Элективный курс "Сферическая геометрия"
методическая разработка по геометрии (9 класс) по теме
Курс "Сферическая геометрия" знакомит обучающихся с основными понятиями и некоторыми результатами, относящимися к геометрии сферы. Цель курса - вызвать интерес у учащихся к разделу геометрии - стереометрия, которая является неотемлемой частью таких профессий, как моряк, летчик, космонавт. Содержание курса "Сферическая геометрия" непосредственно связано с программным материалом: в ходе изложения повторяются сведения, известные учащимся из курса геометрии, решаются простейшие задачи навигации и картографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Физика в живой природе и бионика».
Пояснительная записка.
Физика и биология, казалось бы, две разные науки.
Но, с одной стороны, законы физики используются не только в работе самых удивительных приборов, машин, а распространяются и на явления живой природы, делая оптимальным существование организмов. ( Хотя в живой природе многие из этих законов не проявляются в открытом виде, поэтому подметить их может только опытный глаз наблюдателя).
С другой стороны, с незапамятных времен мысль человека искала ответ на вопрос: может ли человек достичь того же, чего достигла живая природа? Теперь в своей практической деятельности человек использует в качестве моделей для конструирования сооружений и механизмов наиболее удачные приспособления живых организмов к среде их обитания.
Так, 2 науки – «о живом» и «неживом» тесно соприкасаясь между собой, способствуют развитию научно—технического прогресса.
Курс «Физика в живой природе и бионика» предназначен для учащихся 10 и 11 классов, его содержание носит межпредметный, профориентационный характер и имеет прикладной аспект, т. к. способствует глубокому усвоению курса биологии средней школы, умению применять полученные знания на практике, определить сознательный выбор профессии по направлениям : бионика, физика, биология, кибернетика.
Цель курса:
Изучая проявление самых разнообразных физических законов в растительном и животном мире и применение знаний биологических дисциплин в технике, помочь ученику в осознанном выборе профессии.
Задачи курса:
Раскрыть проявление законов физики в органическом мире, значение изучения закономерностей биологии для научно—технического прогресса. Показать связь изучаемого материала с жизнью, развивать познавательный интерес к наукам , познакомить учащихся с проектированием и моделированием процессов.
В процессе обучения учащиеся должны познакомиться:
1. с понятием о бионике и ее приоритетных направлениях,
2. с современными достижениями бионики,
3. с проявлениями разнообразных физических законов в растительном и животном мире.
Должны уметь:
Наблюдать, описывать результаты наблюдений, работать с планом, конспектами , схемами, графиками, таблицами, учебной литературой , вести дискуссию , обосновывать свою точку зрения ,делать правильный выбор, проектировать и моделировать процессы, применять знания на практике, решая конкретные задачи .
Содержание курса рассчитано на 17 часов. Особенность занятий – проблемный, дискуссионный характер, включение в содержание вопросов достижений современной физики и биологии, проектирование и моделирование процессов. Такие формы занятий будут способствовать активному восприятию окружающей действительности, развитию элементов «физического» мышления и «биологического» сознания.
Учебный план.
№ п/п | Количество часов | Тема | Цель | Форма проведения |
1. | 1 | « Введение. Бионика на службе человека» | Ознакомить учащихся с самостоятельным направлением в науке и технике – бионикой, его значением для научно—технического прогресса | Беседа с элементами игры и моделирования, ассоциативный тренинг |
2 | 1 | « Наука величайших возможностей» | Ознакомить с кругом направлений, возможностью использовать принципы организации растительных и животных организмов в произведения своего труда | Беседа, тест |
3 | 1 | « Зоркий глаз наблюдателя живой природы» | Познакомить учащихся с моделированием и мини—проектированием процессов | Проектирование и моделирование |
4 | 1 | «Мир ощущений» | Ощущения неотъемлемая часть человека, любого существа. Показать, что живые существа находятся в постоянном контакте, активно взаимодействуют со средой обитания | Беседа |
5 | 1 | «Живые барометры, гигрометры, сейсмографы» | Рассмотреть факты, явления, закономерности, связывающие происходящие в биосфере процессы с их признаками, которые обнаруживают и фиксируют живые организмы | Лекция |
6 | 1 | «Биомеханика» | Изучить многочисленные примеры совершенных технических средств, основанных на использовании биологических приспособлений живых существ | Лекция |
7 | 1 | «Гармония красоты и целесообразности» | Где находится сказочный лучезарный город, построенный по законам природы? Рассмотреть многочисленные примеры использования человеком целесообразности, архитектурно – строительных форм, технологий, применяемых живыми организмами в природе | Лекция |
8 | 1 | «Биологическая связь» | Показать на каких «языках» и «диалектах» изъясняются животные, что практически сулит человеку познание «языка» животных | Лекция |
9 | 1 | « Физика в живой природе» | Ознакомить учащихся с использованием физических знаний при решении биологических задач по разделам физики: -- механика тепловые явления | Решение задач по разделам физики : -- механика -- тепловые явления |
10 | 1 | «Я—биокибернетик» | Учить применять полученные знания на практике, отстаивать свою точку зрения | Дискуссия, Мини сочинение |
11 | 1 | «Физика в живой природе» | Знакомить учащихся с использованием физических знаний при решении биологических задач по разделам физики: -- электричество -- оптика | Решение задач по разделам физики : --электричество -- оптика |
12 | 1 | «Мой проект» | Проверить результаты работы учащихся над индивидуальным проектом, рефератом, творческой работой | Урок –консультация, беседа |
13 | 1 | «Новые источники электроэнергии: -коровий навоз как новый источник энергии -гнилые бананы -генерирование электричества живыми организмами» | Продолжить ознакомление с электрическими проявлениями в живой природе | Круглый стол |
14 | 1 |
| Познакомить учащихся с историей открытия - броуновского движения -- некоторыми законами гидро—и аэростатики, эл. тока ( опыты Отто фон Герике, Дж.Дарелла, Галилея, Гальвани , Р Броуна) «Обзор отечественной и зарубежной литературы по освещению и применению вопросов бионики» | Беседа |
15 | 1 | Инженеры – бионики (жизнь и творчество замечательных людей) | Познакомить с жизнью и творчеством инженеров -- бионики | Круглый стол |
16 --17 | 2 |
| Научить применять полученные знания на практике Подвести итоги по изученному курсу | Защита проектов, рефератов, творческих работ |
Учебно – методический комплекс:
Литература:
1.В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов «Общая биология 10 – 11 », Дрофа, 2002
2.В.М.Варикаш, Б.А. Кимбар « Физика в живой природе», Минск,1984
3.Журналы «Наука и жизнь» 2000 – 2008гг
4.«Техника - молодежи», «Знание – сила», 2000- 2008г.
5.«Физическая смекалка», М.Омега, 1994г
6.И.Г.Кириллова «Книга для чтения по физике», М.Просвещение, 1986г
7.И.Б.Литинецкий «Бионика», М. Просвещение, 1976
8.Н.И.Зорин Элективный курс «Элементы биофизики», М. Вако, 2007г
Темы творческих заданий:
1.Модели практического использования биологических приспособлений:
«живой гальванический элемент», « живая подводная лодка», шишка – гигрометр, модели летательных аппаратов, модели подлодок, судов, модели др. технических средств, модели архитектурных сооружений; использование в строительстве сооружений, на приусадебном участке принципов структурной организации растений, животных.
2.Рефераты:
«Механика цветка», «Сильнее самого себя (принцип рычага и работа мышц», «История воздухоплавания», «Подводные мастера», «Жизнь и творчество замечательных людей», «История открытий», и др. по использованию структурно – функциональной организации животных различных систематических групп, растений в разных областях производственной деятельности человека
3.Мульмедийные представления протекания физических закономерностей в живой природе, презентации по разделам бионика, физика в живой природе
Автор программы:
Головина М.А., учитель биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Выборга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс «Геометрия в искусстве и искусство в геометрии»
Данный курс рассчитан на 16 часов и посвящен темам, которые не рассматриваются на уроках геометрии.Элективный курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по естественно-научному и художест...
Программа элективного курса по геометрии "Геометрия вокруг нас"
Программа элективного курса по геометрии для учащихся 9 класса рассчитана на 17 часов...
Элективный курс "Геометрия Робинзонов". 9 класс
элективный курс для 9 класс (геометрия)...
Элективный курс «Геометрия в 3D»
Целью данного курса является систематизация и обобщение знаний учащихся, закрепление и развитие умений и навыков, полученных из курса планиметрии 7 – 9 классов и курса стереометрии 10 класса (располож...
РП и КТП элективного курса для учащихся 6 класса по геометрии " Наглядная геометрия"
РП и КТП курса "Наглядная геометрия"...
Элективный курс "Геометрия вокруг нас"
Представлена программа внеурочной деятельности по геометрии для 7 класса. Начало изучения предмета "Геометрия" не легко дается многим школьникам. Курс направлен на практическую работу с черт...
МОДУЛЬНЫЙ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ» к учебной программе по геометрии
Данная программа составлена на основе учебника по геометрии для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9» М.:Просвещение, 2019 , авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бут...