Методическая разработка урока геометрии в 10 классе школы глухих "Решение задачи разными способами".
методическая разработка по геометрии (10 класс) на тему
В методической разработке урока представлены: образец оформления доски, схемы записи решения задачи двумя способами, рекомендации по решению задач, виды работ на уроке с учащимися, имеющими сложную структуру дефекта, подробный анализ условия задачи и её решения, этапы решения задачи двумя способами, словарная работа при подведении итога урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_geometrii.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока геометрии в 10 классе школы глухих.
В методической разработке урока представлены: образец оформления доски, схемы записи решения задачи двумя способами, рекомендации по решению задач, виды работ на уроке с учащимися, имеющими сложную структуру дефекта, подробный анализ условия задачи и её решения, этапы решения задачи двумя способами, словарная работа при подведении итога урока.
Тема: Решение задачи.
Цель.
- Формировать навык поиска решения задачи разными способами.
- Развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся, связанную с поиском решения задачи.
- Воспитывать самостоятельность учащихся в процессе обучения решению задач.
План урока.
Оформление доски
Чертеж B A C o | Условие задачи. Дано: | Задача. В равнобедренном треугольнике основание равно 16 сантиметров, боковая сторона – 10 сантиметров. Вычислите радиус описанной окружности треугольника. | Место для дополнительных вычислений, чертежей, которые выполняются в ходе решения задачи |
Схемы.
Первый способ
OBMBиз ABM
Второй способ
OBDMMBизABM |
Слева от доски наборное полотно для табличек. | Справа от доски стенд «Рекомендации по решению задач». |
Учащимся раздаются листы с готовым чертежом (треугольник и описанная около него окружность). Для каждого способа решения задачи ученики проводят соответствующие дополнительные построения и записывают схему решения.
В ходе урока в листах учащихся появляются чертежи.
Первый способBNA M Cо | Второй способ BA 8 M 8 Cо |
Задача.
В равнобедренном треугольнике основание – 16см, боковая сторона – 10см. Найдите радиус окружности, описанной около этого треугольника.
Ход урока.
I. Введение в урок.
Учитель: | Сегодня решим задачу. Попробуем решить разными способами. Перед вами рекомендации по решению задачи (обращает внимание учащихся к стенду). Не забывайте, это ваши «помощники». Прочитайте задачу. Запишем условие задачи. |
Ученики: | Дано: АВС – равнобедренный, АС основание, окружность (О;R)-описанная, АВ=ВС=10 см, АС=16 см. Найти: R=ОВ. |
Учитель: | Чего недостает в чертеже? |
Ученик: | В чертеже недостает радиуса. (Проводит радиус и обозначает его). |
Учитель: | Какой рекомендацией вы сначала воспользуетесь? Почему? |
Ученик: | Я думаю, что надо воспользоваться рекомендацией: «Найдите на рисунке треугольники. Если их нет, то попытайтесь создать их…» |
Учитель: | Почему? Обоснуйте свое предложение. |
Ученик: | Потому что отрезок ОВ должен быть стороной какого-либо треугольника. |
Учитель: | Какие дополнительные линии вы предлагаете провести? |
Ученик: | Я предлагаю провести серединный перпендикуляр ОN к стороне АВ. Получим ОNВ. |
Учитель: | Какую рекомендацию вы используете далее? Почему? |
Ученик: | Я считаю, что надо найти на чертеже подобные треугольники, так как это поможет определять и сравнивать углы и стороны. |
Учитель: | Кто увидел на чертеже подобные треугольники? Покажите их. |
Ученик: | ОNВ BMA. |
Учитель: | Почему треугольник подобный? |
Ученик: | АВО – общий; ONB = АМВ=90о (по первому признаку подобия). (записать в схему!) |
Учитель: | Что следует из подобия треугольников? |
Ученик: | Из подобия треугольников следует, что (записать в схему) |
Учитель: | Все ли члены пропорции известны? |
Ученик: | AB=10, NB=5, MB=? (неизвестно). |
Учитель: | Как найти отрезок BM? |
Ученик: | ВМ можно вычислить из АВМ по теореме Пифагора. (записать в схему). |
Учитель: | Мы составили схему. Сделайте вывод. |
Ученик: | Чтобы решить задачу, надо рассуждать по цепочке в обратном направлении. |
Учитель: | Составьте план действий. |
Ученики: | Сначала проведем ON BM, AN=NB=5см. Из ABM по теореме Пифагора найдем ВМ. Из пропорции по I признаку подобия вычислим ОВ |
Учитель: | Запишите решение на листке. |
Организация работы с учащимися, имеющими сложный дефект, на этапе поиска первого способа решения задачи.
- Во время записи условия задачи с классом, ученик Б. подчеркивает опорные слова «треугольник равнобедренный», «основание», «16см», «10см», «радиус», и т.д. в карточке с текстом задачи. ученик К. работает с классом.
- На первой стадии поиска решения задачи ученик Б. и ученик К. работают с моделями по условию задачи, где выделены цветом сходственные стороны подобных треугольников. Учащиеся выделяют подобные треугольники ONB и BAM, сходственные стороны, записывают пропорцию.
- За тем на модели треугольника ABM находят гипотенузу и катеты. Определяют катет BM по теореме Пифагора.
- При составлении плана решения задачи ученик Б. работает самостоятельно с индивидуальными табличками, ученик К. – работает с классом.
- На этапе записи решения задачи ученик К. самостоятельно записывает план, ученик Б. – вычисляет катет ВМ прямоугольного треугольника с опорой на составленный по табличкам план решения задачи, читает составленный план решения.
Проверка решения задачи на доске (краткая запись)
(см)
(см)
II. Этап решения задачи вторым способом.
Организация работы с учащимися, имеющими сложный дефект, на этапе поиска второго способа решения задачи.
- Ученики работают по готовым чертежам, с моделями (цветом выделены хорды, обозначены отрезки).
- Составляют равенство:
- Составляют отношение
- Учащийся Б. самостоятельно составляет план решения задачи по табличкам, опорным схемам
Учащийся К.. участвует в коллективной работе по составлению плана решения задачи.
III. Домашнее задание.
В классной задаче слово «описанной» заменить на слово «вписанной». Предложить ученикам переформулировать задачу. Получится следующий текст:
Задача.
- В равнобедренном треугольнике основание – 16 см, боковая сторона – 10 см.
Найдите радиус окружности, вписанной в этот треугольник.
- Решить задачу вторым способом.
- Желающие могут найти в справочнике формулу для радиуса описанной окружности и решить задачу.
- Учащиеся Б.и К. решают задачу первым способом по плану.
IV. Подведение итога урока.
Учитель: | Мы нашли два способа решения задачи. Какой ответ в задаче? (см) Но это не самое главное. Что мы еще делали? |
Ученик: | Повторяли теоремы, определения (перечисляет). |
Учитель: | Правильно. Но и это не самое главное. Чему мы учились при решении задачи? |
Ученики: | Делать выводы. Планировать действия. |
Учитель: | Главная цель решения задачи – развитие умений. (ставит табличку в наборное полотно) Логически мыслить. (ставит табличку в наборное полотно) Делать обоснованные утверждения и выводы. (ставит табличку в наборное полотно) Выполнять чертеж. (ставит табличку в наборное полотно) Считывать информацию с чертежа. (ставит табличку в наборное полотно) Планировать свои действия. (ставит табличку в наборное полотно) |
Это очень важные умения. Они нужны и на уроках и в жизни.
Рекомендации по решению задачи
Найдите на чертеже подобные или прямоугольные треугольники или попытайтесь создать их. |
Найдите на рисунке треугольники как простейшие фигуры. Если треугольников нет, попробуйте создать их путём вспомогательных построений. |
Если даны две фигуры, а в задаче требуется найти нечто связанное с обеими, то попытайтесь провести различные вспомогательные линии, которые бы их связали. |
В геометрической задаче на вычисление попробуйте составить уравнения – аналитическое выражение геометрических теорем, в которые входили бы известные и неизвестные величины. |
Если дан четырёхугольник, то посмотрите, можно ли около него описать окружность (или вписать окружность). Это поможет определять и сравнивать углы и стороны. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские» Тема «Теорема Пифагора»
Методическая разработка урока геометрии (8 класс) в технологии «Педагогические мастерские»Тема «Теорема Пифагора»...
Методическая разработка урока геометрии в 11 классе "Решение планиметрических задач из ЕГЭ"
Урок геометрии в 11 классе с использованием групповой и парной работы....
Методическая разработка урока геометрии 8 класс Параллелограмм и его свойства
Технологическая карта урока соответствует требованиям ФГОС и является методической разработкой урока. Ожидаемые результаты учебного занятия:Предметные: уметь объяснять, какой четырехугольник явля...
Методическая разработка урока геометрии 8 класс Серединный перпендикуляр к отрезку и его свойства
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ООО на основе учебника : Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др.,Геометрия.7-9 класс,-М.: Просвещение , 2013.Тип урока: урок изучения и первичного зак...
Применение технологии дебатов и дискуссии методическая разработка урока в 10 классе школы с углубленным изучением английского языка по теме : Advantages and Disadvantages of Traditional and Modern Lifestyles of People”
Методическая разработка посвящена применению технологии дебатов и дискуссии на уроке в 10 классе по теме :Стиль жизни....
Методическая разработка урока в 5 классе школ с углубленным изучением английского языка на тему «My flat».
Часто при освоении больших блоков лексических единиц учениками средней школы учителям не хватает наглядности. Данная методическая разработка предлагает алгоритм работы с новой лексикой на уроке, при к...
Методическая разработка урока геометрии 8 класс
Методическая разработка урока геометрии...