Рабочая программа по геометрии для 8 класса
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему

Кузина Ольга Михайловна

Рабочая программа предназначена для работы по  учебнику Атанасяна и др., 70 часов в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8kl._geometriya.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  Видновская средняя общеобразовательная школа № 6

                                                                     Утверждаю

                                                                               Директор школы:

                                                                                                         _____________/Протасова И.И./

                                                                                                         «___» ____________        20____ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Кузиной Ольги Михайловны                                                                                                            

по геометрии, 8Б класс  

г.Видное

2011

Пояснительная  записка

          Рабочая программа предназначена для учащихся 8Б класса общеобразовательной школы для изучения математики на базовом уровне.

     Данная рабочая программа составлена на основе:

  1. федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  2. примерной программы основного общего образования по математике (Москва, «Просвещение», 2008);
  3. авторской программы по геометрии для 7-9 классов (авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.). Изд. «Просвещение»  М.,  2008;
  4. учебного плана МОУ Видновской средней общеобразовательной школы № 6;
  5. учебника «Геометрия. 7-9» (авторы Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. Изд. «Просвещение»  М.,  2009), входящего в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

     При выборе программы учитывалось следующее:

  1. соответствие требованиям образовательного стандарта и примерной  программе по математике, полное и детальное отображение всех ее основных тем;
  2. программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса;
  3. Информационно-методическая функция программы позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
  4. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета.

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими фигурами и их свойствами.

Изучение геометрии на ступени основного общего образования рассчитано на 3 года и направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  2. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  3. формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  4. воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Изучение геометрии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. Продолжить овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
  2. Продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  3. Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  4. Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.

     В ходе преподавания геометрии в 8 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  1. планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  2. овладевали приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теории и решении задач;
  3. целенаправленно обращались к примерам из практики, что развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовали язык геометрии для их описания, приобретали опыт исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  4. ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи; проведения доказательных рассуждений, аргументаций, выдвижения гипотез и их обоснования; поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане:      

     Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с 5 по 9 класс.

     Рабочая программа по геометрии для 8 класса рассчитана на 2 часа в неделю, всего 70 часов.

     Система уроков условна, но всё же выделяются следующие виды:

Урок-лекция. Предполагаются  совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере.

Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования,  решение различных задач, изучение свойств различных функций, практическое применение различных методов решения задач.

Урок-исследование. На уроке учащиеся решают проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.

Урок решения задач. Вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, тренировки технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном так и в компьютерном варианте. Причем в компьютерном варианте всегда с ограничением времени.

Урок-зачет. Устный опрос учащихся  по заранее составленным вопросам, а также решение задач разного уровня по изученной теме.

Урок-самостоятельная работа.  Предлагаются разные виды самостоятельных работ:  двухуровневая – уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5»;  большой список заданий разного уровня, из которого учащийся решает их по своему выбору.

Урок-контрольная работа. Проводится на двух уровнях:

уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».

           

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов  и тем

Всего часов

В том числе на:

Количество  самостоятельных работ учащихся

уроки

лабораторно-практические работы

контрольные работы

1.

Четырехугольники

14

13

1

3

2.

Площадь

14

13

-

1

2

3.

Подобные треугольники

19

17

-

2

3

4.

Окружность

17

16

-

1

3

5.

Повторение

6

6

-

-

2

Итого:

70

65

5

13

Содержание тем учебного курса

  1. Четырехугольники (14 часов)

Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства.

  1. Площадь (14 часов)

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

  1. Подобные треугольники (19 час)

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

  1. Окружность (17 часов)

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки окружности. Вписанная и описанная окружности.

  1. Повторение – 6 часов.

Плановых контрольных работ – 5 по следующим  темам:

№1. Четырехугольники

№ 2. Площадь

№ 3. Подобные треугольники

№ 4. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

№ 5. Окружность

Плановых самостоятельных работ –23 по темам:

  1. Многоугольники. Четырехугольник
  2. Четырехугольники
  3. Задачи на построение
  4. Площади фигур
  5. Теорема Пифагора
  6. Признаки подобия треугольников
  7. Применение подобия  к решению задач
  8. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника
  9. Центральные и вписанные углы
  10. Четыре замечательные точки треугольника
  11. Вписанная и описанная окружности
  12. Геометрические фигуры и их свойства - 1
  13. Геометрические фигуры и их свойства - 2

Календарно-тематическое планирование

Номера уроков

Тема урока

Плановые сроки  прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Глава V. Четырехугольники (14 часов)

1 – 2.

Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Четырехугольник.

3 – 4.

Параллелограмм. Свойства параллелограмма.

5 – 6.

Признаки параллелограмма.

7 – 8.

Трапеция.

9.

Прямоугольник.

10.

Ромб.

11.

Квадрат.

12.

Осевая и центральная симметрии.

13.

Решение задач по теме «Четырехугольники»

14.

Контрольная работа №1 по теме «Четырехугольники»

Глава VI. Площадь (14 часов)

15.

Понятие площади многоугольника.

16.

Площадь квадрата. Площадь прямоугольника.

17 – 18.

Площадь параллелограмма.

19 – 20.

Площадь треугольника.

21 – 22.

Площадь трапеции

23 – 24.

Теорема Пифагора.

25.

Теорема, обратная теореме Пифагора.

26 – 27.

Решение задач по теме Площадь».

28.

Контрольная работа № 2 по теме «Площадь»

Глава VII. Подобные треугольники (19 часов)

29.

Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников.

30.

Отношение площадей подобных треугольников.

31.

Первый признак подобия треугольников.

32.

Второй признак подобия треугольников.

33.

Третий признак подобия треугольников.

34 – 35.

Решение задач по теме «Подобие треугольников».

36.

Контрольная работа № 3 по теме «Подобные треугольники»

37 – 38.

Средняя линия треугольника.

39 – 40.

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

41 – 42.

Практические приложения подобия треугольников.

43.

О подобии произвольных фигур.

44.

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

45.

Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30 °, 45 ° и 60 °.

46.

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника».

47.

Контрольная работа № 4  по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника»

Глава VIII. Окружность (17 часов)

48.

Взаимное расположение прямой и окружности.

49 – 50.

Касательная к окружности.

51.

Градусная мера дуги окружности.

52.

Центральные и вписанные углы.

53 – 54.

Теорема о вписанном угле.

55 – 57.

Четыре замечательные точки треугольника.

58 – 59.

Вписанная окружность.

60 – 61.

Описанная окружность.

62 – 63.

Решение задач по теме «Окружность».

64.

Контрольная работа № 5  по теме «Окружность»

Повторение. Решение задач (6 часов)

65.

Четырехугольники.

66.

Площадь.

67.

Подобные треугольники.

68.

Окружность.

69 – 70.

Решение задач.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся                                      по данной программе

В результате изучения курса геометрии 8 класса учащиеся должны знать/понимать:

  1. существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
  2. понятие параллелограмма, ромба, трапеции;
  3. свойства и признаки параллелограмма;
  4. формулы площадей параллелограмма, треугольника, трапеции;
  5. признаки подобия треугольников;
  6. теорему Пифагора;
  7. понятие вписанной и описанной окружностей;
  8. определение синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника.

В результате изучения курса геометрии 8 класса учащиеся должны уметь:

  1. решать задачи на нахождение площадей простейших геометрических фигур;
  2. применять теорему Пифагора при решении задач;
  3. применять подобие треугольников при решении задач и доказательстве теорем;
  4. строить касательную к окружности;
  5. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Атанасян Л.С. Геометрия 7 – 9. Учебник для 7 – 9 классов средней школы. М., «Просвещение», 2009.
  2. Т.А.Салова «Геометрия. 7-11 классы: развернутое тематическое планирование. Базовый уровень». Волгоград «Учитель», 2010
  3. М.Г.Гилярова «Геометрия 8 класс. Поурочные планы». Москва «Просвещение», 2010
  4. Т.Л.Афанасьева, Л.А.Тапилина «Геометрия.8класс: поурочные планы по учебнику Л.С.Атанасяна». Волгоград «Учитель», 2007
  5. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Ю.А.Глазков, В.Б.Некрасов, И.И.Юдина «Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах». Москва «Просвещение», 2001
  6. А.П.Ершова, В.В.Голобородько «Устные проверочные  и зачетные работы. 7-9класс». М.: Илекса, 2005.
  7. Е.М.Рабинович «Задачи и упражнения на готовых чертежах. Геометрия». М.: Илекса, 2002.
  8. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. «Геометрия.8. Рабочая тетрадь». М., «Просвещение», 2011.
  9. А.П.Ершова, В.В.Голобородько «Самостоятельные и контрольные работы по математике для 8 класса». – М.: Илекса, 2005.

Список литературы

1.Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.

2.Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель», 2010.

3.М.Г. Еремина «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, дошкольных образовательных учреждений и рабочих программ педагога». Методическое пособие, Калининград, 2010

4.Программы общеобразовательных программ. Геометрия 7-9 классы [автор-составитель Т.А.Бурмистрова].  М.: Просвещение, 2008.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО  учителей математики и информатики                                                             от ____.____.______ № ___.

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР ____________ /______________________/

                                                                      подпись                          расшифровка подписи

«____»_______________20_____г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии. 9 класс.Л.С.Атанасян и др."Геометрия 7-9 классы"

Предлагаемая рабочая программа разработана в соответствии со всеми требованиями , предъявляемыми к структуре и содержанию рабочих программ.Программа составлена на основе Федерального государственного ...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в неделю, то есть 6...

Рабочая программа по геометрии 8 класс ФГОС к учебнику «Геометрия 7-9 классы» Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.

Рабочая программа по геометрии содержит в себе цели и задачи, предметные результаты, тематическое планирование. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 2 урока в ...