Урок географии 7 класс "Африка: путешествие"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Куликалова Елена Владимировна

Цель урока:  обобщить знания учащихся о природных условиях материка, хозяйственной деятельностью человека,  сформировать представление о многообразии государств, расположенных на материке Африка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

Куликалова Елена Владимировна, учитель географии

Технологическая карта урока

«Африка: путешествие»

Автор: Куликалова Елена Владимировна – учитель географии

МБОУ «СОШ № 17», г. Усолье – Сибирское

Краткая аннотация статьи

В данной заметке освещаются правила оформления конкурной работы для сборника статей по итогам конкурса «Мой лучший урок». Перечислены требования к тексту, рисункам, библиографическим ссылкам.

              Класс: 7

Тема урока: «Африка: путешествие»

Тип урока: урок повторения и обобщение знаний.

Цель урока:

 Содержательная цель: обобщить знания учащихся о природных условиях материка, хозяйственной деятельностью человека, сформировать представление о многообразии государств, расположенных на материке Африка.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к систематизации знаний и реализации задач.

Задачи

1. обучающие: систематизировать и закрепить знания об особенностях природы и географических объектах материка;

2. развивающие: создать условия для развития общеучебных умений: работать с картами атласа и текстом учебника, уметь фиксировать затруднения и способы выхода их затруднений, оценивать свою работу и работу товарищей;

3. воспитательные: использовать воспитательный потенциал учебного материала темы для воздействия на эмоциональную сферу личности обучающихся, формирование культуры общения при работе в малых группах.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний и представлений об Африке: природе, населении и хозяйстве её регионов и стран.

Метапредметные: формирование умений осуществлять смысловое чтение; строить логическое рассуждение и делать выводы; работать с текстом и картами; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  составлять таблицы;  владеть устной речью.

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению природы, населения и хозяйства различных регионов и стран Африки.

Регулятивных: организация обучающимися своей учебной деятельности.

Основное содержание: правила путешествия по материку, особенности природы, занятия населения, хозяйство.

 Формы работы учащихся работа в малых группах, фронтальная, индивидуальная

Ценностный компонент урока: воображаемое путешествие как способ познания Африки.

Оборудование: презентация, атлас, учебник по географии 7 класса серии «Полярная звезда», авторы: д-р геогр. Наук. А. И. Алексеев, д-р педагогических наук В.В. Николина, Е. К. Липкина и др., издательство «Просвещение», 2018, дорожная карта, фрагменты настенной физической карты Африки

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Организационный

( 2 минуты)

Предлагает случайный выбор карточек для определения творческих групп

Выбирают карточки, рассаживаются по группам

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Актуализация опорных знаний

(3 минут)

Для того чтобы определить тему нашего урока, предлагаю разгадать кроссворд. (слайды 1 – 14). Приложение 1.

Какое слово спряталось в кроссворде? Конечно же, Африка! И мы сегодня исследуем этот материк более подробно! (слайд 15)

Исследовать природу материка Вы будете в группах, на которые разделились. У каждой группы есть пакет с заданиями на урок. Для каждой группы есть дорожная карта, в которой указана часть материка для исследования. Провести наше исследование нам помогут карты учебника на 108 и 109 странице учебника географии. (Слайд 18) Приложение 2.

Но прежде познакомьтесь с правилами работы в группе, которые указаны в дорожной карте (читает один человек от группы по одному правилу)

Учащиеся разгадывают кроссворд.

Определяют ключевое слово

 Предлагают варианты цели и задач урока

Знакомятся с правилами работы в группе

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Определение целей урока и задач урока (2 минуты)

А всё ли мы знаем об этом материке? Каких знаний нам хватает? Какую цель мы себе сегодня поставим? (слайд 16)

Как Вы думаете, на какие 4 части можно разделить материк в соответствии со сторонами горизонта? (слайд 17)

Обобщение знаний и изучение нового материала

(15 минут)

 Итак, начинаем исследование! Определите, какие природные зоны сформированы в пределах маршрута под влиянием форм рельефа и климата (2 минуты)

Рассмотрите условные знаки растений, которые могут встретиться на Вашем пути. В дорожной карте отметьте самые распространённые (2 минуты)

Животные на карте тоже отмечены условными знаками. Запишите в дорожную карту самых ярких представителей (2 минуты)

Запишите в дорожную карту страны, территории которых исследуете (2 мин)

Если мы говорим о странах, то надо отметить чем же занято население этих стран. Не забываем фиксировать это в дорожной карте (2 минуты)

Переходим к следующему этапу исследования. У каждой группы на столах есть фрагмент карты. Ваша задача с помощью набора условных знаков отметить, какие растения и животных вы встретили на своём пути, чем занято население этих стран. После этого группа защищает свои исследования (5 минут)

Работа каждой группы по каждому виду работы

Предметные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Применение полученных знаний

 (8 минут)

Предлагаю каждой группе презентовать свой продукт дорожной карты. Другие группы могут задавать вопросы по данному маршруту путешествия

Представители творческих групп представляют свои дорожные карты.  Прикрепляя на доске ту часть карты Африки, над которой проводили исследование

Метапредметные УУД

Предметные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Итог урока

(5 минуты)

А сейчас пора подвести итог нашего исследования. Для каждого члена группы подготовлен листок с тестом. В тесте 5 вопросов, на каждый вопрос только один правильный вариант ответа. (слайд 19 -23)

Сейчас предлагаю выполнить самопроверку теста. На слайде предложены верные варианты ответов. Если Вы ответили верно поставьте себе «+». Если не верно поставьте «-«.  Посчитайте количество верных ответов и поставьте себе отметку. (слайд 24) Приложение 3.

В ходе Вашей совместной работы я наблюдала за Вами и в каждой группе мне хочется отметить следующих ребят: ….

Учащиеся отвечают на вопросы теста

Выполняют самопроверку и самооценивание

Предметные УУД

Личностные УУД

Рефлексия

(2 минуты)

          Давайте составим синквейн к нашему уроку. Это Вы можете сделать на обратной стороне теста (слайд 25 – 34)

             А вот какой синквейн получился у меня к нашему уроку (слайд 35)

Африка

Жаркая, необычная!

Растут, обитают, трудятся!

Этот материк привлекает меня!

Континент!!!

Составляют синквейн, по желанию презентуют одноклассникам

Личностные УУД

Домашнее задание

( 1 минута)

Домашнее задание предлагаю выполнить по желанию:

  • Прочитать § 27 и 28, ответить на вопросы
  • Разработать свой маршрут исследования
  • Приготовить сообщение об эндемиках материка

(слайд 36)

Записывают задание в дневник

Регулятивные УУД

Приложение 1. Вопросы кроссворда

  1. самая жаркая пустыня,
  2. животное, у которого самое большое сердце и самое высокое кровяное давление из всех наземных,
  3. второе по площади пресное озеро планеты,
  4. там находятся пирамиды,
  5. крупная река, пресекающая экватор два раза,
  6. пространство в субэкваториальном поясе, покрытое травяной растительностью с редкими деревьями

Приложение 2.

Тема «Африка: исследование материка»

Цель: узнать, какие природные зоны выделяются в пределах Африки, какие растения произрастают, какие животные обитают и чем занято коренное население.

Правила работы в группе:

  1. В группе должен быть ответственный
  2. Работать должен каждый на общий результат
  3. Один говорит, другие слушают
  4. Сформулируйте общее мнение

Дорожная карта исследования

Маршрут путешествия

От Касабланки до Триполи  (Северная Африка)

Природные зоны, через которые проходит маршрут (стр.108 учебника)

Растения, которые растут на маршруте следования (стр. 108 учебника)

 Животные, которые обитают на этой территории (стр. 108 учебника)

Страны, через которые пролетаем (укажите, по территории каких стран проходит маршрут) стр. 109 учебника

Занятие коренного населения  (в каких  отраслях промышленности и  сельского хозяйства занято население)

Тема «Африка: исследование материка»

Цель: узнать, какие природные зоны выделяются в пределах Африки, какие растения произрастают, какие животные обитают и чем занято коренное население.

Правила работы в группе:

  1. В группе должен быть ответственный
  2. Работать должен каждый на общий результат
  3. Один говорит, другие слушают
  4. Сформулируйте общее мнение

Дорожная карта исследования

Маршрут путешествия

От Томбукту до Лагоса  (Центральная  Африка)

Природные зоны, через которые проходит маршрут(стр.108 учебника)

Растения, которые растут на маршруте следования (стр. 108 учебника)

 Животные, которые обитают на этой территории (стр. 108 учебника)

Страны, через которые пролетаем (укажите, по территории каких стран проходит маршрут) стр. 109 учебника

Занятие коренного населения  (в каких  отраслях промышленности и  с/х занято население)

Тема «Африка: исследование материка»

Цель: узнать, какие природные зоны выделяются в пределах Африки, какие растения произрастают, какие животные обитают и чем занято коренное население.

Правила работы в группе:

  1. В группе должен быть ответственный
  2. Работать должен каждый на общий результат
  3. Один говорит, другие слушают
  4. Сформулируйте общее мнение

Дорожная карта исследования

Маршрут путешествия

От Лагоса до озера Виктория  (Восточная Африка)

Природные зоны, через которые проходит маршрут(стр.108 учебника)

Растения, которые растут на маршруте следования (стр. 108 учебника)

 Животные, которые обитают на этой территории (стр. 108 учебника)

Страны, через которые пролетаем (укажите, по территории каких стран проходит маршрут) стр. 109 учебника

Занятие коренного населения  (в каких  отраслях промышленности и  с/х занято население)

Тема «Африка: исследование материка»

Цель: узнать, какие природные зоны выделяются в пределах Африки, какие растения произрастают, какие животные обитают и чем занято коренное население.

Правила работы в группе:

  1. В группе должен быть ответственный
  2. Работать должен каждый на общий результат
  3. Один говорит, другие слушают
  4. Сформулируйте общее мнение

Дорожная карта исследования

Маршрут путешествия

От озера Виктория  до острова Занзибар в Индийском океане  (Южная Африка)

Природные зоны, через которые проходит маршрут (стр.108учебника)

Растения, которые растут на маршруте следования (стр. 108 учебника)

Животные, которые обитают на этой территории (стр. 108 учебника)

Страны, через которые пролетаем (укажите, по территории каких стран проходит маршрут) стр. 109 учебника

Занятие коренного населения  (в каких  отраслях промышленности и  с/х занято население)

Приложение 3.

Тест

1. Самая большая пустыня Африки:

А. Намиб;

Б.  Сахара;

В.  Калахари;

2. Страны Алжир, Египет, Ливия, Марокко расположены в регионе ... Африки

А.  Восточной

Б.  Южной

В. Северной

Г. Центральная

3. Cильно изменена человеком зона ..., где выращивают цитрусовые, зерновые и табак

А. Жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников

Б.  Саванн

В.  Экваториальных лесов

4. Самая высокая вершина Африки — вулкан ...

А. Камерун

Б. Кения

В.  Килиманджаро

5.  Самая длинная река Африки

А. Конго

Б.  Нил

В.  Нигер

Ключ к тесту :1б   2в   3а   4в   5б

Отметки за тест

«5» если все ответы верные

«4» если Вы допустили 1 ошибку

«3» если у Вас 2 ошибки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КРОССВОРД

Слайд 2

1.Самая жаркая пустыня планеты?

Слайд 3

С А Х А Р А

Слайд 4

С А Х А Р А 2.Животное, у которого самое большое сердце и самое высокое кровяное давление из всех наземных животных.

Слайд 5

С А Х А Р А Ж И Р А Ф

Слайд 6

С А Х А Р А Ж И Р А Ф 3.Второе по площади пресное озеро планеты.

Слайд 7

С А Х А Р А Ж И Р А Ф В И К Т О Р И Я

Слайд 8

С А Х А Р А Ж И Р А Ф В И К Т О Р И Я 4.Там находятся пирамиды.

Слайд 9

С А Х А Р А Ж И Р А Ф В И К Т О Р И Я Е Г И П Е Т

Слайд 10

С А Х А Р А Ж И Р А Ф В И К Т О Р И Я Е Г И П Е Т 5.Крупная река, пересекающая экватор два раза

Слайд 11

С А Х А Р А Ж И Р А Ф В И К Т О Р И Я Е Г И П Е Т К О Н Г О

Слайд 12

С А Х А Р А Ж И Р А Ф В И К Т О Р И Я Е Г И П Е Т К О Н Г О 6.Пространство в субэкваториальном поясе, покрытое травяной растительностью с редкими деревьями и кустарниками.

Слайд 13

С А Х А Р А Ж И Р А Ф В И К Т О Р И Я Е Г И П Е Т К О Н Г О С А В А Н Н А

Слайд 14

С А Х А Р А Ж И Р А Ф В И К Т О Р И Я Е Г И П Е Т К О Н Г О С А В А Н Н А

Слайд 15

исследование материка Африка:

Слайд 16

УЗНАЕМ КАКИЕ ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ ВЫДЕЛЯЮТСЯ В ПРЕДЕЛАХ АФРИКИ КАКИЕ РАСТЕНИЯ ПРОИЗРАСТАЮТ КАКИЕ ЖИВОТНЫЕ ОБИТАЮТ ЧЕМ ЗАНЯТО КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ ЦЕЛЬ УРОКА

Слайд 17

Северную Центральную Восточную Южную Условно Африка делится

Слайд 18

1 Маршрут путешествия 2 Страны, через которые пролетаем 3 Природные зоны 4 Растения 5 Животные 6 Занятие населения (указать отрасли промышленности, сельского хозяйства) Дорожная карта

Слайд 19

А. Намиб; Б. Сахара; В. Калахари; 1. Самая большая пустыня Африки

Слайд 20

А. Восточной Б. Южной В. Северной Г. Центральной 2. Страны Алжир, Египет, Ливия, Марокко расположены в регионе ... Африки

Слайд 21

А. Жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников Б. Саванн В. Экваториальных лесов 3. Cильно изменена человеком зона ..., где выращивают цитрусовые, зерновые и табак

Слайд 22

А. Камерун Б. Кения В. Килиманджаро 4. Самая высокая вершина Африки — вулкан ...

Слайд 23

А. Конго Б. Нил В. Нигер 5. Самая длинная река Африки

Слайд 24

1б 2в 3а 4в 5б Отметки за тест «5» если все ответы верные «4» если Вы допустили 1 ошибку «3» если у Вас 2 ошибки КЛЮЧ К ТЕСТУ

Слайд 25

1 существительное – тема урока Синквейн

Слайд 26

Африка

Слайд 27

2 прилагательных - характеристика темы Синквейн

Слайд 28

Жаркая, необычная

Слайд 29

3 глагола - действие темы Синквейн

Слайд 30

Растут, обитают, трудятся!

Слайд 31

4 предложение - выражение отношения к теме Синквейн

Слайд 32

Материк привлекает меня!

Слайд 33

1существительное - синоним темы Синквейн

Слайд 34

КОНТИНЕНТ!!!

Слайд 35

Африка Жаркая, необычная! Растут, обитают, трудятся! Этот материк привлекает меня! Континент!!! Синквейн

Слайд 36

Прочитать § 27 и 28 , ответить на вопросы Разработать свой маршрут исследования Приготовить сообщение об эндемиках материка Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии с применением ИКТ.Тема:"Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки"

Звуковые файлы к уроку можно найти в разделе "аудиозапись" и презентация "Амазония" также размещена отдельно....

Презентация к уроку географии. Тема. «Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки».

Прзентация к уроку географии. Пришлось разбить ее на 2 части . Тема.  «Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки»....

разработка урока географии " Путешествие по Русской равнине"

Конспект урока при изучении памятников природы Русской равнины....

Урок: Интегрированный урок обобщающего повторения "Путешествуем по миру" (география + математика)

Интегрированный урок обобщающего повторения темы «Масштаб». Подготовлен совместно с учителем математики. Обобщение знаний проходит в форме виртуального путешествия по разным странам и конт...

Бинарный урок географии и математики - урок - путешествие «Тур выходного дня»

Бинарный урок географии и математики - урок - путешествие «Тур выходного дня» на материале регионального компонента на котором:1.Повторим тему 6 класса по географии «Атмосфера».2.По математике: за...

«Имена существительные на географической карте». Интегрированный урок географии и русского языка в 6 классе (урок – путешествие)

Цель: закрепление умений работы с географическими картами: определение географических координат, расстояния, сторон горизонта;повторение сведений об именах существительных, изученных в 5-ом классе, ра...