Технологическая карта урока "Ориентирование на местности" 5 класс
методическая разработка по географии (5 класс)

Горожанцев Александр Федорович

Технологическая карта урока географии 5 класс по теме "Ориентирование на местности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Силинская основная школа»

Тема урока: «Ориентирование на местности»

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество

Горожанцев Александр Фёдорович

Должность

Учитель географии. I Квалификационная категория

Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

География

Класс

5 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК)

Программа для общеобразовательных учреждений. География 5-9 классы. Авторы: А.И.Алексеев, В. В.Николина, Е. К. Липкина М. «Просвещение» 2022 год,  линии «Полярная звезда».  География. Природа и люди.

Тема учебного занятия

Ориентирование на местности.

Тема урока  или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Урок формирования новых знаний и умений с элементами практической работы.

Место урока или другой  формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

Это первый урок в разделе «План и карта».

Учебная задача

  • Вовлечь  учащихся  в образовательную (коммуникативную, исследовательскую, проектную,  рефлексивно – оценочную, организационно – деятельностную, нравственно – оценочную и т.п. ситуацию

Овладеть теоретическим знанием по теме «Ориентирование на местности» и способами его прикладного использования

Познакомить учащихся со способами определения сторон горизонта по местным признакам, по Солнцу, по Полярной звезде, по компасу на местности.

В ходе работы на местности,  вовлечь  учащихся  в коммуникативную, практическую, исследовательскую, организационно-деятельностную  ситуацию , способствующую развитию умения  объективно оценивать свои знания и знания своих товарищей, чувства коллективизма, деликатности, умения отстаивать свою точку зрения и выслушать мнения других.

Формирование умений работать с учебником, дополнительным материалом; развивать познавательные интересы учащихся, внимание; стимулировать желание расширить свой кругозор; учить выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, делать выводы.

В ходе урока учащиеся должны овладеть теоретическими знаниями в области ориентирования на местности, а также практическими способами определения сторон горизонта и азимута на местности и на плане местности.

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

ЦЕЛЬ

                     Уровень                                                                                                                          

Базовый («обучающийся научится»)

Повышенный («обучающийся получит возможность научиться»)

Цель – предмет (предметный результат)

Обучающиеся учатся определять понятия «ориентирование», «азимут». научатся ориентироваться по плану и на местности, работать с компасом и гномоном.

Обучающиеся получат возможность научиться  ориентироваться по Солнцу с помощью часов и Луне.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся смогут находить в учебнике достоверную информацию, анализировать; излагать свое мнение (в монологе, диалоге);

-действовать в конкретной ситуации (если заблудились в лесу). , объяснять содержание совершаемых действий, аргументировать свою точку зрения,

Обучающиеся получат возможность научиться планированию учебной деятельности, самостоятельно ставить новые учебные цели, делать аргументированные умозаключения и выводы.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся убедятся в том, что умение определять стороны горизонта жизненно необходимо, особенно жителям лесной зоны. осознают ценность умения работать с компасом, сформируют представление о значимости умений ориентироваться по местным предметам.

Обучающиеся получат возможность  осознать  ценность  географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Исходное состояние обучающихся:

- имеют опыт…….;

- знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.)

- могут определять…….;

- могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять;

- могут планировать, проектировать, моделировать;

- могут контролировать, оценивать и т.д.

Учащиеся:

-  имеют опыт определения сторон горизонта;

-  знают понятия: горизонт, линия горизонта;

- могут определять стороны горизонта.

Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Дадут определение  «ориентирование», «стороны горизонта»,

научатся ориентироваться по плану и на местности, определять азимут по плану с помощью транспортира и на местности с помощью компаса.

Смогут находить в учебнике достоверную информацию, анализировать; излагать свое мнение (в монологе, диалоге);

-действовать в конкретной ситуации (если заблудились в лесу).

Воспитывать  чувство  товарищества  и взаимопомощи.

Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей.

Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

1. География. 5-6 классы: учеб. для

 общеобразоват. учреждений/  А.И.Алексеев, Е.К. Липкина, В.В.Николина  и др.; -12-е изд.,перераб.-Москва.: Просвещение, 2023. –Полярная звезда

2. Географический атлас,6 класс                                                                                                                      

1. Николина В.В.География 6 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя-М. Просвещение,2008 г.                                                                                                                                                          2. Николина В.В..Тренажер по географии (рабочая тетрадь), М.Просвещение, 2011г.

3 .А.В. Матвеев. География. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы.5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.В. Матвеев.- М. : Просвещение. 2014 г.

  1. http://files.school-collection.edu.ru

Электронное приложение к учебнику География 5-6 класс

Техническое обеспечение

Мультимедийная установка, персональный компьютер, компасы, демонстрационная модель компаса.

Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование
Этап урока
Подэтап урока
Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока)

Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

  • Предъявление учителем своей индивидуальности
  • Организация принятия классным коллективом каждого как неотъемлемого участника учебного сообщества

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

  • Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, знаниями и умениями из других предметных областей, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом)
  • Включение каждого в конкретную деятельность на уже освоенном материале

Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика.

1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания»

  • Создание мотивационной ситуации посредством одного из действий: предъявление проблемного задания, проведение эвристической беседы и диалога, использование парадоксов, организация дискуссии и т.п.
  • Обозначение обучающимися границы своего «знания» - «незнания»

Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

•        Формулирование цели урока как  прогностической модели ожидаемого результата

•   Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью”

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

  • Анализ реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире
  • Поиск всеобщего отношения изучаемого объекта закономерности), которое должно быть отражено в соответствующем теоретическом понятии (или ценности).

Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

  • Создание материальной основы (модели) для получения способа деятельности, фиксирующей основные элементы внутренней и внешней структуры изучаемого объекта, а также генетически исходную связь между ними
  • Формулировка построенного знания, открытого способа деятельности, синтез всего ранее полученного в ходе учебной деятельности

Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Конкретизация открытого способа деятельности через его применение в различных ситуациях

Построение системы конкретно-практических задач

В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

  • Организация самостоятельного выбора обучающимися для решения конкретной задачи системы действий, адекватной открытому способу

Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи -  учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

  • Выявление уровня осознания каждым обучающимся степени освоенности содержания (знаю что?), владения действиями (знаю как?), понимания смысла изученного (знаю зачем?) и понимания степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)

Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения

Сценарий  проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы УВП
Подэтап урока или другой формы УВП
Действия учителя (педагога)
Действия обучающихся

(примерные версии ответов)

1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Проверяют готовность к уроку. Проверяют наличие раздаточного материала.

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

Предлагает учащимся вспомнить ситуации, в которых им приходилось искать дорогу домой.

На основе личного опыта вспоминают умение ориентироваться в городе, на открытой местности

1.3. Создание проблемной ситуации

А теперь представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. Ваши ассоциации... (демонстрация  Слайда  - фотография леса)

 - что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации?

 Есть ли выход из данного положения?

 А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации?

 Что нужно знать для того, чтобы уметь  ориентироваться?     

Вступая в диалог с учителем  выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

Предлагают пути выхода их ситуации.

2. Операционно – исполнительский

2.1. Целеполагание и планирование

Правильно,   надо знать стороны  горизонта. А в жизни нам это нужно? А где ? 

Попробуйте сами назвать тему урока.

Учитель при необходимости уточняет: «Ориентирование на местности. Азимут».

  Это  тема  нашего  урока.  Давайте откроем   тетради  и  запишем    тему  урока. 

Задача сегодняшнего урока, научиться определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

Проявляют познавательную инициативу. Формулируют тему, цели урока.

 Осознание цели предстоящей деятельности.

Записывают тему урока.

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ?

Что для этого нужно знать  ?   

Пытаются определить понятие ориентирование.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Знакомит со   сторонами горизонта.

Что вы знаете про стороны горизонта? Назовите их?

Называют стороны горизонта

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Стороны горизонта:

основные – 4 (С,Ю,З,В)

промежуточные – 4 (С-В, Ю-В, Ю-З, С-З)

   

Как можно определить стороны горизонта на местности?

Определение сторон горизонта по компасу.

 С помощью компаса можно определить направление на стороны горизонта в любое время суток и в любую погоду.

При ориентировании на местности широко применяется компас Адрианова.

Задание: Как устроен компас? Как работает компас? Определите по компасу стороны горизонта.

 - учитель рассказывает   устройство компаса.

- работа с инструкцией по работе с компасом

Проблемная ситуация.

А как можно ориентироваться на местности без компаса?

А ночью? По звёздам.

Кроме того можно ориентироваться по Солнцу, по часам, по Луне.

(Учитель объясняет способы ориентирования по Солнцу, по часам, по Луне)

Ещё в древности люди пытались изобразить местность при помощи простых рисунков.

Для чего?

В настоящее время небольшие участки местности изображают на плане.

Что такое план? План местности?

Определение направлений на плане и карте (работа с планом местности )

- Покажите направления на плане местности.

Как оно обычно показано?

В каком направлении от парома на реке Соть находится плотина на реке Луч?

Определите, как изменяется направление реки Соть.

В каком направлении от домика лесника расположена школа?

Проблема- С или С-В?

---  Каждая  сторона  горизонта  имеет  не  только  свое  название,  но  и  цифровое  значение--  азимут.  Что  же  такое  азимут? 

Открываем  учебники  на  стр.  30,  и  прочитаем  определение  азимута.

Так что такое АЗИМУТ?

В основу работы с этим понятием положен УГОЛ, т.е,  чтобы определить азимут, нужно определить угол.

 А  сейчас  обозначим в тетради азимут:   

   90о, 180о, 270о, 360о

 

Выполните задание.

Определите азимут:

- от школы до домика лесника и обратно;

- от Ж/Д станции до школы.

 Изображают  в тетради направления сторон горизонта..

                 С-З        С        С-В

              

                З                             В

             

               

                  Ю-З      Ю         Ю-В

Учащиеся называют известные им способы определения сторон горизонта.

Стороны горизонта при ориентировании обычно определяют:

•           по компасу;

•           по небесным светилам (по полярной звезде, по Луне);

•           по местным признакам.

Самостоятельная работа по парам  с компасом и инструкцией по его применению.

Определяют положение   на  Север.                                                                     

Учащиеся предлагают разные варианты определения сторон горизонта по местным признакам: по мху на деревьях, по муравейникам, по веткам деревьев.

На карте звездного неба находят Полярную звезду.

Учащиеся делают предположения о назначении наскальных рисунков?

Учащиеся работают с текстом учебника. Выделяют основные признаки плана местности:

- чертёж;

-в уменьшенном виде;

- с помощью условных знаков.

Находят на плане – объекты на С,  Ю, З. В.

Показывают на доске.

Работают с заданиями на определение направлений на плане.

Находят определение азимута в тексте. Записывают определение в тетрадь.

 

Выделяют основные признаки  азимута:

- угол;

- между направлением на Север и на предмет;

- отсчитывать по часовой стрелке.

Работают с транспортиром.  

Учащиеся вычерчивают в тетради направления соответствующие азимуту 90⁰,180⁰,270⁰,360⁰.

Учащиеся выполняют задания учителя работая в парах используя атлас, транспортир.

3. Рефлексивно – оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Давайте  теперь  поиграем  и  потренируемся  в  определении  сторон  горизонта.     

Задание:   не отрывая карандаша от бумаги выполнить команды учителя:

- 2 клеточки на восток, 2 клеточки на Ю-З и 2 клеточки на Юг. (должна получится цифра 7).

- 2 клеточки на Запад, 2 клеточки на Юг, 2 клеточки на Восток, 2 клеточки на Ю-З. (цифра 5) и др.

Учитель предлагает учащимся выполнить задания №7 на стр.32 учебника.

Учащиеся выполняют задание в тетради.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

В конце урока учитель предлагает учащимся составить синквейн к слову «Ориентирование».

Пример синквейна

1.Ориентирование.

2.Необходимое, жизненное.

3.Помогает, направляет, указывает.

4.Умение определять местоположение.

5.Здорово.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Технологическая карта урока в 7 классе "Класс Головоногие моллюски"

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе на тему "Класс Головоногие моллюски" разработана с учетом ФГОС. Цель урока: создать условия для формирования знаний о  характерных особенно...

Технологическая карта проведения открытого мастер-класса по баскетболу с учащимися 10 класса

Развитие скоростно-силовых, координационных качеств, общей и скоростной выносливости на базовом виде спорта (баскетбол)....

Технологическая карта урока в 5 классе. Минии буряад хэлэн. Повторение изученного в начальных классах.

Технологическая карта урока по бурятскому языку как государственному в 5 классе по ФГОС...