МОДУЛЬНЫЙ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ» к учебной программе по геометрии
элективный курс по геометрии (7 класс)

Данная программа составлена на основе учебника  по геометрии для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9» М.:Просвещение, 2019 , авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. с целью  развития интеллектуальных способностей учащихся, для формирования элементов логической грамотности, коммуникативных умений учащихся, в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», (в ред. от 01 февраля 2012 года), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №.1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от  07 июня 2017 года); приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 345 от 28.12.2018 «О федеральном перечне  учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (в редакции от 24 ноября 2015года); а также в соответствии с рекомендациями примерной основной образовательной программой среднего общего образования,  с основной образовательной программой среднего общего образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_po_geometriya7_klass.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15

Приложение к основной образовательной программе  основного общего образования

Приказ от 02.09.2019 №Ш15-13-578/9

МОДУЛЬНЫЙ ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»

к учебной программе  по геометрии

Класс: 7д, е

Учитель: Гриценко Л.Б.

Учебный год: 2019 – 2020

Количество часов по учебному плану за год

35

в т.ч.

I полугодие

16

II полугодие

19

1.Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе учебника  по геометрии для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений «Геометрия 7-9» М.:Просвещение, 2019 , авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. с целью  развития интеллектуальных способностей учащихся, для формирования элементов логической грамотности, коммуникативных умений учащихся, в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», (в ред. от 01 февраля 2012 года), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №.1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от  07 июня 2017 года); приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 345 от 28.12.2018 «О федеральном перечне  учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (в редакции от 22 .05.19 г.); а также в соответствии с рекомендациями примерной основной образовательной программой среднего общего образования,  с основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ СОШ №15, утвержденной приказом директора от 05.06.2019 №Ш15-13-445/9.

    Основная цель данного курса состоит  в создании условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания обучающихся.

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности.

Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание курса «Занимательная геометрия» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески и показывает учащимся возможность применения знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Системное мышление очень важно для ребенка не только как для будущего математика, естествоиспытателя, но и как для будущего врача, лингвиста, экономиста. Очень важно, чтобы при изучении чего-либо, при анализе своей работы, ребенок отчетливо понимал, что в ней является исходным положением, что логическим следствиями из него, и чем он пользовался (или пользуется) в своих выводах. Не зная геометрии, нельзя понять, как устроен мир.

Курс «Занимательная геометрия» позволяет ввести учащихся в мир общечеловеческой культуры, является носителем метода познания мира.

   Курс рассчитан на 35 часов ( 1 час в неделю).

2. Планируемые результаты освоения курса

В направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

- в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

- в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

В результате работы по программе курса «Занимательная геометрия»

ученик научится:

- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;

- распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильных многогранников;

- строить развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильных многогранников;

- определять по линейным размерам развертки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

- вычислять объем куба, прямоугольного параллелепипеда;

- выполнять элементарные построения с помощью циркуля и линейки, двусторонней линейки и угольника построения треугольников, используя различные данные.

Ученик получит возможность научиться:

- работать по заданному алгоритму;

- проводить самооценку собственных действий;

- формулировать полученные результаты;

- собирать материал для сообщения по заданной теме;

- находить информацию в дополнительной литературе и интернете;

-отражать в письменной форме свои решения;

- вычислять объемы пространственных геометрических фигур, составленных из кубиков;

- углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;

- применять понятие развертки для выполнения практических расчетов.

3. Содержание курса

Вводное занятие (1 ч)

Организационные вопросы. Правила техники безопасности на занятиях.

Цели и задачи. Инструменты, необходимые для работы. Планируемые виды деятельности и результаты.

Начальные геометрические сведения. (5 ч)

Применение знаний о начальных геометрических сведениях на практике. Исследовательская работа «Провешивание прямой на местности». Разновидности измерительных инструментов. Построение прямых углов на местности. Оригами – искусство складывания из бумаги. Изготовление коллекции оригами. Задачи на разрезание и складывание фигур.

Геометрические фигуры в пространстве. (4 ч)

Многогранники, их элементы. Виды многогранников. Многогранники в истории математики. Платоновы тела. Модели многогранников. Построение моделей многогранников. Куб. Элементы куба. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков. Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом.

Головоломные размещения и занимательные перестановки. (4 ч)

Решение логических задач на перестановку объектов, переливание. Решение задач на перестановку спичек. Танграмы. Составление силуэтов.

Решение практических задач. (4 ч)

Применение признаков равенства треугольников в нахождении расстояний на местности. Признаки равенства треугольников на основе медиан, биссектрис и высот треугольников. Построение параллельных прямых с помощью рейс-шины, малки, рейсмуса. Угловой отражатель.

Геометрия на свежем воздухе. (3 часов).

Геометрия в лесу. Геометрия у реки. Геометрия в открытом поле. Геометрия у дороги. Походная геометрия без формул и таблиц. Решение занимательных геометрических задач.

Между делом и шуткой в геометрии. (5 ч)

Геометрия впотьмах. Старое и новое о круге. Геометрия без вычислений и измерений. Большое и малое в геометрии. Геометрическая экономия.

Геометрические построения. (4 ч)

Построения с помощью циркуля и линейки. Общая схема решения задач на построение. Задачи на построение треугольников. Построения с помощью двусторонней линейки, угольника. Сведения из истории: классические задачи. Сведения из истории: задачи, неразрешимые с помощью циркуля и линейки.

Решение задач из ОГЭ. (5 ч)

Углы. Сумма углов треугольника. Треугольник. Равнобедренный треугольник. Прямоугольный треугольник. Признаки параллельности двух прямых. Центральный и вписанный угол.

4. Формы освоения курса

Курс имеет практико-ориентированную направленность. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с учащимися: групповые, индивидуальные, работа в парах, исследовательская работа учащихся. Специально подобранные практические задачи и задания позволяют значительно расширить возможности для развития мышления и речи учащихся, разнообразить методы и приемы решения задач, расширить их представление о способах решения, способствуют развитию школьников, формируют у них интерес к решению задач и к самой математике.

5.Тематическое планирование

Полугодие

Раздел

Кол-во часов

1 полугодие

Вводное занятие

1

Начальные геометрические сведения.

5

Геометрические фигуры в пространстве.

4

Головоломные размещения и занимательные перестановки.

4

Решение практических задач.

3

2 полугодие

Решение практических задач.

1

Геометрия на свежем воздухе.

3

Между делом и шуткой в геометрии.

5

Геометрические построения.

4

Решение задач из ОГЭ.

5

Итого

35

6. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Раздел. Тема урока

Дата проведения

план

факт

Вводное занятие (1 ч)

1

Организационные вопросы. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Инструменты, необходимые для работы. Планируемые виды деятельности и результаты.

Начальные геометрические сведения. (5 ч)

2

Применение знаний о начальных геометрических сведениях на практике.

3

Исследовательская работа «Провешивание прямой на местности».

4

Разновидности измерительных инструментов. Построение прямых углов на местности.

5

Оригами – искусство складывания из бумаги. Изготовление коллекции оригами.

6

Задачи на разрезание и складывание фигур.

Геометрические фигуры в пространстве. (4 ч)

7

Многогранники, их элементы. Виды многогранников.

8

Многогранники в истории математики. Платоновы тела. Модели многогранников. Построение моделей многогранников.

9

Куб. Элементы куба. Фигурки из кубиков и их частей. Движение кубиков.

10

Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом.

Головоломные размещения и занимательные перестановки. (4 ч)

11

Решение логических задач на перестановку объектов, переливание.

12

Решение задач на перестановку спичек.

13

Танграмы.

14

Составление силуэтов.

Решение практических задач. (4 ч)

15

Применение признаков равенства треугольников в нахождении расстояний на местности.

16

Признаки равенства треугольников на основе медиан, биссектрис и высот треугольников.

17

Построение параллельных прямых с помощью рейс-шины, малки, рейсмуса.

18

Угловой отражатель

Геометрия на свежем воздухе. (3 часов).

19

Геометрия в лесу. Геометрия у реки. Геометрия в открытом поле. Геометрия у дороги.

20

Походная геометрия без формул и таблиц.

21

Решение занимательных геометрических задач.

Между делом и шуткой в геометрии. (5 ч)

22

Геометрия впотьмах.

23

Старое и новое о круге.

24

Геометрия без вычислений и измерений.

25

Большое и малое в геометрии.

26

Геометрическая экономия.

Геометрические построения. (4 ч)

27

Построения с помощью циркуля и линейки. Общая схема решения задач на построение.

28

Задачи на построение треугольников. Построения с помощью двусторонней линейки, угольника.

29

Сведения из истории: классические задачи.

30

Сведения из истории: задачи, неразрешимые с помощью циркуля и линейки.

Решение задач из ОГЭ. (5 ч)

31

Углы. Сумма углов треугольника.

32

Треугольник. Равнобедренный треугольник.

33

Прямоугольный треугольник

34

Признаки параллельности двух прямых.

35

Центральный и вписанный угол.

7. Учебно-методическое обеспечение

Предмет

Модульный элективный курс

Класс

7д,е

Учебные пособия для обучающихся

  1. Перельман Я.И. Весёлые задачи. – Издательство АСТ, 2017.
  2. Перельман Я.И. Занимательная геометрия. – Время года, 2017.

3. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки или арифметика для всех. В 3 книгах. – Книговик, 2016.

4. Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия. Пособие для общеобразовательных учреждений. - Дрофа.2015.

5. Л.С. Атанасян и др. Геометрия 7-9. Учебник для общеобразовательных организаций. – Просвещение, 2019.

6. Шарыгин И.Ф. Задачи на смекалку. 5-6 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - Просвещение, 2016.

Контрольно-измерительные материалы

Индивидуальные карточки

КИМы

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников.
  2. Информационно-поисковая система «Задачи». – Режим доступа: http://zadachi.mecme.ru/easy
  3. Задачи: информационно-поисковая система задач по математике. – Режим доступа: http://zadachi.mecme.ru
  4. Конкурсные задачи по математике: справочник и методы решения. – Режим доступа: http://mschool.kubsu.ru/cdo/shabitur/kniga/tit.htm
  5. Олимпиадные задачи по математике: база данных. – Режим доступа: http://zaba.ru

Методические пособия для учителя

Носенко Л.Д. Проблемно - поисковые технологии при изучении геометрического материала//. - 2005.- №5.- С. 21- 22.

Таблицы, плакаты

Портреты выдающихся деятелей математики.

Технические средства обучения

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Экран навесной.
  4. Принтер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

элективный курс "Занимательная математика"

Курс предназначенг для учащихся 5-го класса. Большое количество времени отводится на геометрический материал....

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Занятие элективного курса на тему: «Модель Кэли-Клейна геометрии Лобачевского».

Элективный курс «Элементы геометрии Лобачевского» рассчитан на 32 академических часа в аудитории и предназначен для учащихся 10-11 классов математического профиля. Предлагаемый курс позволяет осуществ...

Непрерывный элективный курс "Прикладная математика" (Этнопедагогический компонент обучения геометрии)

Программа предназначена для учащихся 6-11 классов:6-7 класс: "Симметрия в декоративно-прикладном творчестве"8-9 класс: "Модель и моделирование10-11 класс: "Математическая абстракци...

Рабочая программа модульного элективного курса «Юный физик»

Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, повышению интереса учащихся к физике и  предполагает широкое использование методов активного ...