"Четырехугольники"
методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме
Изучение темы "Четырехугольники" по общей схеме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_chetyrehugolniki.8_klass.doc | 114.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26 с углубленным изучением химии и биологии»
«Четырехугольники»
Автор Келка Марина Леонидовна
Учитель математики
Великий Новгород
2012 г
Пояснительная записка.
При изучении тем «Четырехугольники» в 8 классе в работе использую общую основную схему описания многоугольника.
Существует несколько способов получения алгоритма:
- Первый способ: дать готовый алгоритм целиком.
- Второй способ: постепенно, шаг за шагом.
- Третий способ: путём наводящих вопросов вывести учеников на составление алгоритма.
Третий способ является наиболее результативным, поскольку он позволяет развивать логическое мышление, заставляет ученика думать, а не получать готовый продукт деятельности учителя. Поэтому, опираясь на знания, полученными учащимися в начальной школе, данная схема получена при совместной работе учителя и ученика. Создание схемы помогает учащимся при дальнейшем изучении различных видов четырехугольников, основные пункты новой фигуры (общие для всех) они называют сами, а педагог помогает выяснить индивидуальные особенности изучаемого четырехугольника. При этом происходит формирование умений выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия. Материал направлен на развитие познавательных способностей, навыков самостоятельной работы.
После введения алгоритма необходимо закрепление на многократном повторении действий, которое происходит как в ходе устной работы, так и при решении письменных задач. При устном проговаривании следует не только называть свойства фигур с помощью данных обозначений (сторона АВ, СD и пр.), но применять к этому фразы « противоположные стороны…, боковые стороны…, противоположные углы…. » , что приводит к умению обобщать и классифицировать изучаемые в факты.
В основу данной работы положены учебные темы:
«Виды четырехугольников их свойства, признаки»,
«Площади многоугольников».
В дальнейшем материалы используются в 10 – 11 классе при изучении темы «Поверхность тел вращения», «Площадь поверхности» и др.
Одно из важнейших свойств алгоритма – массовость, позволяет применять данную схему для целой группу геометрических фигур.
Схема описания (общая).
- Определение четырехугольника.
- Схематичный рисунок.
- Вершины - количество, название (если есть обозначение).
- Стороны - количество, название (если есть обозначение).
- взаимное расположение противоположных сторон (параллельны/ не паралелльны);
- взаимное расположение боковых сторон (перпендикулярны/ не перпендикулярны/ расположены под углом… )
- соотношение длин противоположных сторон (равны/ не равны);
- соотношение длин боковых сторон (равны/ не равны);
- соотношение длин всех сторон (равны/ не равны);
- Углы - количество, название (если есть обозначение).
- соотношение величин противоположных углов ( равны/ не равны);
- соотношение величин соседних углов ( равны/ не равны);
- соотношение величин всех углов ( равны/ не равны);
- Диагонали - количество, название (если есть обозначение).
- взаимное расположение диагоналей (перпендикулярны/ не перпендикулярны/ расположены под углом…);
- соотношение длин диагоналей (или их частей) (равны/ не равны);
- Сумма углов четырехугольника - (n - 2) 1800
- сумма противоположных углов;
- сумма соседних углов;
- Выпуклость / невыпуклость четырехугольника.
- Периметр.
- Площадь.
Параллелограмм.
Параллелограмм – четырёхугольник, у которого противолежащие стороны попарно параллельны, т.е. лежат на параллельных прямых.
- АBCD – четырехугольник, параллелограмм
- Имеет 4 вершины – точки А, B, C, D
- Имеет 4 стороны – отрезки АB, BC, CD, АD
АB ║ CD (противоположные стороны) АB = CD (противоположные стороны)
BC ║ АD (противоположные стороны) BC = АD (противоположные стороны)
- Имеет 4 угла - ∟A,∟B,∟C, ∟D.
∟A = ∟C (противоположные углы)
∟B = ∟D (противоположные углы)
- Имеет 2 диагонали – отрезки AC, BD.
О – точка пересечения диагоналей.
АО = ОС
ВО = ОD
- Сумма углов равна (n - 2) 1800
∟A+∟B+∟C+ ∟D = (4 - 2) 1800 = 3600
∟A+∟B = 1800
∟B+∟C = 1800
∟C+ ∟D = 1800
∟A+∟D = 1800
- АВСD – выпуклый четырехугольник
- Периметр Р = 2 (а+b)
- Площадь S = a h
a – основание
h – высота
Прямоугольник.
Прямоугольник – четырёхугольник, у которого все углы прямые (равны 90 градусам).
Прямоугольник является частным случаем параллелограмма
- АBCD – четырехугольник, параллелограмм, прямоугольник.
- Имеет 4 вершины – точки А, B, C, D
- Имеет 4 стороны – отрезки АB, BC, CD, АD
АB ║ CD АB = CD
BC ║ АD BC = АD
AB ┴ AD CD ┴ AD
AB ┴ BC CD ┴ BC
- Имеет 4 угла - ∟A,∟B,∟C, ∟D.
∟A = ∟C = ∟B = ∟D = 90◦
- Имеет 2 диагонали – отрезки AC, BD.
О – точка пересечения диагоналей.
АО = ОС
ВО = ОD
- Сумма углов равна (n - 2) 1800
∟A+∟B+∟C+ ∟D = (4 - 2) 1800 = 3600
∟A+∟B = 1800
∟B+∟C = 1800
∟C+ ∟D = 1800
∟A+∟D = 1800
- АВСD – выпуклый четырехугольник
- Периметр Р = 2 (а+b)
- Площадь S = a b
a, b - стороны
Ромб.
Ромб – четырёхугольник, у которого все стороны равны между собой.
Ромб является частным случаем параллелограмма
- АBCD – четырехугольник, параллелограмм, ромб.
- Имеет 4 вершины – точки А, B, C, D
- Имеет 4 стороны – отрезки АB, BC, CD, АD
АB ║ CD АB = CD = BC = АD
BC ║ АD
- Имеет 4 угла - ∟A,∟B,∟C, ∟D.
∟A = ∟C
∟B = ∟D
- Имеет 2 диагонали – отрезки AC, BD.
О – точка пересечения диагоналей.
АО = ОС
ВО = ОD
AC ┴ BD
- Сумма углов равна (n - 2) 1800
∟A+∟B+∟C+ ∟D = (4 - 2) 1800 = 3600
∟A+∟B = 1800
∟B+∟C = 1800
∟C+ ∟D = 1800
∟A+∟D = 1800
- АВСD – выпуклый четырехугольник
- Периметр Р = 4а
- Площадь S = a h
a – сторона
h - высота
Квадрат.
Квадрат – правильный четырёхугольник, у которого все стороны и углы равны между собой.
Квадрат является частным случаем прямоугольника, ромба и параллелограмма.
- АBCD – четырехугольник, параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат.
- Имеет 4 вершины – точки А, B, C, D
- Имеет 4 стороны – отрезки АB, BC, CD, АD
АB ║ CD АB = CD = BC = АD
BC ║ АD
AB ┴ AD CD ┴ AD
AB ┴ BC CD ┴ BC
- Имеет 4 угла - ∟A,∟B,∟C, ∟D.
∟A = ∟C
∟B = ∟D
- Имеет 2 диагонали – отрезки AC, BD.
О – точка пересечения диагоналей.
АО = ОС
ВО = ОD
AC ┴ BD
- Сумма углов равна (n - 2) 1800
∟A+∟B+∟C+ ∟D = (4 - 2) 1800 = 3600
∟A+∟B = 1800
∟B+∟C = 1800
∟C+ ∟D = 1800
∟A+∟D = 1800
∟A+∟C = 1800
∟B+∟D = 1800
- АВСD – выпуклый четырехугольник
- Периметр Р = 4а
- Площадь S = a2
a – сторона
Трапеция.
Трапеция – четырёхугольник, две противоположные стороны которого параллельны между собой, а две другие не параллельны.
Параллельные стороны трапеции называются основаниями, а непараллельные — боковыми сторонами.
- АBCD – четырехугольник, трапеция.
- Имеет 4 вершины – точки А, B, C, D
- Имеет 4 стороны – отрезки АB, BC, CD, АD
АB ║ CD
- Имеет 4 угла - ∟A,∟B,∟C, ∟D.
- Имеет 2 диагонали – отрезки AC, BD.
- Сумма углов равна (n - 2) 1800
∟A+∟B+∟C+ ∟D = (4 - 2) 1800 = 3600
∟C+ ∟B = 1800
∟A+∟D = 1800
- АВСD – выпуклый четырехугольник
- Периметр Р = АB+BC+ CD+ АD
- Площадь S = (a + b) h
2
а,b – стороны
h - высота
Равнобокая (равнобедренная) трапеция.
Трапеция – четырёхугольник, две противоположные стороны которого параллельны между собой, а две другие не параллельны.
Трапеция, у которой боковые стороны равны, называется равнобокой или равнобедренной.
Параллельные стороны трапеции называются основаниями, а непараллельные — боковыми сторонами.
- АBCD – четырехугольник, трапеция, равнобокая трапеция.
- Имеет 4 вершины – точки А, B, C, D
- Имеет 4 стороны – отрезки АB, BC, CD, АD
АB ║ CD
- Имеет 4 угла - ∟A,∟B,∟C, ∟D.
∟A =∟B
∟C =∟D.
- Имеет 2 диагонали – отрезки AC, BD.
AC = BD.
- Сумма углов равна (n - 2) 1800
∟A+∟B+∟C+ ∟D = (4 - 2) 1800 = 3600
∟C+ ∟B = 1800
∟A+∟D = 1800
- АВСD – выпуклый четырехугольник
- Периметр Р = АB+BC+ CD+ АD
- Площадь S = (a + b) h
2
а,b – стороны
h - высота
Прямоугольная трапеция.
Трапеция – четырёхугольник, две противоположные стороны которого параллельны между собой, а две другие не параллельны.
Параллельные стороны трапеции называются основаниями, а непараллельные — боковыми сторонами.
Трапеция, имеющая прямые углы при боковой стороне, называется прямоугольной.
- АBCD – четырехугольник, трапеция, прямоугольная трапеция.
- Имеет 4 вершины – точки А, B, C, D
- Имеет 4 стороны – отрезки АB, BC, CD, АD
АB ║ CD
AD ┴ AB
AD ┴ DC
- Имеет 4 угла - ∟A,∟B,∟C, ∟D.
∟A =∟ D = 900
- Имеет 2 диагонали – отрезки AC, BD.
- Сумма углов равна (n - 2) 1800
∟A+∟B+∟C+ ∟D = (4 - 2) 1800 = 3600
∟C+ ∟B = 1800
∟A+∟D = 1800
- АВСD – выпуклый четырехугольник
- Периметр Р = АB+BC+ CD+ АD
- Площадь S = (a + b) h
2
а,b – стороны
h – высота, совпадает со стороной АD.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Сказка о четырехугольниках"
Сказка о приключениях квадрата, прямоугольника, параллелограмма...
Четырехугольники
Виды четырехугольников. Презентация может быть использована на уроках изучения нового материла, повторения....
Четырехугольники
Цель урока: закрепление знаний, умений и навыков обучающихся по теме «Четырехугольники»Задачи урока:· Воспитательная– формировать информационную культуру обучающихся, внимательность, аккуратност...
Разработка урока-соревнования в 8 классе по геометрии на тему "Четырехугольники. Свойства, признаки и площади четырехугольников"
Материал урока систематизирует и обобщает знания о четырехугольниках, их свойствах, признаках, площадях...
Учебный элемент к уроку геометрии по теме: "Четырехугольники. Формулы для нахождения площадей четырехугольников "
Учебный элемент содержит теоретический материал по данной теме и примеры задач....
План-конспект по теме «Критерии вписанных четырехугольников. Задачи на доказательство, что около четырехугольника можно описать окружность.»
План-конспект по теме «Критерии вписанных четырехугольников. Задачи на доказательство, что около четырехугольника можно описать окружность.»...
Урок обобщение по теме «ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ. СВОЙСТВА, ПРИЗНАКИ, ПЛОЩАДИ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКОВ»
Урок проводится в форме соревнования....