Инновационные методы организации групповой формы обучения на уроках географии
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Дивисенко Людмила Синаровна

Представлен БАНК методических разработок по организации групповой формы работы на уроках географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дивисенко Л.С. МАОУ «СОШ№4

ГО Верхняя Пышма


«Инновационные методы организации групповой формы обучения на уроках географии»

Идея группового обучения не нова, но каждый учитель использует групповое обучение по-своему (В. С. Дьяченко «все обучают каждого, каждый обучает всех»).

Моя система работы в группах строится на сочетании уже разработанных методов и элементов мною дополненных.

Я применяю несколько видов групповой работы исходя из возраста, уровня подготовки учащихся, целей урока, деятельности учащихся и учителя.

Менее сложная система групповой работы, основанная на принципе
активности (учитель - ученик), более сложная интерактивная система работы субъект - субъект (ученик – ученик - учитель).

1. «Диада»

Работа в парах или микрогруппах. Эта первая ступень групповой работы, где выбираются навыки общения, познавательной деятельности, контроля.

Начинаю такую работу уже с 5-го класса. Мои ученики готовятся к работе в коллективе. Очень удобны для формирования навыков работы в паре психологические игры. Например, «Робот» (выполняются действия робота по команде оператора) «Зеркало», «Опаздывающее зеркало», «Слепой и поводырь» и т.д.

Удобна работа в парах при изучении нового материала с последующим контролем, для решения поставленной задачи по алгоритму, или для взаимного контроля домашнего задания. Это только первый шаг, но ребята, трудясь вместе, получают навыки коммуникативности, когнитивные навыки.

В.С. Дьяченко выделяет 2 типа пар: постоянного и динамического характера.

Динамические пары я использую как в психологических играх, так и при
диалоговых формах работы, постоянные при проверки домашнего задания.

2. «Соты»

2-ой вид групповой работы, я назвала «Соты». Такая работа может быть организована или в микрогруппе («триада») или в малой группе 4-б человек.

Чаще всего при работе «Сот» я всем группам даю одинаковое задание, которое затем представляют мне на проверку в оговоренной форме. Вся группа работает на общий результат. (Эта работа удобна в среднем «звене», но часто используется мной в усложненном виде и в старших классах…)

Работа в старших классах строится на более высокой познавательной
самостоятельной активности ребят. Для этого я использую следующие методы:

  1. Метод ранжирования. Например, учащимся 11 класса в теме «Мировое хозяйство» представляется выявить 3 наиболее важные средства проведения индустриализации и объяснить, почему они наиболее важные. В процессе работы ребята вступают друг с другом в дискуссию, спорят, отстаивают свою точку зрения, т.е. процесс обучения идет в режиме интерактива.
  2. Метод заданных альтернатив, когда ребятам уже заранее дается ключ к ответу, а они должны подобрать аргументы. Например, «Право морального выбора человека». Первая группа отстаивает право человека на эвтаназию, другая говорит о
    бесчеловечности этого явления.

3. Проблемный метод, я использую в виде постановки проблемных вопросов группам или проблемных ситуаций, но сначала учу пользоваться алгоритмом при решении проблем. Введение проблемы - определение изучаемого объекта - поиск решения (именно группового) – результат - проверка правильности если возможно. С возрастом проблемность заданий усиливается.

3. «Персоналии»

3-ий вид групповой работы называется «Персоналии». Каждый из членов группы получает персональное задание, которое работает на общий результат. Такие группы я стараюсь формировать сама, включая учеников разного уровня подготовки и разного темперамента.

Организуя этот вид работы, я использую уже более сложные методы:

  • Исследовательский метод по заданному направлению с использованием дополнительных источников, когда каждый член группы, работая на общий результат, выполняет свою роль. Например, очень сложные и объемные темы, изучающие географическое положение страны и хозяйство страны я строю в виде работы группы исследователей: историк, картограф, демограф, политолог, экономист. Эта работа позволяет материал систематизировать, выстроить логически, а также учит ребят работать на общий результат, формируя как когнитивную, так и коммуникативную компетенции.
  • Метод моделирования (игровая деятельность). Этот метод используется на уроках с 5-го класса, но при этом виде работы в коллективе он очень результативен. Ребята, примеряя на себе определенную роль, через понимание мыслей, чувств, поступков, моделируют реальность, поэтому знания, полученные на таких уроках лично-значимые, эмоциональные и формируют собственную жизненную позицию ребенка. Г.К. Селевко выделяет 5 видов игр: сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации. Я чаще всего, особенно на уроках обществознания использую деловые и имитационные игры. Например, деловая игра «Геолог» дает возможность ребенку почувствовать себя в роли субъекта процесса, формирует навыки сосуществования в социуме.

4. «Креатив+»

4-ый вид групповой деятельности строится на уже совершенно новой концептуальной основе субъект-субъект (ученик — ученик) где учитель исполняет роль координатора, создающего благоприятную психологическую обстановку (микроклимат), стимулирующий деятельность ученика.

Этот вид я назвала «Креатив+».

Группы, которые формируются заблаговременно, на основе общности интересов носят творческий характер и их главная задача проявить на уроке свою творческую фантазию, чтобы донести до остальных учеников свои материал.

Наиболее целесообразной для меня такая работа оказалась в старших классах при изучении тем связанных с культурой.

Уже в течение нескольких лет я работаю по особой системе изучения культуры, на уроках географии. Все темы по культуре я сгруппировала в мини модули, которые включают в себя сразу 5-6 уроков, каждый из которых посвящён определённой теме (живопись, музыка, наука и т.д.). Каждая из креативных групп получает заблаговременно своё собственное задание и представляет материал в течение всего урока. Как и в каком виде будет представлен материал, ребята решают сами, я же, выполняя роль координатора, для усиления познавательной активности всего класса предлагаю выполнить определённое задания. Это может быть и сравнительная таблица, и схема, и ответ на проблемный вопрос и т.д.

Результативность таких уроков очень высока, у ребят возникает чувство взаимной ответственности (т.к. оценка ставится всей группе), с помощью интерактивности изучение нового материала превращается в своего рода увлекательную интеллектуальную игру, где ребёнок может проявить себя с совершено необычной стороны, стать творцом.

5. «Проект» Этот вид групповой деятельности основывается на методе создание проектов. Наиболее эффективен метод групповых проектов на уроках обществознания.

В 8-9 кл. я использую только элементы проектной методики в сочетании с другими методами

В 10-11 кл. многие уроки уже целиком строятся на методе создания группового проекта, где каждая групп создаёт элемент проекта. Например, по теме «Мировое хозяйство» ребята создают модель современного общества включающего в себя 4 сферы политика, культура, социальная сфера. Эта работа реализуется и в форме рисунков, схем, таблиц, диаграмм. А по теме «Глобальные проблемы современности» учащиеся каждой группы предоставляли свои проекты решения той или иной проблемы (эколог, демограф), а затем все вместе создают на основе групповых проектов общий проект по решению глобальных проблем наиболее значимых сегодня.

В реализации проектной деятельности у учащихся формируются:

- мыслительная деятельность (каждый член группы предлагает свои мысли, идеи)

- коммуникативная деятельность (общение в процессе создания проекта, обмен информацией)

- практическая работа (рисунок, схема, таблица)

- презентационная деятельность (каждая группа свой проект представляла).

Пройдя все этапы групповой работы, у ребят сформированы навыки такой работы. Самой высшей ступенью становится формирование корпоративной группы при работе, с которой используются все предыдущие методы. А так же совершено новый кейс — метод (ситуационный метод) когда перед учащимися ставится реальная жизненная ситуация, требующая неоднозначного решения. Знания учениками не получаются, а вырабатываются.

Психологи отмечают, что работа в группе более продуктивна, что группа всегда принимает решение более рискованное, но чаще всего верное, так как ответственность лежит, не на одном человеке, а сразу на всех..

К благоприятным условиям групповой деятельности я отношу:

-продуктивность;

-сплочённость;

-создание ситуации успеха;

-право на собственное мнение;

-результативность,

-рефлексия.возможности пытаюсь использовать этот материал на своих уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация групповой формы работы на уроках истории

Статья посвящена организации групповой формы работы на уроках истории, с разработкой урока по теме....

Организация групповых форм работы на уроках географии

Представляю формы групповых работ по географии, предназначенных для использования учителями предметниками на уроках....

Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка

Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем иностранного языка в современной школе – обучение иноязычному общению и обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности учащихся....

Особенности организации групповой формы работы на уроке.

Особенности организации работы  в группах на уроках. Рассмотрены положительные стороны данной деятельности и проанализированны некоторые трудности  в ее проведении....

Дифференцированное обучения при групповой форме работы на уроке географии.

В статье, автор рассказывает  об использовании им  дифференцированного подхода при групповой форме работы на уроке географии.  ...

Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка

Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка         Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем английского языка в современной школе – о...

Обучение речевому взаимодействию способами организации групповой формы работы на уроке иностранного языка

Обучение речевому взаимодействию способами организации групповой формы работы на уроке иностранного языка...