Рабочие программы по геометрии 7, 8 УМК Погорелов
рабочая программа по геометрии (7 класс) на тему
Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса, обучающихся на дому, по УМК Погорелова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_8.doc | 129.5 КБ |
geometriya.docx | 38.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:
1. Примерная Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев:
Сборник “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002; 4-е изд. – 2004г.
2. Стандарт основного общего образования по математике (Журнал «Математика в школе» – 2004г,-№4, -с.4 , журнал «Вестник образования», №13 , 2004 г.)
В настоящей рабочей программе изменено соотношение часов на изучение тем.
Цели обучения математике.
Исторически сложились две стороны назначения матема тического образования: практическая и духовная.
цели обучения матема тике в школе:
— овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образо вания;
— интеллектуальное развитие учащихся, формирование ка честв мышления, характерных для математической деятельно сти и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
— формирование представлений об идеях и методах мате матики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
— формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости матема тики для общественного прогресса.
Организация учебно-воспитательного процесса.
Образователь ные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей уча щихся, специфики математики как науки и учебного предмета, определяющей ее роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания. Учителю предоставляется право са мостоятельного выбора методических путей и приемов реше ния этих задач.
Принципиальным положением организации школьного ма тематического образования в основной школе становится уровневая дифференциация обучения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. Следует всемерно способствовать удовлетворению потреб ностей и запросов школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к математике.
Важным условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, ее оптимизация с учетом возраста
учащихся, уровня их математической подготов ки, развития общеучебных умений, специфики решаемых об разовательных и воспитательных задач. Учителю необходимо реализовать сбалан сированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизировать применение объяснительно-иллюстра тивных и эвристических методов, использование технических средств. Критерием успешной работы учителя должно служить качество математической подготовки школьников, выполне ние поставленных образовательных и воспитательных задач, а не формальное использование какого-то метода, приема, формы или средства обучения.
Учебный процесс необходимо ориентировать на рацио нальное сочетание устных и письменных видов работы как при изучении теории, так и при решении задач. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планиро вание своей работы, поиск рациональных путей ее выполне ния, критическую оценку результатов.
Структура курса геометрии.
На курс геометрии в 7-9 классах выделено по 2 часа в неделю, всего по 68 часов в каждом классе.
Целью изучения курса геометрии в VII-IX классах является систематическое изучение геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т. д.) и курса стереометрии в старших классах.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической
наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, рассматриваются внутренние логические связи курса, повышается дедукции, степень абстрактности изучаемого материала, учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической, деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать
работу формированию представлений учащихся о строении мате матической теории, обеспечивает развитие логического мыш ления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащих вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Структура программы.
Рабочая учебная программа по геометрии состоит из трех разделов: «Требования к математической подготовке учащихся», «Содержание обучения», «календарно-тематическое планирование учебного материала».
Раздел «Требования к подготовке учащихся» определяет итоговый уровень умений и навыков, кото рыми учащиеся должны владеть по окончании основной школы. Требования распределены по основным со держательным линиям курса и характеризуют тот безуслов ный минимум, которого должны достигать все учащиеся.
В разделе «Тематическое планирование учебного материала» приводится конкретное планирование, ориентированное на действующие в настоящее время учебники математики. При организации учебного процесса учителю следует строить свою работу, опираясь именно на этот раздел программы.
I. Требования
к подготовке учащихся
Геометрические фигуры и их свойства. Измерение геометрических величин
В результате изучения курса математики учащиеся должны:
— понимать, что геометрические формы являются идеализи рованными образами реальных объектов; научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; получить представление о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
— распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки; углы; треугольники и их частные виды; че тырехугольники и их частные виды; многоугольники; окружность; круг); изображать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;
— владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
— решать задачи на вычисление геометрических величин , (длин, углов, площадей), применяя изученные свойства фигур и формулы и проводя аргументацию в ходе решения задач;
— решать задачи на доказательство;
— владеть алгоритмами решения основных задач на по строение.
II.Содержание курса «Геометрия, 8»,
авт. А. В. Погорелов
( 2 ч в неделю, всего 68 ч)
1. Четырехугольники ( 20 ч ).
Определение четырехугольника. Параллелограмм, его при знаки и свойства. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свой ства.
Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника.
Трапеция. Средняя линия трапеции. Пропорциональные отрезки.
Основная цель — дать учащимся систематизирован ные сведения о четырехугольниках и их свойствах.
Доказательства большинства теорем данного раздела про водятся с опорой на признаки равенства треугольников, кото рые используются и при решении задач в совокупности с при менением новых теоретических фактов. Поэтому изучение темы можно организовать как процесс обобщения и система тизации знаний учащихся о свойствах треугольников, осуще ствив перенос усвоенных методов на новый объект изучения.
В теоретической части раздела рассматриваются в основ ном свойства изучаемых четырехугольников, необходимые для дальнейшего построения теории. Однако для решения за дач можно использовать и факты, вынесенные в задачи.
Основное внимание при изучении темы следует направить на решения задач, в ходе которых отрабатываются практические умения применять свойства и признаки параллелограмма и его частных видов, необходимые для распознавания конкрет ных видов четырехугольников и вычисления их элементов.
Рассматриваемая в теме теорема Фалеса (теорема о про порциональных отрезках) играет вспомогательную роль в построении курса. Воспроизведения ее доказательства необяза тельно требовать от учащихся. Примером применения теоремы Фалеса является доказательство теоремы о средней линии тре угольника. Теорема о пропорциональных отрезках использу ется при изучении следующей темы — в доказательстве теоре мы о косинусе угла прямоугольного треугольника.
2. Теорема Пифагора ( 19 ч ).
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Неравенство треуголь ника. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Значение тригонометрических функций для углов 30°, 45°, 60°.
Основная цель — сформировать аппарат решения пря моугольных треугольников, необходимый для вычисления эле ментов геометрических фигур на плоскости и в пространстве.
Изучение теоремы Пифагора позволяет существенно рас ширить круг геометрических задач, решаемых школьниками, давая им в руки вместе с признаками равенства треугольников достаточно мощный аппарат решения задач.
В ходе решения задач учащиеся усваивают основные алго ритмы решения прямоугольных треугольников, при проведе нии практических вычислений учатся находить с помощью таблиц или калькуляторов значения синуса, косинуса и тан генса угла, а в ряде задач использовать значения синуса, коси нуса и тангенса углов в 30°, 45°, 60°.
Соответствующие умения являются опорными для реше ния вычислительных задач и доказательств ряда теорем в кур се планиметрии и стереометрии. Кроме того, они используют ся и в курсе физики.
В конце темы учащиеся знакомятся с теоремой о неравен стве треугольника. Тем самым пополняются знания учащихся о свойствах расстояний между точками. Следует заметить, что
наиболее важным с практической точки зрения является слу чай, когда данные точки не лежат на
одной прямой, т. е. свой ство сторон треугольника. Его полезно закрепить на ряде примеров. В то же время воспроизведения доказательства теоремы можно в обязательном порядке от учащихся не требо вать.
3.Декартовы координаты на плоскости. (15 ч)
Декартовы координаты. Координаты середины отрезка. Расстояние между точками. Уравнение окружности. Уравнение прямой. Координаты точки пересечения прямых. Угловой коэффициент прямой. Пересечение прямой с окружностью. Синус, косинус, тангенс для любого угла от 00 до 1800.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием декартовых координат на плоскости, вывести формулы координат середины отрезка и расстояния между точками, закрепить их в ходе решения задач. Вывести уравнения окружности и прямой.
4. Движение ( 5 ч ).
Движение и его свойства. Симметрия относительно точки и прямой. Поворот. Параллельный перенос и его свойства. Понятие о равенстве фигур.
Основная цель — познакомить учащихся с примера ми геометрических преобразований.
Поскольку в дальнейшем движения не применяются в ка честве аппарата для решения задач и изложения теории, мож но рекомендовать изучение материала в ознакомительном порядке, т. е. не требовать от учащихся воспроизведения дока зательств. Однако основные понятия — симметрия относи тельно точки и прямой, параллельный перенос — учащиеся должны усвоить на уровне практических применений.
5. Векторы ( 9 ч ).
Вектор. Абсолютная величина и направление вектора. Ра венство векторов. Координаты вектора. Сложение векторов и его свойства. Умножение вектора на число. [Коллинеарные век торы.] Скалярное произведение векторов. Угол между вектора ми. [Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям.]
Основная цель — познакомить учащихся с элемента ми векторной алгебры и их применением для решения геомет рических задач, сформировать умение производить операции над векторами.
Основное внимание следует уделить формированию прак тических умений учащихся, связанных с вычислением коор динат вектора, его абсолютной величины, выполнением сло жения и вычитания векторов, умножения вектора на число. Причем наряду с операциями над векторами в координатной форме следует уделить большое внимание операциям в гео метрической форме. Действия над векторами в координатной и геометрической формах используются при параллельном изучении курса физики. Знания о векторных величинах и опыт учащихся, приобретенные на уроках физики, могут быть использованы для мотивированного введения на предметной основе ряда основных понятий темы.
III. Календарно-тематическое планирование
уроков геометрии
Класс: 8 класс
Учитель: Сидорова Раиса Владимировна
Кол-во часов за год:
Всего :68
В неделю :2 часа_
Плановых контрольных работ:_6_, самостоятельных работ: 7, тестов: 6, диктантов:4
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений: Математика. 5-11 кл./ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г.Миндюк. – М.: Дрофа, 2004, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ
Учебник Погорелов А. В. Геометрия: Учебник для 7—11 кл. общеобразовательных уч реждений. - М., Просвещение, 2001—2004.
№ урока | Содержание учебного материала | пункт | дата |
ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ.-20 ч. | |||
Определение четырехугольника Параллелограмм | 50 51 | 01.09.09 | |
Свойство диагоналей параллелограмма. Свойство противолежащих сторон и углов параллелограмма. | 52 53 | 11.09.09 | |
Прямоугольник. Ромб. Квадрат. | 54 | 29.09.09 | |
Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника. | 57 58 | 13.10.09 | |
Трапеция. | 59 | 23.10.09 | |
Теорема о пропорциональных отрезках. Построение четвертого пропорционального отрезка | 60,61 | 30.10.09 | |
Контрольная работа №2 | 17.11.09 | ||
ТЕОРЕМА ПИФАГОРА-19 ч. | |||
Косинус угла. | 62 | 20.11.09 | |
Теорема Пифагора. Египетский треугольник. | 63 | 24.11.09 | |
Перпендикуляр и наклонная. | 65 | 01.12.09 | |
Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. | 67 | 11.12.09 | |
Как пользоваться таблицами синусов, косинусов, тангенсов. Неравенство треугольника. | 66-67 | 22.12.09 | |
Основные тригонометрические тождества. Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов. | 68 | 29.12.09 | |
Изменение синуса, косинуса и тангенса при возрастании угла. | 70 | 19.01.10 | |
Решение задач | 67-70 | 29.01.10 | |
Контрольная работа №4. | 02.02.10 | ||
ДЕКАРТОВЫ КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ-15 ч. | |||
Определение декартовых координат. | 71 | 05.02.10 | |
Координаты середины отрезка. | 72 | 09.02.10 | |
Расстояние между точками. | 73 | 12.02.10 | |
Решение задач. | 73 | 16.02.10 | |
Уравнение окружности. | 74 | 19.02.10 | |
Решение задач. | 74 | 23.02.10 | |
Уравнение прямой. | 75 | 26.02.10 | |
Координаты точки пересечения прямых. | 76 | 02.03.10 | |
Угловой коэффициент в уравнении прямой. Расположение прямой относительно системы координат. | 77,78 | 02503.10 | |
Пересечение прямой с окружностью. | 79,80 | 09.03.10 | |
Решение задач | 79,80 | 12.03.10 | |
Определение синуса, косинуса и тангенса для любого угла от 0 до 180. | 81 | 16.03.10 | |
Определение синуса, косинуса и тангенса для любого угла от 0 до 180. | 81 | 19.03.10 | |
Решение задач. | 81 | 23.03.10 | |
Контрольная работа №5. | 06.04.10 | ||
ДВИЖЕНИЕ-5 ч. | |||
Преобразования фигур. | 82,83 | 09.04.10 | |
Свойства движений. | 84 | 13.04.10 | |
Свойства движений. | 85-86 | 16.04.10 | |
Параллельный перенос и его свойства. | 87,88 | 20.04.10 | |
Решение задач. | 87,88 | 23.04.10 | |
ВЕКТОРЫ-9 ч. | |||
Понятие вектора. Равенство векторов. | 91-92 | 27.04.10 | |
Откладывание вектора от данной точки.. | 93 | 30.04.10 | |
Сложение и вычитание векторов. | 94 | 04.05.10 | |
Сложение и вычитание векторов. | 94,95 | 07.05.10 | |
Решение задач. | 91-95 | 11.05.10 | |
Умножение вектора на число. | 96,97 | 14.05.10 | |
Скалярное произведение векторов. | 98,99 | 18.05.10 | |
Решение задач. | 98,99 | 21.05.10 | |
Контрольная работа №6. | 25.05.10 |
Приложения к рабочей программе
Самостоятельные работы
Контрольные работы
Контрольная работа № 1 «Четырехугольники»
Контрольная работа № 2 «Теорема Фалеса»
Контрольная работа № 3 «Теорема Пифагора»
Контрольная работа № 4 «Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике»
Контрольная работа № 5 «Декартовые координаты»
Контрольная работа № 6 «Векторы»
Требования к уровню усвоения дисциплины.
Рекомендации по оценке знаний, умений и навыков учащихся по математике.
Опираясь на эти рекомендации, учитель оценивает знания, умения и навыки учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
- Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
- Основными формами проверки знаний и умений, учащихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.
- Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.
Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, которые в программе не считаются основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения: неаккуратная запись, небрежное выполнение чертежа.
- Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно, выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
- Оценка ответа учащихся при устном и письменном опросе производится по пятибалльной системе.
- Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им задания.
- Итоговые отметки (за тему, четверть, курс) выставляются по состоянию знаний на конец этапа обучения с учетом текущих отметок.
Оценка устных ответов учащихся.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Овет оценивается отметкой «4»,
если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.
допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»).
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка «1» ставится в случае, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка письменных контрольных работ учащихся.
Отметка «5» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью.
в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух- трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний, умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
- незнание наименований единиц измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
- неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение читать и строить графики;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
- потеря корня или сохранение постороннего корня;
- отбрасывание без объяснений одного из них;
- равнозначные им ошибки;
- вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
- логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
- неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
- неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
- нерациональные приемы вычислений и преобразований;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Тесты
«5» - 90-100%
«4» - 75-80%
«3» - 60-70%
«2» - 50% и менее.
Устно (по карточкам)
«5» - правильные ответы на все вопросы.
«4» - на основной вопрос ответ верный, но на дополнительные не ответил или допустил ошибку.
«3» - затруднился, дал не полный ответ, отвечал на дополнительные вопросы.
«2» - не знает ответ и на дополнительные вопросы отвечает с трудом.
Литература
Погорелов А. В. Геометрия: Учеб. для 7—11 кл. общеобразоват. уч реждений. - М.: Просвещение, 2001—2004
Поурочные планы по геометрии. 8 класс.Н.В.Грицаева.2006 г. Волгоград. Издательство «Учитель».
Э/диски: Уроки геометрии.8 класс.
Геометрия. Нестандартные уроки.
Предварительный просмотр:
Белгородская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №23 II,IV и VI видов
«Согласовано» Руководитель МО Кушнарева Е.И. Протокол № ___ от «__» __________________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР Данилюк Л.Е. «__»________________20___г. | «Утверждаю» Директор школы-интерната №23 А.Е.Годин Приказ № ___ от «__»_________________20___г. |
Рабочая программа
по предмету «Геометрия» в 7 классе
очно-заочного отделения
надомная форма обучения
на 2010 – 2011 учебный год
Составитель:
Н. С. Федосеенко,
учитель математики
второй квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Данная учебная программа ориентирована на учащихся 7 классов и реализуется на основе следующих документов:
- Государственный стандарт основного общего образования по математике.
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А., М.: Просвещение, 2010 г.
Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы. – М.: Просвещение, 2010 г.
Структура документа
Рабочая программа по геометрии представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; норма оценок по предмету; перечень учебно-методического обеспечения.
Преподавание ведется понадомной форме обучения – 1 час в неделю, всего 35 часов.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Целью изучения курса геометрии является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Изучение программного материала дает возможность учащимся:
- осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
- научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
- усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;
- приобрести опыт дедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- научиться решать задачи на доказательство, вычисление и построение;
- овладеть набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство (выделение ключевой фигуры, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек и т. п.);
- приобрести опыт применения аналитического аппарат (алгебраические уравнения и др.) для решения геометрических задач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основные свойства простейших геометрических фигур (6 ч)
Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Точка и прямая. Отрезок, длина отрезка и её свойства. Полуплоскость. Полупрямая. Угол, величина угла и её свойства. Треугольник. Равенство отрезков, углов, треугольников. Параллельные прямые. Теоремы и доказательства. Аксиомы.
Основная цель – систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур.
Смежные и вертикальные углы (5 ч)
Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые. Биссектриса угла и её свойства.
Основная цель – отработка навыков применения свойств смежных и вертикальных в процессе решения задач.
Признаки равенства треугольников (6 ч)
Признаки равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства.
Основная цель – сформировать умение доказывать равенство треугольников с опорой на признаки равенства треугольников.
Сумма углов треугольника (7 ч)
Параллельные прямые. Основное свойство параллельных прямых. Признаки параллельности прямых. Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
Основная цель – дать систематизированные сведения о параллельности прямых, расширить знания учащихся о треугольниках.
Геометрические построения (7 ч)
Окружность. Касательная к окружности и её свойства. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель – сформировать умение решать простейшие задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Обобщающее повторение (4 ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ |
1 | Основные свойства простейших геометрических фигур | 6 | 1 |
2 | Смежные и вертикальные углы | 5 | 1 |
3 | Признаки равенства треугольников | 6 | 1 |
4 | Сумма углов треугольника | 7 | 1 |
5 | Геометрические построения | 7 | 1 |
6 | Обобщающее повторение | 4 | |
ИТОГО | 35 | 5 |
ТРЕБОВАНИЕ К МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА
В результате изучения геометрии ученик должен уметь
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды); изображать указанные геометрические фигуры;
- выполнять чертежи по условию задачи;
- владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
- уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов), опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
- владеть алгоритмами решения основных задач на построение;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описания реальных ситуаций на языке геометрии;
- решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Оценка письменных работ учащихся
Оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обоснованиях решения нет пробелов, ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка).
Оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны;
- допущена одна ошибка, или есть два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах, графиках и т.д.
Оценка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, рисунках, чертежах, графиках, но учащийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно;
- выполнено менее 1/3 части работы.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Геометрия7 – 9 классы: Учебник для пбщеобразовательных учрежденией /А.В. Погорелов – М.: Просвещение, 2010.
- Государственный стандарт основного общего образования по математике.
- Дидактические материалы по геометрии для 7 класса общеобразовательных учреждений. В.А. Гусев, А. И. Медяник. – М.: Просвещение, 2005.
- Программы общеобразовательных учреждений: Геометрия 7-9 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А., М.: Просвещение, 2010.
- Поурочное планирование по геометрии: 7 классс: к учебнику А.В.Погорелова «Геометрия. 7-9 классы» / Л.Ю. Чернышова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер урока | Содержание учебного материала | Вид урока | Формы контроля | Количество часов | Элементы обязательного минимума образования | Дата проведе-ния | ||
I | Основные свойства простейших геометрических фигур | 6 | ||||||
1 | Геометрические фигуры. Точка и прямая. Отрезок. Измерение отрезков. Решение задач | Урок-лекция. | Самоконтроль | 1 | Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Точка и прямая. Отрезок, длина отрезка и её свойства. Равенство отрезков | |||
2 | Полуплоскости. Полупрямая. | Урок ознакомления с новым материалом | Самоконтроль | 1 | Полуплоскость. Полупрямая | |||
3 | Угол. Откладывание отрезков и углов | Урок-лекция | Самоконтроль | 1 | Угол, величина угла и её свойства. Равенство углов. | |||
4 | Треугольник. Существование треугольника, равного данному. | Урок-лекция | Самоконтроль | 1 | Треугольник. Равенство треугольников | |||
5 | Параллельные прямые. Теоремы и доказательства. Аксиомы. | Урок-лекция | Самоконтроль | 1 | Параллельные прямые. Теоремы и доказательства. Аксиомы. | |||
6 | Контрольная работа № 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | |||||
II | Смежные и вертикальные углы | 5 | ||||||
1 | Смежные углы. | Урок-лекция | Самоконтроль | 1 | Смежные и углы и их свойства. | |||
2 | Вертикальные углы. | Комбинированный урок | Самоконтроль | 1 | Вертикальные углы и их свойства. | |||
3 | Перпендикулярные прямые. Доказательство от противного. | Комбинированный урок | Самоконтроль | 1 | Перпендикулярные прямые. | |||
4 | Биссектриса угла. | Урок-лекция | Самоконтроль | 1 | Биссектриса угла и её свойства | |||
5 | Контрольная работа №2 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | |||||
III | Признаки равенства треугольников | 6 | ||||||
1 | Первый признак равенства треугольников. | Урок-лекция | Самоконтроль | 1 | Признаки равенства треугольников | |||
2 | Второй признак равенства треугольников. | Урок-лекция | Самоконтроль | 1 | ||||
3 | Равнобедренный треугольник. | Комбинированный урок
| Самоконтроль | 1 | Равнобедренный треугольник и его свойства | |||
4 | Медиана, биссектриса и высота треугольника. | Комбинированный урок | Самоконтроль | 1 | Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | |||
5 | Третий признак равенства треугольника. | Урок-лекция | Самоконтроль | 1 | Признаки равенства треугольников | |||
IV | Сумма углов треугольника | 7 | ||||||
1 | Параллельность прямых. Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей. | Урок-диалог | Взаимоконтроль | 1 | Параллельные прямые. Основное свойство параллельных прямых. | |||
2 | Признак параллельности прямых. | Урок-лекция | Самоконтроль | 1 | Расстояние между параллельными прямыми. | |||
3 | Свойство углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей. | Урок-исследование | Взаимоконтроль | 1 | Признаки параллельности прямых | |||
4 | Сумма углов треугольника. | Урок-лекция | Самоконтроль | 1 | Сумма углов треугольник Внешний угол треугольника а. | |||
5 | Прямоугольный треугольник. | Урок-лекция | Самоконтроль | 1 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | |||
6 | Существование и единственность перпендикуляра к прямой. | Урок-лекция | Самоконтроль | 1 | Расстояние от точки до прямой | |||
7 | Контрольная работа №4 | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | |||||
V | Геометрические построения | 6 | ||||||
1 | Окружность. Окружность, описанная около треугольника. Касательная к окружности. Окружность, вписанная в треугольник. | Урок-лекция | Самоконтроль | Окружность. Касательная к окружности и её свойства. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник. | ||||
2 | Что такое задачи на построение. Построение треугольника с данными сторонами. | Урок-лекция, урок-практикум | Самоконтроль | Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки | ||||
3 | Построение угла, равного данному. | Комбинированный урок | Взаимоконтроль | Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки | ||||
4 | Построение биссектрисы угла. Деление отрезка пополам. | Урок-практикум | Взаимоконтроль | Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки | ||||
5 | Построение перпендикулярной прямой. | Урок-лекция, урок-практикум | Самоконтроль | Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. | ||||
6 | Геометрическое место точек. Метод геометрических мест. | Урок ознакомления с новым материалом | Самоконтроль | Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки | ||||
7 | Контрольная работа № 5 | Урок обобщения и систематизации знаний | ||||||
VI | Повторение курса геометрии 7 класса | 5 | ||||||
1 | Повторение темы «Признаки параллельности прямых». | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 7 класса). | ||||
2 | Повторение темы «Признаки равенства треугольников». | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | |||||
3 | Повторение темы «Сумма углов треугольника». | Урок обобщения и систематизации знаний | 1 | |||||
4 | Обобщение курса. | Урок-зачет | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 10 класс (Погорелов А.В.)
Пояснительная записка, развернутое тематическое планирование материала геометрии 10 класса по учебнику А.В.Погорелова....
Рабочая программа по геометрии.10 класс.Погорелов
Рабочая программа по геометрии для 10 класса по учебнику Погорелова...
Рабочая программа по геометрии 10 класс Погорелов
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по геометрии 7 класс Погорелов ФГОС
Рабочая программа по геометрии для 7 класса автор Погорелов. Данная программа содержит 3 раздела: планируемые результаты, содержание предмета, тематическое планирование...
Рабочая программа по геометрии 8 класс Погорелов ФГОС
Рабочая программа по геометрии для 8 класса ФГОС...