Ритмичность как основа характера латиноамериканских танцев
методическая разработка на тему
Ритмичность и музыкальность - это первый критерий, по которому судьи оценивают спортсмена танцора на соревновании. И в связи с тем, что по этой теме очень мало изданной информации, я посчитала, что данные рекомендации будут полезны для начинающих педагогов, работающих в сфере бальной хореографии.
Представленные методические рекомендации помогают в решении целого ряда задач, таких как: 1) развития чувства ритма
2) поэтапное освоение ритмических особенностей латиноамериканских танцев
3) обучение понимания характера танца, исполняемого танцором
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обучение ритмичности в танцах | 272.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»
"Ритмичность как основа характера латиноамериканских танцев"
(методические рекомендации)
Автор-составитель: Оранская О.Ю
Краснодар
2014
Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования, работающих в клубах, школах, студиях спортивного бального танца при подготовке спортсменов-танцоров для участия в соревнованиях.
Из опыта работы с детьми возраста: 6-12 лет - начального и среднего уровня подготовки, в танцевальном спортивном клубе "Мастер".
На протяжении 5 лет работы в танцевально спортивном клубе "Мастер" апробировались, и внедрялись нижеперечисленные виды работ.
Автор: Оранская Оксана Юрьевна
педагог дополнительного образования МОУДОД ДДТ "Созвездие"
Пояснительная записка
Данные методические рекомендации, на мой взгляд, актуальны, так как многие мои коллеги, работающие в аналогичных учреждениях сталкиваются с проблемами обучения детей ритмическим основам бального танца.
Ритмичность и музыкальность - это первый критерий, по которому судьи оценивают спортсмена танцора на соревновании. И в связи с тем, что по этой теме очень мало изданной информации, я посчитала, что данные рекомендации будут полезны для начинающих педагогов, работающих в сфере бальной хореографии.
Представленные методические рекомендации помогают в решении целого ряда задач, таких как: 1) развития чувства ритма
2) поэтапное освоение ритмических особенностей латиноамериканских танцев
3) обучение понимания характера танца, исполняемого танцором
Цель методических рекомендаций оказать методическую помощь педагогам - хореографам в обучении первоначальным навыкам ритмичности, а так же особенностям ритма в латиноамериканской программе как начинающих спортсменов, так и спортсменов среднего уровня.
Использование методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей может помочь;
на первом этапе: развить первоначальные ритмические навыки и научить ребенка ориентироваться в музыке
на втором этапе: подготовить спортсмена к особенностям исполнения латиноамериканских ритмов.
на третье этапе: научить спортсмена выражать при помощи латиноамериканских ритмов характер исполняемого танца.
Особенностью предлагаемых рекомендаций является то, что данные рекомендации и методы могут помочь начинающим педагогам добиться результативности в работе с начинающими танцорами, и танцорами среднего уровня.
Данные рекомендации регулярно применяются в работе нашего коллектива, и при постоянной тренировке являются достаточно эффективными.
Содержание
Немного об истории Бальных танцев.
Бальные танцы, в том виде, в котором мы их знаем сейчас, - появились в Англии в середине прошлого столетия. В тот период были выбраны танцы для обоих программ, описаны фигуры для исполнения, были изданы учебники.
Первые учебники: «Переработанная техника стандартных танцев Алекса Мурра», и «Учебник Британского Императорского Общества учителей по латиноамериканской программе». Эти учебники были множество раз переизданы, а основы, описанные в них – считаются базовой техникой в обеих программах и по сей день.
Но история каждого танца началась гораздо раньше этого времени.
История Латиноамериканских танцев. началась еще со времен 16 вв, когда – Испано - Португальские воины захватили страны Южной Африки, и переправили пленных негров в страны Южной Америки, а именно Бразилию. Африканский народ привез с собой свою культуру, которая перемешалась с культурой Южной Америки и Европы (испанцев и португальцев) – и именно эти континенты и являются родиной латиноамериканских танцев.
В Европе латиноамериканские танцы исполняются с начала XX столетия. Из всех танцев только пять - стандартизированы, описаны в учебниках, и исполняются в соревнованиях: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв.
Латиноамериканские танцы представляют собой смешение различных народных культур, которые наградили этот вид искусства, а теперь уже и спорта, - разнообразными темпами и ритмами и стилями исполнения. Именно поэтому, очень важно, начиная с первого этапа обучения юных танцоров, знакомить и учить ребят умению выражать все разнообразие ритмов латиноамериканской программы.
Для начала поговорим о музыкальных основах танца в общем его понятии.
«Музыка как ритмическая и художественная основа танца»
ТАКТ
В любой музыке всегда есть свой пульс. Например, такой: раз-два / раз-два / раз-два… Или: раз-два-три / раз-два-три / раз-два-три… Или : раз-два-три-четыре / раз-два-три-четыре…
В музыкальном ритме есть удары посильнее, позаметнее других и попадают они на счет «раз». Отрезок музыки между двумя сильными, ударными долями и называется такт. Число долей в такте бывает различным, в зависимости от его размера. На одну сильную долю может приходиться одна, две или три слабые доли. Тогда музыкальный размер такта соответственно будет 2/4, 3/4 или 4/4. Так, размер вальса - три четверти. Это означает, что ударной в нем является каждая первая из трех долей.
Размер такта изображается дробным числом, в котором верхняя цифра указывает количество, а нижняя - длительность долей, составляющих такт.
РИТМ
(от греч. rythmos - мерное течение), чередование и соотношение различных музыкальных звуков и акцентов. Часто ритм определяет характер и даже жанр музыки, а следовательно, и характер танца. Соблюдение основного ритма танцором означает, что шаг и движение корпуса в фигурах и элементах делаются на соответствующие удары такта и выполняются с определенной длительностью: на целый удар, несколько ударов, на 1/2 удара и т. д.
Несоблюдение конкретного ритмического рисунка и несовпадение ритма музыки и танца, является грубой ошибкой танцевания.
ТЕМП
Скорость исполнения произведения, определяющая длительность всего произведения и его частей и отдельных звуков, отсчитывается количеством ударов в минуту. Чем короче промежуток между акцентированными долями, тем быстрее темп. Чувство темпа проявляется в умении сохранять первоначально установленную скорость движения на протяжении всего произведения.
Как у людей, чем быстрей человек движется, тем чаще у него пульс, так и скорость музыкального пульса (количество ударов в единицу времени) говорит о характере музыки - подвижном или спокойном. В танцах скорость музыкального движения означает степень быстроты шагов и движения корпуса для наиболее глубокого, характерного для данного танца заполнения такта (сильных и слабых долей, акцентирования, синкопирования).
АКЦЕНТ
(от лат. асcentus - ударение), более сильное, ударное извлечение какого-то одного звука по сравнению с другими. Обычно акцентированный звук находится в начале такта, на его первой доле. Акцент легко различим в общей мелодии - как правило, это более громкий «стук» ударных или звучание какого-либо отдельного ударного инструмента.
Например, в вальсе в его трехдольном размере такое ударение приходится на первую из трех долей такта. В танго или самбе (муз. размер 2/4) акцентируемой, ударной долей будет первая из двух долей такта, а в джайве или румбе (муз. размер 4/4) - первая из четырех долей. Но бывают случаи, когда акцент смещается. В некоторых мазурках он оказывается на третьей (иногда на второй) доле такта. Такое перенесение акцента с сильной доли такта на слабую называется синкопой и является эффектным выразительным средством.
МУЗЫКАЛЬНОСТЬ
Качественное исполнение танцевальных движений в рамках законов музыки и танца, одна из основных характеристик исполнения танца. Танцевать музыкально означает передать эмоциональное состояние музыки, раскрыть характер и настроение звучащей мелодии путем создания образов и построения сюжета, в соответствии с ритмической основой исполняемого танца. Качества музыкальности и ритма могут нарабатываться и прививаться с возрастом.
Сказать танцовщику, что он музыкален - это один из самых лестных комплиментов, которые ему можно сделать. Это значит, что он не только умеет слушать и чувствовать музыку, но и заставляет нас услышать ее в своих движениях. А сами движения играют для музыки роль переводчика и делают ее для нас зримой и доступной.
СИНКОПА
(от греч. synkope - сокращение), в музыке - смещение ритмически опорного звука (акцента) с сильной доли такта на слабую. Синкопированные ритмы особенно ярко проявляются в современной эстрадной музыке и являются неотъемлемым ритмическим элементом блюза, джаза, рок-музыки и всех производных стилей.
Упражнения на развития ритмичности в Латиноамериканских танцах
"Учимся слышать музыку"
На начальном этапе обучения танцоров латиноамериканской программе необходимо научить слушать и слышать не только музыку в целом, но и ритмический рисунок в конкретной музыке конкретного танца.
Это можно сделать путем тренировки переключения слуха с одних звуков на другие.
Обычно я говорю детям в тренировочном зале: "Ребята, закройте глаза, и попробуйте сейчас переключиться и услышать только те звуки, что слышны с улицы, а теперь давайте послушаем только те звуки, которые слышны в помещении, ну и самое сложное - положите руку туда, где у вас сердце, и попробуйте услышать ритм своего сердца. Оно бьется ритмично и четко, такое же ритмичное и четкое биение есть в музыке. Теперь откроем глаза, и послушаем музыку. В музыке этот ритм звучит от определенных инструментов. Нам нужно услышать эти инструменты, и попробовать назвать их"
После того, как ребята сделали это упражнение, они называют ударные инструменты в этой музыке, так же мы обращаем внимание на то, каким образом еще в музыке выделяются удары. Таким образом я настраиваю слух детей на определенные звуки, которые они в дальнейшем учатся находить и выражать различными движениями - в зависимости от исполняемого танца.
Следующей комплекс упражнений - "Выражение ритма в движении"
После того, как ребята научились ориентироваться в потоке звуков, я подключаю к работе двигательные навыки. Теперь нужно ритм выразить при помощи хлопков, но при этом необходимо следить, чтобы дети не переключались на свой собственный внутренний ритм, и не переключались на общий ритм группы, а оставались на ритме музыки, его слышали и интерпретировали.
Для этого я рекомендую сказать ребятам, чтобы хлопки были негромкими, и музыку включать не громко, чтобы ученики старались прислушаться к ней.
Следующим этапом можно учить ребенка "шагать музыка" - то есть выражать постукиванием ноги о пол. В этом упражнении нужно следить за тем, чтобы удар в музыке совпадал с моментом наступания ноги на пол.
Когда ребенок освоил эту информацию, он выполняет следующее упражнение. Передает ритм при помощи шагов на месте (с переносом веса с ноги на ногу). Здесь так же необходимо следить за тем, чтобы нога при наступании на пол совпадала с моментом удара в музыке.
Следующий этап: " Находим сильную долю"
Научившись слышать и выражать ритм при помощи элементарных движений теперь можно поговорить о ритмической и темповой окраске музыки.
Одним из первых этапов нужно научить слышать сильные доли в музыке. Это также можно сделать при помощи вышеперечисленных упражнений.
Ребята учатся слышать в музыке самые сильные звуки, рассказывают - каким образом выделяются эти звуки, и показывают сильные доли при помощи хлопков.
Далее я объясняю ученикам, что эти сильные звуки - это начало музыкального такта, и музыкальной фразы... В зависимости от танца количество музыкальных ударов в одном такте меняется, и музыкальные фразы содержат в себе разное кол- во тактов.
В каждой музыке латиноамериканских танцев мы просчитываем эти фразы, простукиваем при помощи упражнений, предложенных раннее, и это учит ребят навыкам ритмичности и музыкальности.
Самое сложное упражнение для многих учеников - это научиться показать музыкальную фразу - например - хлопками, простукивая каждый удар, но сильные доли выделять более сильными ударами, а слабые доли - хлопать еле слышно.
Следующим этапом необходимо разобрать такие понятия темпа - как "слоу" (медленно) и "квик"(быстро). Я знакомлю учеников с этими понятиями относительно каждого танца, изучаемого ими в латиноамериканской программе на начальном этапе.
Упражнение для более продвинутых танцоров
Данное упражнение я применяю на практике с теми танцорами, которые уже имеют представление об основах латиноамериканских танцев, и умеют их исполнять. В этом упражнении я тренирую способность различать те звуки в музыке, которые отвечают за начало музыкального удара, здесь уже происходит деление удара на несколько частей, и определение конкретной исполнительской задачи в каждую часть удара. Когда ребенок учиться распознавать в музыке тот момент, который является началом удара, он начинает понимать, что между ударами есть пауза, и в зависимости от темпа музыки она может быть или долгая, или короткая. Для быстрых темпов пауза будет короткая, для медленных - соответственно длинная. При условии, что наступание на ногу происходит именно в начало удара, у танцора появляется возможность научиться заполнить эту паузу каким либо движением.
Теперь поговорим об особенностях ритмического исполнения таких латиноамериканских танцев, как самба, ча-ча-ча, джайв. Эти танцы входят в программу обучения детей начинающего уровня, и первого классового уровня.
Самба
Так как самба создавалась из множества танцев, почти каждая фигура пришла в самбу с другого танца и принесла свой характер и ритмический рисунок. Поэтому самба отличается многообразием ритмов в фигурах, и сложна в исполнении. Бедра выводятся между счетами, вывод имеет специальное название - " samba tic ", вес находится впереди, большинство шагов делается с носка. Истинный характер самбы - это веселье и флирт, заигрывание друг с другом, сопровождающееся движениями таза в различных вариациях. Если же этого нет, самба теряет очень многое.
Характеристики Самбы:
Движение: Ритмичное, Быстрое, Подвижное, Стелящееся
Музыкальный размер: 2/4 или 4/4Акцент: на 1 и 2 (1 сильнее) удар.
Подъем и Снижение: Пружинящее (bounce) движение.
Тренируя самбу с начинающими детьми, после того, как ученик научился слышать и выражать какими либо действиями ритм музыки - я знакомлю ребенка с ритмическими особенностями этого танца. Он учится слышать и различать музыкальные фразы, находить начало этой фразы, учиться их считать. Музыкальная фразу мы определяем в 8 счетов.
Начинающие танцоры также учатся ритмически выражать самба-ритм при помощи характерного для этого танца движения - Баунс.
Самба Баунс, т.е. вертикальный подъем и снижение, присутствует во всех фигурах, исполнемых в ритме “1 а 2” и осуществляется за счет сгибания и выпрямления колена и лодыжки опорной ноги. Каждый подъем и снижение занимают по 1/2 музыкального удара. Для отсчета 1/2 удара используется счет “&” (и). Если начинать из положения с согнутыми коленями, то ритм Баунса будет: & 1 & 2 & 1 & 2 ... и так далее.
Вторым этапом освоения ритма самбы я предлагаю познакомить начинающих танцоров с основными ритмами самбы.
Ритм и длительности
Во многих фигурах Самбы есть шаги, исполняемые с разной длительностью. Ниже приведены возможные комбинации ритма и длительностей:
Как правило, с начинающими детьми изучается 5 основных комбинаций ритма:
Медленно а Медленно (3/4, 1/4, 1)
Медленно Быстро Быстро (1, 1/2, 1/2)
Быстро Быстро Медленно (1/2, 1/2, 1)
Медленно Медленно (1, 1)
Быстро Быстро Быстро Быстро (1/2, 1/2, 1/2, 1/2,)
Ребятам объясняется, в чем разница в ритмах, далее под музыку самбы эти ритмы ученики воспроизводят при помощи хлопков.
В качестве упражнений я предлагаю провести эксперимент. При помощи хлопков воспроизвожу комбинацию ритмов, а ученики пробуют угадать, какая комбинация им предложена. Далее я приглашаю на свое место любого ученика, и он сам решает, какую комбинацию ритмов он предложит угадать ребятам, и демонстрирует, а группа угадывает.
Обычно такие упражнения заинтересовывают и увлекают танцоров, и каждый старается себя проявить.
Следующий этап - для более продвинутых танцоров
Когда ритмическая база становиться более освоена, при условии, что танцоры уже знают основные движения, я предлагаю ребятам выразить разнообразные варианты ритмов при помощи основных фигур. И так же в этом упражнении в качестве демонстраторов могут участвовать сами танцоры.
Ча-ча-ча
Ча-Ча-Ча получило свое название и характер из-за особого повторяющегося основного ритма и специфического инструмента маракасы. В ча-ча-ча шаги делаются на каждый удар, с сильным движением бедер, колена выпрямляются на каждом шаге. Во время танца пары должны передать веселый, беззаботный характер, хулиганское настроение, легкий флирт.
С момента появления ча-ча-ча подвергался различным изменениям, которые позволяют танцевать его несколькими способами. Его можно исполнять как в паре, так и на расстоянии друг от друга.
Акцент: на 1 и 3 (1 сильнее) удар, Подъем и Снижение: Нет
Музыкальный размер
Размер 4/4 с акцентом на первом ударе каждого такта. Танцевание надо начинать с шага, исполняемого на первый удар такта.
Темп - 30/32 такта в минуту.
На первом этапе обучения учеников танцу ча- ча- ча я рекомендую научить ребят распознавать и понимать музыку ча-ча-ча. Сначала необходимо научиться слышать сильную долю в музыке, это счет "раз", которая будет первой, за ней последуют три более слабые доли, до следующей сильной. Этот счет ребята выражают хлопками, и выделяют - как сильный удар.
В танце ча-ча-ча основным характерным движением считается сгибание и выпрямление коленей, поэтому, если мы отрабатываем ритм в этом танце, то делаем это при помощи сгибания и выпрямления коленей (положение корпуса - на месте, одно колено сгибается, другое выпрямляется , без подъема на полупальцы)
Следующим этапом ребята учатся слышать сам ритм ча-ча-ча, это музыкальное дробление на 2 равные части четвертой доли.. Именно из за этой ритмической особенности этот танец получил свое названий, этот ритмический характер обыгрывается в музыке маракасами...Тем самым получается, что на 4 доли в музыке звучит пять ударов, и танцуется 5 движений. Когда танцоры уже умеют распознавать ритм ча-ча-ча, они показывают его при помощи работы коленей. И уже на этой ритмической основе можно учить детей танцевать основные фигуры, где будет прослеживаться этот ритм.
Джайв.
Музыкальный размер Джайва 4/4, с преобладающим ударным акцентом на втором и четвертом ударах каждого такта.
Темп 42/44 такта в минуту.
Ритм и длительность
Ритм для Джайв Шассе - БаБ, иногда считают - 3а4. Танец, построенный с использованием таких шассе, обычно определяется как Тройной Джайв (Triple Jive).
Используется две различные конструкции. Первая, и более основная, построена на 1.5 такта и состоит из двух шагов (ББ) и двух Джайв Шассе (БаБ БаБ).
Вторая конструкция основана на одном музыкальном такте и состоит из двух шагов (ББ) и одного Джайв Шассе (БаБ).
Соответствие ритма и длительностей для этих конструкций будет следующим:
полуторатактовая конструкция:
шаг | шаг | Шассе | Шассе | |
Ритм | Б | Б | Б а Б | Б а Б |
Длит. | 1 | 1 | 3/4 1/4 1 | 3/4 1/4 1 |
На начальном этапе знакомства с ритмом джайва можно использовать упражнения, предложенные ранее. Необходимо так же определить сильные доли, и начало музыкальной фразы. Для выражения музыки можно так же использовать хлопки.
Следующим этапом танцоры учатся показывать удары в музыке стопами. Этот навык тренируется следующим упражнением: Корпус вытянут, ровный, вес над носочками, - подъемы на полупальцы с прямыми коленями - на каждый удар, при этом необходимо следить, чтобы наступание на пятки происходило точно на удар, а подъем на полупальцы совпадал с моментом между ударами.
И уже после того, как ученики освоят основное движение джайва - отрабатывается ритмическая разница между шагами.
В заключении хочу сказать, что работая с детьми над ритмическими упражнениями, педагог должен добиваться точного выполнения движений, следить за правильностью осанки. Нарушение осанки сказывается не только на внешнем виде ребенка, но и на его здоровье: неправильное положение тела ведет к сужению грудной клетки и искривлению позвоночника, что затрудняет работу сердца и легких. Основные требования к осанке заключаются в следующем: плечи опущены и несколько отведены назад, голова приподнята, спина прямая, живот подтянут.
Качество движений детей в большей степени зависит от исходного положения. Правильное исходное положение внешне и внутренне организует детей, мобилизует их внимание, активизирует, как бы настраивая на предстоящее движение.
Список литературы:
- Уолтер Лайред "Техника латинских танцев" Перевод и редакция Л.Д. Весновского
- Васильева Е. «Танец» М, «Искусство», 1968
- Гин А. Приемы педагогической техники. М, «Вита-пресс», 2011
- Котельникова Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений. Л., 1986
- Методика воспитательной работы Под ред.В.А.Сластенина М, Академия, 2004
- Ражников В.Г. «Школа настроения - методика развития художественного сознания детей», журнал «Искусство в школе», № 1, 1993.
- Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика. - 1991. - 160 с.
- Рубштейн Н. Закон успешной тренировки. М, «Один из лучших», 2002
- Рубштейн Н. «Что нужно знать, чтобы стать первым» М, Изд. дом «Один из лучших» 2002
- Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей. С-Пб, Детство-пресс, 2010
- Василевская М.В. «Танцы от А до Я», 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История Латиноамериканского Танца
Ознакомление занимающихся с исторической сутью спорта, чтобы спортсмены имели возможность применять полученные знания на практике; разностороннее развитие интеллектуальных способностей спортсменов....
Латиноамериканские танцы
Программа...
Методическая разработка «Латиноамериканские танцы для детей младшего школьного возраста. Танец ча-ча-ча"
Методическая разработка «Латиноамериканские танцы для детей младшего школьного возраста. Танец ча-ча-ча» создана в помощь студентам, проходящим практику пробных уроков, а также педагогам р...
Методическая разработка «Латиноамериканские танцы для детей младшего школьного возраста. Танец Джайв»
Данная методическая разработка является плодом обобщения опыта работы с хореографическим коллективом. Имеет комплексный характер, включая: краткую аннотацию изучаемого танца, примерные фигуры и связки...
Методическая разработка «Латиноамериканские танцы для детей младшего школьного возраста. Танец самба»
Данная методическая разработка является плодом обобщения опыта работы с хореографическим коллективом. Имеет комплексный характер, включая: краткую аннотацию изучаемого танца, примерные фигуры и связки...
Открытое занятие для возрастной категории «Молодежь» - «Взрослые» (16 лет и старше) на тему «Методы создания индивидуальной хореографии в латиноамериканских танцах (на материале танца Румба)
Открытое занятие для возрастной категории «Молодежь» - «Взрослые» (16 лет и старше) на тему «Методы создания индивидуальной хореографии в латиноамериканских танцах (на ма...
Формирование правильной осанки посредством латиноамериканских танцев и упражнений ЛФК
Методическая разработка по физической культуре...