МОДУЛЬНЫЙ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ» к учебной программе по геометрии
элективный курс по геометрии (7 класс)
Данная программа составлена на основе учебника по геометрии для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9» М.:Просвещение, 2019 , авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. с целью развития интеллектуальных способностей учащихся, для формирования элементов логической грамотности, коммуникативных умений учащихся, в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», (в ред. от 01 февраля 2012 года), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №.1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 07 июня 2017 года); приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 345 от 28.12.2018 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (в редакции от 24 ноября 2015года); а также в соответствии с рекомендациями примерной основной образовательной программой среднего общего образования, с основной образовательной программой среднего общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_po_geometriya7_klass.docx | 30.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15
Приложение к основной образовательной программе основного общего образования
Приказ от 02.09.2019 №Ш15-13-578/9
МОДУЛЬНЫЙ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»
к учебной программе по геометрии
Класс: 7д, е
Учитель: Гриценко Л.Б.
Учебный год: 2019 – 2020
Количество часов по учебному плану за год | 35 | |
в т.ч. | I полугодие | 16 |
II полугодие | 19 |
1.Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе учебника по геометрии для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9» М.:Просвещение, 2019 , авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. с целью развития интеллектуальных способностей учащихся, для формирования элементов логической грамотности, коммуникативных умений учащихся, в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», (в ред. от 01 февраля 2012 года), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №.1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 07 июня 2017 года); приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 345 от 28.12.2018 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (в редакции от 22 .05.19 г.); а также в соответствии с рекомендациями примерной основной образовательной программой среднего общего образования, с основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ СОШ №15, утвержденной приказом директора от 05.06.2019 №Ш15-13-445/9.
Основная цель данного курса состоит в создании условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса «Занимательная геометрия» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески и показывает учащимся возможность применения знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Системное мышление очень важно для ребенка не только как для будущего математика, естествоиспытателя, но и как для будущего врача, лингвиста, экономиста. Очень важно, чтобы при изучении чего-либо, при анализе своей работы, ребенок отчетливо понимал, что в ней является исходным положением, что логическим следствиями из него, и чем он пользовался (или пользуется) в своих выводах. Не зная геометрии, нельзя понять, как устроен мир.
Курс «Занимательная геометрия» позволяет ввести учащихся в мир общечеловеческой культуры, является носителем метода познания мира.
Курс рассчитан на 35 часов ( 1 час в неделю).
2. Планируемые результаты освоения курса
В направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
- в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
В результате работы по программе курса «Занимательная геометрия»
ученик научится:
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
- распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильных многогранников;
- строить развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильных многогранников;
- определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
- вычислять объем куба, прямоугольного параллелепипеда;
- выполнять элементарные построения с помощью циркуля и линейки, двусторонней линейки и угольника построения треугольников, используя различные данные.
Ученик получит возможность научиться:
- работать по заданному алгоритму;
- проводить самооценку собственных действий;
- формулировать полученные результаты;
- собирать материал для сообщения по заданной теме;
- находить информацию в дополнительной литературе и интернете;
-отражать в письменной форме свои решения;
- вычислять объемы пространственных геометрических фигур, составленных из кубиков;
- углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
- применять понятие развертки для выполнения практических расчетов.
3. Содержание курса
Вводное занятие (1 ч)
Организационные вопросы. Правила техники безопасности на занятиях.
Цели и задачи. Инструменты, необходимые для работы. Планируемые виды деятельности и результаты.
Начальные геометрические сведения. (5 ч)
Применение знаний о начальных геометрических сведениях на практике. Исследовательская работа «Провешивание прямой на местности». Разновидности измерительных инструментов. Построение прямых углов на местности. Оригами – искусство складывания из бумаги. Изготовление коллекции оригами. Задачи на разрезание и складывание фигур.
Геометрические фигуры в пространстве. (4 ч)
Многогранники, их элементы. Виды многогранников. Многогранники в истории математики. Платоновы тела. Модели многогранников. Построение моделей многогранников. Куб. Элементы куба. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков. Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом.
Головоломные размещения и занимательные перестановки. (4 ч)
Решение логических задач на перестановку объектов, переливание. Решение задач на перестановку спичек. Танграмы. Составление силуэтов.
Решение практических задач. (4 ч)
Применение признаков равенства треугольников в нахождении расстояний на местности. Признаки равенства треугольников на основе медиан, биссектрис и высот треугольников. Построение параллельных прямых с помощью рейс-шины, малки, рейсмуса. Угловой отражатель.
Геометрия на свежем воздухе. (3 часов).
Геометрия в лесу. Геометрия у реки. Геометрия в открытом поле. Геометрия у дороги. Походная геометрия без формул и таблиц. Решение занимательных геометрических задач.
Между делом и шуткой в геометрии. (5 ч)
Геометрия впотьмах. Старое и новое о круге. Геометрия без вычислений и измерений. Большое и малое в геометрии. Геометрическая экономия.
Геометрические построения. (4 ч)
Построения с помощью циркуля и линейки. Общая схема решения задач на построение. Задачи на построение треугольников. Построения с помощью двусторонней линейки, угольника. Сведения из истории: классические задачи. Сведения из истории: задачи, неразрешимые с помощью циркуля и линейки.
Решение задач из ОГЭ. (5 ч)
Углы. Сумма углов треугольника. Треугольник. Равнобедренный треугольник. Прямоугольный треугольник. Признаки параллельности двух прямых. Центральный и вписанный угол.
4. Формы освоения курса
Курс имеет практико-ориентированную направленность. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: групповые, индивидуальные, работа в парах, исследовательская работа учащихся. Специально подобранные практические задачи и задания позволяют значительно расширить возможности для развития мышления и речи учащихся, разнообразить методы и приемы решения задач, расширить их представление о способах решения, способствуют развитию школьников, формируют у них интерес к решению задач и к самой математике.
5.Тематическое планирование
Полугодие | Раздел | Кол-во часов |
1 полугодие | Вводное занятие | 1 |
Начальные геометрические сведения. | 5 | |
Геометрические фигуры в пространстве. | 4 | |
Головоломные размещения и занимательные перестановки. | 4 | |
Решение практических задач. | 3 | |
2 полугодие | Решение практических задач. | 1 |
Геометрия на свежем воздухе. | 3 | |
Между делом и шуткой в геометрии. | 5 | |
Геометрические построения. | 4 | |
Решение задач из ОГЭ. | 5 | |
Итого | 35 |
6. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Раздел. Тема урока | Дата проведения | |
план | факт | ||
Вводное занятие (1 ч) | |||
1 | Организационные вопросы. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Инструменты, необходимые для работы. Планируемые виды деятельности и результаты. | ||
Начальные геометрические сведения. (5 ч) | |||
2 | Применение знаний о начальных геометрических сведениях на практике. | ||
3 | Исследовательская работа «Провешивание прямой на местности». | ||
4 | Разновидности измерительных инструментов. Построение прямых углов на местности. | ||
5 | Оригами – искусство складывания из бумаги. Изготовление коллекции оригами. | ||
6 | Задачи на разрезание и складывание фигур. | ||
Геометрические фигуры в пространстве. (4 ч) | |||
7 | Многогранники, их элементы. Виды многогранников. | ||
8 | Многогранники в истории математики. Платоновы тела. Модели многогранников. Построение моделей многогранников. | ||
9 | Куб. Элементы куба. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков. | ||
10 | Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом. | ||
Головоломные размещения и занимательные перестановки. (4 ч) | |||
11 | Решение логических задач на перестановку объектов, переливание. | ||
12 | Решение задач на перестановку спичек. | ||
13 | Танграмы. | ||
14 | Составление силуэтов. | ||
Решение практических задач. (4 ч) | |||
15 | Применение признаков равенства треугольников в нахождении расстояний на местности. | ||
16 | Признаки равенства треугольников на основе медиан, биссектрис и высот треугольников. | ||
17 | Построение параллельных прямых с помощью рейс-шины, малки, рейсмуса. | ||
18 | Угловой отражатель | ||
Геометрия на свежем воздухе. (3 часов). | |||
19 | Геометрия в лесу. Геометрия у реки. Геометрия в открытом поле. Геометрия у дороги. | ||
20 | Походная геометрия без формул и таблиц. | ||
21 | Решение занимательных геометрических задач. | ||
Между делом и шуткой в геометрии. (5 ч) | |||
22 | Геометрия впотьмах. | ||
23 | Старое и новое о круге. | ||
24 | Геометрия без вычислений и измерений. | ||
25 | Большое и малое в геометрии. | ||
26 | Геометрическая экономия. | ||
Геометрические построения. (4 ч) | |||
27 | Построения с помощью циркуля и линейки. Общая схема решения задач на построение. | ||
28 | Задачи на построение треугольников. Построения с помощью двусторонней линейки, угольника. | ||
29 | Сведения из истории: классические задачи. | ||
30 | Сведения из истории: задачи, неразрешимые с помощью циркуля и линейки. | ||
Решение задач из ОГЭ. (5 ч) | |||
31 | Углы. Сумма углов треугольника. | ||
32 | Треугольник. Равнобедренный треугольник. | ||
33 | Прямоугольный треугольник | ||
34 | Признаки параллельности двух прямых. | ||
35 | Центральный и вписанный угол. |
7. Учебно-методическое обеспечение
Предмет | Модульный элективный курс |
Класс | 7д,е |
Учебные пособия для обучающихся |
3. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки или арифметика для всех. В 3 книгах. – Книговик, 2016. 4. Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия. Пособие для общеобразовательных учреждений. - Дрофа.2015. 5. Л.С. Атанасян и др. Геометрия 7-9. Учебник для общеобразовательных организаций. – Просвещение, 2019. 6. Шарыгин И.Ф. Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - Просвещение, 2016. |
Контрольно-измерительные материалы | Индивидуальные карточки КИМы |
Цифровые образовательные ресурсы |
|
Методические пособия для учителя | Носенко Л.Д. Проблемно - поисковые технологии при изучении геометрического материала//. - 2005.- №5.- С. 21- 22. |
Таблицы, плакаты | Портреты выдающихся деятелей математики. |
Технические средства обучения |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
элективный курс "Занимательная математика"
Курс предназначенг для учащихся 5-го класса. Большое количество времени отводится на геометрический материал....
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
Занятие элективного курса на тему: «Модель Кэли-Клейна геометрии Лобачевского».
Элективный курс «Элементы геометрии Лобачевского» рассчитан на 32 академических часа в аудитории и предназначен для учащихся 10-11 классов математического профиля. Предлагаемый курс позволяет осуществ...
РП и КТП элективного курса для учащихся 6 класса по геометрии " Наглядная геометрия"
РП и КТП курса "Наглядная геометрия"...
Непрерывный элективный курс "Прикладная математика" (Этнопедагогический компонент обучения геометрии)
Программа предназначена для учащихся 6-11 классов:6-7 класс: "Симметрия в декоративно-прикладном творчестве"8-9 класс: "Модель и моделирование10-11 класс: "Математическая абстракци...
Рабочая программа модульного элективного курса «Юный физик»
Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, повышению интереса учащихся к физике и предполагает широкое использование методов активного ...
Программа модульного элективного курса "История Новосибирской области.Основы финансовой грамотности"
Программа рассчитана для работы в 7-8 классах...