Обучение речевому взаимодействию способами организации групповой формы работы на уроке иностранного языка
статья на тему

Тимохина Оксана Геннадьевна

Обучение речевому взаимодействию способами организации групповой формы работы на уроке иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_timohina_o.g.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Обучение речевому взаимодействию способами организации групповой формы работы на уроке иностранного языка

Речевое взаимодействие является важным условием организации учебной работы студентов на уроке иностранного языка, с помощью которого можно рационально использовать учебное время, активизировать речемыслительную деятельность, повышать развивающий эффект обучения. При этом необходимо помнить: обучать следует таким образом, чтобы в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью в сознании учащегося формировалась система языка. Появляется необходимость ставить ученика в центр учебного процесса, делать его активным субъектом деятельности обучения, организовывать его взаимодействие с другими учащимися.

 Групповая форма организации обучения - это часть группового способа обучения, наряду с индивидуальной и фронтальной работой, которые вместе составляют целостное единство.

Психологические исследования ученых Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Рубцова и других показали эффективность использования групповой формы организации работы на уроке. Ученик становится субъектом деятельности, он является активным инициатором, а не просто пассивным исполнителем, он вовлечен в реальную, близкую к жизненной ситуацию и дискуссию.

Групповая работа развивает способность к общению, учит лучше понимать друг друга, способствует процессу коллективообразования, обеспечивает обмен знаниями и разнообразит урок.

Групповая форма работы является весьма интересной, поскольку существует множество способов ее организации. Одной из форм организации групповой работы является обучение в сотрудничестве.  Студенты разные: одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только больше времени на осмысление материала, но дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях правильно объединить ребят в группы по 4-5 человек и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все не понятные ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в материале. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Учиться вместе, а не просто что- то выполнять вместе - вот, что составляет суть данного подхода.

Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся сам захотел приобретать знания. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся не менее важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием.

Например, при работе над темой «Средства массовой информации» можно выделить различные подтемы: телевидение, пресса, интернет. Группы из 4-6 человек получают учебный материал, который разделен на фрагменты. Студенты, изучающиеся один и тот же вопрос, но работающие в разных группах встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали, товарищей в своей группе. Учащиеся заинтересованы в том, чтобы представители их группы добросовестно выполнили свою задачу, это может отразиться на общей итоговой оценке. На заключительном этапе, который проводится фронтально учитель может попросить любого учащегося команды ответить на вопрос по данной теме. Вопросы может задавать не только учитель, но и члены других групп.  

Итак, групповое взаимодействие учащихся на уроке иностранного языка - это реализация принципа активности в обучении, один из факторов развивающего обучения, интерактивная форма обучения. Групповая работа помогает учителю иностранного языка создать на уроке «языковую среду» близкую к естественным ситуациям общения.

Подводя итоги вышесказанного, я хочу сказать, что взаимодействие на уроках иностранного языка - это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Взаимодействие является одним из основных способов активизации саморазвития учащегося. Его дополнительный эффект – межиндивидуальное влияние, базирующееся на взаимопонимании и самооценке. Создавая на уроке иностранного языка среду взаимодействия, мы можем добиться высокого уровня эффективной коммуникации, речевого развития учащихся и их успешного развития.

Список литературы

1. Дьяченко В. И. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.

2. Павлова Е.А. Особенности организации групповой формы работы на уроке иностранного языка// Иностранные языки в школе -2011- №9.

3. Столяренко Л.Д. Групповые формы учебной деятельности как фактор интенсификации обучения// Педагогика для студентов колледжей. – «Феникс» Ростов – на – Дону, 2000.

4. Хаимова Е.М. Использование технологии обучения в сотрудничестве на уроках иностранного языка в средней школе как средство гуманизации образовательного процесса//Иностранные языки в школе - 2007.-  №13.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроке иностранного языка

В статье рассматривается определение и история изучения групповой формы работы, её классификация и особенности использование данной формы организации учащихся на уроках иностранного языка....

Организация групповой формы работы на уроках истории

Статья посвящена организации групповой формы работы на уроках истории, с разработкой урока по теме....

Организация групповых форм работы на уроках географии

Представляю формы групповых работ по географии, предназначенных для использования учителями предметниками на уроках....

Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка

Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем иностранного языка в современной школе – обучение иноязычному общению и обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности учащихся....

Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка

Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка         Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем английского языка в современной школе – о...

Организация групповых форм работы на уроках немецкого языка

           Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем иностранного языка в современной школе – обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной ак...

Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка

Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем иностранного языка в современной школе – обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности обучающих...