РП и КТП элективного курса для учащихся 6 класса по геометрии " Наглядная геометрия"
календарно-тематическое планирование по геометрии (6 класс) на тему

Аксёнова Светлана Валерьевна

РП и КТП курса "Наглядная геометрия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный предмет «Наглядная геометрия» изучается в 6 классе в объёме 34 часа в год, из расчёта 1час в неделю.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработана на основе примерной  программы основного общего образования по наглядной геометрии авторской программы И. Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганжиева  по наглядной геометрии для основной школы.

Программа обеспечена УМК для 5–6-го классов авторов И. Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганжиева.

1.Планируемые результаты.

В результате изучения курса учащиеся 6 класса должны овладевать следующими умениями, представляющими обязательный минимум:

  • уметь определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрического тела осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов
  • усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях
  • научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира
  • усвоить практические навыки использования геометрических инструментов
  • научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство
  • уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге
  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, их частные виды, четырехугольники, окружность, ее элементы)
  • уметь изображать геометрические чертежи согласно условию задачи
  • овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур
  • уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур
  • владеть алгоритмами простейших задач на построение
  • овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент.

2.Содержание.

1.Фигуры на плоскости.

Простейшие геометрические фигуры: прямая, луч, отрезок. Углы, их построение и измерение. Вертикальные и смежные углы. Треугольник. Виды треугольников. Построение треугольников

2. Линии в геометрии

Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве. Ломаные линии. Кривые линии. Окружность. Замечательные кривые.

3. Многоугольники

Многоугольники. Параллелограммы

4. Многогранники

Многогранники и их элементы

5.Измерение величин

Измерения величин: длина,  площадь, объем. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда.

6.Координаты

Координаты на плоскости. Игры в координатах.

7. Геометрические построения

Симметрия. Золотое сечение в геометрии, архитектуре. Бордюры, орнаменты

8.Занимательная геометрия

Топологические опыты: фигуры одним росчерком пера, листы Мебиуса.  Задачи, головоломки, игры. Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом. Геометрия клетчатой бумаги.

3. Тематическое планирование.

№п/п

Тема

Кол-во часов

1

Фигуры на плоскости.

6

2

Линии в геометрии

6

3

Многоугольники

5

4

Многогранники

3

5

Измерение величин

3

6

Координаты

4

7

Геометрические построения

4

8

Занимательная геометрия

3

Всего

34

Литература

1. Альхова, З.Н. Внеклассная работа по математике /  З.Н.Альхова, А.В. Макеева. – Саратов: «Лицей», 2010. – 288 с.

2. . Афонькин, С.Ю. Игрушки из бумаги / С.Ю.   Афонькин, Е.Ю. Афонькина. – СПб.: Регата, Издательский Дом «Литера», 2009. – 192 с.

3. Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломкина /  М.А.Гершензон. – М.: ДЛ, 1994.

4. Никитин, Б.Н. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.Н.Никитин. – М.: Просвещение, 2008.

5. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: Кн. для учителя /  Е.С.Смирнова. – М.: Просвещение, 2008. – 80 с.

6. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 192 с.

7. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.

8. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 192 с.

9.Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

для  6 класса по геометрии

1 час в неделю

№ урока

Дата проведения

Раздел, тема урока

Кол-во    часов

Кол-во

практических

работ

Основные виды учебной деятельности

Фигуры на плоскости

6

1

2.09

Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Единицы измерения.

Вспомнить основные геометрические фигуры, единицы измерения. Уметь переводить одну единицу измерения в другую.

2

9.09

Измерение углов.

Градусная мера угла.

Вспомнить единицы измерения и способы построения  углов с помощью транспортира.

3

16.09

Угол. Прямой и развёрнутый угол.

Чертёжный треугольник.

Вспомнить обозначение  углов, читать их и выполнять построения с помощью чертёжного треугольника.

4

23.09

Деление отрезка пополам

Вспомнить способ деления отрезка пополам с помощью циркуля

5

30.09

Виды углов. Смежные и вертикальные углы. Биссектриса угла.

Вспомнить понятия смежных и вертикальных углов и их свойства. Строить и распознавать смежные и вертикальные углы.

6

7.10

Виды треугольников. Построение треугольников.

Вспомнить различные виды треугольников, определять тип треугольника, строить треугольники с помощью циркуля

Линии в геометрии

6

7

14.10

Параллельность прямых

Усвоить свойства и способы построения данных прямых.

8

21.10

Построение параллельных прямых

Научиться строить и различать данные прямые на чертеже.

9

28.10

Перпендикулярные прямые. Построение перпендикулярных прямых.

Усвоить свойства и способы построения данных прямых. Научиться строить и различать данные прямые на чертеже.

10

11.11

Построение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью треугольника, циркуля и линейки

Строить параллельные и перпендикулярные прямые с помощью циркуля и линейки

11

18.11

Параллельные и перпендикулярные прямые в пространстве. Скрещивающиеся прямые.

Параллельные, перпендикулярные и скрещивающиеся ребра куба. Приводить примеры расположения прямых на кубе.

12

25.11

Взаимное расположение прямых на плоскости и в пространстве

Распознавать взаимное расположение прямых (пересекающихся, параллельных, перпендикулярных) в пространстве. 

Многоугольники

5

13

2.12

Многоугольники. Разные виды параллелограммов.

Усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах.

14

9.12

Квадрат. Нахождение периметра и площади квадрата.

Вспомнить формулы для нахождения периметра и площади.

15

16.12

Ромб. Нахождение периметра и площади ромба.

Усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах. Познакомиться со свойствами ромба.

16

23.12

Трапеция.

Усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах. Познакомиться со свойствами трапеции.

17

13.01

Изготовление моделей плоских фигур из параллельных отрезков

Усвоить практические навыки использования геометрических инструментов. Уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге.

Многогранники

3

18

20.01

Геометрические тела и их изображение

Уметь изображать простейшие

геометрические фигуры,

обозначать их, измерять

отрезки.

19

27.01

Параллелепипед и пирамида

Уметь изображать геометрические тела, знать их элементы: вершины, ребра,грани, диагональ

20

3.02

Развертки

Уметь определять тело по его развёртке

Измерение величин

3

21

10.02

Длина. Площадь. Объём.

Знать единицы измерения

длины, площади, объёма. Уметь измерять длины отрезков, строить отрезки заданной длины. Вспомнить формулы для нахождения площади  квадрата и прямоугольника и нахождения объёма прямоугольного параллелепипеда. Уметь приближенно измерять площади фигур на клетчатой

бумаге.

22

17.02

Площадь поверхности параллелепипеда и куба.

Решать  конкретные геометрические задачи, выстраивая алгоритмы действий.

23

24.02

Объём параллелепипеда и куба.

Знать понятие объема, единицы объема, связь между этими единицами. Знать формулы для вычисления

объемов куба и прямоугольного

параллелепипеда. Уметь пользоваться этими формулами для вычисления объемов тел, составленных из кубиков и параллелепипедов.

Координаты

4

24

3.03

Координаты, координаты, координаты…

Иметь представление о координатах, координатной плоскости

25

10.03

Координаты на плоскости

Уметь отмечать точки на координатной плоскости

26

17.03

Игра «Морской бой»

Уметь отмечать точки на координатной плоскости

27

24.03

Игра «Остров сокровищ»

Уметь отмечать точки на координатной плоскости

Геометрические построения

4

28

7.04

Симметрия

Уметь приводить примеры фигур из окружающей действительности, обладающие осевой, центральной  и зеркальной симметрией. Уметь

Применять все виды симметрии на построении.

29

14.04

Золотое сечение в геометрии, архитектуре

Рассмотреть понятие «золотого сечения».

30

21.04

Бордюры

Иметь представление о бордюре и трафарете. Уметь приводить примеры фигур из окружающей действительности, обладающие зеркальной симметрией,

несколькими видами симметрий.

31

28.04

Орнаменты

Уметь строить бордюры, обладающие центральной симметрией, осевой

симметрией. Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Занимательная геометрия

3

32

5.05

Топологические опыты

Иметь представление о топологии, листе Мебиуса. Уметь изготавливать лист Мебиуса. Уметь изображать геометрические фигуры, обладающие заданными свойствами и различные конфигурации этих фигур.

33

12.05

Задачи, головоломки, игры

Развивать логическое мышление

34

19.05

Геометрия клетчатой бумаги

Уметь применять свойства фигур на клетчатой бумаге. Уметь конструировать фигуры из простейших плоских фигур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТАКАЯ РАЗНАЯ МАТЕМАТИКА» (элективный курс для учащихся 9 класса, 34 часа)

Данный элективный курс адресован учащимся 9 класса, собирающимся продолжить обучение в классах естественнонаучного профиля, а также учащимся, ориентированным на гуманитарный профиль, но интересу...

«МАТЕМАТИКА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ» (элективный курс для учащихся 9 класса, 10 часов)

Курс является межпредметным и характеризуется содержательным раскрытием понятий, утверждений и методов, относящихся к решению задач на проценты, сложные проценты, выявлением их практической знач...

Рабочая программа по наглядной геометрии в 6 классе по учебнику "Наглядная геометрия 6", авт. Т.Г.Ходот, А.Ю.Ходот (1час в неделю. всего 35ч)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, темаичекое планирование, краткое содержание и цели изучения курса....

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Рабочая программа по геометрии "Наглядная геометрия" 5 класс (Шарыгин И.Ф.)

Рабочая программа по геометрии "Наглядная геометрия" 5 класс (Шарыгин И.Ф.)...

Рабочая программа по геометрии "Наглядная геометрия" 6 класс (Шарыгин И.Ф.)

Рабочая программа по геометрии "Наглядная геометрия" 6 класс (Шарыгин И.Ф.)...

Избранные вопросы геометрии. Авторская программа элективного курса для учащихся 10-х классов

Курс «Избранные вопросы геометрии» предназначен для изучения в 10-х классах общеобразовательных школ и рассчитан на  34 часа. Тематика курса составлена с таким расчетом, чтобы систематизировать и...