Рабочая программа по геометрии для 9 класса
рабочая программа по геометрии (9 класс) по теме

Кузина Ольга Михайловна

Рабочая программа по геометрии предназначена для работы по учебнику Атанасяна и др., 70 часов в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9kl._geometriya.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  Видновская средняя общеобразовательная школа № 6

                                                                    Утверждаю

                                                                               Директор школы:

                                                                                                         _____________/Протасова И.И./

                                                                                                         «___» ____________        20____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Кузиной Ольги Михайловны                                                                                                            

по геометрии, 9 класс  

г. Видное

2012

Пояснительная записка

   Рабочая программа предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательной школы для изучения предмета на базовом уровне.

   Данная рабочая программа составлена на основе:

  1. федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  2. примерной программы основного общего образования по математике;
  3. авторской программы по геометрии для 7-9 классов (автор Л.С. Атанасян. Изд "Просвещение" М.; 2009);
  4. учебного плана МОУ Видновской средней общеобразовательной школы №6;
  5. учебника "Геометрия 8-9" (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Поздняк. Изд. "Просвещение" М.; 2009), входящего в федеральный перечень      учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к  использованию в образовательных учреждениях.

При выборе программы учитывалось следующее:

- соответствие требованиям образовательного стандарта и примерной  программе по математике, полное и детальное отображение всех ее основных тем;

- программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

     Информационно-методическая функция программы позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

     Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета..

Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

В ходе освоения содержания курса геометрии 9 класса учащиеся получают возможность развивать пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные  факты и методы планиметрии, познакомится с простейшими фигурами и их свойствами.

Изучение геометрии на ступени основного общего образования рассчитано на 3 года и направлено на достижение следующих целей:

- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

-   интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики и эволюцией математических идей.

 

Целью изучения геометрии в 9 классе является использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин, развитие логического мышления, пространственного воображения и интуиции, подготовка учащихся к системному изучению курса стереометрии.

 

Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений.  Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.

В ходе изучения геометрии в 9 классе учащиеся приобретают опыт:

  1. выполнения  чертежей по условиям задач;
  2. вычисления значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
  3. овладение приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач;
  4. грамотного изложения  мыслей в устной и письменной речи;

В ходе изучения геометрии учащиеся выполняют чертежи по условию задач, вычисляют значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), решают геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур, решают простейшие планиметрические задачи в пространстве, проводят доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане:      

     Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с 5 по 9 класс.

     Рабочая программа по геометрии для 9 класса рассчитана на 2 часов в неделю, всего 70 часов.

     Система уроков условна, но всё же выделяются следующие виды:

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем или учениками, мультимедийные продукты.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

 Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в компьютерном варианте.

Урок-самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ.

Урок контрольная работа. Контроль знаний по пройденной теме.

Срок реализации рабочей программы - один учебный год.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

Уроки

Лабораторно-практические работы

Контрольные работы

1.

Векторы

8

8

   2.

Метод координат

10

9

1

3.

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов

11

10

                                           

1

3

4.

Длина окружности и площадь круга

12

10

1

1

2

5.

Движения

8

6

1

1

1

6.

Начальные сведения из стереометрии                                                                                                                                                                                                                                                    

8

8

7.

Об аксиомах планиметрии

2

2

8.

Повторение. Решение задач

11

10

                     

1

                           Итого:

      70

63

2

5

14

Содержание тем учебного курса

  1. Векторы – 8 часов.                                                                                                                               Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.
  2. Метод координат – 10 часов.                                                                                                                                     Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнение окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
  3. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов - 11 часов.

Синус, косинус, тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

  1. Длина окружности и площадь круга - 12 часов.

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.  

  1. Движения - 8 часов.

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрия. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

  1. Начальные сведения из стереометрии – 8 часов.

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхность. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида. Тела и поверхности вращения. Формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.

  1. Об аксиомах планиметрии – 2 часа.

Беседа о об аксиомах планиметрии.

  1. Повторение. Решение задач - 11 часов.

Контрольно-измерительные материалы

     Плановых контрольных работ - 5 по следующим темам:

№ 1. Векторы. Метод координат.

№ 2. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение.

№ 3. Длина окружности и плоскость круга.

№ 4. Движения.

№ 5. Итоговая работа.

Плановых самостоятельных работ -14  по темам:

  1. Сложение и вычитание векторов
  2. Умножение вектора на число
  3. Координаты вектора
  4. Задачи в координатах
  5. Уравнение окружности и прямой
  6. Площадь треугольника
  7. Теоремы синусов и косинусов
  8. Решение треугольников
  9. Скалярное произведение векторов
  10. Правильные многоугольники
  11. Длина окружности
  12. Площадь круга
  13. Многогранники
  14. Поверхность и объем многогранников

Плановых  практических  работ  - 2 по темам:

  1. Правильные многоугольники
  2. Движения

Календарно-тематическое планирование

Номера уроков

Тема урока

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Векторы – 8 часов

1.

Понятие вектора. Равенство векторов.

2.

Понятие вектора. Равенство векторов.

3.

Сумма двух векторов. Законы сложения.

4.

Сумма нескольких векторов.

5.

Вычитание векторов.

6.

Умножение вектора на число.

7.

Применение векторов к решению задач.

8.

Средняя линия трапеции.

Метод координат – 10 часов

9.

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

10.

Координаты вектора.

11.

Координаты вектора.

12.

Простейшие задачи  в координатах.

13.

Простейшие задачи  в координатах.

14.

Уравнение окружности.

15.

Уравнение прямой.

16.

Уравнение окружности и прямой.

17.

Решение задач по теме «Векторы. Метод координат».

18.

Контрольная работа №1 по теме «Векторы. Метод координат».

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение                       векторов – 11  часов

19.

Синус, косинус и тангенс угла.

20.

Синус, косинус и тангенс угла.

21.

Теорема о площади треугольника.

22.

Теорема синусов.

23.

Теорема косинусов.

24.

Соотношения между сторонами и углами треугольника.

25.

Решение треугольников.

26.

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

27.

Скалярное произведение векторов в координатах.

28.

Решение треугольников. Скалярное произведение векторов.

29.

Контрольная работа №2 по теме  «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение».

 Длина окружности и площадь круга – 12 часов

30.

Правильные многоугольники.

31.

Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник.

32.

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

33.

Правильные многоугольники. Практическая работа.

34.

Решение задач по теме «Правильные многоугольники».

35.

Решение задач по теме «Правильные многоугольники».

36.

Длина окружности.

37.

Решение задач по теме «Длина окружности».

38.

Площадь круга и кругового сектора.

39.

Решение задач по теме "Длина окружности и площадь круга"

40.

Обобщающий рок.

41.

Контрольная работа №3 по теме "Длина окружности и площадь круга"

Движения – 8 часов

42.

Понятие движения.

43.

Осевая и центральная симметрия.

44.

Параллельный перенос.

45.

Поворот.

46.

Решение задач по теме «Движения».

47.

Решение задач по теме «Движения».

48.

Практическая работа по теме «Движения».

49.

Контрольная работа  № 4 по теме "Движения"

Начальные сведения из стереометрии – 8 часов

50.

Многогранники.

51.

Многогранники.

52.

Тела вращения и их поверхности.

53.

Тела вращения и их поверхности.

54.

Формулы объема.

55.

Формулы объема.

56.

Решение задач по теме «Многогранники и тела вращения».

57.

Решение задач по теме «Многогранники и тела вращения».

Об аксиомах планиметрии – 2 часа

58.

Об аксиомах планиметрии.

59.

Об аксиомах планиметрии.

Повторение. Решение задач – 11 часов

60.

Повторение. Параллельные прямые.          

61.

Повторение. Треугольники.

62.

Повторение. Треугольники.

63.

Повторение. Окружность.

64.

Повторение. Четырехугольники.

65.

Повторение. Четырехугольники.

66.

Повторение. Векторы. Метод координат.

67.

Повторение. Площади фигур.  

68.

Повторение. Движения.

69.

Контрольная работа № 5 «Итоговая».

70.

Решение задач по всем темам.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения геометрии  на базовом уровне учащиеся должны знать/понимать:

  1. существо понятия математического доказательства, примеры доказательств;
  2. понятие вектора, сложение и вычитание векторов, метод координат;
  3. теоремы синусов и косинусов;
  4. понятие скалярного произведения векторов;
  5. определение синуса, косинуса и тангенса угла;
  6. формулы длины окружности и площади круга;
  7. понятие движения;
  8. понятие многогранника.

В результате изучения курса геометрии 9 класса учащиеся должны уметь:

-     пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  1. распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  2. изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;
  3. вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
  4. решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
  5. уметь применять математические формулы и уравнения при решении геометрических задач
  6. проводить доказательные рассуждения при решении задач;
  7. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни;

Освоение учащимися компетенций: учебно-познавательной, рефлексивной, коммуникативной, личностного саморазвития, ориентировочной.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1.  Л.С. Атанасян."Геометрия: учебник для 7-9 классов"  Изд. "Просвещение"М.; 2008
  2. Л.С. Атанасян. "Рабочая тетрадь по геометрии для 9 класса"                   Изд."Просвещение" М.; 2008.
  3. Б.Г. Зив. "Дидактические материалы по геометрии для 9 класса"                                      Изд. "Просвещение" М.; 2008.
  4. Л.С. Атанасян. "Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации

 к учебнику" Изд. "Просвещение" М.;  2008.

  1.  Т.Л. Афаносьевна. " Геометрия 9 класс: поурочные планы по учебнику Атанасяна"

           Изд. "Волглград"; 2008                                                    

    6.    Е.Е. Семенов. "За страницами учебника геометрии" Изд. "Просвещение" М.; 2007

    7.  Г.Г. Левитас.  "Карточки для коррекции знаний по геометрии 8-9 классы"                            Изд. "Илекса" М.; 2003.

Список литературы

1. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.; АСТ «Астрель», 2010.

3. М.Г. Еремина «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, дошкольных образовательных учреждений и рабочих программ педагога». Методическое пособие, Калининград, 2010

4. Программа. Планирование учебного материала. геометрия 10-11 классы [автор-составитель Т.А. Бурмистрова]. –  М.; Просвещение, 2008.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО  учителей математики, физики и информатики                                                             от ____.____.______ № ___.

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР __________________ / Кузина О.М./

                                                                                           

«____»_______________20_____г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...

Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...