Организация групповых форм работы на уроках географии
статья по географии по теме
Представляю формы групповых работ по географии, предназначенных для использования учителями предметниками на уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формы групповой работы на уроках | 15.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация групповых форм работы на уроках географии и их актуальность.
Прежде чем начать работать над этой темой, я провела анкетирование среди учащихся 8- 11 классов, где задала вопрос: «Какие формы проведения уроков вам интереснее: нестандартные, групповые, лекции, традиционные, контрольные работы?» Большинство ответили: «Нестандартные и групповые». Почему? При всем многообразии приемов получения знаний можно выделить только два основных способа познания окружающей среды, которые применяются в практике подготовки детей. Выбор способа зависит от того, какой смысл вкладывается в понятие «знание». В настоящее время учителя дают систему знаний фактического материала. Задача обучающегося заключается только в прилежном усвоении, «зазубривании» предлагаемых сведений. В этом случае облегчается задача учителя, так как он заранее знает, что «дать» сегодня, что завтра, что учащиеся должны «вернуть» во время проверки домашнего задания. Но есть и другой способ изучения окружающей действительности. Данный способ основан на деятельности обучающихся, когда знания приобретаются в процессе или самостоятельной, или совместной деятельности. Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования:
• противоречие между мотивацией и стимуляцией учения школьников.
Учителя жалуются, что дети не хотят учиться, а учащиеся - на скуку, однообразие и непосильность учебы. Коллективная учеба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве;
• между пассивными и активными видами учебной деятельности.
Учитель объясняет новый материал - остальные слушают или не слушают. Такая пассивная созерцательность занимает большую часть урока. Коллективная же учеба включает каждого ученика в активную работу на весь урок.
• между воспитанием и обучением. На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пресекается учителем: «Не разговаривайте! Не подсказывайте!» На уроках же коллективного обучения все наоборот: Беседуйте! Поправляйте! Оценивайте друг друга!
Целью своей работы я ставлю развитие интереса к географии через групповую и индивидуальную работы; разработка материалов по индивидуальным и групповым формам работы, создание открытых уроков, проектов и исследовательских работ.
Изучив теоретические и практические работы по этой теме, разработала основные формы обучения.
В своей работе основывалась на том, что подготовка и проведение уроков при групповой форме обучения имеют ряд свои особенностей.
Использую в своей работе листы учёта знаний для формирования у детей адекватной самооценки своих знаний.
Лист самооценки знаний
| Самооценка | Отметка, поставленная группой | Отметка, поставленная учителем | Итоговая отметка |
Способы организации коллективного взаимодействия разнообразны. В зависимости от типа выполняемого задания можно выделить несколько способов работы, позволяющих одновременно обеспечить взаимодействие учеников в малых и больших группах. Малые группы получают одно и тоже задание, выполняют его, представляют его в устной и письменной форме, соотносят с результатами деятельности других групп, дополняют друг друга, исправляют ошибки, оценивают эффективность работы каждого в группе. Задания могут быть рассчитаны как для сильных, так и для слабых учащихся.
Представляют результаты работы на общее обсуждения, группа вносит свой вклад в решение учебной задачи.
Работа в группах помогает учащимся выполнять индивидуальные задания, такие как: рефераты, сообщения и т.д.
Для более качественного выполнения задания, для обучения умению работать в группе, с печатным материалом, разработаны памятки и рекомендации по работе с книгой, по составлению логических схем, опорных конспектов, конспектирования, умению доказывать.
В результате совместной деятельности творческой группы создаются исследовательские работы и проекты. Например, в ходе экспедиции по Братскому водохранилищу ребята обнаружили ископаемые останки древних животных. Заинтересовавшись палеонтологией, один из участников экспедиции проделал большую работу по сбору материала, которая в дальнейшем привела к исследовательской работе «Палеонтологические находки Братского водохранилища». Творческая деятельность учащихся проявляется во время предметной декады. Второй год учащиеся принимают участие в создании фотоальбома, посвященного городу Братску: защищают свои проекты, рассказывая о городе и его достопримечательностях. В фотоконкурсе «Мой любимый уголок природы» приняли участие учащиеся 5-9 классов, которые принесли свои любимые фотографии с изображением природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация групповой формы работы на уроках истории
Статья посвящена организации групповой формы работы на уроках истории, с разработкой урока по теме....
Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка
Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем иностранного языка в современной школе – обучение иноязычному общению и обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности учащихся....
Особенности организации групповой формы работы на уроке.
Особенности организации работы в группах на уроках. Рассмотрены положительные стороны данной деятельности и проанализированны некоторые трудности в ее проведении....
Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка
Организация групповой формы работы на уроке иностранного языка Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем английского языка в современной школе – о...
Обучение речевому взаимодействию способами организации групповой формы работы на уроке иностранного языка
Обучение речевому взаимодействию способами организации групповой формы работы на уроке иностранного языка...
Статья"Организация групповой формы работы на уроках истории"
Статья"Организация групповой формы работы на уроках истории"...
Организация групповых форм работы на уроках немецкого языка
Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем иностранного языка в современной школе – обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной ак...