учащийся К.. участвует в коллективной работе по составлению плана решения задачи.

III. Домашнее задание.

В классной задаче слово «описанной» заменить на слово «вписанной». Предложить ученикам переформулировать задачу. Получится  следующий текст:

Задача.

  1. В равнобедренном треугольнике основание – 16 см, боковая сторона – 10 см.

Найдите радиус окружности, вписанной в этот треугольник.

  1. Решить задачу вторым способом.
  2. Желающие могут найти в справочнике формулу для радиуса описанной окружности и решить задачу.
  3. Учащиеся Б.и К. решают задачу первым способом по плану.

IV. Подведение итога урока.

Учитель:

Мы нашли два способа решения задачи. Какой ответ в задаче? (см) Но это не самое главное. Что мы еще делали?

Ученик:

Повторяли теоремы, определения (перечисляет).

Учитель:

Правильно. Но и это не самое главное. Чему мы учились при решении задачи?

Ученики:

Делать выводы. Планировать действия.

Учитель:

Главная цель решения задачи – развитие умений.

 (ставит табличку в наборное полотно)

Логически мыслить.

(ставит табличку в наборное полотно)

Делать обоснованные утверждения и выводы.

(ставит табличку в наборное полотно)

Выполнять чертеж.

(ставит табличку в наборное полотно)

Считывать информацию с чертежа.

(ставит табличку в наборное полотно)

Планировать свои действия.

(ставит табличку в наборное полотно)

Это очень важные умения. Они нужны и на уроках и в жизни.

Рекомендации по решению задачи

Найдите на чертеже подобные или прямоугольные треугольники или попытайтесь создать их.

Найдите на рисунке треугольники как простейшие фигуры. Если треугольников нет, попробуйте создать их путём вспомогательных построений.

Если даны две фигуры, а в задаче требуется найти нечто связанное с обеими, то попытайтесь провести различные вспомогательные линии, которые бы их связали.

В геометрической задаче на вычисление попробуйте составить уравнения – аналитическое выражение геометрических теорем, в которые входили бы известные и неизвестные величины.

Если дан четырёхугольник, то посмотрите, можно ли около него описать окружность (или вписать окружность). Это поможет определять и сравнивать углы и стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские» Тема «Теорема Пифагора»

Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские»Тема «Теорема Пифагора»...

Методическая разработка урока геометрии в 11 классе "Решение планиметрических задач из ЕГЭ"

Урок геометрии в 11 классе с использованием групповой и парной работы....

Методическая разработка урока геометрии 8 класс Параллелограмм и его свойства

Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС и является методической разработкой урока. Ожидаемые результаты учебного занятия:Предметные: уметь объяснять, какой четырехугольник явля...

Методическая разработка урока геометрии 8 класс Серединный перпендикуляр к отрезку и его свойства

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника : Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др.,Геометрия.7-9 класс,-М.: Просвещение , 2013.Тип урока: урок изучения  и первичного зак...

Применение технологии дебатов и дискуссии методическая разработка урока в 10 классе школы с углубленным изучением английского языка по теме : Advantages and Disadvantages of Traditional and Modern Lifestyles of People”

Методическая разработка посвящена применению  технологии дебатов и дискуссии на  уроке в 10 классе  по теме :Стиль жизни....

Методическая разработка урока в 5 классе школ с углубленным изучением английского языка на тему «My flat».

Часто при освоении больших блоков лексических единиц учениками средней школы учителям не хватает наглядности. Данная методическая разработка предлагает алгоритм работы с новой лексикой на уроке, при к...

Методическая разработка урока геометрии 8 класс

Методическая разработка урока геометрии...