Особенности организации групповой формы работы на уроке.
методическая разработка по географии на тему
Особенности организации работы в группах на уроках. Рассмотрены положительные стороны данной деятельности и проанализированны некоторые трудности в ее проведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_gruppovoy_formy_raboty_na_uroke._i.docx | 53.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Муниципального образования город Саратов
Администрация Ленинского района отдел образования
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ.
Выполнила
учитель географии
МАОУ «Медико -
биологический лицей»
г. Саратова
Лункина Елена Викторовна
Саратов 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Значение групповой формы обучения 4
Глава 2. Организация групповой работы на уроке
2.1. Особенности организации групповой работы
2.2. Как распределить учащихся по группам
2.3. Как оценивать групповую работу и подводить итоги
2.4. Организация учебного пространства
Глава 3. Положительные стороны групповой работы
Глава 4. Трудности в организации групповой работы
Заключение
Список используемых источников
Введение
ФГОС нового поколения ориентирует учителей на подготовку ребенка к быстроменяющимся условиям современного мира. Задача учителя не просто снабдить ученика знаниями, а подготовить его к самостоятельной взрослой жизни.
В настоящее время в обществе возросла роль таких качеств личности, как: способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных взглядов и культур. Все эти качества необходимы человеку для сложного многопланового процесса – общения.
Групповая форма работы напрямую способствует развитию всех качеств личности, необходимых для полноценного общения. Идея групповой работы не нова, она успешно применялась в 20-х годах прошлого столетия в образовательном процессе в виде бригадного метода. Но сегодня ей уделяется огромное внимание и говорится о том, что данная форма должна стать одной из основных на современном уроке.
При опросе коллег, выяснилось, что все педагоги знают о важности и необходимости проведения групповых работы, но не многие активно используют их на уроке. В своей практике стараюсь применять данную форму, но, к сожалению, не так часто, как хотелось бы. Поэтому выбранная тема представляет для меня интерес и, думаю, является актуальной для других учителей.
Цель работы - подробно изучить организацию групповой формы деятельности на уроке.
Основные задачи:
1. Определить значение групповой формы обучения.
2. Рассмотреть этапы организации работы в группах.
3. Выделить положительные стороны данной формы обучения.
4. Назвать возможные трудности.
Глава 1. Значение групповой формы обучения.
Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы для совместного решения поставленной на уроке учебно-познавательной задачи.
Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач, и прежде всего, повышать интенсификацию урока, развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление, способствовать углубленному усвоению программного материала, отрабатывать комплекс практических умений и навыков. /2/
Групповая форма обучения должна одновременно решать три основных задачи:
1. конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
2. коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
3. социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Данная технология применима при решении всех дидактических задач на всех этапах урока: на этапе изучения нового материала, закрепления, проверки знаний, итоговом контроле, а также во внеклассной работе по предмету. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных работ. Групповые формы работы успешно применимы при проведении нетрадиционных уроков: урок-конференция, урок-путешествие, интегрированный урок, урок-ярмарка, географический футбол, географический марафон.
Глава 2. Организация групповой работы.
2.1. Особенности организации групповой работы.
Не любое совместное выполнение на уроке задания группой учащихся класса можно назвать групповой формой организации работы.
Организовать группы и раздать детям задания так же недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа. Если у учащихся нет опыта групповой работы, учитель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Со временем учащиеся научатся делать это самостоятельно. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на умения и знания, которые есть у учащихся. В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует терпения и кропотливого труда.
При организации групповой работы можно выделить следующие этапы:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
· постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
· выработка правил, инструктажа о последовательности работы (лучше, если вырабатывается самими учащимися);
· раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
· знакомство с материалом, планирование работы в группе;
· распределение заданий внутри группы;
· индивидуальное выполнение задания;
· обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
· обсуждение общего задания (замечания, уточнения, дополнения, обобщения);
. подведение итогов группового задания, выводы.
3. Заключительная часть:
· презентация группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом;
· анализ познавательной задачи; рефлексия;
· общий вывод о работе в группе и достижении поставленной задачи;
· дополнительная информация учителя на группу.
В ходе проведения групповой работы меняются функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Функции учителя сводятся к следующему:
- объяснение цели предстоящей работы;
- комплектование групп;
- комментарий к заданиям для групп;
- осуществление контроля за ходом работы;
- попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
- после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.
2.2. Как распределить учащихся по группам.
Особое внимание в групповой работе уделяется формированию рабочих групп. Существует два основных принципа формирования: свободное (по желанию детей) и организованное учителем. Предпочтение отдаю организованным группам, т.к. симпатии учащихся не всегда позволяют сформировать группы, необходимые для работы на уроке.
В качестве примеров можно привести следующие способы формирования групп:
1. Самый простой способ для образования микро-группы – объединить учащихся, сидящих за двумя соседними партами, детям просто необходимо развернуться лицом друг к другу.
2. Называется «лидер» и количественный состав группы, дается две - три минуты на сбор групп, «лидер» формирует группу самостоятельно.
3. Педагог формирует группу на свое усмотрение, решая определенные педагогические задачи, объединяя учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, или создает равные по силе группы.
4. Учащиеся при входе в кабинет берут карточки разного цвета (формы), определяющие их место в группе.
5. На столе заданием вниз лежат карточки, которые объединены общей темой. Задание учащимся - быстро организовать тематические группы.
6. Учащиеся знают, что на столе с литерой "А" находятся более сложные задания, на столе с литерой "В" - более легкие, поэтому каждый выбирает себе задание по силам, а вместе с ним и номер группы, в которой он будет работать.
При формировании групп обязательно следует учитывать личные особенности детей. Самому слабому ученику нужен не столько "сильный", сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к "слабеньким", им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких "группах риска" можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться.
Что касается количественного состава группы, то исходя из опыта работы, можно утверждать, что группа из четырех человек в большей мере склонна к обсуждению, чем группа из восьми человек. Деятельность группы из четырех учащихся более продуктивна, чем работа пары. Кроме того, целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Таким образом, группа из пяти человек является самой оптимальной.
Для срабатывания групп нужно 3-5 занятий. Поэтому часто пересаживать детей не стоит. Но закреплять единый состав групп, скажем, на четверть тоже не рекомендуется: дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами. Однако и здесь возможен лишь строго индивидуальный подход.
Чего следует избегать при формировании групп:
1. Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности.
2. Не следует объединять в одну группу негативно настроенных друг другу учащихся. При комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх». (4)
3. Возможно, кто-то из детей пожелает работать в одиночку. Это пожелание следует обязательно учесть. При этом учитель не должен проявлять неудовольствие, но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь.
4. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.
2.3. Как оценивать групповую работу и подводить итоги.
Выставление оценок при групповой работе это особый этап. Будет ли оцениваться вклад каждого участника либо результат группы в целом, по каким показателям будет производиться оценка, это оговаривается учителем в начале урока. Учитель (или наблюдатель от класса) могут отслеживать и оценивать то, как участники слушают друг друга, помогают друг другу, вместе решают возникшую проблему. Можно включить некоторый элемент соревнования между группами. Также необходимо оговорить, что процесс выполнения задания в группе должен осуществляться на основе обмена мнениями, оценками. Или другой вариант: каждый ученик получает своё задание, от успешности выполнения которого будет зависеть общий результат и оценка работы группы. И здесь важно, чтобы другие члены группы не брали на себя выполнение тех частных задач, с которыми не справились другие, а оказывали лишь частичную консультативную помощь в выполнении отдельного фрагмента.
При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок.
В конце занятия, выработанные каждой группой решения, обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников.
2.4. Организация учебного пространства.
При интерактивном обучении важнейшим условием является организация учебного пространства. Традиционная расстановка парт, когда дети видят затылки впереди сидящих и только одно лицо – лицо учителя, здесь не уместна. Необходимо искать оптимальные варианты расстановки учебных мест в зависимости от количества групп, числа учащихся в каждой группе. При входе в класс, где учебное пространство организованно иначе, чем обычно, у учащихся возникает ответная реакция: готовность включиться в соответствующие обстановке формы учебных взаимодействий. Внутренняя готовность учащихся сокращает время, необходимое им для настройки на форму и содержание интерактивного обучения.
Для работы парами удобны обычные ряды. Для работы тройками, или более четверками парты так же можно не переставлять, достаточно развернуться детям лицом друг к другу. Но если группа из 5 и более человек, то парты ставятся так, чтобы детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга:
3. Положительные стороны групповой работы.
1. Повышается учебная и познавательная мотивация учеников.
2. Групповое обучение привносит новизну в организацию традиционного учебного процесса.
3. Грамотно организованная работа в группе, способствует сохранению психического и физического здоровья учащегося, снижает уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
4. Формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи, в результате достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности.
5. Учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.
6. У каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию.
7. Для решения большинства задач необходима работа всей группы, какой бы пестрой ни была группа, результат будет эффективнее, чем работа одного человека. 8. Совместная работа в небольших группах открывает возможности для сплочения коллектива, способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности.
4. Трудности в организации групповой работы.
В организации групповой работы существует целый ряд трудностей.
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
1. Групповой работе надо сначала научить, для этого учитель должен потратить немало времени время на каких-то уроках - без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
2. Высокая наполняемость классов затрудняет деление на группы.
3. Не все классные коллективы психологически и организационно готовы к работе в группах. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично и может психологически травмировать некоторых детей. Иногда в классных коллективах межличностные отношения таковы, что работа в группах вообще невозможна.
4. Часто учителю бывает сложно объективно оценить работу каждого ученика в группе, при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников и при этом претендовать на высокую оценку.
5. Во время групповой работы на уроках присутствует шум. Рабочий шум вполне оправдан, т.к. ребята общаются друг с другом, спорят, но все же нормы бывают нарушены. Поэтому учащиеся с самого начала должны усвоить необходимые правила дисциплины во время данной работы.
6. Во время устной проверки выполненной работы не у всех ребят хватает терпения выслушать ответы товарищей. Случается, что группы продолжают свое обсуждение во время выступления других и тем самым нарушают общий ход работы.
7. Учащиеся могут не уложиться в отведенное время; наибольший дефицит времени возникает, как правило, на заключительном этапе презентации выполненной работы. 8. Для того чтобы была возможность организовать рабочее пространство необходимо или желательно, чтобы в расписании стояли уроки одной параллели.
9. Подготовка материалов разного уровня в нескольких экземплярах требует специальных технических возможностей и времени учителя.
10. Сегодняшние учащиеся среднего звена не часто обладают навыками совместной работы. С введением нового ФГОС обучение в группах начинается уже с первого класса. Поэтому, скорее всего, через несколько лет выпускники начальной школы будут более подготовлены к групповой работе, чем сегодняшние шестиклассники.
Заключение
Современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранение психического и физического здоровья детей. Грамотно организованная групповая работа направлена на реализацию данных требований.
При организации работы в группах существуют некоторые трудности, поэтому для того, чтобы в полной мере ее освоить, требуется определенное время, практика, как для самого учителя, так и для учеников.
Групповая форма работы на уроке ценна тем, что при выполнении конкретных заданий учащиеся решают не только учебные, но и воспитательные задачи. Коллективная работа позволяет наладить обмен знаниями, поднять активность ребят, раскрыть их возможности, которые не смогли бы обнаружить себя в индивидуальной работе.
Групповые формы работы позволяет поддержать инициативность, самостоятельность учащихся, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор./2/
Подводя итог, можно с уверенностью говорить, что опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным.
Список используемых источников
Групповые формы работы на уроках географии
(1)Кучкильдина Жанна Михайловна, учитель географии
Организация групповой работы как условие формирования ключевых компетентностей на уроках географии». http://collegy.ucoz.ru |
Х.И.Лийметс. Групповая работа на уроке.-М. 1975 3
Ю.Н. Кулюткин. Психология обучения взрослых.-М.,1985, с.119 4
(5)Плюсы и минусыв работе в связис внедрением ФГОС Гусева Н.Н.
http://lib.znaimo.com.ua/
Групповая работа как эффективная форма организации урока
Опубликовано 18.11.2011 автором admin
«
Организация групповой работы на уроках географии.
Костерина Лариса Валерьевна http://nsportal.ru
Главная цель воспитателя должна заключаться в
развитии самодеятельности, благодаря которой,
человек может впоследствии стать распорядителем
своей судьбы, продолжателем образования своей жизни…».
А. Дистервег
нельзя требовать в классе абсолютной тишины, дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. У нас в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик); нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
Всегда ли применима групповая форма работы на уроке?
Безусловно, нет. Прежде всего, для такой работы необходим определённый уровень интеллектуального развития, от которого зависит не только усвоение заданного содержания, но и рассмотрение его в разных аспектах, что может обеспечить выдвижение гипотез в ходе поиска решения, критичность к ним, развитие и анализ гипотез других участников. Важным также является определённый уровень компетентности в учебном предмете, что позволит ученику справиться с поставленной задачей. Необходимо учитывать и уровень познавательной активности, то есть любознательность, интерес к окружающему миру, потребность в открытии нового, в интеллектуальном напряжении. И, наконец, немаловажным является социометрический статус ученика (его авторитет среди одноклассников), поэтому желательно, чтобы в каждой рабочей группе были ученики с достаточно высоким статусом и принимающие такую форму работы. Учащиеся старшей школы с большой готовностью работают в группе. Однако в средних классах имеет смысл вводить такие формы работы и формировать навык совместного решения проблемных ситуаций и задач. Тогда в старших классах ребята будут уже подготовлены, и групповая работа не вызовет сопротивления или несерьёзного отношения, не будет восприниматься как пауза для отдыха “пока другие решают”.
Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:
- по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;
- содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, не совпадение позиций.
- В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При этом учащиеся получают индивидуальную помощь, как от учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем слабый ученик, поскольку его знания актуализируются, закрепляются при объяснении своему однокласснику данной темы.
- Часто учащихся объединяют в группы по принципу “сильный - слабый”. При таком объединении не выигрывает ни тот, ни другой: слабый большей частью получает знания, которыми с ним делится сильный. Нередко более слабый ученик просто не решается высказать своё мнение, полагаясь на то, что более успешный в учёбе одноклассник лучше знает, как решить стоящую перед ним задачу. Поэтому объединение партнёров с разным интеллектуальным уровнем целесообразно только в редких случаях и требует определённой организации – надо так организовать совместную деятельность таких партнеров, чтобы она вынуждала работать всех. Например, это произойдёт, если результат оценивается по тому, насколько активны все ученики. Либо задание для группы даётся таким образом, что каждый получает свой “участок работы” и достичь результата можно только при условии, что каждый выполнит свой фрагмент общего задания. Ещё один способ максимально активизировать всех учеников в группе: вначале предложить решить задачу самостоятельно, затем обсудить в группе каждое индивидуальное решение (не вынося критических оценок) и в конце выработать одно решение от группы.
Численный состав групп также важен, поэтому при первичном закреплении теорем, определений, свойств, т.е. при отработке основных понятий, проведении тренинга учебных умений и навыков, использую учебную пару (диаду). Характер такой деятельности – репродуктивный, это формы работы: "Эхо", "Домино", "Диспетчер и контролер". Можно использовать пары постоянного и переменного состава, статические и динамические. Последняя форма особенно нравится детям 5-6 класса ("Хоровод", "Ручеек"). Для учителя оценить работу 10-15 пар учащихся проблематично, поэтому использую ее для небольших по количеству учащихся классах. При формировании знаний, умений и навыков по теме использую "Триады", "Квартеты", которые на теоретические вопросы могут отвечать совместно, а практические задания решают индивидуально (сразу с проверкой учителя), причем можно задания написать на разном цвете карточках в зависимости от сложности; выполнил верно, – добавляешь баллы в групповую копилку. Групповые и частные результаты заносятся в "экран достижений" фломастером, цветом соответствующим карточке (синий, зеленый, красный). Ценность данного урока - в активной позиции учащегося, в формировании уверенности, что каждый его шаг значим для общего дела, итоги открыты для всех, что стимулирует групповую работу. Учитель на данном уроке может оценить работу и каждого ученика отдельно, и работу группы.
При изучении нового материала использую уроки по типу "мозаики", т.е. форму кооперированно - групповой работы. Материал разбит на блоки, каждый из которых изучает учебная группа. Затем поочередно группа посылает своих делегатов в другие группы для обучения других учащихся. В конце занятия оцениваю конспект, составленный учащимися. Для актуализации знаний, мотивации учебной деятельности использую прием организации совместного поиска "Что мы об этом знаем?" ("Урок - ярмарка", "Урок – конкурс идей"). По окончании работы в группах во многих случаях необходима организация межгруппового общения (с целью выяснения общей картины, построения системы, обобщения, обеспечение возможности для рефлексии и взаимооценки). Межгрупповое общение организую почти всегда. Это - дополнительная возможность организовать обучение общению (культура речи, логика, искусство спора и т.д.). Дополнительные затраты времени на подготовку полностью компенсируются удовлетворением от результатов своей работы, т.к. повышается успеваемость и познавательная активность обучающихся. Слабоуспевающие ученики ощущают доброжелательную поддержку со стороны сверстников и сочетают ее с возможностью проработать учебный материал в собственном темпе. Намечаются положительные сдвиги в самооценке ребенка. Нередко между детьми устанавливаются хорошие отношения. Но самое главное – ребенок находится в комфортной психологической ситуации, а в связи с ухудшающимся здоровьем детей, это немаловажно.
Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности.
В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:
воспитывающее обучение: я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельным и толерантным;
ориентация на успех: каждый ученик имеет право быть умным;
ориентация на развитие: заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его, идти дальше, выше;
сотрудничество: я рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы, радуемся успехам;
учёт результатов деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация групповой формы работы на уроках истории
Статья посвящена организации групповой формы работы на уроках истории, с разработкой урока по теме....
Организация групповых форм работы на уроках географии
Представляю формы групповых работ по географии, предназначенных для использования учителями предметниками на уроках....
Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка
Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем иностранного языка в современной школе – обучение иноязычному общению и обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности учащихся....
Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка
Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем английского языка в современной школе – о...
Обучение речевому взаимодействию способами организации групповой формы работы на уроке иностранного языка
Обучение речевому взаимодействию способами организации групповой формы работы на уроке иностранного языка...
Статья"Организация групповой формы работы на уроках истории"
Статья"Организация групповой формы работы на уроках истории"...
Организация групповых форм работы на уроках немецкого языка
Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем иностранного языка в современной школе – обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной ак...