Конспект и презентация к уроку изучения нового материала по теме " Сумма углов треугольника.", геометрия 7 класс
план-конспект занятия по геометрии (7 класс)
- Сумма углов треугольника.; конспект и презентация к уроку изучения нового материала по теме " Сумма углов треугольника.", геометрия 7 класс к учебнику Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Каломцев и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
summa_uglov_treugolnika_7_klass.zip | 250.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Сумма углов треугольника.
Цели урока:
- рассмотреть различные способы доказательства теоремы о сумме углов треугольника, рассмотреть возможность обобщения теоремы и ее применение для нахождения неизвестных углов треугольника по двум известным или одному известному углу;
- формировать логическое мышление, развивать речь учащихся, внимание, познавательный интерес;
- формировать позитивное отношение к новому учебному предмету, умение давать полный и грамотный ответ на поставленный вопрос, умение слушать, умение самостоятельно готовить ответ в ходе работы с учебником.
Ход урока
- Постановка учебной задачи
Какие утверждения, связанные с этой величиной (на слайде – 180°), вам известны?
- Развернутый угол равен 180°.
- Сумма смежных углов равна 180°.
- Сумма односторонних углов при параллельных прямых равна 180°.
- Сумма углов треугольника равна 180°.
запишите число, “ Классная работа” и тему урока: “Сумма углов треугольника” (слайд с названием темы урока).
В 6-м классе мы проводили эксперимент, измеряя транспортиром углы и вычисляя их сумму для различных треугольников. В результате выдвинули гипотезу о том, что сумма углов треугольника равна 180° (по щелчку на том же слайде утверждение о сумме углов треугольника появляется полностью).
Скажите, пожалуйста, как называется утверждение, справедливость которого устанавливается с помощью доказательства? Теорема.
Учитель на доске пишет слово “Теорема”, а учащиеся в тетрадях записывают и это слово, и формулировку теоремы.
Задачи урока:
- доказать теорему о сумме углов треугольника, попытаться её обобщить, рассмотреть её применение к решению задач на нахождение неизвестных углов треугольника.
- Актуализация опорных знаний
Для доказательства теоремы будут необходимы некоторые теоретические положения. Вспомним их, выполняя следующие задания.
Задания на слайдах (в ходе ответов на слайдах по щелчку происходят соответствующие изменения):
- Доказательство теоремы
Выделим условие и заключение теоремы: что дано и что требуется доказать.
Учитель на доске, а учащиеся в тетрадях изображают треугольник АВС и выполняют соответствующие записи.
Чтобы найти сумму углов треугольника, их надо сложить. Поэтому пойдём естественным путём: будем углы складывать.
На слайде треугольник АВС. В ходе обсуждения на слайде по щелчку будут происходить соответствующие изменения.
- Отложим углы А и С от сторон угла В (по разные стороны от него). Получим угол МВN. Нужно доказать, что он равен180°, то есть является развёрнутым. Рассмотрим углы 1 и 3. Какой вывод можно сделать? На каком основании? (ВМ АС).
- Рассмотрим углы 2 и 4. Какой вывод можно сделать? На каком основании? (ВN АС).
- Имеем: через точку В проходят две прямые, параллельные прямой АС. Возможно ли это? На каком основании это можно утверждать? (Невозможно. Об этом говорит аксиома параллельных).
Следовательно, прямые ВМ и ВN совпадают. МN АС. Следовательно, угол МВN развёрнутый, равен 180°.
С другой стороны, угол МВN равен сумме углов 3, 4, 5, то есть углов А, В, С – углов данного треугольника. Можно ли доказательство упростить?
Угол С можно было и не откладывать. Как вы это можете объяснить? (Он “сам” отложился).
Рассмотрим углы 1 и 3. Какой вывод можно сделать? На каком основании? (ВМ АС).
Получили развёрнутый угол, составленный из углов 3, 4, 5, соответственно равных углам треугольника АВС.
Следующий слайд демонстрирует второй способ доказательства теоремы. В ходе обсуждения по щелчку происходят соответствующие изменения.
И, наконец, угол 4 можно даже не рассматривать.
- Рассмотрим углы 1 и 3. Какой вывод можно сделать? На каком основании? (ВМ АС).
- Рассмотрим угол МВС и угол С треугольника. Какой вывод можно сделать? На каком основании? (Их сумма равна 180°).
Угол МВС равен сумме углов 3 и 5, соответственно равных углам А и В треугольника. Таким образом, сумма углов треугольника равна 180°.
Мы практически рассмотрели три способа доказательства теоремы.
Первое доказательство выявляет ведущую роль аксиомы параллельных прямых, второе и третье используют признак параллельности прямых и свойства углов при параллельных прямых.
Автор нашего учебника Левон Сергеевич Атанасян предлагает идти другим путем: он через одну из вершин треугольника проводит прямую, параллельную противоположной стороне, и разлагает полученный развёрнутый угол на углы, равные углам треугольника.
Используется обратная операция: разложение угла на три угла.
Учитель на доске, а учащиеся в тетрадях через точку В проводят прямую a, параллельную прямой АС. Затем учащимся предлагается поработать с доказательством теоремы по учебнику и в результате представить его у доски. Обращается внимание учащихся на то, что в учебнике иначе расставлены цифры, обозначающие углы, так как логика рассуждений несколько иная. Заслушав кого-либо из учащихся у доски, учитель на доске, а учащиеся в тетрадях (по образцу учителя) записывают доказательство теоремы.
Это четвёртый способ доказательства теоремы. Есть и пятый, о котором сегодня уже говорилось.
Учащимся предлагается дома восстановить полностью доказательство теоремы, предлагаемое автором учебника по математике для 6 класса Дорофеева Г.В. Это задание для желающих. На перемене у учителя можно получить рисунок к этому способу доказательства. Этот рисунок демонстрируется и на слайде.
- Обобщение теоремы
- Как обобщить теорему? Выявим объект, который есть в теореме. Это треугольник. Заменим треугольник другим объектом и сформулируем новое утверждение.
- Рассмотрим вместо треугольника четырёхугольник. Что надо найти? Найти нужно сумму углов четырёхугольника. Какие будут предложения?
Следующий слайд демонстрирует обобщение теоремы для четырёхугольника. В ходе обсуждения по щелчку происходят соответствующие изменения.
Рассмотрим теперь пятиугольник. Найдем сумму его углов.
Следующий слайд демонстрирует обобщение теоремы для пятиугольника. В ходе обсуждения по щелчку на слайде происходят соответствующие изменения.
Выслушать предложения учащихся, обсудить два способа определения суммы углов пятиугольника, а третий предложить для домашней самостоятельной работы.
Можно пойти дальше, что мы и сделаем в 8-ом классе, доказав, что сумма углов выпуклого многоугольника, у которого n углов, можно получить, умножив 180° на (n-2).
Следующий слайд посвящён сумме углов выпуклого n-угольника.
При n =3; 4; 5 будем иметь уже полученные результаты.
Учащиеся устно выполняют вычисления по предложенной формуле для треугольника, четырёхугольника и пятиугольника.
- Применение теоремы к решению задач на нахождение неизвестных углов треугольника
Требуется найти неизвестные углы.
Задачи предлагаются на слайдах. В ходе решения задач на слайдах по щелчку происходят соответствующие изменения.
- В задаче № 1требуется найти неизвестный угол треугольника по двум известным углам.
- В задаче № 2 требуется найти неизвестные углы треугольника, имея лишь один известный угол. Тем не менее задача разрешима. Учащимся предлагается обосновать этот момент.
- В задаче № 3 ситуация аналогична предыдущей.
- В задаче № 4 вообще нет известных углов, но есть определённая зависимость между углами треугольника. В результате решения задачи имеем треугольник, один из углов которого равен 90°. Учащимся предлагается дать название угла, равного 90°, и соответственно назвать треугольник.
И в заключение предлагаю обдумать следующую ситуацию (задание для самостоятельных размышлений дома).
Летели на корабле, сгорела часть карты. Нужно найти угол между двумя прямыми (от этого зависит жизнь тех, кто летел на корабле).
Вниманию учащихся предлагается слайд с исходной ситуацией. Задание учащиеся записывают в тетрадь для домашней работы.
- Подведение итога урока
Сегодня мы работали с одной из важнейших теорем геометрии. О чём она говорит и какую возможность нам предоставляет?
Вы должны уметь доказывать теорему о сумме углов треугольника и применять её к решению задач на нахождение неизвестных углов треугольника.
- Домашнее задание
п.30, с.89 в.1, №№ 223, 225, 229, задание в тетради.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Сумма углов треугольника". Геометрия 7 класс
Данный урок направлен на закрепление ранее изученного, изучение нового материала и его закрепление. Время реализации - 90 минут (сдвоенный урок). Применение мультимедиа компонентов предусмотрено...
Презентация по теме: "Сумма углов треугольника" 7 класс
Урок в 7 классе по геометрии по теме: "Сумма углов треугольника"...
Технологическая карта урока по теме "Сумма углов треугольника". Геометрия 7 класс "
Цель урока -изучить теорему о сумме углов треугольника, научить применять ее к решению задач. ...
Презентация к урок изучения нового материала по теме «Графический интерфейс операционной системы Windows» 8 класс
Презентация к урок изучения нового материала по теме «Графический интерфейс операционной системы Windows» 8 класс...
Разработка урока и презентация к уроку изучения нового материала по теме " РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНА НА МНОЖИТЕЛИ СПОСОБОМ ГРУППИРОВКИ" 7 класс
quot;РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНА НА МНОЖИТЕЛИ СПОСОБОМ ГРУППИРОВКИ." разработка урока и презентация к уроку изучения нового материала по теме " РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНА НА ...
Конспект и презентация к уроку изучения нового материала по теме " Параллельный перенос ", геометрия 9 класс
quot;Параллельный перенос"; конспект и презентация к уроку изучения нового материала по теме " Параллельный перенос ", геометрия 9 класс к учебнику Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С....
Презентация к уроку изучения нового материала по теме "Простые и составные числа"
Презентация к уроку изучения нового материала по теме "Простые и составные числа"по учебнику Дорофеева Г. В., Шарыгина И. Ф. и др. Математика 5 класс...