Рабочая программа по геометрии 7 класс
рабочая программа (геометрия, 7 класс) на тему

Рабочая программа по геометрии 7 класс  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp7_geometriya.docx68.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хоринская СОШ № 1 имени Д.Ж. Жанаева»

Рассмотрено:_______________            Согласовано: __________________                   Утверждаю:_________________

    Руководитель  МО Буянтуева Н.Г.     Зам. директора по МР  Садовская С.Г.            Директор школы Цыдыпдашиева Л.А.

   Протокол № _______ от        Приказ № _______ от

    «_____» ______________г.                        «_____» ______________г.                                 «___ »________________г.                                                                                

                                                                                                                                                             

Рабочая программа

Предмет: Геометрия

Класс: 7

Количество часов: 68

Тип программы: Общеобразовательный

ФИО учителя: Садовская Светлана Георгиевна

с. Хоринск

2011- 2012 учебный год


Пояснительная записка

                           Рабочая программа по геометрии разработана на основании Закона РФ «Об образовании» (1992), в соответствии с требованиями Федерального компонента  государственного стандарта общего образования и требования к оснащению образовательного процесса (2004г., № 1089), примерной программы по математике общего  образования (Стандарты второго поколения), авторской программы по геометрии для 7-9 классов (Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др., 2009),  учебного  плана и локальных актов МБОУ «Хоринская СОШ №1 им. Д.Ж.Жанаева»,

                          Рабочая программа составлена для учащихся 7 «в» класса МБОУ «Хоринская СОШ №1 имени Д.Ж.Жанаева», рассчитана на 68 часов в год,  2 часа в неделю.

                          В основу изучения курса положены  принципы: 

дидактические (научности,  сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, связи обучения с жизнью);

воспитания (социальной активности, социального творчества, развивающее воспитание, мотивированность,  проблемность, индивидуализация, опора на ведущую деятельность);

развития  (деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества);  

 педагогики здоровья: ненанесения вреда; субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися; соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся; гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий; приоритет активных методов обучения;  принцип отсроченного результата.

Изучение геометрии в 7 классе направлено на достижение цели: систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата необходимого для изучения  курса стереометрии в старших классах.

Задачи:  

  1. Обучения: овладение системой геометрических знаний и умений, необходимых для применения  в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
  2. Развития: Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  3. Воспитания: Воспитание культуры личности, отношение к геометрии как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости геометрии для научно-технического прогресса.
  4. Валеологические: Создать условия для формирования, сохранения и укрепления здоровья, как важнейшего фактора развития личности.Предоставить ребёнку возможность получить образование без потери здоровья. Сформировать у всех участников образовательного процесса валеологическую культуру.

Общая характеристика учебного предмета:

Курс характеризуется рациональным сочетанием логиче ской строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширя ются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Уча щиеся овладевают приемами аналитико-синтетической дея тельности при доказательстве теорем и решении задач.

Систе матическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении мате матической теории, обеспечивает развитие логического мыш ления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием ри сунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием гео метрической интуиции на этой основе. Целенаправленное об ращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания

Возрастные и психологические особенности учащихся, характеристика класса:

       Средний школьный возраст – переход от детства к юности. У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на  

равную  ступень с взрослыми, а кое в чём он даже чувствует своё преимущество. Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности. Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни. Правильно организованному воспитанию принадлежит решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.

 В  классе обучается 21 ученик: 10 мальчиков и 11 девочек. По итогам обследования учащихся выявлено, что 4 учащихся имеют низкий уровень  обученности, остальные- средний уровень.

В программе используются педагогические технологии: технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии); технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности); технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов).

             Методы :  

  1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:  словесный (диалог, рассказ и др.);

     наглядный (опорные схемы, слайды  и др.); практический (упражнения, практические работы, решение задач, моделирование и др.); исследовательский; самостоятельной работы; работы под руководством преподавателя; дидактическая игра;

  1. методы стимулирования и мотивации: интереса к учению;  долга и ответственности в учении;
  2. методы контроля и самоконтроля в обучении: фронтальная устная проверка, индивидуальный устный опрос, письменный контроль (контрольные и практические работы, тестирование, письменный зачет, тесты).

    Формы текущего и итогового контроля: контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, зачётов, письменных тестов, математических диктантов, числовых математических диктантов по теме урока, контрольных работ по разделам учебника. Всего 5 контрольных работ. Контрольные работы составлены с учётом обязательных результатов обучения.

Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов

Сроки

Количество к/работ

1

НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

          10

     1

2

ТРЕУГОЛЬНИКИ

          17

     1

3

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ

          13

     1

4

СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА

          18

     2

5

ПОВТОРЕНИЕ

                    4

     

6

РЕЗЕРВ

                    6

.


                     

               

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

                1. Начальные геометрические сведения (10 ч)

Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отре зок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Срав нение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Из мерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.

Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.

        В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе нагляд ных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов.

        Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вво дится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необхо димые исходные положения, на основе которых изучаются свой ства геометрических фигур, приводятся в описательной форме.

        Принципиальным моментом данной темы является введение по нятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения.

        Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.

Учащиеся должны уметь:

- формулировать определения и иллюстрировать понятия отрезка, луча; угла, прямого, острого, тупого и раз вернутого углов; вертикальных и                     смежных углов; биссект рисы угла;

- формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства вертикальных и смежных углов;

- формулировать определения перпендикуляра к прямой;

- решать задачи на доказательство и вычисления, при меняя изученные определения и теоремы;

- опираясь на условие задачи, проводить необходимые до казательные рассуждения;

- сопоставлять полученный ре зультат с условием задачи.

2.        Треугольники (17 ч)

Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпенди куляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построе ние с помощью циркуля и линейки.

Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изучен ных признаков; ввести новый класс задач — на построение с по мощью циркуля и линейки.

Признаки равенства треугольников являются основным рабо чим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснова ние их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение призна ков равенства треугольников при решении задач дает возмож ность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения при знаков равенства треугольников целесообразно использовать за дачи с готовыми чертежами.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать на чертежах, формулировать определе ния, изображать равнобедренный, равносторонний треугольни ки; высоту,               медиану, биссектрису;

- формулировать определение равных треугольников;

-  формулировать и доказывать теоремы о признаках ра венства треугольников;

- объяснять и иллюстрировать неравенство треугольни ка;

- формулировать и доказывать теоремы о свойствах и признаках равнобедренного треугольника,

- моделировать условие задачи с помощью чертежа или ри сунка, проводить дополнительные построения в ходе реше ния;

- решать задачи на доказательство и вычисления, при меняя изученные определения и теоремы;

- опираясь на условие задачи, проводить необходимые до казательные рассуждения;

- интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи;

- решать основные  задачи на построение с помощью циркуля и линейки: деление отрезка пополам; построение угла, равного  данному; построение тре угольника по трем сторонам; построение перпендику ляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на и равных частей.                

3.  Параллельные прямые (13 ч)

Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.

Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксио му параллельных прямых.

Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широ ко используются в дальнейшем при изучении четырехугольни ков, подобных треугольников, при решении задач, а также в кур се стереометрии.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать на чертежах, изображать, формулировать определения параллельных прямых; углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей; пер пендикулярных прямых; перпендикуляра и наклонной к прямой; серединного перпендикуляра к отрезку;

- формулировать аксиому параллельных прямых;

- формулировать и доказывать теоремы, выражающие свойства и при знаки параллельных прямых;

- моделировать условие задачи с помощью чертежа или ри сунка, проводить дополнительные построения в ходе реше ния;

- решать задачи на доказательство и вычисления, при меняя изученные определения и теоремы;

- опираясь на условие задачи, проводить необходимые до казательные рассуждения;

- интерпретировать полученный результат и сопоставлять его с условием задачи.

        4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 ч)

Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника.         Прямоуголь ные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстоя ние от точки до прямой. Расстояние между параллельными пря мыми. Построение треугольника по трем элементам.

Основная цель — рассмотреть новые интересные и важ ные свойства треугольников.

В данной теме доказывается одна из важнейших теорем гео метрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.

Понятие расстояния между параллельными прямыми вводит ся на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.

При решении задач на построение в 7 классе следует ограни читься только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутство вать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.

Учащиеся должны уметь:

- распознавать на чертежах, формулировать определе ния, изображать прямоугольный, остроугольный, тупо угольный;

- формулировать и доказывать теоремы

 - о соотношениях между сторонами и углами треугольника,

- о сумме углов треугольника,

- о внешнем угле треугольника;

        - формулировать свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников;

        - решать задачи на построение треугольника по трем его элементам  с помощью циркуля и линейки.

Учебно-методическое обеспечение  

 

      Список литературы для учителя

               Основная литература:

  1. Атанасян Л.С.  «Геометрия 7-9», учебник – М.:Просввещение, 2010
  2.  Атанасян Л.С. «Рабочая тетрадь по геометрии, 7»– М.: Просввещение, 2010
  3. Зив Б.Г. «Дидактические материалы по геометрии» - М.: Просввещение, 2000

Дополнительная литература:

1. «Нестандартные задания по математике 5 – 11 классы», В.В. Кривоногов.

2. «Математика, итоговые уроки 5-9 классы», О.В. Бощенко.

3. «Математические олимпиады в школе 5-11 классы», А.В. Фарков.

4. Тесты по математике 5-11 классы, М.А. Максимовская и др.

5. «Учитесь мыслить нестандартно», Б.М. Абдрашитов и др.

6. «Интеллектуальные турниры, марафоны, бои», библиотека «Первого сентября», 2003 г.

7.  «Тесты для промежуточной аттестации 7-8 классы», Ф.Ф. Лысенко, 2007 г.

8. «Я иду на урок математики, 7 класс, геометрия», библиотека «Первого сентября», 2001 г.

        Интернет ресурсы:   

  1. http://uchitmatematika. ucos. ru/
  2. http:// mikhatoval. edum. ru/
  3. http://yroki. net
  4. http:// rusedi.ru/

Список литературы для ученика

  1. Атанасян Л.С.  «Геометрия 7-9», учебник – М.:Просввещение, 2010

2. Атанасян Л.С. «Рабочая тетрадь по геометрии, 7»– М.: Просввещение, 2010

Контрольно- измерительные материалы

Перечень обязательных контрольных работ:

Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения»  

Контрольная работа №2 «Треугольники»

Контрольная работа №3 «Параллельные прямые»

Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Контрольная работа №5 «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»

Контрольная работа № 1

Вариант 1

1о. Три точки B, C и D лежат на одной прямой. Известно, что BD = 17, DC = 25. Какой может быть длина отрезка BC?

2о. Сумма вертикальных углов МОЕ и DCO, образованных при пересечении прямых МС и DE, равна 204о. Найти угол MOD.

3о. С помощью транспортира начертите угол, равный 78о, и проведите биссектрису смежного с ним угла.

Контрольная работа № 1

Вариант 2

1о. Три точки M, N и K лежат на одной прямой. Известно, что MN = 15, NK = 18. Какой может быть длина отрезка MK?

2о. Сумма вертикальных углов АОВ и COD, образованных при пересечении прямых AD и BC, равна 108о. Найти угол BOD

3о. С помощью транспортира начертите угол, равный 78о, и проведите биссектрису одного из смежных с ним углов.

Контрольная работа № 2

Вариант 1

1о. Отрезки АВ и CD имеют общую середину О.Докажите, что  DAO =  СBO

B

D

A

O

/

/

//

//

C

2о. Луч AD – биссектриса угла А. На сторонах угла А отмечены точки В и С так, что  ADB =  ADC. Докажите, что АВ = АС.

3о. Начертите равнобедренный треугольник АВС с основанием ВС. С помощью циркуля и линейки проведите медиану ВВ1 к боковой стороне АС.

   

Контрольная работа № 2

Вариант 2

1о. Отрезки АВ и CD делятся точкой О пополам. Докажите, что  DAO =  СBO

D

A

O

/

/

//

//

C

                       

2о. На сторонах угла D отмечены точки М и К так, что DM = DK. Точка Р лежит внутри угла D, и РК = РМ, Докажите, что луч DP – биссектриса угла MDK.

3о. Начертите равнобедренный треугольник АВС с основанием AС и острым углом В. С помощью циркуля и линейки проведите высоту из вершины угла А.

Контрольная работа № 3

Вариант 1

1о. Oтрезки EF и PQ пересекаются в их середине М. Докажите, что PE || QF

2о. Отрезок DM – биссектриса треугольника CDE. Через точку М проведена прямая, параллельная стороне CD и пересекающая сторону DE в точке N. Найти углы треугольника DMN, если  СDЕ = 68о

Контрольная работа № 3

Вариант 2

1о. Oтрезки EF и MN пересекаются в их середине P. Докажите, что EN || MF

2о. Отрезок АD – биссектриса треугольника АВC. Через точку D проведена прямая, параллельная стороне AB и пересекающая сторону AC в точке F. Найти углы треугольника ADF, если  BAС = 72о

Контрольная работа № 4

Вариант 1

1о.  ABE = 104о,  DCF = 76о, AC = 12. Найти сторону АВ треугольника АВС.

А

В

С

F

E

M

D

2о. В треугольнике CDE точка М лежит на стороне СЕ, причем  СМD -  острый. Докажите, что DE > DM

3о. Периметр равнобедренного тупоугольного треугольника равен 45см, а одна из его сторон больше другой на 9см, Найти стороны треугольника.

Контрольная работа № 4

Вариант 2

1о.  BАE = 112о,  DВF = 68о, ВC = 9. Найти сторону АС треугольника АВС.

 ABE = 104о,  DCF = 76о, AC = 12. Найти сторону АВ треугольника АВС.

А

C

M

F

E

D

В

2о. В треугольнике MNP точка K лежит на стороне MN, причем  NKP -  острый. Докажите, что KP < MP

3о. Одна из  сторон равнобедренного тупоугольного треугольника на 17см меньше другой. Найти стороны треугольника, если его периметр равен 77см.

Контрольная работа № 5

Вариант 1

1о. В остроугольном треугольнике MNP биссектриса угла М пересекает высоту NK в точке О, причем ОК = 9см. Найти расстояние от точки О до прямой MN

2о. Постройте прямоугольный треугольник по гипотенузе и острому углу.

3о. С помощью циркуля и линейки постройте угол, равный 150о

Контрольная работа № 5

Вариант 2

1о. В прямоугольном треугольнике DCE с прямым углом С проведена биссектриса EF, причем FC = 13см. Найти расстояние от точки F до прямой DE

2о. Постройте прямоугольный треугольник по катету и прилежащему к нему острому углу.

3о. С помощью циркуля и линейки постройте угол, равный 105о

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Данной программой предусмотрено, чтобы в процессе изучения учащиеся овладели системой математических знаний и умений:

-знать, сколько прямых можно провести через две точки, сколько общих точек могут иметь две прямые, какая фигура наз. отрезком, лучом, углом.

-уметь обозначать точки, отрезки, лучи, прямые и углы на рис., изображать отрезки, лучи, прямые и углы, возможные случаи взаимного расположения точек, отрезков, лучей и прямых.

-знать, какие геом.фигуры наз. равными, что наз. серединой отрезка, биссектрисой угла, единицы измерения отрезков и углов, виды углов.

-уметь сравнивать отрезки и углы, находить градусные меры углов с помощью транспортира.

-знать определение и свойства смежных, вертикальных углов, перпендикулярных прямых.

-уметь строить смежные, вертикал.углы, находить их на рис., решать задачи.

-знать определение треугольника и его элементов, равных тр-ков, перпендикуляра, медианы, биссектрисы, высоты тр-ка, равнобедренного равностороннего тр-ков, формулировки 1,2,3признаков равенства тр-ков.

-уметь доказывать 1,2,3 признаки равенства тр-ков, теорему о свойствах равнобедренного тр-ка, использовать их при решении задач.

-знать определение окружности и её элементов.

-уметь выполнять простейшие построения с помощью циркуля и линейки, применять их при решении задач.

-знать определение параллельных прямых, накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, формулировки признаков параллельности прямых, аксиому параллельных прямых, следствия из неё.

-уметь показать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых, свойства парал.прямых и использовать их при решении задач.

-знать определение внешнего угла, остроугольного, тупоугольного, прямоугольного тр-ков,

-уметь доказывать теорему о сумме углов тр-ка и её следствия, теорему о соотношениях между сторонами и углами тр-ка и следствия из неё, т. о неравенстве тр-ка, применять их при решении задач.

-знать формулировки признаков равенства прямоугольных тр-ков.

                                Ожидаемые результаты: 

                       В результате изучения курса геометрии, обучающиеся   должны  уметь:

  1.  -пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
  2.  -распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  3.  -изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач;
  4.  -распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
  5.  -решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;
  6.  -проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования
  7.  -решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1.  -описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  2.  -решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин ( используя при необходимости справочники и технические средства);
  3.  -построений геометрическими инструментами ( линейка, угольник, циркуль, транспортир).

                       Обладать базовыми компетенциями: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

                     Обладать ключевыми компетенциями:

  1. Информационно-техноглогическими: уметь при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме, интегрировать её в личный опыт; уметь представлять материал с помощью творческих работ, рефератов, средств презентации; уметь задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу.
  2. Коммуникативными: уметь работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано
  3. отстаивать своё, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения; уметь обмениваться информацией по темам; проводить доказательные рассуждения, логическое обоснование выводов, уметь различать доказанные и недоказанные утверждения; развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
  4. Учебно-познавательными: уметь планировать учебную деятельность: самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность – ставить цель, определять задачи для её достижения; совершенствовать навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы; развивать навыки мыслительной деятельности: умение выделять главное, анализ и синтез, классификация, обобщение, логическое построение ответа, речи, формулирование выводов, решение задач; создать основу для осмысливания своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

  Ответ оценивается отметкой «5», если:

  1. работа выполнена полностью;
  2. в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
  3. в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или                   непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:        

  1. работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось              специальным объектом проверки);
  2. допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  1.  допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

 Отметка «2» ставится, если:

  1. допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  1. работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

     Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  1. полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  2. изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
  3. правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
  4. показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
  5. продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем,  сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  6. отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
  7. возможны одна – две  неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  1. в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
  2. допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
  3. допущены ошибка или более двух недочетов  при освещении второстепенных вопросов или в выкладках,  легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  1. неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
  2. имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  3. ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  4. при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

 Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  1. не раскрыто основное содержание учебного материала;
  2. обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  3. допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  1. ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

3. Общая классификация ошибок.

                        При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

  1. незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов   обозначений величин, единиц их измерения;
  2. незнание наименований единиц измерения;
  3. неумение выделить в ответе главное;
  4. неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
  5. неумение делать выводы и обобщения;
  6. неумение читать и строить графики;
  7. неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
  8. потеря корня или сохранение постороннего корня;
  9. отбрасывание без объяснений одного из них;
  10. равнозначные им ошибки;
  11. вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
  12.  логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

  1. неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
  2. неточность графика;
  3. нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
  4. нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
  5. неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

  1. нерациональные приемы вычислений и преобразований;
  2. небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.


Лист дополнений и изменений

Приложение №2

Содержание дополнения или изменения

Причина

Дата

Календарно-тематическое планирование

Приложение №1

Изменить эту страницу (при наличии разрешения) | 

Документы Google: веб-редактор текста, презентаций и таблиц. 

 

№ урока

Тема урока

Сроки

Основное содержание

Основные знания и умения

Вводное занятие. Что это такое – геометрия?

6.09

Геометрия, что изучает геометрия

Распознавать и изображать взаимное расположение точек и прямых, двух прямых. Изображать и обозначать лучи, углы. Сравнивать отрезки и углы. Отмечать середину отрезка с помощью линейки. проводить биссектрису угла с помощью транспортира. Измерять отрезки с помощью масштабной линейки, выражать длину отрезка в разных единицах. Находить градусную меру угла с помощью транспортира.Изображать тупой, острый, развёрнутый угол.Строить углы, смежные с данным углом.Изображать вертикальные углы, находить на рисунке смежные и вертикальные углы. Решать простейшие задачи, используя известные факты, свойства и определения.Использовать циркуль, линейку, угольник, транспортир для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов.Изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи.Решать несложные задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов).Решать простейшие геометрических задачи путём доказательных рассуждений.

Точки, прямые, отрезки.

8.09

Взаимное расположение точек и прямых, свойство прямой. Отрезок. Луч. Угол.

Луч и угол.

13.09

Равенство геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов

15.09

Равенство фигур. Сравнение отрезков и углов. Середина отрезка. биссектриса угла.

Длина отрезка. Измерение отрезков.

20.09

Длина отрезка, единицы измерения длины, величины угла, градусная мера угла. Градус.

Градусная мера угла. Измерение углов.

22.09

Решение задач по теме «Измерение отрезков и углов»

27.09

Смежные и вертикальные углы.

29.09

Смежные углы, сумма смежных углов. вертикальные углы и их свойство. Перпендикулярные прямые и их свойство.

Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов на местности

4.10

Обобщающий урок по теме «Начальные геометрические сведения»

6.10

Контрольная работа №1 «Начальные геометрические сведения»

11.10

Анализ контрольной работы

Треугольник.

13.10

Треугольник, элементы треугольника. Периметр треугольника. Равные треугольники. Понятие теоремы и её доказательства. Формулировка первого признака равенства треугольников.

Первый признак равенства треугольников

18.10

Объяснять, какая фигура называется треугольником, и называть его элементы.

Формулировать признаки равенства треугольников [доказывать их].Владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения медиан, высот и биссектрис треугольника.Определять равнобедренный и равносторонний треугольники. Указывать по рисунку боковые стороны, основание, углы при основании равнобедренного треугольника.Находить на рисунке равные треугольники и определять признак их равенства.Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования.Выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: отрезка, равного данному; угла, равного данному; биссектрисы данного угла; прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярную к данной прямой. Решать простейшие задачи, используя известные факты, свойства и определения.Использовать циркуль, линейку, угольник, транспортир для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов.Изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи.Решать несложные задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов).Решать простейшие геометрических задачи путём доказательных рассуждений.

Решение задач по теме «Первый признак равенства треугольников»

20.10

Перпендикуляр к прямой

25.10

Перпендикуляр к прямой. Теорема о перпендикуляре. Медианы, высоты, биссектрисы треугольника.

Равнобедренный треугольник. Свойства равнобедренного треугольника.

Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.

27.10

Свойства равнобедренного треугольника

10.11

Второй признак равенства треугольников

15.11

Формулировки второго и третьего признака равенства треугольников.

 

Решение задач по теме «Второй  признак равенства треугольников»

17.11

Третий признак равенства треугольников

22.11

Решение задач по теме «Третий признак равенства треугольников»

24.11

Решение задач по теме «Признаки равенства треугольников»

29.11

Окружность. Элементы окружности

1.12

Окружность. Центр, диаметр, радиус, хорда, дуга окруж ности. Задачи на построение. [Алгоритм решения задач на построение.]

Построения циркулем и линейкой

6.12

Примеры задач на построение

8.12

Обобщающий урок по теме «Треугольники»

13.12

Контрольная работа №2 «Треугольники»

15.12

Анализ контрольной работы

20.12

Определение параллельных прямых. Практические способы построения параллельных прямых.

22.12

Параллельные прямые, построение параллельных прямых

Показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных и односторонних углов.

Формулировать признаки параллельности двух прямых [доказывать их].

Формулировать свойства параллельных прямых [доказывать их].

Строить параллельные прямые с помощью чертёжного угольника и линейки.

Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования.

Правильно употреблять геометрические термины, использовать их в устной и письменной речи. Решать простейшие задачи, используя известные факты, свойства и определения.

Признаки параллельности двух прямых

27.12

накрест лежащие, соответственные и односторонние углы, признаки параллельности двух прямых

Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых»

10.01

Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых»

12.01

Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых

17.01

Аксиома, аксиома параллельных прямых

Метод доказательства от противного

19.01

Метод доказательства от противного

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.

24.01

Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей и их доказательство

Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых»

26.01

Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых»

31.01

Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых. Признаки параллельности прямых»

2.02

Обобщающий урок по теме «Параллельные прямые»

7.02

Контрольная работа №3 «Параллельные прямые»

9.02

Анализ контрольной работы

14.02

Теорема о сумме углов треугольника. Внешний угол треугольника

16.02

Знать какой угол называется внешним, виды ∆-ков

Строить внешние углы треугольника, находить расстояние от точки до прямой, расстояние между параллельными прямыми.

Определять вид треугольника. Формулировать [доказывать] теорему о сумме углов треугольника.

Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники.

21.02

Виды треугольников

Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника

28.02

Знать теоремы о соотношении между сторонами и углами ∆.

Формулировать [доказывать] теорему о соотношении между сторонами и углами треугольника.

Называть свойства прямоугольных треугольников [доказывать их].

Определять равенство прямоугольных треугольников по их признаку.

Выполнять с помощью циркуля и линейки построение треугольника: по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим углам, по трем сторонам.

Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы.

Неравенство треугольника.

1.03

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

6.03

Обобщающий урок по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

13.03

Контрольная работа №4 «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

15.03

Анализ контрольной работы.

 Некоторые свойства прямоугольных треугольников

20.03

Решение задач на применение некоторых свойств прямоугольных треугольников

22.03

Признаки равенства прямоугольных треугольников

3.04

формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников

Решение задач на применение признаков равенства прямоугольных треугольников

5.04

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми

10.04

какой отрезок называется наклонным, что называется расстоянием от точки до прямой, расстояние между ║ прямыми

Построение треугольника по двум сторонам и углу меду ними

12.04

Построение треугольника по стороне и двум прилежащим к ней углам

17.04

Построение треугольника по трем сторонам

19.04

Обобщающий урок по теме «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»

24.04

Контрольная работа №5 «Прямоугольные треугольники. Построение треугольника по трем элементам»

26.04

Анализ контрольной работы

3.05

Повторение. Начальные геометрические сведения

8.05

Повторение. Треугольники

10.05

Повторение. Параллельные прямые

15.05

Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника

17.05

64-68

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы

Рабочая программа по геометрии 7 класс по учебнику Атанасян Л. С. Бутузов В. Ф. и др. Геометрия 7-9 классы (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 11 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В.

Рабочая программа по геометрии 10 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) Учебник Геометрия 10-11 класс. Погорелов А.В. Базовый уровень...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет геометрия Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА        Предмет    геометрия      Класс         9 Учитель      Асессорова Е.М....