Рабочая программа по геометрии для 9 класса
рабочая программа по геометрии (9 класс) по теме
Рабочая программа по геометрии предназначена для работы по учебнику Атанасяна и др., 70 часов в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9kl._geometriya.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Видновская средняя общеобразовательная школа № 6
Утверждаю
Директор школы:
_____________/Протасова И.И./
«___» ____________ 20____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Кузиной Ольги Михайловны
по геометрии, 9 класс
г. Видное
2012
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательной школы для изучения предмета на базовом уровне.
Данная рабочая программа составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- примерной программы основного общего образования по математике;
- авторской программы по геометрии для 7-9 классов (автор Л.С. Атанасян. Изд "Просвещение" М.; 2009);
- учебного плана МОУ Видновской средней общеобразовательной школы №6;
- учебника "Геометрия 8-9" (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Поздняк. Изд. "Просвещение" М.; 2009), входящего в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях.
При выборе программы учитывалось следующее:
- соответствие требованиям образовательного стандарта и примерной программе по математике, полное и детальное отображение всех ее основных тем;
- программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Информационно-методическая функция программы позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Общая характеристика учебного предмета..
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
В ходе освоения содержания курса геометрии 9 класса учащиеся получают возможность развивать пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомится с простейшими фигурами и их свойствами.
Изучение геометрии на ступени основного общего образования рассчитано на 3 года и направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики и эволюцией математических идей.
Целью изучения геометрии в 9 классе является использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин, развитие логического мышления, пространственного воображения и интуиции, подготовка учащихся к системному изучению курса стереометрии.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения геометрии в 9 классе учащиеся приобретают опыт:
- выполнения чертежей по условиям задач;
- вычисления значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- овладение приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач;
- грамотного изложения мыслей в устной и письменной речи;
В ходе изучения геометрии учащиеся выполняют чертежи по условию задач, вычисляют значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), решают геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур, решают простейшие планиметрические задачи в пространстве, проводят доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с 5 по 9 класс.
Рабочая программа по геометрии для 9 класса рассчитана на 2 часов в неделю, всего 70 часов.
Система уроков условна, но всё же выделяются следующие виды:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в компьютерном варианте.
Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.
Срок реализации рабочей программы - один учебный год.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся | ||
Уроки | Лабораторно-практические работы | Контрольные работы | ||||
1. | Векторы | 8 | 8 | |||
2. | Метод координат | 10 | 9 | 1 | ||
3. | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 11 | 10 |
| 1 | 3 |
4. | Длина окружности и площадь круга | 12 | 10 | 1 | 1 | 2 |
5. | Движения | 8 | 6 | 1 | 1 | 1 |
6. | Начальные сведения из стереометрии | 8 | 8 | |||
7. | Об аксиомах планиметрии | 2 | 2 | |||
8. | Повторение. Решение задач | 11 | 10 |
| 1 | |
Итого: | 70 | 63 | 2 | 5 | 14 |
Содержание тем учебного курса
- Векторы – 8 часов. Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.
- Метод координат – 10 часов. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
- Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов - 11 часов.
Синус, косинус, тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
- Длина окружности и площадь круга - 12 часов.
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
- Движения - 8 часов.
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрия. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
- Начальные сведения из стереометрии – 8 часов.
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхность. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида. Тела и поверхности вращения. Формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.
- Об аксиомах планиметрии – 2 часа.
Беседа о об аксиомах планиметрии.
- Повторение. Решение задач - 11 часов.
Контрольно-измерительные материалы
Плановых контрольных работ - 5 по следующим темам:
№ 1. Векторы. Метод координат.
№ 2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение.
№ 3. Длина окружности и плоскость круга.
№ 4. Движения.
№ 5. Итоговая работа.
Плановых самостоятельных работ -14 по темам:
- Сложение и вычитание векторов
- Умножение вектора на число
- Координаты вектора
- Задачи в координатах
- Уравнение окружности и прямой
- Площадь треугольника
- Теоремы синусов и косинусов
- Решение треугольников
- Скалярное произведение векторов
- Правильные многоугольники
- Длина окружности
- Площадь круга
- Многогранники
- Поверхность и объем многогранников
Плановых практических работ - 2 по темам:
- Правильные многоугольники
- Движения
Календарно-тематическое планирование
Номера уроков | Тема урока | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | ||
Векторы – 8 часов | |||||
1. | Понятие вектора. Равенство векторов. | ||||
2. | Понятие вектора. Равенство векторов. | ||||
3. | Сумма двух векторов. Законы сложения. | ||||
4. | Сумма нескольких векторов. | ||||
5. | Вычитание векторов. | ||||
6. | Умножение вектора на число. | ||||
7. | Применение векторов к решению задач. | ||||
8. | Средняя линия трапеции. | ||||
Метод координат – 10 часов | |||||
9. | Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | ||||
10. | Координаты вектора. | ||||
11. | Координаты вектора. | ||||
12. | Простейшие задачи в координатах. | ||||
13. | Простейшие задачи в координатах. | ||||
14. | Уравнение окружности. | ||||
15. | Уравнение прямой. | ||||
16. | Уравнение окружности и прямой. | ||||
17. | Решение задач по теме «Векторы. Метод координат». | ||||
18. | Контрольная работа №1 по теме «Векторы. Метод координат». | ||||
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов – 11 часов | |||||
19. | Синус, косинус и тангенс угла. | ||||
20. | Синус, косинус и тангенс угла. | ||||
21. | Теорема о площади треугольника. | ||||
22. | Теорема синусов. | ||||
23. | Теорема косинусов. | ||||
24. | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | ||||
25. | Решение треугольников. | ||||
26. | Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. | ||||
27. | Скалярное произведение векторов в координатах. | ||||
28. | Решение треугольников. Скалярное произведение векторов. | ||||
29. | Контрольная работа №2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение». | ||||
Длина окружности и площадь круга – 12 часов | |||||
30. | Правильные многоугольники. | ||||
31. | Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник. | ||||
32. | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. | ||||
33. | Правильные многоугольники. Практическая работа. | ||||
34. | Решение задач по теме «Правильные многоугольники». | ||||
35. | Решение задач по теме «Правильные многоугольники». | ||||
36. | Длина окружности. | ||||
37. | Решение задач по теме «Длина окружности». | ||||
38. | Площадь круга и кругового сектора. | ||||
39. | Решение задач по теме "Длина окружности и площадь круга" | ||||
40. | Обобщающий рок. | ||||
41. | Контрольная работа №3 по теме "Длина окружности и площадь круга" | ||||
Движения – 8 часов | |||||
42. | Понятие движения. | ||||
43. | Осевая и центральная симметрия. | ||||
44. | Параллельный перенос. | ||||
45. | Поворот. | ||||
46. | Решение задач по теме «Движения». | ||||
47. | Решение задач по теме «Движения». | ||||
48. | Практическая работа по теме «Движения». | ||||
49. | Контрольная работа № 4 по теме "Движения" | ||||
Начальные сведения из стереометрии – 8 часов | |||||
50. | Многогранники. | ||||
51. | Многогранники. | ||||
52. | Тела вращения и их поверхности. | ||||
53. | Тела вращения и их поверхности. | ||||
54. | Формулы объема. | ||||
55. | Формулы объема. | ||||
56. | Решение задач по теме «Многогранники и тела вращения». | ||||
57. | Решение задач по теме «Многогранники и тела вращения». | ||||
Об аксиомах планиметрии – 2 часа | |||||
58. | Об аксиомах планиметрии. | ||||
59. | Об аксиомах планиметрии. | ||||
Повторение. Решение задач – 11 часов | |||||
60. | Повторение. Параллельные прямые. | ||||
61. | Повторение. Треугольники. | ||||
62. | Повторение. Треугольники. | ||||
63. | Повторение. Окружность. | ||||
64. | Повторение. Четырехугольники. | ||||
65. | Повторение. Четырехугольники. | ||||
66. | Повторение. Векторы. Метод координат. | ||||
67. | Повторение. Площади фигур. | ||||
68. | Повторение. Движения. | ||||
69. | Контрольная работа № 5 «Итоговая». | ||||
70. | Решение задач по всем темам. |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В результате изучения геометрии на базовом уровне учащиеся должны знать/понимать:
- существо понятия математического доказательства, примеры доказательств;
- понятие вектора, сложение и вычитание векторов, метод координат;
- теоремы синусов и косинусов;
- понятие скалярного произведения векторов;
- определение синуса, косинуса и тангенса угла;
- формулы длины окружности и площади круга;
- понятие движения;
- понятие многогранника.
В результате изучения курса геометрии 9 класса учащиеся должны уметь:
- пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;
- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
- уметь применять математические формулы и уравнения при решении геометрических задач
- проводить доказательные рассуждения при решении задач;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни;
Освоение учащимися компетенций: учебно-познавательной, рефлексивной, коммуникативной, личностного саморазвития, ориентировочной.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Л.С. Атанасян."Геометрия: учебник для 7-9 классов" Изд. "Просвещение"М.; 2008
- Л.С. Атанасян. "Рабочая тетрадь по геометрии для 9 класса" Изд."Просвещение" М.; 2008.
- Б.Г. Зив. "Дидактические материалы по геометрии для 9 класса" Изд. "Просвещение" М.; 2008.
- Л.С. Атанасян. "Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации
к учебнику" Изд. "Просвещение" М.; 2008.
- Т.Л. Афаносьевна. " Геометрия 9 класс: поурочные планы по учебнику Атанасяна"
Изд. "Волглград"; 2008
6. Е.Е. Семенов. "За страницами учебника геометрии" Изд. "Просвещение" М.; 2007
7. Г.Г. Левитас. "Карточки для коррекции знаний по геометрии 8-9 классы" Изд. "Илекса" М.; 2003.
Список литературы
1. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.; АСТ «Астрель», 2010.
3. М.Г. Еремина «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, дошкольных образовательных учреждений и рабочих программ педагога». Методическое пособие, Калининград, 2010
4. Программа. Планирование учебного материала. геометрия 10-11 классы [автор-составитель Т.А. Бурмистрова]. – М.; Просвещение, 2008.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей математики, физики и информатики от ____.____.______ № ___.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________________ / Кузина О.М./
«____»_______________20_____г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы
Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"
Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...
Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.
Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...