Технологическая карта урока "Ориентирование на местности" 5 класс
методическая разработка по географии (5 класс)
Технологическая карта урока географии 5 класс по теме "Ориентирование на местности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_orientirovanie_na_mestnosti.docx | 44.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Силинская основная школа»
Тема урока: «Ориентирование на местности»
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество | Горожанцев Александр Фёдорович |
Должность | Учитель географии. I Квалификационная категория |
Общая информация | ||||
Образовательная область, учебный предмет | География | |||
Класс | 5 класс | |||
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) | Программа для общеобразовательных учреждений. География 5-9 классы. Авторы: А.И.Алексеев, В. В.Николина, Е. К. Липкина М. «Просвещение» 2022 год, линии «Полярная звезда». География. Природа и люди. | |||
Тема учебного занятия | Ориентирование на местности. | |||
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Урок формирования новых знаний и умений с элементами практической работы. | |||
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Это первый урок в разделе «План и карта». | |||
Учебная задача
Овладеть теоретическим знанием по теме «Ориентирование на местности» и способами его прикладного использования | Познакомить учащихся со способами определения сторон горизонта по местным признакам, по Солнцу, по Полярной звезде, по компасу на местности. В ходе работы на местности, вовлечь учащихся в коммуникативную, практическую, исследовательскую, организационно-деятельностную ситуацию , способствующую развитию умения объективно оценивать свои знания и знания своих товарищей, чувства коллективизма, деликатности, умения отстаивать свою точку зрения и выслушать мнения других. Формирование умений работать с учебником, дополнительным материалом; развивать познавательные интересы учащихся, внимание; стимулировать желание расширить свой кругозор; учить выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, делать выводы. В ходе урока учащиеся должны овладеть теоретическими знаниями в области ориентирования на местности, а также практическими способами определения сторон горизонта и азимута на местности и на плане местности. | |||
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | ||||
ЦЕЛЬ Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») | ||
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся учатся определять понятия «ориентирование», «азимут». научатся ориентироваться по плану и на местности, работать с компасом и гномоном. | Обучающиеся получат возможность научиться ориентироваться по Солнцу с помощью часов и Луне. | ||
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся смогут находить в учебнике достоверную информацию, анализировать; излагать свое мнение (в монологе, диалоге); -действовать в конкретной ситуации (если заблудились в лесу). , объяснять содержание совершаемых действий, аргументировать свою точку зрения, | Обучающиеся получат возможность научиться планированию учебной деятельности, самостоятельно ставить новые учебные цели, делать аргументированные умозаключения и выводы. | ||
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся убедятся в том, что умение определять стороны горизонта жизненно необходимо, особенно жителям лесной зоны. осознают ценность умения работать с компасом, сформируют представление о значимости умений ориентироваться по местным предметам. | Обучающиеся получат возможность осознать ценность географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. | ||
Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. | Учащиеся: - имеют опыт определения сторон горизонта; - знают понятия: горизонт, линия горизонта; - могут определять стороны горизонта. | |||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат | |
Дадут определение «ориентирование», «стороны горизонта», научатся ориентироваться по плану и на местности, определять азимут по плану с помощью транспортира и на местности с помощью компаса. | Смогут находить в учебнике достоверную информацию, анализировать; излагать свое мнение (в монологе, диалоге); -действовать в конкретной ситуации (если заблудились в лесу). | Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи. Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей. |
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | ||||
Учебно – информационное обеспечение | 1. География. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.И.Алексеев, Е.К. Липкина, В.В.Николина и др.; -12-е изд.,перераб.-Москва.: Просвещение, 2023. –Полярная звезда 2. Географический атлас,6 класс | 1. Николина В.В.География 6 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя-М. Просвещение,2008 г. 2. Николина В.В..Тренажер по географии (рабочая тетрадь), М.Просвещение, 2011г. 3 .А.В. Матвеев. География. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы.5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.В. Матвеев.- М. : Просвещение. 2014 г. |
| Электронное приложение к учебнику География 5-6 класс |
Техническое обеспечение | Мультимедийная установка, персональный компьютер, компасы, демонстрационная модель компаса. | |||
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | ||||
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) | Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) | |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт |
| Создание комфортной психологической атмосферы урока | |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |
| Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика. | ||
1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» |
| Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся | ||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | • Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата • Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока) | Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью” | |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации |
| Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения | ||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
| Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем | ||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях Построение системы конкретно-практических задач | В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости | ||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
| Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи | |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
| Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения |
Сценарий проведения учебного занятия | ||||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся(примерные версии ответов) | |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. | Проверяют готовность к уроку. Проверяют наличие раздаточного материала. | |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Предлагает учащимся вспомнить ситуации, в которых им приходилось искать дорогу домой. | На основе личного опыта вспоминают умение ориентироваться в городе, на открытой местности | ||
1.3. Создание проблемной ситуации | А теперь представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. Ваши ассоциации... (демонстрация Слайда - фотография леса) - что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы уметь ориентироваться? | Вступая в диалог с учителем выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. Предлагают пути выхода их ситуации. | ||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Правильно, надо знать стороны горизонта. А в жизни нам это нужно? А где ? Попробуйте сами назвать тему урока. Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование на местности. Азимут». Это тема нашего урока. Давайте откроем тетради и запишем тему урока. Задача сегодняшнего урока, научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте. | Проявляют познавательную инициативу. Формулируют тему, цели урока. Осознание цели предстоящей деятельности. Записывают тему урока. | |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ? Что для этого нужно знать ? | Пытаются определить понятие ориентирование. | ||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Знакомит со сторонами горизонта. Что вы знаете про стороны горизонта? Назовите их? | Называют стороны горизонта | ||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Стороны горизонта: основные – 4 (С,Ю,З,В) промежуточные – 4 (С-В, Ю-В, Ю-З, С-З)
Как можно определить стороны горизонта на местности? Определение сторон горизонта по компасу. С помощью компаса можно определить направление на стороны горизонта в любое время суток и в любую погоду. При ориентировании на местности широко применяется компас Адрианова. Задание: Как устроен компас? Как работает компас? Определите по компасу стороны горизонта. - учитель рассказывает устройство компаса. - работа с инструкцией по работе с компасом Проблемная ситуация. А как можно ориентироваться на местности без компаса? А ночью? По звёздам. Кроме того можно ориентироваться по Солнцу, по часам, по Луне. (Учитель объясняет способы ориентирования по Солнцу, по часам, по Луне) Ещё в древности люди пытались изобразить местность при помощи простых рисунков. Для чего? В настоящее время небольшие участки местности изображают на плане. Что такое план? План местности? Определение направлений на плане и карте (работа с планом местности ) - Покажите направления на плане местности. Как оно обычно показано? В каком направлении от парома на реке Соть находится плотина на реке Луч? Определите, как изменяется направление реки Соть. В каком направлении от домика лесника расположена школа? Проблема- С или С-В? --- Каждая сторона горизонта имеет не только свое название, но и цифровое значение-- азимут. Что же такое азимут? Открываем учебники на стр. 30, и прочитаем определение азимута. Так что такое АЗИМУТ? В основу работы с этим понятием положен УГОЛ, т.е, чтобы определить азимут, нужно определить угол. А сейчас обозначим в тетради азимут: 90о, 180о, 270о, 360о
Выполните задание. Определите азимут: - от школы до домика лесника и обратно; - от Ж/Д станции до школы. | Изображают в тетради направления сторон горизонта.. С-З С С-В
З В
Ю-З Ю Ю-В Учащиеся называют известные им способы определения сторон горизонта. Стороны горизонта при ориентировании обычно определяют: • по компасу; • по небесным светилам (по полярной звезде, по Луне); • по местным признакам. Самостоятельная работа по парам с компасом и инструкцией по его применению. Определяют положение на Север. Учащиеся предлагают разные варианты определения сторон горизонта по местным признакам: по мху на деревьях, по муравейникам, по веткам деревьев. На карте звездного неба находят Полярную звезду. Учащиеся делают предположения о назначении наскальных рисунков? Учащиеся работают с текстом учебника. Выделяют основные признаки плана местности: - чертёж; -в уменьшенном виде; - с помощью условных знаков. Находят на плане – объекты на С, Ю, З. В. Показывают на доске. Работают с заданиями на определение направлений на плане. Находят определение азимута в тексте. Записывают определение в тетрадь.
Выделяют основные признаки азимута: - угол; - между направлением на Север и на предмет; - отсчитывать по часовой стрелке. Работают с транспортиром. Учащиеся вычерчивают в тетради направления соответствующие азимуту 90⁰,180⁰,270⁰,360⁰. Учащиеся выполняют задания учителя работая в парах используя атлас, транспортир. | ||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Давайте теперь поиграем и потренируемся в определении сторон горизонта. Задание: не отрывая карандаша от бумаги выполнить команды учителя: - 2 клеточки на восток, 2 клеточки на Ю-З и 2 клеточки на Юг. (должна получится цифра 7). - 2 клеточки на Запад, 2 клеточки на Юг, 2 клеточки на Восток, 2 клеточки на Ю-З. (цифра 5) и др. Учитель предлагает учащимся выполнить задания №7 на стр.32 учебника. | Учащиеся выполняют задание в тетради. | |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | В конце урока учитель предлагает учащимся составить синквейн к слову «Ориентирование». | Пример синквейна 1.Ориентирование. 2.Необходимое, жизненное. 3.Помогает, направляет, указывает. 4.Умение определять местоположение. 5.Здорово. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»
Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...
Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»
Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок изученного по теме "Глагол" в 5 классе....
Технологическая карта урока в 7 классе "Класс Головоногие моллюски"
Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему "Класс Головоногие моллюски" разработана с учетом ФГОС. Цель урока: создать условия для формирования знаний о характерных особенно...
Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса
Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...
Технологическая карта урока в 5 классе. Минии буряад хэлэн. Повторение изученного в начальных классах.
Технологическая карта урока по бурятскому языку как государственному в 5 классе по ФГОС...