Рабочая программа по геометрии, 9 класс. Погорелов
рабочая программа по геометрии (9 класс) на тему


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                                             УТВЕРЖДАЮ

Председатель методического совета                             Директор МОУ «Средняя

                                                                                          общеобразовательная школа № 82»

_______________Федяева О.В..                               _________________Бурчевская О.Н.

Протокол № ___ от «__» ______2014 г.                      Приказ № ___от «___»________2014 г

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 82»

г. Котласа Архангельской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ

9 класс,

базовый уровень

на 2014-2015 учебный год

Составитель:  Городишенина Е.Д.,

учитель математики

МО «Котлас»

2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  Программы по геометрии к учебнику для 7-9 классов общеобразовательных школ А.В Погорелова, авторской программы «Рабочие программы по геометрии: 7-11 классы»/ Сост. Н.Ф. Гаврилова.-М.: ВАКО, 2011.-.192 с.- (Рабочие программы).

Цели обучения:

  • Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку в полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Задачи обучения:

  • Усвоить признаки подобия треугольников и отработать навыки их применения.
  • Познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.
  • Расширить и систематизировать сведения о многоугольниках и окружностях.
  • Сформировать у учащихся общее представление о площади и умение вычислять площади фигур.
  • Дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве, о расположении прямых и плоскостей в пространстве.

Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю, из них на контрольные работы -   5.        

 Формы, методы и  технологии обучения:

Ведущими методами обучения являются: объяснительный и репродуктивный методы, частично-поисковый, метод математического моделирования, аксиоматический метод. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, дифференцированного обучения, ИКТ. Используются такие формы организации деятельности, как фронтальный опрос, групповая, парная и самостоятельная работа, работа с учебником, таблицами и др. учебными пособиями. Применяются математические диктанты, работа с дидактическими материалами и рабочими тетрадями.

Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:

  • Письменный контроль (самостоятельные и контрольные работы, проверка домашнего задания);
  • Тестовый (тестирование);
  • Устный опрос (собеседование, зачет)

Используемый учебно - методический комплекс

Учебно-методический комплекс учителя:

Геометрия:   учеб,   для   7—9 кл. / [Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2004-2008.

Зив Б. Г. .Геометрия:   дидакт.   материалы  для   9 кл. / Б. Г. Зив, В. М. Мейлер. — М.: Просвещение, 2004—2008.

Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: метод, рекомендации: кн. для учителя / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Ю. А. Глазков и др.]. - М.: Просвещение, 2003 — 2008

        

Учебно-методический комплекс ученика:

Геометрия:   учеб,   для   7—9 кл. / [Л. С. Атанасян,   В. Ф. Бутузов, С. В. Кадомцев и др.]. — М.: Просвещение, 2004-2008.

Содержание курса обучения

Начальные понятия и теоремы геометрии

Многоугольники. Окружность и круг.  Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток.

Треугольник.

 Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.

Многоугольники.

 Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.

Окружность и круг. 

Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

Измерение геометрических величин.   

Длина окружности, число π; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности. Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника. Площадь круга и площадь сектора. Связь между площадями подобных фигур. Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра и конуса. Построения с помощью циркуля и линейки. Построение правильных многоугольников. Правильные многогранники.

Тематическое планирование учебного материала

 

№ урока

№ параграфа

Тема

Количество часов

ПОДОБИЕ ФИГУР (17 ч)

1

100, 101

Преобразование подобия. Свойства преобразования подобия.

1

2

102

Подобие фигур.

1

3-5

103

Признак подобия треугольников по двум углам.

3

6

104

Признак подобия треугольников по двум сторонам и углу между ними.

1

7-9

105

Признак подобия треугольников по трем сторонам.

3

10-11

106

Подобие прямоугольных треугольников.

2

12-13

107

Углы, вписанные в окружность.

2

14-15

108

Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности.

2

16

Решение задач

1

17

Контрольная работа 1. Подобие фигур.

1

РЕШЕНИЕ ТРЕУГОЛЬНИКОВ (11 ч)

18,19

109

Теорема косинусов.

2

20,21

110

Теорема синусов.

2

22,23

111

Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами.

2

24-26

112

Решение треугольников.

3

27

Решение задач

1

28

Контрольная работа № 2. Решение треугольников.

1

МНОГОУГОЛЬНИКИ (12 ч)

29

113

Ломаная

1

30

114

Выпуклые многоугольники.

1

31

115

Правильные многоугольники.

1

32,33

116

Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей правильных многоугольников.

2

34

117,118

Построение некоторых правильных многоугольников. Подобие правильных выпуклых многоугольников.

1

35, 36

119

Длина окружности.

2

37,38

120

Радианная мера угла.

2

39

Решение задач

1

40

Контрольная работа № 3. Многоугольники.

1

ПЛОЩАДИ ФИГУР (14 ч)

41

121,122

Понятие площади. Площадь прямоугольника.

1

42

123

Площадь параллелограмма.

1

43,44

124

Площадь треугольника.

2

45,46

125

Формула Герона для площади треугольника.

2

47

126

Площадь трапеции.

1

48,49

127

Формулы для радиусов вписанных и описанных окружностей треугольника.

2

50

128

Площади подобных фигур.

1

51,52

129

Площадь круга.

2

53

Решение задач.

1

54

Контрольная работа № 4. Площади фигур.

1

ЭЛЕМЕНТЫ СТЕРЕОМЕТРИИ (7ч)

55

130,131

Аксиомы стереометрии. Параллельность прямых и плоскостей в пространстве.

1

56,57

132

Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве.

2

58,59

133

Многогранники.

2

60,61

134

Тела вращения

2

ПОВТОРЕНИЕ КУРСА ПЛАНИМЕТРИИ (7 ч )

62-67

Решение задач.

6

68

Контрольная работа № 5 (итоговая)

1

Основные требования к уровню подготовки учащихся

знать

  • Основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
  • Формулировки основных теорем и их следствий.

           

          уметь

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  • в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Критерии и нормы оценки умений и знаний обучающихся

Оценка устных ответов учащихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
  • допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Оценка письменных контрольных работ учащихся по математике

         Отметка «5» ставится, если:

  • работа выполнена полностью;
  • в логических  рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; 
  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
  • допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Оценочные материалы

Примерные контрольные работы

Контрольные работы.

Контрольная работа № 1

Вариант 1

  1. Найдите координаты и длину вектора , если .
  2. Даны координаты вершин треугольника АВС: А (-6; 1), В (2; 4), С (2; -2). Докажите, что треугольник АВС равнобедренный, и найдите высоту треугольника, проведенную из вершины А.
  3. Окружность задана уравнением . Напишите уравнение прямой, проходящей через ее центр и параллельной оси ординат.

Вариант 2

  1. Найдите координаты и длину вектора , если .
  2. Даны координаты вершин четырехугольника АВСD: А (-6; 1), В (0; 5), С (6; -4), D (0; -8). Докажите, что АВСD – прямоугольник, и координаты точки пересечения его диагоналей.
  3. Окружность задана уравнением . Напишите уравнение прямой, проходящей через ее центр и параллельной оси абсцисс.

Контрольная работа № 2

Вариант 1

  1. Найдите угол между лучом ОА и положительной полуосью Ох, если B (3; 3).
  2. Решите треугольник BCD, если см.
  3. Найдите косинус угла A треугольника ABC, если A (3; 9), B (0; 6), C (4; 2).

Вариант 2

  1. Найдите угол между лучом ОB и положительной полуосью Ох, если А (-1; 3).
  2. Решите треугольник АВС, если см.
  3. Найдите косинус угла М треугольника KLM, если K (1; 7), L (-2; 4), M (2; 0).

Контрольная работа № 3

Вариант 1

  1. Периметр правильного треугольника, вписанного в окружность, равен 45 см. Найдите сторону правильного восьмиугольника, вписанного в ту же окружность.
  2. Найдите площадь круга, если площадь вписанного в ограничивающую его окружность квадрата равна 72 дм2.
  3. Найдите длину дуги окружности радиуса 3 см, если ее градусная мера равна 150.

Вариант 2

  1. Периметр правильного шестиугольника, вписанного в окружность, равен 48 см. Найдите сторону квадрата, вписанного в ту же окружность.
  2. Найдите длину окружности, если площадь вписанного в нее правильного шестиугольника равна  см2.
  3. Найдите длину площадь кругового сектора, если градусная мера его дуги равна 120, а радиус круга равен 12 см.

Контрольная работа № 4

Вариант 1.

  1. Дана трапеция ABCD. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно прямой, содержащей боковую сторону АВ.
  2. Две окружности с центрами О1 и О2, радиусы которых равны, пересекаются в точках M и N. Через точку M проведена прямая, параллельная О1О2 и пересекающая окружность с центром О2 в  точке D. Используя параллельный перенос, докажите, что четырехугольник О1MDO2 является параллелограммом.

Вариант 2

  1. Дана трапеция ABCD. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно точки, являющейся серединой боковой стороны СD.
  2. Дан шестиугольник А1А2А3А4А5А6. Его стороны А1А2 и А4А5, А2А3 и А5А6, А3А4 и А6А1 попарно равны и параллельны. Используя центральную симметрию, докажите, что диагонали А1А4, А2А5, А3А6 данного шестиугольника пересекаются в одной точке.

Итоговая контрольная работа

Вариант 1.

  1. В треугольнике АВС точка D – середина стороны АВ, точка М – точка пересечения медиан.

а) Выразите вектор  через векторы  и  м вектор  через векторы  и

б) Найдите скалярное произведение , если АВ=АС=2, .

  1. Даны точки А (1; 1), В (4; 5), С (-3; 4).

а) Докажите, что треугольник АВС равнобедренный и прямоугольный.

б) Найдите длину медианы СМ.

  1. В треугольнике АВС , высота BD равна h.

а) Найдите сторону АС и радиус R описанной окружности.

б) Вычислите значение R, если , h=6 см.

  1. Хорда окружности равна а и стягивает дугу в 120. Найдите : а) длину дуги; б) площадь сектора, ограниченного этой дугой и двумя радиусами.

Вариант 2.

  1. В параллелограмме АВСD диагонали пересекаются в точке О.

а) Выразите вектор  через векторы  и  м вектор  через векторы  и

б) Найдите скалярное произведение , если АВ=2ВС=6, .

  1. Даны точки К (0; 1), М (-3; -3), N (1; -6).

а) Докажите, что треугольник KMN равнобедренный и прямоугольный.

б) Найдите длину медианы NL.

  1. В треугольнике АВС , высота CD равна h.

а) Найдите сторону АB и радиус R описанной окружности.

б) Вычислите значение R, если , h=3 см.

  1. Хорда окружности равна а и стягивает дугу в 60. Найдите : а) длину дуги; б) площадь сектора, ограниченного этой дугой и двумя радиусами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 10 класс А.В. Погорелов.

Рабочая  программа по  геометрии 10  класса   составлена  в соответствии с федеральным  компонентом  Государственного  стандарта  общего  образо...

Рабочая программа по геометрии. Базовый уровень.10 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа, тематическое планирование....

Рабочая программа по геометрии. Базовый уровень. 11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа, тематическое планирование....

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 11 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         11 Учитель      Асессорова Е.М....