Главные вкладки
Урок по географии на тему " Государственная территория России. Территориальные воды. Государственная граница России. Географическое положение России"
план-конспект урока по географии (8 класс)
Класс: 8
Предмет : география
Цели и задачи урока:
Изучить главные черты географического положения России и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения, учить работать с географической картой России, дать знания о границах России и пограничных государствах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geogrficheskoe_polozhenie_rossii.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственная территория России. Территориальные воды. Государственная граница России. Географическое положение России
Цели и задачи урока:
Изучить главные черты географического положения России и их влияние на природу и хозяйственную деятельность населения. Учить работать с географической картой России. Дать знания о границах России и пограничных государствах.
Регулятивные : формирование позитивной мотивации и роста интереса к предмету
Коммуникативные : сотрудничество с одноклассниками , самоконтроля и дисциплины; привлечение учащихся к активной познавательной деятельности, самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Познавательные : самостоятельно формулировать тему и цели урока
Оборудование: Политическая карта мира, физическая карта России, презентация, атласы
Ход урока.
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- что изучает физическая география ? России? (физическая география России изучает природу и природные ресурсы России – страны, имеющей самую большую площадь среди всех государств мира, разнообразные природные условия, богатейшие природные ресурсы.)
- назовите два пути изучения природы? России?
Первый путь – изучение отдельных компонентов природы: климата, рельефа, почв, вод, растений, животных. Изучение свойств компонента, особенностей изменения во времени и в пространстве на территории России. Изучением вод занимается наука гидрология, ледников – гляциология; озёр – меленология. Рельеф изучает геоморфология, почвы – почвоведение, климат – климатология и т.д.
Второй путь – изучение природных компонентов во взаимосвязи в составе природных комплексов. Анализ взаимосвязей компонентов, разнообразия природных комплексов изучает физическая география. Это комплексное изучение природы России.
- какие источники географических знаний мы будем использовать в курсе географии России? (учебник, карты, справочники, хрестоматии, телевизионные передачи и др.)
- людям каких профессий необходимы сведения, имеющиеся на картах? ( геологам, учителям, путешественникам, агрономам, военным, летчикам, морякам.)
- какие способы получения информации о природе используются наукой географией? ( наблюдение со спутников, аэрофотосъемка, автоматические метеонаблюдения, исследования на кораблях науки, экспедиции.)
- в чём выражены результаты исследований? ( в картах, текстах, графиках, таблицах, фотографиях, кинофильмах.)
- как используется географическая информация? ( учащимися в школах, студенты в ВУЗах получают знания о природе, ученые занимаются исследованиями, собранная информация используется для прогнозирования изменений в природе, разрабатываются проекты, позволяющие рационально использовать природные ресурсы.)
3. Сообщение темы и цели урока
Слайд №1
На слайде изображен контур географического объекта . Как вы думаете, что это за объект?
РОССИЯ как бы вы охарактеризовали, одним словом, природу России? ( Ответы детей : холодная , красивая и т. д. )
4. Изучение нового материала
Учитель:
Мы должны знать природу нашей страны – России и для этого нам необходимо определить её точное расположение, иными словами, «адрес» на Земле, т.е. географическое положение.
Слайд №2. Вспомним план характеристики географического положения страны:
-
- Положение по отношению к экватору.
- Положение по отношению к нулевому меридиану.
- Положение на материке, части света.
- Моря и океаны, омывающие страну (морские границы).
- Соседние государства.
- Координаты крайних точек страны
- Оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Слайд №3.
Россия имеет площадь 17,1 млн.км2
Россия расположена на материке Евразия, в двух частях света – Европе и Азии
Россия расположена в Северном полушарии
Россию пересекает Северный Полярный круг
По отношению к нулевому меридиану Россия находится к востоку — в восточном полушарии, лишь небольшая часть ( Чукотский полуостров) находится в западном полушарии
Материковая крайняя северная точка находится на полуострове Таймыр — мыс Челюскин (77°43' северной широты).
Островная крайняя северная точка — мыс Флигели на архипелаге Земля Франца-Иосифа на острове Рудольфа (81°51' северной широты).
Крайняя южная точка находится на северных склонах Кавказа в республике Дагестан на высоте более 3500 метров (41°11' северной широты).
Крайняя западная точка страны лежит на берегу Гданьского залива Балтийского моря, недалеко от Калининграда (19°38' восточной долготы).
Островная крайняя восточная точка России находится на острове Ратманова в Беринговом проливе (169°2' западной долготы).
Материковая крайняя восточная точка — мыс Дежнёва на Чукотском полуострове (169°40' западной долготы)
- Первичное закрепление изученного материала.
Слайд №4
1. Выполнение заданий
1. Сравните площадь России с площадью материков и крупнейших государств. (Россия – самое крупное государство мира. Её площадь 17,1 млн.км2 , что примерно равно площади Южной Америки- ( 17,8 млн.км2 ). Россия занимает 1\3 часть площади Евразии, более чем в 2 раза больше Австралии, почти в 2 раза больше по площади Канады, Китая, США).
2. Где проходит условная граница между Европой и Азией? (условная граница проходит по Уральским горам, по 600 в.д. по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме – по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю – по Керченскому проливу.)
3. Найдите Северный полярный круг. (параллель 66,60 с.ш.)
4. В каком полушарии мы живем? (В северном).
5. Какие широты имеют самая северная и южная точка России? (северная – мыс Челюскин - 770 43’ с.ш., островная – мыс Флигели 81049’ с.ш. крайняя южная точка – юго-западнее горы Базардюзю 410 11’ с.ш. на Кавказе, Дагестан,)
6. Найдите крайние точки России: мыс Флигели, мыс Челюскин, мыс Дежнева. Остров Ратманова, Гданьский залив (Балтийская коса), гора Базардюзю.
7. Какова протяженность России с севера на юг и с запада на восток? (от мыса Челюскин до крайней южной точки – 3110 км.)
8. С какими странами граничит Россия? (Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, Украиной, Польшей, Азербайджаном, Грузией, Абхазией, Южной Осетией, Казахстаном, Китаем, Монголией, КНДНР,США, Японией)
9. Какая область России граничит с Польшей и Литвой? (Калининградская)
10. Что значит «морская граница»? («морская граница» проходит в 12 милях (22,2 км) от берега.)
11. Что такое «Российский сектор Арктики»? ( часть Северного Ледовитого океана, принадлежащая России от острова Ратманова по меридиану до Северного полюса и от северной точки российско-норвежской границы по меридиану также до северного полюса.)
Слайд №5
- Практическая работа (работа в контурной карте)
Задания
- Отметить государственную границу России красным цветом
- Подписать пограничные государства.
- Отметить крайние точки, подписать их координаты.
- Подписать географические объекты России : остров Ратманова, Амур, Урал, Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза).
- Подписать моря, омывающие территорию России.
Слайд №6
Географическое положение имеет как положительные, так и отрицательные черты:
Положительные черты:
А) большая площадь России – это, как правило, означает богатство природными ресурсами;
Б) наличие морских границ. Свободный выход в океан.
В) расположение большей части страны в умеренных широтах.
Отрицательные черты:
А) Моря России замерзают на длительный период, что затрудняет судоходство.
Б) 1\4 часть площади России лежит за северным полярным кругом (суровый климат).
В) огромная территория требует больших транспортных расходов.
5. Закрепление изученного материала
Слайд №7. Географический диктант . Продолжи фразу….
1. Площадь территории России……
2. Крайняя северная материковая точка России….
3. Самая протяженная граница России с…..
4. Морские границы Россия имеет со странами……
5. По какой реке проходит граница между Китаем и Россией …..
6. Россия расположена в …… частях света
7. Территорию России омывают моря……….
6. Домашнее задание : номенклатура «Крайние точки России и страны- соседи»
7. Выставление оценок
8. Рефлексия
Слайд №8
На каком острове вы побывали ?
- Остров Знаний
- Остров Непонимания
- Остров Умений
- Остров Разочарования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обществоведение 8класс Тема: «Государственные символы России»
Задачи:Дать ученикам представление о понятиях «герб», «флаг», «гимн»; рассказать о современной государственной символике, о преемственности в ней.Развивать познавательные способности учащихся: восприя...
Урок-презентация на тему "Программа модернизации России в начале XX века" (9 класс, история России).
Презентация содержит теоретический, фактический и иллюстративный материал по теме. Для проверки знаний или самопроверки предлагаются варианты тестовых и развивающих заданий....
Разработка урока географии в 9 классе по теме "Государственная территория России"
Данный урок разработан в технологии деятельностного метода по программе "География 6-9 классы" В. П. Дронова. На уроке используется одноименная презентация....
План-конспект урока обществознаниe по теме "Государственные символы России" 6 класс
Технологическая карта урока Романовой Т.Е.учителя истории и обществознания Мюрюнской СОШ №2 Предмет: обществознаниеТема урока: Государственные символы РоссииЦель урока: формирование гражданственн...
Урок обществознания по теме: "Государственные символы России"
Технологическая карта и рабочие листы к уроку....
Презентация к уроку географии по теме "Государственные границы России" 8 класс "Учимся с "Полярной звездой"
В материалах презентации представлена информация о типах границ России, а также дано описание и географическое положение всех границ Российской Федерации, перечислены все соседние страны, которые имею...
Технологическая карта урока географии по теме Государственная территория России. Типы российских границ ( 8 класс)
Технологическая карта урока географии по теме Государственная территория России. Типы российских границ ( 8 класс)...