Презентация и конспект урока "Четыре замечательные точки треугольника" (Геометрия, 8 класс)
презентация к уроку по геометрии (8 класс) по теме

Юдина Наталья Вячеславовна

Здесь помещены презентации и конспекты уроков, созданные мной с целью повышения качества обученности учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема. Четыре замечательные точки треугольника.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.

Эпиграф к уроку. 

Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии.

 А.С.Пушкин.

Цель урока.

Систематизировать, расширить и углубить ваши знания,  умения и навыки:

     - о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра  треугольника;

     - о четырёх замечательных точках треугольника;

     - уметь использовать эти знания при решении задач.

            Развивать вашу наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

            Вызвать у вас потребность в обосновании своих высказываний.

План урока.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Повторение теоретического материала.
  3. Решение задач на отработку знаний, умений и навыков.
  4. Домашнее задание.
  5. Самостоятельная проверочная работа.

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания

                

№ 681.

                       В                                                                           

                 Н                                                                    Дано:  АВС, АВ=ВС, НЕ – серединный                                                                                                   перпендикуляр, Р АЕС=27 см, АВ=18 см.            

Е                                                                                        Найти  АС.

              А                                С

Решение:

         Р АЕС = АЕ+ЕС+АС, Р АЕС = 27 см. Так как НЕ – серединный перпендикуляр, то  АВЕ равнобедренный, АЕ = ВЕ.   АВС равнобедренный по условию, АВ=ВС=18 см, тогда ВЕ+ЕС=18см или АЕ+ЕС=18см. Отсюда АС=27см – 18см=9см.

        Ответ: 9 см.

№ 720.

                            В                                                                          

                                                                        Дано:   АВС – разносторонний,

h – серединный перпендикуляр.

                                                                                  Выяснить: принадлежит ли   точка В

   серединному перпендикуляру h?

                   А                                    С

                                     h

Решение:

     Пусть точка В принадлежит серединному перпендикуляру h. Тогда h является и медианой и высотой ∆ АВС, ∆ АВС – равнобедренный. А это противоречит условию задачи. Значит, точка В не принадлежит серединному перпендикуляру h.

  1. Повторение теоретического материала: отвечаем на вопросы.

* Что вам известно о точках биссектрисы неразвёрнутого угла?

    Сформулируйте теорему обратную данной.

 * Сформулируйте свойство биссектрис треугольника.

 * Дайте определение серединного перпендикуляра к отрезку.

 * Каким свойством обладает каждая точка серединного перпендикуляра к отрезку?

   Сформулируйте теорему обратную данной.

 * Сколько серединных перпендикуляров можно построить в треугольнике? Каким свойством они обладают?

 * Сколько высот можно построить в треугольнике? Каким свойством обладают они?

Перечислите четыре замечательные точки треугольника !

             

             

Мы перечислили все свойства четырёх замечательных точек треугольника, но решая задачи мы догадались и ещё об одной особенности этих точек.

3. Решение задач ( систематизация знаний, умений и навыков учащихся ).

Задача № 1.

В остроугольном ∆ АВС  АD перпендикулярно ВС, СF перпендикулярно АВ, АD  пересекает CF в точке М.

 Докажите, что угол АВМ равен углу  МСА.

                                                                                   

                                                    B

                                                                                   Дано: ∆  АВС, AD ┴  BC, CF ┴  AB,

                                                                                             AD × CF=M.

                                                Доказать: ∟  ABM= ∟ MCA.

                             F

                                                       D

               

              A                                      C                 Доказательство.

М – точка пересечения двух высот, следовательно, третья высота ВН тоже проходит через эту точку.

     ∆ FBM подобен ∆ HMC( по первому признаку подобия треугольников), так как   ∟FMB=∟ HMC – они вертикальные, ∟МHС=∟MFB=90º  . По определению подобных треугольников ∟ АВМ= ∟МСА.  

                                                                                                                             

Задача 2.

В треугольнике АВС биссектрисы AD и СЕ пересекаются в точке М, ВМ=m, угол АВС равен  α. Найдите расстояние от точки М до стороны АС.

              С                                              Дано:∆ АВС, AD и СЕ – биссектрисы, AD×CE=M,

                                       D                                     ВМ=m,∟АВС= α.

                 Н                                            

                                                                 Найти: МН.          

                А                                     В

                           Е        

Решение:

Так как точка М лежит на биссектрисе угла С, то МН=МН1(по свойству биссектрисы угла ), и М – точка пересечения двух биссектрис, следовательно, ВМ тоже биссектриса. Тогда ∟МВН1= α/2.

Рассмотрим ∆МВН1: ∟МН1В=90º, ∟МВН1= α/2, МВ=m; по определению синуса острого угла МН1=m·sin( α/2), значит МН= m·sin( α/2).

Ответ: m·sin( α/2).

  1. Домашнее задание (записать в тетрадях).

На следующем уроке учащиеся познакомятся с вписанной окружностью, эти задачи предшествуют объяснению нового материала

1) На рис.1 окружность с центром в точке О касается сторон угла МКN в точках М и N. Найдите угол МКN и расстояние МN,   если ОМ=1 см,  КМ=2см.

                                                                                                   К

2)  Стороны угла А касаются окружности радиуса r с центром в точке О.

  а) Найдите ОА, если r=5 см, угол А равен 60 º.

  б) Найдите r, если ОА=14 дм, угол А равен 90º   .

  1. Выполнение проверочной самостоятельной работы.

Работа выполняется в шести вариантах, различного уровня сложности: первых четыре варианта рассчитаны на среднего ученика, пятый вариант для более подготовленных учащихся, шестой на слабого и содержит небольшую подсказку в решении.

Текст используемых в работе задач.

Вариант 1.

В прямоугольном треугольнике АСВ (угол С равен 90 º)  АЕ-биссектриса, СЕ=5, АВ=14. Найдите площадь треугольника АВЕ.

Вариант 2.

Высоты AD и СЕ  остроугольного треугольника АВС пересекаются в точке О, ОА=4, OD=3, BD=4. Найдите расстояние от точки О до стороны АС.

Вариант 3.

В прямоугольном треугольнике АВС ( угол С равен 90 º) р-серединный перпендикуляр к АВ, р пересекает АС в точке К, АК=5, ВС=4. Найдите периметр треугольника ВКС.

Вариант 4..

.   В остроугольном треугольнике АВС h и р-серединные перпендикуляры к сторонам ВС  и АС. Они пересекаются в точке F, CF=10, AB=16. Найдите расстояние от точки F до стороны АВ.

Вариант 5*.

   Вершины треугольника АВС лежат на окружности, угол А в два раза больше угла В. Биссектрисы AF и СЕ пересекаются в точке О, АО пересекает окружность  в точке К. Докажите, что КС параллельна АВ.

Вариант 6º.

В равнобедренном треугольнике АВС АВ=ВС, медианы АЕ и CF пересекаются в точке К, ВК=6, АС=10. Найдите площадь треугольника АВС.(45)

                   

                                                            Дано: ∆ АВС, АВ=ВС, АЕ и СF-медианы,

                        В              АЕ × СF=К, ВК=6, АС=10.

АС                    Найти: S ∆ АВС.      

                      Н

Решение.

(подсказка: К-точка пересечения медиан, значит ВН тоже медиана, тогда ВК=2КН…)

Решение самостоятельной работы.

Вариант 1.

                                                                                     Дано:∆ АВС, (∟С=90º), АЕ – биссектриса,

                                                                   СЕ=5, АВ=14.

                                           Найдите: S АВС.

Решение.

S АВС=1/2 ЕD·АВ. Так как АЕ – биссектриса, то СЕ=ЕD=5. Тогда  S АВС=1/2·14·5=35.

Ответ: 35.

                               В                                   Вариант 2.

Дано:∆ АВС, AD и CE – высоты,

AD × CE=О, ОА=4, ОD=3, ВD=4.

                                           D                                                       Найти: ОН.

                     Е

                 А                                   С

                               Н

Решение.                      

∆ ВОD подобен ∆ АОН(по первому признаку подобия). Отсюда, OD/OH=BO/AO.

Из ∆ ВОD: ВО=√16+9=5, тогда ОН=2,4.

Ответ: 2,4.

Вариант 3.

                                                                        Дано: ∆ АВС, ∟С=90º, p ┴ АВ, p×АС=К, АК=5,                                      

                  А                                ВС=4.

                                           р                            Найти: Р ВКС.

                                           Н                     

            К

           

           С                                 В

Решение.

Так как точка К лежит на серединном перпендикуляре, то АК=КВ=5. Треугольник КСВ – прямоугольный, по теореме Пифагора КС=3. Тогда Р КВС=3+5+4=12.

Ответ: 12.

Вариант 4.

Дано: ∆ АВС, h и р – серединные перпендикуляры,

                              В                                         h×р=F, CF=10, АВ=16.

                                                                Найти: FH.

                                               h

                        Н                    

                   А                                    С

                                 

Решение.

F- точка пересечения двух серединных перпендикуляров, а значит и третьего FН, тогда НВ=8, BF=FC=10. Отсюда, HF=6.

Ответ: 6.

Вариант 5.

                  С                         К

                                                                          Дано: окр.(О;r), точки А,В,С – лежат на

    окружности, ∟А=2∟В, AF и CF – биссектрисы      

                                                                              AF ×CF=О, АО×окр.(О;r)=К

                                                                                  Доказать: КСАВ.

             А               Е              В

Доказательство.

Углы СКА и СВА опираются на одну дугу, значит они равны. Но угол В равен половине угла А, следовательно и угол СКА равен половине угла А. Так как угол СКА равен углу КАВ и они накрест лежащие при прямых СК и АВ и секущей АК, то КСАВ.

Геометрия, 8 класс.

Учитель: Юдина Наталья Вячеславовна.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачет по теме: "Признаки равенства треугольников" ( Геометрия 7 класс)

Материалы к зачету по теме: "Признаки равенства треугольников"...

Урок по теме "Сумма углов треугольника". Геометрия 7 класс

Данный урок направлен на закрепление ранее изученного, изучение нового материала и его закрепление. Время реализации - 90 минут (сдвоенный урок). Применение мультимедиа компонентов предусмотрено...

Конспект урока "Решение треугольников". Геометрия 9 класс

Систематизация и обобщение знаний по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»...

Равнобедренные и равносторонние треугольники. Свойства равнобедренного треугольника. геометрия 7 класс

Равнобедренные и равносторонние треугольники. Свойства равнобедренного треугольника. Геометрия 7 класс учебник Атанасян Л. С....

Презентация к уроку "Четыре замечательные точки треугольника". 8 класс.

Презентация к уроку "Четыре замечательные точки треугольника". 8 класс....

Презентация по темам "Неравенство треугольника", "Соотношения между сторонами и уграми треугольника" Геометрия 7 класс

Презентация содержит  темы "Неравенство треугольника" и "Соотношение между сторонами и углами треугольника". Геометрия 7 класс (УМК Бутузов В.Ф.)...

Конспект и презентация к уроку изучения нового материала по теме " Сумма углов треугольника.", геометрия 7 класс

Сумма углов треугольника.;  конспект и презентация к уроку изучения нового материала по теме " Сумма углов треугольника.", геометрия 7 класс к учебнику Л.С. Атанасян, В.Ф. Бут...