Разработка урока географии в 9 классе по теме "Государственная территория России"
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме
Данный урок разработан в технологии деятельностного метода по программе "География 6-9 классы" В. П. Дронова. На уроке используется одноименная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_4_-_gosudarstvennaya_territoriya_rossii.doc | 172 КБ |
urok_4_-_gosudarstvennaya_territoriya_rossii.ppt | 960 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 4
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ РОССИИ
Цель: сформировать представление о государственной территории. Сравнить и оценить географическое положение России и СССР.
Мотивация:
По территории Россия занимает первое место в мире, площадь страны занимает 1/8 часть суши.
работа с картой: показать республики и назвать их столицы; показать автономные округа и назвать их столицы; показать края и назвать их столицы.
Актуализация знаний
Географический диктант
- Какова площадь России – 17,1 млн.кв.км.
- Какое место занимает Россия по площади среди стран мира – 1 –е место
- Какова численность населения России – 142 млн. человек
- Какое место в мире Россия занимает по численности населения – 7-е место
- Сколько субъектов входит в состав РФ – 83
- Сколько автономных округов в составе России – 4
- Какая республика самая большая по площади – Саха – Якутия
- В какой район входит Пермский край – Уральский
- Назовите территориальных соседей Пермского края – Башкирия, Кировская область, Удмутрия, Свердловская область, Республика Коми.
Постановка проблемы
(стр. 19 учебника) Существуют многочисленные, часто прямо противоположные мнения ученых о том, какое влияние оказывают размеры территории на развитие России.
С одной стороны, нередко размеры страны оценивают как «бич», «зло и проклятье». Наши необъятные пространства как бы высасывают соки из страны, постоянно толкая ее на путь экстенсивного развития, при этом отмечается, что если бы за Уралом плескался океан, то Россия уже давно была бы высокоразвитым цивилизованным государством.
С другой стороны, без огромных пространств и богатств Севера и Сибири Россия была бы беднее и слабее, СССР не смог бы выдержать фашистскую агрессию, а современная Россия 90% ресурсов получает с Севера и Востока страны, и ее внешняя торговля ими дает стране основную долю валютных доходов.
Наконец, можно сказать и о перспективной роди гигантских российских просторов. Главное богатство в будущем мире – не производство стали, зерна, машин, нефти и газа, а чистый воздух, чистая пресная вода, нетронутая природа, то есть то качество природной среды, которым обладают гигантские пространства, не измененные человеческой деятельностью.
Итак, существует два взгляда на необъятные пространства и территорию России.
??? Огромная территория страны – это благо или зло?
Чтобы аргументировано изложить свое мнение, вам необходимо изучить следующие вопросы:
- что понимается под термином «государственная территория»?
- в чем различие между понятиями «территория» и «пространство»?
- как изменилось географическое положение России после распада СССР?
- что такое «экономически эффективная территория»?
- что такое зона «Севера»?
- природные ресурсы на территории России.
Сформулируйте тему урока и цель урока.
Как это можно сделать? С помощью чего это можно сделать?
Открытие нового знания
- Государственная территория – это часть поверхности планеты, на которую распространяется власть государства. Государственная территория состоит из воздушного пространства, территориальных вод, недр под поверхностью суши, недр под акваторией.
- Территориальные воды – это воды (акватория), омывающие территорию страны на расстоянии 12 миль от берега.
- Пространство страны включает:
- воздушное пространство,
- космическое пространство, морское пространство (на севере России принадлежит Российский сектор Арктики площадью 9 млн. кв. км),
- России принадлежат внутренние воды (Белое море, Печорская и Чешская губы, залив Петра Великого в Японском море),
- 200-мильная (370км) экономическая зона за пределами территориальных вод. Здесь Россия может вести добычу полезных ископаемых, рыбы и морепродуктов,
- шельф (материковая отмель до глубины 200м) в Северном Ледовитом океане.
Вывод: понятие пространство гораздо шире, чем территория.
4. Географическое положение России менялось в течение веков. В последний раз изменения географического положения наступили в связи в распадом СССР.
Оценим современное положение России:
- Россия отдалилась от стран Европы.
- Россия сместилась к северу, так как ее южная граница оказалась значительно севернее южной границы СССР.
- Территория России вытянута и с севера на юг, и, особенно, с запада на восток.
5. Экономически эффективная (продуктивная) территория России сократилась (анализ рисунка на странице 17 таблица 2 и рисунок 4)
6. Наша страна лежит большей частью лежит в зоне Севера.
Первичное закрепление
Дискуссия
Прочитать текст на странице 19-20 учебника. И привести свои аргументы либо «за», либо «против».
Самостоятельная работа с самопроверкой
- По тексту учебника определите место России в мире по запасам газа (1), нефти (2), угля (3), железной руды (1), древесины (1) и водных ресурсов (2).
- Определите (рис. 4): на какие части делится зона Севера России? (Дальний Север, Средний Север, Ближний Север)
Рефлексия
- что понимается под термином «государственная территория»?
- в чем различие между понятиями «территория» и «пространство»?
- как изменилось географическое положение России после распада СССР?
- что такое «экономически эффективная территория»?
- что такое зона «Севера»?
Дайте самооценку своей работе по 5-балльной системе с комментариями (почему)
Продолжите предложение «Государственная территория России …..»
Домашнее задание
§2, ответить на вопросы, подготовиться к тесту.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Географический диктант Какова площадь России? Какое место занимает Россия по площади среди стран мира? Какова численность населения России? Какое место в мире Россия занимает по численности населения? Сколько субъектов входит в состав РФ ? Сколько автономных округов в составе России ? Какая республика самая большая по площади ? В какой район входит Пермский край ? Назовите территориальных соседей Пермского края.
Проверь себя 17,1 млн.кв.км. 1 –е место 9-е место 80 4 Саха – Якутия Уральский Башкирия, Кировская область, Удмуртия, Свердловская область, Республика Коми.
Огромная территория страны – это благо или зло?
Государственная территория России Сформировать представление о государственной территории. Сравнить и оценить географическое положение России и СССР.
Государственная территория – это … Территориальные воды – это воды ….. Пространство страны включает: Географическое положение России менялось … Оценим современное положение России: Экономически эффективная (продуктивная) территория России … Наша страна лежит большей частью …
Огромная территория страны – это благо или зло?
Место России в мире по Запасам газа – Запасам нефти – Запасам угля – Запасам железной руды – Запасам древесины – Запасам пресной воды -
Рефлексия что понимается под термином «государственная территория»? в чем различие между понятиями «территория» и «пространство»? как изменилось географическое положение России после распада СССР? что такое «экономически эффективная территория»? что такое зона «Севера»?
Продолжи предложение «Государственная территория России …..»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока географии 8 класс "Типы климатов России"
Структура урока географии в 8 кл....
Разработка урока"Геологическая история и геологическое строение территории России"
Данный материал будет полезен начинающим педагогам. В работе четко представлена деятельность участников образовательного процесса. На мой взгляд удобная конструкция поурочного плана(табличная форма, ш...
Урок географии 8 класс по теме "Рельеф России"
Приемы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) как средство формирования универсальных учебных действий на уроках географии...
"Типы климатов России" разработка урока географии 8 класс
Разработка урока включает в себя конспект, презентацию и приложение....
Конспект урока География, 9 класс, VIII вид, тема: "Россия -крупнейшее государство Евразии"
На этом уроке ,учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют имеющиеся у них знания, используя такой методический приём, как "Корзина".Применяются различные приёмы работы с картой.Учащиеся сами став...
Технологическая карта урока географии 9 класс "Народные промыслы Центральной России"
Тема урока: Народные промыслы Центральной России.Тип урока: Открытие нового знания.Цель урока: Создание условий для формирования целостного представления учащихся о народных промысла...
Урок географии 8 класс "Озеро Байкал -жемчужина России"
Обычный урок...