Рабочая программа по геометрии 10 класс Погорелов
рабочая программа по геометрии (10 класс) по теме
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.71 КБ |
![]() | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
№ урока по порядку | Раздел Тема Подтема | Календарные сроки | Межпредметные связи | Тип урока, | Характеристика видов деятельности учащихся | Практические работы | Контроль знаний | Использование информационных технологий | ТСО | |
По плану | фактически | |||||||||
1 | Решение треугольников. Изучение нового материала | Изучение нового материала | Решение геометрических задач, опираясь на изученные свойства планиметрических фигур и отношений между ними. Решение задач, используя площади треугольника. | Фронтальный опрос | ||||||
2 | Решение треугольников. Урок - практикум | Комбин. | Самостоятельная работа | |||||||
3 | Вычисление биссектрис и медиан треугольника. | Изучение нового материала | Индивидуальный опрос | |||||||
4 | Вычисление биссектрис и медиан треугольника. Урок - практикум | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
5 | Формула Герона и другие формулы для площади треугольника. | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | |||||||
6 | Формула Герона и другие формулы для площади треугольника. Урок - практикум | Комбин. | Самостоятельная работа | |||||||
7 | Теорема Чевы. Теорема Менелая. | Комбин. | Индивидуальный опрос | |||||||
8 | Свойства и признаки вписанных четырехугольников | Изучение нового материала | Решение задач на применение свойства вписанных и описанных четырехугольников | Индивидуальный опрос | ||||||
9 | Свойства и признаки вписанных четырехугольников. Урок - практикум | Комбин. | Блиц-опрос | |||||||
10 | Углы в окружности. Метрические соотношения в окружности | Комбин. | Решение геометрических задач, опираясь на изученные свойства планиметрических фигур и отношений между ними. | Самостоятельная | ||||||
11 | Геометрические места точек в задачах на построение. | Изучение нового материала | Индивидуальный опрос | |||||||
12 | Геометрические места точек в задачах на построение. Урок - практикум | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
13 | Геометрические места точек в задачах на построение. Урок - закрепление | Комбин. | Письменная работа | |||||||
14 | О разрешимости задач на построение. | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
15 | О разрешимости задач на построение. Эллипс, гипербола, парабола | Комбин. | Индивидуальный опрос | |||||||
16 | Аксиомы стереометрии. | Комбин. | основные понятия стереометрии. распознавать на чертежах и моделях пространственные формы | Письменная работа | ||||||
17 | Существование плоскости, проходящей через данную прямую и данную точку. Замечание к аксиоме I | Комбин. | Использование аксиомы при решении задач | Фронтальный опрос | ||||||
18 | Пересечение прямой с плоскостью. | Комбин. | Решение задач, используя рассуждения по теме. | Самопроверка | ||||||
19 | Существование плоскости, проходящей через три данные точки | Комбин. | Письменная работа | |||||||
20 | Существование плоскости, проходящей через три данные точки | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
21 | Параллельные прямые в пространстве. | Комбин. | анализировать в простейших случаях взаимное расположение прямых в пространстве, используя определение параллельных прямых | Фронтальный опрос | ||||||
22 | Признак параллельности прямых. | Комбин. | Построение прямых в пространстве | Самостоятельная работа | ||||||
23 | Аксиомы стереометрии. Признак параллельности прямых. | Комбин. | Индивидуальный опрос | |||||||
24 | Аксиомы стереометрии. Признак параллельности прямых. Контрольная работа № 1 | Проверка знаний | Решение задач по теме. | № 1 | Письменная работа | |||||
25 | Признак параллельности прямой и плоскости | Комбин. | Решение задач по теме. | взаимопроверка | ||||||
26 | Признак параллельности прямой и плоскости. Решение задач. | Комбин. | Самостоятельная работа | |||||||
27 | Признак параллельности плоскостей. | Комбин. | Решение задач по теме. | Индивидуальный опрос | ||||||
28 | Существование плоскости, параллельной данной плоскости. | Комбин. | Решение задач на применение теоремы | Фронтальный опрос | ||||||
29 | Свойства параллельных плоскостей | Комбин. | Решение задач на применение знаний свойств | Самопроверка | ||||||
30 | Изображение пространственных фигур на плоскости. | Изучение нового материала | Использование изученного теоретического материала при решении задач | Самостоятельная работа | ||||||
31 | Изображение пространственных фигур на плоскости. Урок - практикум | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
32 | Параллельность прямых и плоскостей. Контрольная работа № 2 | Проверка знаний | Использование изученного теоретического материала при решении задач | № 2 | Письменная работа | |||||
33 | Перпендикулярность прямых в пространстве. | Комбин. | доказательство и формулировки теорем, в которых устанавливается связь между параллельностью прямых и их пер-пердикулярностью к плоскости. распознавать на моделях перпендикулярные прямые в пространстве; использовать при решении стереометрических задач теорему Пифагора | Индивидуальный опрос | ||||||
34 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости | Комбин. | признак перпендикулярности прямой и плоскости. применять при решении задач признак перпендикулярнос-ти прямой к плоскости параллелограмма, ромба, квадрата. | Фронтальный опрос | ||||||
35 | Построение перпендикулярных прямой и плоскости. | Комбин. | Решение задач | Индивидуальный опрос | ||||||
36 | Свойства перпендикулярных прямой и плоскости | Комбин. | Построение перпендикулярных прямых и плоскости | Индивидуальный опрос | ||||||
37 | Перпендикуляр и наклонная. | Комбин. | Определение расстояния от точки до плоскости, расстояния между скрещивающимися прямыми, решение задач с применением полученных знаний. | Письменная работа | ||||||
38 | Перпендикуляр и наклонная. Урок - практикум | Комбин. | Самостоятельная работа | |||||||
39 | Перпендикуляр и наклонная. | Комбин. | Индивидуальный опрос | |||||||
40 | Перпендикуляр и наклонная. Решение задач. | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
41 | Перпендикуляр и наклонная. Решение задач. | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
42 | Теорема о трех перпендикулярах. | Комбин. | нахождение наклонной, ее проекции, длины перпендикуляра и угла наклона; нахождение угла между прямой и плоскостью, используя соотношения в прямоугольном треугольнике | Фронтальный опрос | ||||||
43 | Теорема о трех перпендикулярах. Решение задач. | Комбин. | Индивидуальный опрос | |||||||
44 | Признак перпендикулярности плоскостей | Практикум | Решение задач на применение перпендикулярности плоскости | Фронтальный опрос | ||||||
45 | Признак перпендикулярности Плоскостей. Решение задач. | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
46 | Расстояние между скрещивающимися прямыми. | Комбин. | Уметь распознавать на чертежах и моделях скрещивающиеся прямые. Решение задач. | Индивидуальный опрос | ||||||
47 | Перпендикулярность прямых и плоскостей. Контрольная работа № 3 | Проверка знаний | Решение задач, используя полученные знания | № 3 | Письменная работа | |||||
48 | Введение декартовых координат в пространстве. Расстояние между точками. | Комбин. | Построение координат в пространстве | Самостоятельная работа | ||||||
49 | Координаты середины отрезка | Комбин. | Решение задач, применяя полученные знания | Фронтальный опрос | ||||||
50 | Преобразование симметрии в пространстве. Симметрия в природе и на практике | Комбин. | Определение преобразований подобия в пространстве, применение теоретического материала при решении задач | Фронтальный опрос | ||||||
51 | Движение в пространстве. Параллельный перенос в пространстве. Подобие пространственных фигур | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
52 | Угол между скрещивающимися прямыми. | Комбин. | Решение задач | Самостоятельная работа | ||||||
53 | Угол между прямой и плоскостью | Комбин. | Решение задач, применяя полученные знания | Самостоятельная работа | ||||||
54 | Угол между плоскостями | Комбин. | Решение задач, применяя полученные знания | Индивидуальный опрос | ||||||
55 | Площадь ортогональной проекции многоугольника | Комбин. | Решение задач, применяя полученные знания | Фронтальный опрос | ||||||
56 | Векторы в пространстве | Комбин. | Решение задач, применяя полученные знания | Фронтальный опрос | ||||||
57 | Действия над векторами в пространстве. | Комбин. | Выполнение действий над векторами | Письменная работа | ||||||
58 | Действия над векторами в пространстве. Урок - практикум | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
59 | Действия над векторами в пространстве. | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
60 | Разложение вектора по трем некомпланарным векторам | Комбин. | Решение задач, применяя полученные знания | Фронтальный опрос | ||||||
61 | Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. Решение задач. | Комбин. | Письменная работа | |||||||
62 | Уравнение плоскости. | Комбин. | Решение задач, применяя полученные знания | Фронтальный опрос | ||||||
63 | Уравнение плоскости. Решение задач. | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
64 | Уравнение плоскости. Решение задач. | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
65 | Декартовы координаты и векторы в пространстве. Контрольная работа № 4 | Проверка знаний | Решение задач, применяя полученные знания | № 4 | Письменная работа | |||||
66 | Избранные вопросы планиметрии. Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия | Комбин. | Решение задач, применяя полученные знания | Фронтальный опрос | ||||||
67 | Перпендикулярность прямых и плоскостей. Декартовы координаты и векторы в пространстве | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
68 | Итоговая контрольная работа | Проверка знаний | № 5 | Письменная работа | ||||||
69 | Повторение. Работа над ошибками | Комбин. | ||||||||
70 | Обобщающий урок | Повторение и закрепление |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая основа.
Рабочая программа по геометрии в 10 классе составлена на основе документов:
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Издательство «Просвещение», Москва, 2010 год.
Для преподавания используется учебно-методический комплект:
- Геометрия. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Погорелов. – М.: Просвещение, 2010.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа по геометрии рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
При реализации рабочей программы используется УМК Погорелова А. В., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 5 контрольных работ, самостоятельные и проверочные работы, в том числе тестовые. Предусматривается вводный контроль, итоговый контроль.
В ходе реализации рабочей программы решаются следующие цели:
- Формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
- Овладение языком математики в устной и письменной формах, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин , продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
- Воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей математики, эволюцией математических идей, через понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
- Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
- Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
- Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
- Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Содержание программы учебного предмета.
1. Избранные вопросы планиметрии (15 ч)
2. Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия (5 ч)
Основные понятия стереометрии. Аксиомы стереометрии и их связь с аксиомами планиметрии.
Основная цель — сформировать представления учащихся об основных понятиях и аксиомах стереометрии.
Тема играет важную роль в развитии пространственных представлений учащихся, фактически впервые встречающихся здесь с пространственной геометрией. Поэтому преподавание следует вести с широким привлечением моделей, рисунков. В ходе решения задач следует добиваться от учащихся проведения доказательных рассуждений.
3. Параллельность прямых и плоскостей (12 ч)
Параллельные прямые в пространстве. Признак параллельности прямых. Признак параллельности прямой и плоскости. Признак параллельности плоскостей. Свойства параллельности плоскостей. Изображение пространственных фигур на плоскости и его свойства.
Основная цель — дать учащимся систематические знания о параллельности прямых и плоскостей в пространстве.
В теме обобщаются известные из планиметрии сведения о параллельности прямых. На примере теоремы о существовании и единственности прямой, параллельной данной, учащиеся получают представления о необходимости заново доказать известные им из планиметрии факты в тех случаях, когда речь идет о точках и прямых пространства, а не о конкретной плоскости.
Задачи на доказательство решаются во многих случаях по аналогии с доказательствами теорем; включение задач на вычисление длин отрезков позволяет целенаправленно провести повторение курса планиметрии: равенства и подобия треугольников; определений, свойств и признаков прямоугольника, параллелограмма, ромба, квадрата, трапеции и т. д.
Свойства параллельного проектирования применяются к решению простейших задач и практическому построению изображений пространственных фигур на плоскости.
4. Перпендикулярность прямых и плоскостей (15 ч)
Перпендикулярные прямые в пространстве. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Свойства перпендикулярности прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная к плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. Признак перпендикулярности плоскостей. Расстояние между скрещивающимися прямыми. Применение ортогонального проектирования в техническом черчении.
Основная цель — дать учащимся систематические сведения о перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве.
Материал темы обобщает и систематизирует известные учащимся из планиметрии сведения о перпендикулярности прямых. Изучение теорем о взаимосвязи параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве, а также материал о перпендикуляре и наклонных целесообразно сочетать с систематическим повторением соответствующего материала из планиметрии.
Решения практически всех задач на вычисление сводятся к применению теоремы Пифагора и следствий из нее. Во многих задачах возможность применения теоремы Пифагора или следствий из нее обосновывается теоремой о трех перпендикулярах или свойствами параллельности и перпендикулярности плоскостей.
Тема имеет важное пропедевтическое значение для изучения многогранников. Фактически при решении многих задач, связанных с вычислением длин перпендикуляра и наклонных к плоскости, речь идет о вычислении элементов пирамид.
5. Декартовы координаты и векторы в пространстве (18 ч)
Декартовы координаты в пространстве. Расстояние между точками. Координаты середины отрезка. Преобразование симметрии в пространстве. Движение в пространстве. Параллельный перенос в пространстве. Подобие пространственных фигур. Угол между скрещивающимися прямыми. Угол между прямой и плоскостью. Угол между плоскостями. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Векторы в пространстве. Действия над векторами в пространстве. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. Уравнение плоскости.
Основная цель — обобщить и систематизировать представления учащихся о векторах и декартовых координатах; ввести понятия углов между скрещивающимися прямыми, прямой и плоскостью, двумя плоскостями.
Рассмотрение векторов и системы декартовых координат носит в основном характер повторения, так как векторы изучались в курсе планиметрии, а декартовы координаты — в курсе алгебры девятилетней школы. Новым для учащихся является пространственная система координат и трехмерный вектор.
Различные виды углов в пространстве являются, наряду с расстояниями, основными количественными характеристиками взаимного расположения прямых и плоскостей, которые будут широко использоваться при изучении многогранников и тел вращения.
Следует обратить внимание на те конфигурации, которые ученик будет использовать в дальнейшем: угол между скрещивающимися ребрами многогранника, угол между ребром и гранью многогранника, угол между гранями многогранника.
Основными задачами в данной теме являются задачи на вычисление, в ходе решения которых ученики проводят обоснование правильности выбранного для вычислений угла.
6. Повторение. Решение задач (5 ч)
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по математике являются устный опрос и письменные работы. К письменным формам контроля относятся: математические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.
Контрольные работы взяты из книги «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы». Сост. Т. А. Бурмистрова
Планируемый уровень подготовки учащихся
В результате изучения геометрии ученик должен
Знать/понимать, уметь:
- Соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описанием, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
- Изображать геометрические фигуры, выполнять чертеж по условию задачи;
- Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
- Проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
- Вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях;
- Применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 10 класс А.В. Погорелов.
Рабочая программа по геометрии 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образо...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/12/picture-108468.jpg)
Рабочая программа по геометрии. Базовый уровень.10 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа, тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/12/picture-108468.jpg)
Рабочая программа по геометрии. Базовый уровень. 11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа, тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/14/picture-336166-1544779343.png)
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/14/picture-336166-1544779343.png)
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-330099-1383072430.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-330099-1383072430.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 11 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 11 Учитель Асессорова Е.М....