Урок геометрии в 9 классе по теме "Теорема косинусов"
методическая разработка по геометрии (9 класс) по теме

 

Урок устанавливает личностный контакт учителя с учащимися через формирование целей урока, их взаимное  принятие  и включение мотива на совместную работу. Положительная мотивация достигается анализом успешной работы учащихся с теоремой косинусов и ее применением к решению задач. Использование  разноуровневых  заданий,  мультимедийных  презентаций  способствует организации учебно-познавательного процесса согласно личностно ориентированного подхода, созданию ситуации успеха  на уроке.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_9kl_teorema_kosinusov.docx34.44 КБ
Файл prezentaciya_teorema_kosinusov.pptx1.03 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                          

Урок по теме "Теорема косинусов"

Цели уроков: 

  1. Образовательные:
  1. Доказать теорему косинусов и показать ее применение при решении задач
  2. Способствовать усвоению всеми учащимися стандартного минимума по теме;
  3. Формировать  и совершенствовать  надпредметные умения обобщать путем  сравнения,   постановки и решения проблем, оперированием  уже знакомыми геометрическими понятиями и фактами, рассуждением  по аналогии;
  1. Развивающие:
  1.  развивать тригонометрический аппарат как средство решения геометрических задач;
  2. развивать психические  свойства: память, вербальную и образную, произвольное внимание, воображение.
  1. Воспитывающие: воспитывать чувство коллективизма.

Ход   урока:

Этап подготовки к осознанному восприятию нового материала

1. (Ученица1). Рассказ о косинусе угла:

  1. определение;
  2. значения косинусов некоторых углов от от  0о до 90о 
  3. свойство косинусов равных углов;
  4. свойство косинусов смежных углов;
  5. свойство косинусов углов, значения которых увеличиваются от  0о до 90о.

2. (Ученица 2)  Приложение. Слайд 2. 

Задание: Используя треугольник  АВС,  найдите синус угла А и  косинус угла А.Сделайте вывод.

Замечание. Острые углы А и В прямоугольного треугольника АВС дополняют друг друга до 90о и являются дополнительными.

Вывод: Косинус острого угла равен синусу дополнительного угла.

3.   (Ученица 3)  Используя четырехзначные математические таблицы  Брадиса, найдите

1) cos25о;                                                               2) угол , если cos = 0,4756;
    cos25
о15';                                                                                       cos = 0,5638;
    cos25
о18';                                                                                   cos = 0,8975.
    сos43
о39'.

4. Анализ и обсуждение домашнего задания. Слайд 3.

1) (Ученица 4) Задача 1. Постройте угол, если его
а) синус угла равен
 
б)  косинус равен
 

2) (Ученица 5) Задача 2. Найдите площадь треугольника, если

а) две стороны треугольника равны 20 см и 14 см, а косинус угла между ними  –  
б) две стороны треугольника равны 17 см и 8 см, а косинус угла между ними 

 5. Обсуждение задачи 2б. Изменим искомое в задаче 2б: Найдите квадрат третьей стороны треугольника по алгоритму:  (*)

1. Постройте высоту ВД.
2. Вычислите ВД.
3. Вычислите проекции сторон треугольника АВ и ВС на АС (АД и ДС).
4.  Из прямоугольного ДС вычислите ВС
2.
 
Запомните алгоритм и результат! 

(Ответ: ВС2 = 113)

Этап изучения нового материала. Слайд 4. Теорема

В каждом треугольнике  квадрат  любой стороны равен сумме квадратов двух других сторон минус удвоенное произведение этих сторон на косинус угла между ними.

Дано: АВС АВ = с, АС = b, ВС = а
Доказать: c2 = a2 + b2 – 2 abcosC
Доказательство.
А) если о, тогда cos
C = 0 и c2 = a2 + b2 (Теорема Пифагора); Слайд 5.
Б) если  – острый, то для доказательства применим алгоритм (*):
Слайд 6.

Пусть АД – высота, АД = h. Из АДС : а1 = bcosC; h2 = b2 – a12.
Из
АДВ  с2 = h2 + (a – a1)2,
с2 = h2 + a2 – 2aa1+ a12,
с2 = b2 – a12 + a2 – 2abcosC + a12 , т.е. c2 = a2 + b2 – 2abcosC. 

В) если  – тупой. Слайд 6. Доказательство проведите самостоятельно.

Замечание: Вернитесь к измененной домашней задаче 2б и вычислите ВД2 по теореме косинусов. Сравните ответы.

Работа с учебником

1. Прочитайте доказательство теоремы в учебнике Л.С. Атанасяна Геометрия 7–9, стр.257.
2. Составьте алгоритм доказательства теоремы.
3. Расскажите основную идею доказательства.
4. Сравните доказательства. Найдите положительные и отрицательные стороны обоих доказательств.
5. Почему в доказательстве по учебнику не рассматриваются три случая?

Основные задачи – следствия из теоремы косинусов

1. Нахождение третьей стороны треугольника. Слайд 7.

  1. a = 11,  b = 35,  F C = 60;
  2. a = 56,  b = 9,  F C = 120;
  3. a = 31,  b = 8,  F C = 45.

2. СЛЕДСТВИЕ 1. Нахождение углов треугольника. Слайд 8. Найдите наибольший угол треугольника, если известны все его стороны. Запишите соответствующие формулы – следствия из теоремы косинусов

  1. a = 8,  b = 15,  с = 13;
  2. a = 80,  b = 19,  с = 91;
  3. a = 11,    с = 7.

3. СЛЕДСТВИЕ 2.Определение вида треугольника, зная его стороны (cлайд 9).

Задание: определите вид треугольника с заданными сторонами, вычислив предварительно косинус наибольшего угла:

  1. 23; 25; 34
  2. 7; 24; 25
  3. 6; 7; 9

Как можно ответить на этот вопрос без вычисления косинуса наибольшего угла? 

ВЫВОД. 

Пусть с – наибольшая сторона
– если
 с2 < a2 + b2, то треугольник остроугольный;
– если
 с2 = a2 + b2, то треугольник прямоугольный;
– если
 с2 > a2 + b2, то треугольник тупоугольный.

Проверьте вывод на выполненных задачах.

4. СЛЕДСТВИЕ 3. Формула медианы треугольника. Слайд 10.

Дано: а, b, c 
Найти:  ma 

– Решение проведите самостоятельно.

Ответ. 4 ma2  = 2b2 + 2c2  – a2

Задача. Стороны треугольника 3; 4 и 6. Найти длину медианы, проведенной к большей стороне.

5. СЛЕДСТВИЕ 4. В параллелограмме сумма квадратов диагоналей равна сумме квадратов его сторон: d12 + d22 = 2a2 + 2b2  Слайд 11.

Доказательство проведите самостоятельно и рассмотрите различные способы. 

Задача. В параллелограмме стороны равны 4 см и 6 см. Одна из диагоналей 8 см. Найдите вторую диагональ.

– Дополняем теорию. (Задания на исследование по группам)   Какие ранее изученные теорем можно доказать с помощью вывода теоремы косинусов?

Ответ. 

1. Теорема о средней линии треугольника. (Помогает Слайд 12.)
2. Теорема о соотношении между сторонами и углами треугольника. (
Помогает Слайд 13) 

Практическое приложение теоремы косинусов

По Слайдам 14, 15 составьте задачи о нахождении расстояния между двумя недоступными предметами и решите их.

Подведение итогов урока. Оцените значимость изученного материала.

Домашенее задание: п. 98 разобраться в теории, найти другие способы решения задач-следствий и оценить их; № 1025(а, в, д) ; № 1030(для желающих).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕОРЕМА КОСИНУСОВ

Слайд 2

sinA = cosB = sinA = cosB sin(90 0 - < B) = cosB sinA = cos(90 0 - < A) А С В с а b c a a c

Слайд 3

Условия домашних задач. Задача1. Постройте угол, если его а) синус равен 1 /3 ; 2 / 5; б) косинус равен 1 /3 ; - 2 / 5; Задача 2. Найдите площадь треугольника, если а) две стороны треугольника равны 20 см и 14 см, а косинус угла между ними - 4 / 5; б) две стороны треугольника равны 17 см и 8 см, а косинус угла между ними 15 / 17 .

Слайд 4

Теорема. В каждом треугольнике квадрат любой стороны равен сумме квадратов двух других сторон минус удвоенное произведение этих сторон на косинус угла между ними. С А В a b c

Слайд 5

С A B c a b

Слайд 6

C D B A c b a A C B D c a b

Слайд 7

1. НАЙТИ ТРЕТЬЮ СТОРОНУ ТРЕУГОЛЬНИКА a = 11 b = 35 < C = 60 0 a = 56 c = 9 < B = 120 0

Слайд 8

2. НАЙТИ УГОЛ ТРЕУГОЛЬНИКА a = 8 b =15 c =13 a = 80 b = 19 c = 91

Слайд 9

СЛЕДСТВИЕ 2 . ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА ТРЕУГОЛЬНИКА,ЗНАЯ ЕГО СТОРОНЫ ЗАДАНИЕ: ОПРЕДЕЛИТЕ ВИД ТРЕУГОЛЬНИКА СО СТОРОНАМИ 23; 25; 34 7; 24; 25 6; 7; 9 ВЫВОД. Пусть с - наибольшая сторона -- если с 2 < a 2 + b 2 , то треугольник остроугольный ; -- если с 2 = a 2 + b 2 ,то треугольник прямоугольный ; -- если с 2 > a 2 + b 2 ,то треугольник тупоугольный .

Слайд 10

Следствие 3. Формула медианы треугольника Дано: а, b, c Найти: m a 4 m a 2 = 2b 2 + 2c 2 - a 2 Задача. Стороны треугольника 3; 4 и 6. Найти длину медианы, проведенной к большей стороне.

Слайд 11

Следствие 4 . В параллелограмме сумма квадратов диагоналей равна сумме квадратов его сторон. d 1 2 + d 2 2 = 2a 2 + 2b 2 Задача. В параллелограмме стороны равны 4 см и 6 см. Одна из диагоналей 8 см. Найдите вторую диагональ.

Слайд 12

ТЕОРЕМА О СРЕДНЕЙ ЛИНИИ ТРЕУГОЛЬНИКА A B C M N

Слайд 13

ТЕОРЕМА О СООТНОШЕНИИ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА Дано: с > b Доказать: < C >

Слайд 14

Найти расстояние между двумя недоступными предметами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку геометрии. 8 класс. "Первые уроки. Вводное повторение"

Основная цель первых уроков - подготовить учащихся к изучению геометрии в 8 классе. При организации вводных уроков необходимо обратить внимание на решение наиболее типичных задач из курса геомет...

Урок геометрии 7 класс. Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства".

Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства"....

Урок геометрии 7 класс. Разработка и технологическая карта урока по теме : "Прямоугольные треугольники. Решение задач".

Разработка и технологическая карта урока по теме : "Прямоугольные треугольники. Решение задач"....

Технологическая карта урока геометрии 7 класс. Тема урока: Второй признак равенства треугольников.

Тема урока: Второй признак равенства треугольников.                  Тип урока: Урок изучения нового материала...

Геометрия. Презентация к уроку геометрии 9 класс "Уравнение окружности"

Презентация к уроку геометрии 9 класс "Уравнение окружности"...

Урок геометрии. 10 класс. Тема: «Призма». Урок с использованием ИКТ, кейс-технологий, проектной и игровой технологий.

Урок геометрии. 10 класс. Тема: «Призма».Урок с использованием ИКТ, кейс-технологий, проектной и игровой технологий....