Элективный курс "Геометрия вокруг нас"
элективный курс по геометрии (7 класс) на тему
Представлена программа внеурочной деятельности по геометрии для 7 класса. Начало изучения предмета "Геометрия" не легко дается многим школьникам. Курс направлен на практическую работу с чертежными инструментами, оригами, логические игры на плоскости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_geometriya_vokrug_nas_doronina.docx | 40.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Приобская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО на заседании МО ______ С.А. Хожаинова протокол №_____ от « ____» августа 20 17 г | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол №____ от « ___ » августа 20 17 г | УТВЕРЖДАЮ Директор школы: ___________ А.А. Луцкий приказ № _______ от «___ »_августа 20 17 г |
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Геометрия вокруг нас»
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Для обучающихся 7 классов: 12 — 13 лет
Срок реализации: 2017 — 2018 учебный год
Доронина Людмила Анатольевна
высшая квалификационная категория
г.п. Приобье
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для обучающихся 7 классов общеобразовательной школы и направлена на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования по информатике. Программа разработана на основе:
- Федерального закона N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России № 1897 от 17.12.2010 г.;
- Примерной программы по информатике.
- Данная программа соответствует общеинтелектуальному направлению развития личности, составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» Кашиной И.В. (Примерные программы внеурочной деятельности для обучающихся 5-7 классов: Общеинтеллектуальное направление / отв. ред. А.П. Сухарева. - 2-ое изд., доп. - Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2013.)
Программа составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы МКОУ «Приобская СОШ» (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования, с учетом требований к оснащению образовательного процесса. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Курс внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» изучается в 7 классе. Общая недельная нагрузка составляет 1 час. Общее количество времени на изучение курса 34 часа.
Для проведения занятий необходимо наличие проекционного оборудования, интерактивной доски, персональных компьютеров с операционной системой Windows XP, пакетом программ Microsoft Office.
Участниками реализации программы внеурочной деятельности являются младшие подростки в возрасте 12-13 лет.
Конструктивные особенности программы внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» обусловлены тем, что геометрическая деятельность учащихся рассматривается в контексте их различной осмысленной деятельности и задача формирования геометрического знания вписывается в проблему гармоничного развития школьника. Поэтому структура формируемого знания определяется как тенденциями к абстракции и наглядности в геометрии, так и требованиями гармонизации интеллектуальной деятельности детей этого возраста.
Эта программа основана на активной деятельности детей, направленной на зарождение, накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Ориентация подготовительного курса по геометрии неслучайно, так как в систематическом курсе вся геометрическая информация представляется в виде логически стройной системы понятий и фактов. Поэтому перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой «Геометрия вокруг нас».
Цель: создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, идей, методов; максимальное развитие познавательных способностей учащихся; развитие их творческих способностей.
Задачи:
- Развивать творческие способности, геометрическую интуицию учащихся.
- Развивать логическое мышление учащихся, смекалку и находчивость при решении задач.
- Развивать математические способности и творческое мышление у учащихся.
- Развивать устойчивый интерес учащихся к геометрии.
- Развивать пространственные представления учащихся.
- Формировать, расширять и углублять знания учащихся по программному материалу.
- Развивать математическую культуру школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.
- Формировать умение применять математическую терминологию.
- Формировать представление учащихся о практическом значении геометрии в жизни.
Данная программа связана с учебными предметами «Математика», «Технология», «Изобразительное искусство» и направлена на расширение знаний учащихся в области математики.
В процессе работы по этой программе используются наблюдение, конкретнее предметные действия и мысленный эксперимент. В результате такой деятельности постоянно происходит перекодирование информации, получаемой с помощью предметов, моделей, фотографий, рисунков, чертежей.
Программа направлена на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, поиск, отбор и использование информации.
Основные виды деятельности: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, трудовая (производственная) деятельность, художественное творчество, игровая деятельность, досугово-развлекательная деятельность.
Для реализации данной программы для детей-инвалидов особых условий не требуется.
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа «Геометрия вокруг нас» позволяет добиться следующих результатов. Личностных:
- ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- первоначального представления о геометрии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении геометрических задач;
- формирования способности к эмоциональному восприятию геометрических объектов, задач, решений.
Метапредметных:
- способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общее решение способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметных:
- приобретения опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объемов; понимания идеи измерения длин, площадей, объемов;
- усвоения на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретения навыков их изображения; умения использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- знакомства с идеями равенства фигур, симметрии; умения распознавать и изображать равные и симметрические фигуры;
- знакомства с идеей координат на прямой и на плоскости; выполнения процедур на координатной плоскости.
Промежуточная аттестация по итогам освоения программы внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» проводится в форме выставки работ.
Примерные темы выставочных работ:
- Куб,
- Прямоугольный параллелепипед,
- Правильная пирамида,
- Цилиндр,
- Конус,
- Оригами,
- Математическая вышивка
Примерный список проектов учащихся:
- «Истории геометрических инструментов»;
- «Народное творчество и геометрические фигуры»;
- «Танграм»;
- «Геометрические сказки»;
- «Геометрия в архитектуре и искусстве».
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
В результате работы по программе внеурочной деятельности «Геометрия вокруг нас» ученик научится:
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
- распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
- строить развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
- определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
- вычислять объем куба, прямоугольного параллелепипеда.
Ученик получит возможность научиться:
- вычислять объемы пространственных геометрических фигур, составленных из кубиков;
- углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
- применять понятие развертки для выполнения практических расчетов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Введение. Поиск геометрических свойств (10 ч.) | |
Предметы и геометрические фигуры. Цилиндр, конус, шар, призма, пирамида. Важные признаки геометрических фигур. Развертки геометрических фигур. Геометрические фигуры на экране компьютера. Оригами и геометрические фигуры. Формы организации деятельности: лекция, беседа, мастерские по изготовлению фигур из различных материалов, экскурсии по городу. Планируемый результат: выставки фигур, защита творческих заданий. | Знакомство с основными разделами математики, а также с изучаемым материалом. Понимать, идеализацией каких реальных объектов являются точки, прямые и плоскости; Решать задачи, которые опираются на конструирование из палочек, бумаги, картона и пр. Знать пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур. Уметь строить развертки правильных многогранников. Уметь складывать из бумаги простейшие фигурки – оригами. |
Начала геометрии: простейшие геометрические задачи (24ч) | |
Отрезок и другие геометрические фигуры: точка, отрезок, прямая, луч. Точки и отрезки — элементы графических диктантов. Исследование плоскости и заполнение пространства. Плоскость и ее особенности. Куб и конструкции из кубиков. Действия с отрезками: сравнение и измерение отрезков. «Пентамино» и рисунки из отрезков. Окружность и ее применение: окружность и круг. Окружность и ее элементы. Геометрические конструкции из точек, отрезков, окружностей. Конструкции из шашек и их виды. Отрезки и окружности на узорах. Кружево и вышивка на уроках геометрии — Математическое вышивание. Углы. Угол. Сравнение углов. Смежные и вертикальные углы Измерение углов: транспортир. Задачи на определение градусной меры угла. Задача нахождения суммы углов треугольника. Задачи на вычисление суммы углов многоугольника. Многоугольники и развертки. Прямоугольники и развертки. Правильные многоугольники. Построение правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки. Построение разверток. Площадь. Измерение площади. Площадь многоугольника. Формы организации деятельности: лекция, беседа, игры «Пентамино» и «Танграм», работа с чертежными инструментами, решение задач, графические диктанты, мастерские по изготовлению фигур из различных материалов, экскурсии. Планируемый результат: выставки фигур, рисунков, защита творческих заданий. | - Развитие навыков работы с чертежными инструментами - изображать, обозначать и называть точки, прямые, лучи, отрезки; - устанавливать взаимное расположение точек и прямых на плоскости; - решать задачи комбинаторного характера на взаимное расположение точек и прямых на плоскости. - сравнивать отрезки и устанавливать их равенство; - измерять длины отрезков с помощью линейки; - откладывать отрезки заданной длины; - изображать многогранники; - находить число вершин, рёбер и граней многогранников; - - моделировать многогранники. - изображать окружности и круги; - отмечать центр окружности, проводить радиус, диаметр и хорды окружности; - устанавливать взаимное расположение окружностей; - находить приближённое значение длины окружности; - изображать, обозначать и называть углы; - устанавливать виды углов; - сравнивать углы и устанавливать их равенство; - проводить биссектрису угла; - измерять градусные величины углов с помощью транспортира; - изображать углы заданных градусных величин; -объяснять, что такое многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать многоугольники на чертежах; показывать элементы многоугольника - изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами - объяснять, как производится измерение площадей многоугольников; формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, - находить площади фигур, используя формулы и свойства площади; - устанавливать равновеликость фигур; - решать задачи на разрезание; Нахождение площадей необычных фигур |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование раздела | Всего часов | В том числе | |
Теоретических | Практических | ||
| 10 | 2 | 8 |
Предметы и геометрические фигуры | 2 | 1 | 1 |
Развертки геометрических фигур | 3 | 0,5 | 2,5 |
Геометрические фигуры на экране компьютера | 2 | 2 | |
Оригами и геометрические фигуры | 3 | 0,5 | 2,5 |
| 24 | 7 | 17 |
Отрезок, прямая, луч | 1 | 1 | |
Веселые минутки на уроках геометрии: графические диктанты и координаты. | 2 | 2 | |
Исследование плоскости и заполнение пространства | 2 | 1 | 1 |
Действия с отрезками | 2 | 1 | 1 |
Окружность и круг. Конструкции и виды | 2 | 1 | 1 |
Отрезки и окружности на узорах | 3 | 3 | |
Зашита творческих заданий | 1 | 1 | |
Угол | 2 | 1 | 1 |
Измерение углов | 2 | 2 | |
Многоугольники и развертки | 2 | 1 | 2 |
Сравнение рисунков на странице | 1 | 1 | |
Площадь | 1 | 1 | |
Разрезание и складывание плоских фигур | 4 | 1 | 3 |
Промежуточная аттестация. Выставка работ | 2 | 2 | |
ИТОГО | 34 | 9 | 25 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя
- Примерные программы внеурочной деятельности для обучающихся 5-7 классов: Общеинтеллектуальное направление / отв. ред. А.П.Сухова. - 2-ое изд., доп. - Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2013. - 76 с.
- Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы / И. Ф. Шарыгин. - 2-е изд., стереотип.: Дрофа; Москва; 2009
- Геометрия. 7 класс: поурочные планы по учебнику Л.С.Атанасяна [и др.] «Геометрия. 7-9 классы» / авт.-сост. Т.Л.Афанасьева, Л.А.Тапилина. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2013. - 110с.
- Справочные пособия (энциклопедии, словари, справочники по математике и т.п.).
- Информационные средства
• Живая Математика 6 Сборник методических материалов. - М.: ИНТ. -176с. Предполагается использование информации и материалов следующих интернет - ресурсов:
- Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/
- Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www. informika.ru/
- Электронные образовательные ресурсы к учебникам в Единой коллекции www.school-collection.edu.ru
- http ://www.openclass.ru/node/226794
- http://forum.schoolpress.ru/article/44
- http://1314.ru/
- http://www.informika.ru/projects/infotecli/school-collection/
- http://www.ug.ru/article/64
- http://staviro.ru
- http://www.youtube. com/watch?v=L.LSKZ JA8g2E&feature=related
- http://www.youtube. com/watch?v=Cn24EHYkFPc&feature=related
- http://staviro.ru/
Литература для обучающихся
- Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия 5-6классы [Текст]: пособие для общеобразовательных учреждений/И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева.- М.: ДРОФА, 2009
- Шарыгин И.Ф. Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразоват учреждений / И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. -10-е изд., - М: Просвещение, 2010 - (МГУ - школе) - 95с.
- Информационные средства
• Тестирование on-line: 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/
- Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu. samara.ru/~nauka/
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/ Сайт энциклопедий: http://www.eneyclopedia.ru/
Материально - техническое обеспечение
- Мультимедийный компьютер.
- Мультимедийный проектор, интерактивная доска.
- Принтер, сканер.
- Печатные пособия: Портреты выдающихся деятелей математики.
- Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°, 90°), угольник (45°, 90°), циркуль.
- Комплекты планиметрических и стереометрических тел (демонстрационных и раздаточных).
- Комплект для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата занятия по плану | Дата занятия по факту | Тема занятия |
Введение. Поиск геометрических свойств -10 ч. | |||
Предметы и геометрические фигуры | |||
Предметы и геометрические фигуры | |||
Развертки геометрических фигур. Куб, параллелепипед | |||
Развертки геометрических фигур. Пирамида | |||
Развертки геометрических фигур | |||
Геометрические фигуры на экране компьютера | |||
Геометрические фигуры на экране компьютера | |||
Оригами и геометрические фигуры | |||
Оригами и геометрические фигуры | |||
Оригами и геометрические фигуры | |||
Начала геометрии: простейшие геометрические задачи – 24ч | |||
Отрезок, прямая, луч | |||
Веселые минутки на уроках геометрии: графические диктанты и координаты. | |||
Веселые минутки на уроках геометрии: графические диктанты и координаты. | |||
Исследование плоскости и заполнение пространства | |||
Исследование плоскости и заполнение пространства | |||
Действия с отрезками | |||
Действия с отрезками | |||
Окружность и круг. Конструкции и виды | |||
Окружность и круг. Конструкции и виды | |||
Отрезки и окружности на узорах | |||
Отрезки и окружности на узорах | |||
Зашита творческих заданий | |||
Угол | |||
Угол | |||
Измерение углов | |||
Измерение углов | |||
Многоугольники и развертки | |||
Сравнение рисунков на странице | |||
Площадь | |||
Разрезание и складывание плоских фигур | |||
Математические игры-головоломки «Пентамино» | |||
Математические игры-головоломки. Танграм | |||
Математические игры-головоломки. Танграм | |||
Промежуточная аттестация. Выставка работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс " Химия вокруг нас"
Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 класса, увлекающихся химией. Расширяет дополнительные знания по предмету....
Элективный курс по физике "Физика вокруг нас"
Курс разработан для учащихся 9-10 классов на 17 часов. В курсе сочетаются теоретические и практические знания....
Программа элективного курса по литературе на основе использования УМК «Вокруг тебя – Мир…»
УМК "Вокруг тебя - Мир..." дополняют учебники основного курса литературы, согласованы с основными, рекомендованными Министерством образования РФ, программами по литературе, решают за...
Элективный курс по литературе 8 кл "Вокруг тебя - Мир!"
Программа учебно-методического комплекса «Вокруг тебя – Мир…», разработанная в рамках образовательной программы «Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобра...
элективный курс по УМК "Вокруг тебя - мир"
программа по УМК К.Сухарева -Дериваза "Вокруг тебя - мир" (гуманитарная направленность)...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ХИМИЯ ВОКРУГ НАС»
Рабочая программа элективного курса химии 8 кл....
Рабочая программа элективного курса «Вокруг тебя – Мир…» для 5 класса
Цель изучения элективного курса «Вокруг тебя – Мир…» в школе — приобщение обучающихся к основам международного гуманитарного права; формирование навыков содержательного, смыслового и стилевого анализа...