Урок "Бразилия - латиноамериканский гигант"
план-конспект занятия по географии (11 класс)
Методическая разработка урока "Бразилия - латиноамериканский гигант"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
braziliya.docx | 40.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Бразилия – латиноамериканский гигант»
Цель: формирование целостного представления о Бразилии как об одной из самых успешных и перспективных стран Латинской Америки;
достижение студентами следующих результатов:
личностных:
Л2 сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
Л6 умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
Л7 критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
метапредметных:
М2 умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
М6 представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
предметных:
П5 владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
П6 владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
П7 владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий.
Задачи:
- Образовательная: сформировать представление об особенностях политической системы, экономико-географическом положении, населении и природных ресурсах Бразилии, рассмотреть своеобразие Бразилии как одной из самых успешных и перспективных стран Латинской Америки.
- Развивающая: совершенствовать приемы работы с различными географическими источниками: картами, диаграммами, источниками сети Интернет; развивать коммуникативную и информационную культуру студентов.
- Воспитательная: продолжить формирование научного мировоззрения, воспитание толерантности к народам Латинской Америки.
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод проведения урока: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, методы интерактивного обучения
Формы работы: фронтальная, групповая
Межпредметные связи: биология, история
Наглядность и ТСО: политическая карта, атласы, видео по теме занятия, презентация
Ход занятия
I. Организационная часть
Рапорт старосты, приветствие
II. Мотивация учебной деятельности
Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну, которую называют страной контрастов. И контрасты действительно имеются. И, пожалуй, самые разительные на нашей планете. Одни граждане этой страны водят в небесах реактивные лайнеры, делают пересадки сердца и строят атомные электростанции; другие не подозревают до сих пор о существовании колеса, письменности и добывают огонь трением деревянных палочек друг о друга.
В представлении большинства людей эта страна – это влажные экваториальные леса. (демонстрируются футбольный мяч и кофе). Самый популярный вид спорта в этой стране - футбол, самый артистичный, самый искрометный футбол в мире! Что касается кофе, эта страна – крупнейший экспортер этого товара. А карнавал с его ярчайшими костюмами и зажигательными танцами по праву считается одним из наиболее впечатляющих зрелищ в мире. Ну а сегодня мы узнаем ещё очень много интересного о…..
III. Сообщение темы и цели занятия
- О какой стране идёт речь?
- Бразилия
- Тема нашего занятия «Бразилия – латиноамериканский гигант»
- Постановка целей.
Обучающимся предложены слова-«помощники»:
Узнаем:
Познакомимся:
Научимся:
Сделаем выводы
Каждый из обучающихся формулирует цели урока с помощью слов-помощников, затем несколько студентов озвучивают свои цели
III. Актуализация знаний
Прежде чем мы перейдём к изучению новой темы, давайте вспомним, что мы узнали на прошлом уроке о Латинской Америке. Каждый студент вытягивает картинку с изображением и рассказывает, какую информацию она несёт, например, Христофор Колумб открыл Америку, индейцы – коренные жители Л. Америки и т.д.)
IV. Освоение новых знаний и видов учебных действий
По ходу нашего виртуального путешествия в Бразилию, как и положено настоящим проводникам, вы будете заполнять «дорожную карту», отражая в ней основные факты о Бразилии (дорожная карта выдаётся каждому студенту)
История. Особенности политической системы
(рассказ преподавателя с демонстрацией презентации)
Бразилия имеет богатую историю, которая насчитывает десятки тысяч лет, так как до открытия страны португальцами здесь уже существовали индейские племена. Они жили в первобытнообщинном строе.
Датой открытия Бразилии европейцами считается 22 апреля 1500 года, когда португальский мореплаватель Педру Кабрал пришвартовался со своей эскадрой у побережья, где сейчас находится город Порту-Сегуру. Основной целью экспедиции было исследование и изучение открытых территорий, но с 1534 года начинается колонизация Бразилии и она становится колонией португальского короля. Важный переворот произошел в истории Бразилии 7 сентября 1822 года, когда была провозглашена независимость страны и определена форма правления государства – республика. По форме правления Бразилия является президентской республикой. Главой государства, главой исполнительной власти и главнокомандующим является президент республики. Президент и вице-президент избираются всеобщим прямым голосованием сроком на 4 года. Бразилия – федеративное государство, территория страны делится на 26 штатов и 1 федеральный округ.
Экономико-географическое положение
Задание. Используя карты атласа и учебника, дайте характеристику ЭГП Бразилии (типовой план на экране и в «дорожной ведомости»).
План
1. Географическое положение (на каком материке, в какой его части находится, чем омывается, страны-соседи, уровень их развития, плюсы и минусы ГП)- стр.2-3
2. Расположение относительно сухопутных и морских транспортных путей-стр.23
3. Расположение относительно главных топливно-сырьевых баз – стр.4
4. Расположение относительно главных районов сбыта продукции – стр.16, 17, 18
5. Общие выводы
Экономические ресурсы
Бразилия – одна из крупнейших стран мира по величине территории, а по ВВП входит в первую десятку стран мира. Давайте рассмотрим, каковы же экономические ресурсы Бразилии.
Задание. Прочитать текст параграфа (стр.283), вставить пропущенные слова в текст
Бразилия – одна из наиболее обеспеченных природными ресурсами стран мира. Она располагает самыми крупными запасами ………….., а по величине гидроэнергоресурсов занимает 4 место. Занимаю второе место по запасам……….. Около 2/3 страны покрыто влажными экваториальными лесами. Заготовка леса постоянно возрастает, что вызывает необходимость её ограничения. Особо остро эта проблема стоит на Амазонской низменности, леса которой называют «лёгкими планеты». Большое значение для экономики имеют минеральные ресурсы. Бразилия богата:……….., ………., ………, ………., ………, …………., рудами и золотом.
Самым главным и ценным ресурсом страны являются её люди.
Население
Задание. Используя карты атласа (стр.10), приведённые статистические данные, а также ресурсы сети Интернет (мобильный интернет), дайте характеристику населения Бразилии.
Вопросы и задания:
1.
А) численность населения_________________
Б) коэффициент рождаемости______________
В) коэффициент смертности _______________
- Используя приведённые статистические данные, построить круговую диаграмму «Возрастной состав населения Бразилии». Сделать выводы
0-14 лет: 23,8%
15-24 лет: 16,5%
25-54 лет: 43,7%
55-64 лет: 8,4%
65 лет и старше: 7,6%
Один студен чертит диаграмму на доске
- Используя карту плотности населения мира (стр.14 атл), описать основные закономерности размещения населения Бразилии.
- Используя рис. 211, 212 (стр.284, учеб.), дать краткую характеристику расового и религиозного состава населения страны.
- Почему в Бразилии численно преобладают католики?
После выполнения задания проводится проверка выполнения.
Психологическая минутка
Упражнение «Дождь в джунглях» (снятие эмоционального напряжения, создание атмосферы доверия, сплочение группы), под звуки дождя
Давайте встанем друг за другом. Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно. Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые движения). Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивание по спине партнера). А вот начался ливень (движение пальцами ладони вверх-вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце.
Рассказ преподавателя (демонстрация презентации) «Урбанизация»
- Вспомните, что такое урбанизация.
Процесс урбанизации в Бразилии начался в 20 веке с массового бегства из сельской местности. То есть перемещение людей из сельской местности в города в поисках лучших условий жизни.
Под урбанизацией понимают исторический процесс увеличения количества городов и сосредоточения в них политической, экономической и культурной жизни государства.
Спецификой урбанизации Бразилии является широкое распространение фавел - трущобных поселков (хижин из хлама), самовольно создаваемых на окраинах городов. Это явление называется «ложная урбанизация», при которой доля городского населения намного превышает долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Главная причина «ложной урбанизации» - постоянный приток в города неимущего сельского населения, который они не в состоянии обеспечивать жильем, работой.
Ну а сейчас немного о красивых традициях Бразилии!
Сообщение «Карнавал» + демонстрация видео (параллельно сообщению)
Экономика
Задание 4. Изучить текст учебника (стр.284-286), таблицы, составить мини-кластер «Хозяйство Бразилии»
При проверке каждый обучающийся называет по одному слову (фразе) из своего кластера, преподаватель выводит на экран большой обобщающий кластер, обучающиеся могут дополнять свой кластер в тетрадях.
Задание 5. Назвать причины социально-экономического лидерства Бразилии среди развивающихся стран мира. (Выгодное положение страны. Огромный природно-ресурсный потенциал обеспечивают наличие мощной и развивающейся экономики)
С 2006 года Бразилия вошла в новую созданную экономическую организацию БРИК. Организация была основана в июне 2006 года, в рамках Петербургского экономического форума (ПЭФ) с участием министров экономики Бразилии, России, Индии, Китая. Позже после вхождения в организацию ЮАР, БРИК был переименован в БРИКС.
V. Обобщение материала
Приём «Паутинка». Студентам предлагается подвести итоги занятия. Обучающиеся встают, передают (бросают) друг другу клубок ниток, называя любые термины, факты, цифры по теме занятия.
- У меня в руках «клубок знаний», этот клубок мы будем передавать друг другу, называя при этом любые термины, факты, цифры и т.д. по теме занятия.
Задание: придумать рекламный баннер транспортной компании (название транспортной компании, дизайн, рекламный слоган, направления перевозок, виды товаров и т.д.). «Баннер» изготавливается на контурной карте Бразилии. Каждая группа защищает презентует свой баннер.
VI. Контроль уровня усвоения новых знаний
Самопроверка организована с помощью онлайн-тестирования на сайте OnlineTestPad, возможно выполнение теста на бумажном носителе в случае отсутствия сети Интернет.
VII. Рефлексия учебной деятельности
Обучающимся предлагается вернуться к поставленным в начале занятия целям и оценить их достижение. Выдаются бумажные сотовые телефоны, необходимо написать смс преподавателю, в котором ответить на вопросы
- Достигнуты ли поставленные цели?
- Открыли ли для себя новые знания?
- Что оказалось трудным?
- Какое задание было самым интересным?
Преподаватель даёт высказаться по предложенным вопросам нескольким обучающимся.
VII. Подведение итогов урока. Выдача домашнего задания
Выставление оценок (возможно выставление двух оценок: оценка за тестирование и оценка за работу на уроке)
Домашнее задание: прочитать текст параграфа, записи в тетрадях, представить себя в роли гида и подготовить туристический маршрут по достопримечательностям Бразилии (в виде презентации и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа урока «Методика преподавания бального танца: Латиноамериканская программа»
латиноамериканская программа...
Латиноамериканская музыка
Статья о возникновении музыкального искусства в странах Латинской Америки...
Ритмичность как основа характера латиноамериканских танцев
Ритмичность и музыкальность - это первый критерий, по которому судьи оценивают спортсмена танцора на соревновании. И в связи с тем, что по этой теме очень мало изданной информации, я посчитала, ...
История Латиноамериканского Танца
Ознакомление занимающихся с исторической сутью спорта, чтобы спортсмены имели возможность применять полученные знания на практике; разностороннее развитие интеллектуальных способностей спортсменов....
Латиноамериканские танцы
Программа...
Методическая разработка- конспект открытого занятия "Анализ исполнения концертного вальса; самостоятельное составление латиноамериканских разминок. "
Образовательная область: дополнительное образование-танцыВозраст обучающихся: 9-13летТип з...
Технологическая карта урока "Бразилия - латиноамериканский гигант"
Технологическая карта урока...