Рабочая программа по геометрии 10 класс Погорелов
рабочая программа по геометрии (10 класс) по теме
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometriya_10.docx | 30.71 КБ |
poyasnitelnaya_geometriya_10_kl.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
№ урока по порядку | Раздел Тема Подтема | Календарные сроки | Межпредметные связи | Тип урока, | Характеристика видов деятельности учащихся | Практические работы | Контроль знаний | Использование информационных технологий | ТСО | |
По плану | фактически | |||||||||
1 | Решение треугольников. Изучение нового материала | Изучение нового материала | Решение геометрических задач, опираясь на изученные свойства планиметрических фигур и отношений между ними. Решение задач, используя площади треугольника. | Фронтальный опрос | ||||||
2 | Решение треугольников. Урок - практикум | Комбин. | Самостоятельная работа | |||||||
3 | Вычисление биссектрис и медиан треугольника. | Изучение нового материала | Индивидуальный опрос | |||||||
4 | Вычисление биссектрис и медиан треугольника. Урок - практикум | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
5 | Формула Герона и другие формулы для площади треугольника. | Изучение нового материала | Фронтальный опрос | |||||||
6 | Формула Герона и другие формулы для площади треугольника. Урок - практикум | Комбин. | Самостоятельная работа | |||||||
7 | Теорема Чевы. Теорема Менелая. | Комбин. | Индивидуальный опрос | |||||||
8 | Свойства и признаки вписанных четырехугольников | Изучение нового материала | Решение задач на применение свойства вписанных и описанных четырехугольников | Индивидуальный опрос | ||||||
9 | Свойства и признаки вписанных четырехугольников. Урок - практикум | Комбин. | Блиц-опрос | |||||||
10 | Углы в окружности. Метрические соотношения в окружности | Комбин. | Решение геометрических задач, опираясь на изученные свойства планиметрических фигур и отношений между ними. | Самостоятельная | ||||||
11 | Геометрические места точек в задачах на построение. | Изучение нового материала | Индивидуальный опрос | |||||||
12 | Геометрические места точек в задачах на построение. Урок - практикум | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
13 | Геометрические места точек в задачах на построение. Урок - закрепление | Комбин. | Письменная работа | |||||||
14 | О разрешимости задач на построение. | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
15 | О разрешимости задач на построение. Эллипс, гипербола, парабола | Комбин. | Индивидуальный опрос | |||||||
16 | Аксиомы стереометрии. | Комбин. | основные понятия стереометрии. распознавать на чертежах и моделях пространственные формы | Письменная работа | ||||||
17 | Существование плоскости, проходящей через данную прямую и данную точку. Замечание к аксиоме I | Комбин. | Использование аксиомы при решении задач | Фронтальный опрос | ||||||
18 | Пересечение прямой с плоскостью. | Комбин. | Решение задач, используя рассуждения по теме. | Самопроверка | ||||||
19 | Существование плоскости, проходящей через три данные точки | Комбин. | Письменная работа | |||||||
20 | Существование плоскости, проходящей через три данные точки | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
21 | Параллельные прямые в пространстве. | Комбин. | анализировать в простейших случаях взаимное расположение прямых в пространстве, используя определение параллельных прямых | Фронтальный опрос | ||||||
22 | Признак параллельности прямых. | Комбин. | Построение прямых в пространстве | Самостоятельная работа | ||||||
23 | Аксиомы стереометрии. Признак параллельности прямых. | Комбин. | Индивидуальный опрос | |||||||
24 | Аксиомы стереометрии. Признак параллельности прямых. Контрольная работа № 1 | Проверка знаний | Решение задач по теме. | № 1 | Письменная работа | |||||
25 | Признак параллельности прямой и плоскости | Комбин. | Решение задач по теме. | взаимопроверка | ||||||
26 | Признак параллельности прямой и плоскости. Решение задач. | Комбин. | Самостоятельная работа | |||||||
27 | Признак параллельности плоскостей. | Комбин. | Решение задач по теме. | Индивидуальный опрос | ||||||
28 | Существование плоскости, параллельной данной плоскости. | Комбин. | Решение задач на применение теоремы | Фронтальный опрос | ||||||
29 | Свойства параллельных плоскостей | Комбин. | Решение задач на применение знаний свойств | Самопроверка | ||||||
30 | Изображение пространственных фигур на плоскости. | Изучение нового материала | Использование изученного теоретического материала при решении задач | Самостоятельная работа | ||||||
31 | Изображение пространственных фигур на плоскости. Урок - практикум | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
32 | Параллельность прямых и плоскостей. Контрольная работа № 2 | Проверка знаний | Использование изученного теоретического материала при решении задач | № 2 | Письменная работа | |||||
33 | Перпендикулярность прямых в пространстве. | Комбин. | доказательство и формулировки теорем, в которых устанавливается связь между параллельностью прямых и их пер-пердикулярностью к плоскости. распознавать на моделях перпендикулярные прямые в пространстве; использовать при решении стереометрических задач теорему Пифагора | Индивидуальный опрос | ||||||
34 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости | Комбин. | признак перпендикулярности прямой и плоскости. применять при решении задач признак перпендикулярнос-ти прямой к плоскости параллелограмма, ромба, квадрата. | Фронтальный опрос | ||||||
35 | Построение перпендикулярных прямой и плоскости. | Комбин. | Решение задач | Индивидуальный опрос | ||||||
36 | Свойства перпендикулярных прямой и плоскости | Комбин. | Построение перпендикулярных прямых и плоскости | Индивидуальный опрос | ||||||
37 | Перпендикуляр и наклонная. | Комбин. | Определение расстояния от точки до плоскости, расстояния между скрещивающимися прямыми, решение задач с применением полученных знаний. | Письменная работа | ||||||
38 | Перпендикуляр и наклонная. Урок - практикум | Комбин. | Самостоятельная работа | |||||||
39 | Перпендикуляр и наклонная. | Комбин. | Индивидуальный опрос | |||||||
40 | Перпендикуляр и наклонная. Решение задач. | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
41 | Перпендикуляр и наклонная. Решение задач. | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
42 | Теорема о трех перпендикулярах. | Комбин. | нахождение наклонной, ее проекции, длины перпендикуляра и угла наклона; нахождение угла между прямой и плоскостью, используя соотношения в прямоугольном треугольнике | Фронтальный опрос | ||||||
43 | Теорема о трех перпендикулярах. Решение задач. | Комбин. | Индивидуальный опрос | |||||||
44 | Признак перпендикулярности плоскостей | Практикум | Решение задач на применение перпендикулярности плоскости | Фронтальный опрос | ||||||
45 | Признак перпендикулярности Плоскостей. Решение задач. | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
46 | Расстояние между скрещивающимися прямыми. | Комбин. | Уметь распознавать на чертежах и моделях скрещивающиеся прямые. Решение задач. | Индивидуальный опрос | ||||||
47 | Перпендикулярность прямых и плоскостей. Контрольная работа № 3 | Проверка знаний | Решение задач, используя полученные знания | № 3 | Письменная работа | |||||
48 | Введение декартовых координат в пространстве. Расстояние между точками. | Комбин. | Построение координат в пространстве | Самостоятельная работа | ||||||
49 | Координаты середины отрезка | Комбин. | Решение задач, применяя полученные знания | Фронтальный опрос | ||||||
50 | Преобразование симметрии в пространстве. Симметрия в природе и на практике | Комбин. | Определение преобразований подобия в пространстве, применение теоретического материала при решении задач | Фронтальный опрос | ||||||
51 | Движение в пространстве. Параллельный перенос в пространстве. Подобие пространственных фигур | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
52 | Угол между скрещивающимися прямыми. | Комбин. | Решение задач | Самостоятельная работа | ||||||
53 | Угол между прямой и плоскостью | Комбин. | Решение задач, применяя полученные знания | Самостоятельная работа | ||||||
54 | Угол между плоскостями | Комбин. | Решение задач, применяя полученные знания | Индивидуальный опрос | ||||||
55 | Площадь ортогональной проекции многоугольника | Комбин. | Решение задач, применяя полученные знания | Фронтальный опрос | ||||||
56 | Векторы в пространстве | Комбин. | Решение задач, применяя полученные знания | Фронтальный опрос | ||||||
57 | Действия над векторами в пространстве. | Комбин. | Выполнение действий над векторами | Письменная работа | ||||||
58 | Действия над векторами в пространстве. Урок - практикум | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
59 | Действия над векторами в пространстве. | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
60 | Разложение вектора по трем некомпланарным векторам | Комбин. | Решение задач, применяя полученные знания | Фронтальный опрос | ||||||
61 | Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. Решение задач. | Комбин. | Письменная работа | |||||||
62 | Уравнение плоскости. | Комбин. | Решение задач, применяя полученные знания | Фронтальный опрос | ||||||
63 | Уравнение плоскости. Решение задач. | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
64 | Уравнение плоскости. Решение задач. | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
65 | Декартовы координаты и векторы в пространстве. Контрольная работа № 4 | Проверка знаний | Решение задач, применяя полученные знания | № 4 | Письменная работа | |||||
66 | Избранные вопросы планиметрии. Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия | Комбин. | Решение задач, применяя полученные знания | Фронтальный опрос | ||||||
67 | Перпендикулярность прямых и плоскостей. Декартовы координаты и векторы в пространстве | Комбин. | Фронтальный опрос | |||||||
68 | Итоговая контрольная работа | Проверка знаний | № 5 | Письменная работа | ||||||
69 | Повторение. Работа над ошибками | Комбин. | ||||||||
70 | Обобщающий урок | Повторение и закрепление |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая основа.
Рабочая программа по геометрии в 10 классе составлена на основе документов:
- Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы. Составитель: Т.А. Бурмистрова. Издательство «Просвещение», Москва, 2010 год.
Для преподавания используется учебно-методический комплект:
- Геометрия. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Погорелов. – М.: Просвещение, 2010.
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа по геометрии рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
При реализации рабочей программы используется УМК Погорелова А. В., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 5 контрольных работ, самостоятельные и проверочные работы, в том числе тестовые. Предусматривается вводный контроль, итоговый контроль.
В ходе реализации рабочей программы решаются следующие цели:
- Формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
- Овладение языком математики в устной и письменной формах, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин , продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- Развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
- Воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей математики, эволюцией математических идей, через понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:
Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
- Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
- Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
- Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
- Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
- Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Содержание программы учебного предмета.
1. Избранные вопросы планиметрии (15 ч)
2. Аксиомы стереометрии и их простейшие следствия (5 ч)
Основные понятия стереометрии. Аксиомы стереометрии и их связь с аксиомами планиметрии.
Основная цель — сформировать представления учащихся об основных понятиях и аксиомах стереометрии.
Тема играет важную роль в развитии пространственных представлений учащихся, фактически впервые встречающихся здесь с пространственной геометрией. Поэтому преподавание следует вести с широким привлечением моделей, рисунков. В ходе решения задач следует добиваться от учащихся проведения доказательных рассуждений.
3. Параллельность прямых и плоскостей (12 ч)
Параллельные прямые в пространстве. Признак параллельности прямых. Признак параллельности прямой и плоскости. Признак параллельности плоскостей. Свойства параллельности плоскостей. Изображение пространственных фигур на плоскости и его свойства.
Основная цель — дать учащимся систематические знания о параллельности прямых и плоскостей в пространстве.
В теме обобщаются известные из планиметрии сведения о параллельности прямых. На примере теоремы о существовании и единственности прямой, параллельной данной, учащиеся получают представления о необходимости заново доказать известные им из планиметрии факты в тех случаях, когда речь идет о точках и прямых пространства, а не о конкретной плоскости.
Задачи на доказательство решаются во многих случаях по аналогии с доказательствами теорем; включение задач на вычисление длин отрезков позволяет целенаправленно провести повторение курса планиметрии: равенства и подобия треугольников; определений, свойств и признаков прямоугольника, параллелограмма, ромба, квадрата, трапеции и т. д.
Свойства параллельного проектирования применяются к решению простейших задач и практическому построению изображений пространственных фигур на плоскости.
4. Перпендикулярность прямых и плоскостей (15 ч)
Перпендикулярные прямые в пространстве. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Свойства перпендикулярности прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная к плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. Признак перпендикулярности плоскостей. Расстояние между скрещивающимися прямыми. Применение ортогонального проектирования в техническом черчении.
Основная цель — дать учащимся систематические сведения о перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве.
Материал темы обобщает и систематизирует известные учащимся из планиметрии сведения о перпендикулярности прямых. Изучение теорем о взаимосвязи параллельности и перпендикулярности прямых и плоскостей в пространстве, а также материал о перпендикуляре и наклонных целесообразно сочетать с систематическим повторением соответствующего материала из планиметрии.
Решения практически всех задач на вычисление сводятся к применению теоремы Пифагора и следствий из нее. Во многих задачах возможность применения теоремы Пифагора или следствий из нее обосновывается теоремой о трех перпендикулярах или свойствами параллельности и перпендикулярности плоскостей.
Тема имеет важное пропедевтическое значение для изучения многогранников. Фактически при решении многих задач, связанных с вычислением длин перпендикуляра и наклонных к плоскости, речь идет о вычислении элементов пирамид.
5. Декартовы координаты и векторы в пространстве (18 ч)
Декартовы координаты в пространстве. Расстояние между точками. Координаты середины отрезка. Преобразование симметрии в пространстве. Движение в пространстве. Параллельный перенос в пространстве. Подобие пространственных фигур. Угол между скрещивающимися прямыми. Угол между прямой и плоскостью. Угол между плоскостями. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Векторы в пространстве. Действия над векторами в пространстве. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. Уравнение плоскости.
Основная цель — обобщить и систематизировать представления учащихся о векторах и декартовых координатах; ввести понятия углов между скрещивающимися прямыми, прямой и плоскостью, двумя плоскостями.
Рассмотрение векторов и системы декартовых координат носит в основном характер повторения, так как векторы изучались в курсе планиметрии, а декартовы координаты — в курсе алгебры девятилетней школы. Новым для учащихся является пространственная система координат и трехмерный вектор.
Различные виды углов в пространстве являются, наряду с расстояниями, основными количественными характеристиками взаимного расположения прямых и плоскостей, которые будут широко использоваться при изучении многогранников и тел вращения.
Следует обратить внимание на те конфигурации, которые ученик будет использовать в дальнейшем: угол между скрещивающимися ребрами многогранника, угол между ребром и гранью многогранника, угол между гранями многогранника.
Основными задачами в данной теме являются задачи на вычисление, в ходе решения которых ученики проводят обоснование правильности выбранного для вычислений угла.
6. Повторение. Решение задач (5 ч)
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по математике являются устный опрос и письменные работы. К письменным формам контроля относятся: математические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.
Контрольные работы взяты из книги «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 10-11 классы». Сост. Т. А. Бурмистрова
Планируемый уровень подготовки учащихся
В результате изучения геометрии ученик должен
Знать/понимать, уметь:
- Соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описанием, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
- Изображать геометрические фигуры, выполнять чертеж по условию задачи;
- Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
- Проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
- Вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях;
- Применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 10 класс А.В. Погорелов.
Рабочая программа по геометрии 10 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образо...
Рабочая программа по геометрии. Базовый уровень.10 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа, тематическое планирование....
Рабочая программа по геометрии. Базовый уровень. 11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа, тематическое планирование....
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 11 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 11 Учитель Асессорова Е.М....