Интегрированный урок географии и истории. "Путешествие по «Золотому кольцу» России". Урок посвящен 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского.
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Урок, посвященному 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского, его жизни и деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок
Интегрированный урок по географии и истории в 9 классе.
Тема урока: Путешествие по «Золотому кольцу» России.
Урок посвящен 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского.
Учитель географии МБОУ СОШ №78 п.Гигант - Филимонова Н.Ю.
Учитель истории МБОУ СОШ №78 п.Гигант - Данько Т.В.
Цели урока:
1) Образовательные: познакомить обучающихся с туристическим маршрутом по городам «Золотого кольца» России; применять информационно - коммуникативные технологии; осуществлять межпредметные связи;
2) Развивающие: способствовать развитию памяти, мышления обучающихся, умению слушать рассказчика, организации учебного труда, владеть собой, формировать познавательный интерес к предметам, совершенствовать навыки самостоятельной работы; навыки исследовательской деятельности; навыки работы с компьютером;
3) Воспитательные: Прививать любовь к Родине, бережному отношению к её духовным и материальным богатствам, способствовать духовно- нравственному формированию личности.
Методы
В ходе урока активно применяются технология интегрированного обучения, технология критического мышления, проблемно-поисковый метод, информационно-коммуникационные технологии, связанные с использованием метода презентации.
Технические средства: компьютер, средства мультимедиа, интерактивная доска.
К конспекту урока прилагается компьютерная презентация.
Программы, использованные для подготовки презентации к уроку
Программа Office Word
Программа Microsoft POWER POINT
Программы работы с музыкальными файлами: WINDOWS проигрыватель.
Для создания презентации использован шрифт Times New Roman, анимационные эффекты, эффект наложения звука, видео- и аудио файлы, гиперссылки. Презентация содержит 35 слайдов. Слайды 1 – 12, 32 - 35 демонстрируются автоматически и по щелчку, 33 слайд – только автоматически с длительным промежутком для работы с интерактивной доской. Что бы продолжить просмотр нужно воспользоваться гиперссылкой. На слайды наложены эффекты звука и музыки, предназначены для совместного просмотра на экране. Слайды 13 - 31 скрыты, предназначены для работы учащихся в группах и для иллюстрации рассказов, переход к ним осуществляется с помощью гиперссылок на слайде 12.
Технические устройства, использованные для подготовки урока
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор
3. Интерактивная доска
Технологическая карта урока
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: интегрированный (бинарный) с применением ИКТ.
география – история
Цели урока:
1) Образовательные: познакомить обучающихся с туристическим маршрутом по городам «Золотого кольца» России; применять информационно - коммуникативные технологии; осуществлять межпредметные связи;
2) Развивающие: способствовать развитию памяти, мышления обучающихся, умению слушать рассказчика, организации учебного труда, владеть собой, формировать познавательный интерес к предметам, совершенствовать навыки самостоятельной работы; навыки исследовательской деятельности; навыки работы с компьютером;
3) Воспитательные: Прививать любовь к Родине, бережному отношению к её духовным и материальным богатствам, способствовать духовно- нравственному формированию личности.
План урока
1. Туристический маршрут «Золотое кольцо России».
2. Святой Сергий Радонежский.
3. Закрепление. Великие дела Преподобного Сергия.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; интерактивная доска; презентация «ПО золотому кольцу России», выполненная в программе POWER POINT, карточки с заданиями, смайлики пяти цветов для распределения учащихся по группам.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы объединили два предмета – географию и историю. И это не случайно. Ведь эти предметы тесно связаны между собой. Но прежде чем начнём урок, давайте друг другу пожелаем удачи. Станьте в круг лицом друг к другу. А теперь улыбнитесь и скажем дружно: «Удачи! Три четыре»
(дети улыбаются и желают удачи)
Учитель: А теперь прежде чем садиться, возьмите со стола смайлик, переверните его, они разноцветные. Пройдите и сядьте за стол, где расположился смайлик вашего цвета.
(учащиеся делятся на пять групп)
Учитель: Начнем наш урок. На протяжении нескольких уроков мы изучали социально- экономическое и политическое развитие России XIV – XV веков.
Могущество любого государства определяется не только политическим и экономическими завоеваниями, но и достижениями в материальной и духовной сфере. Из курса обществознания вспомните, как называется процесс создания человеком материальных и духовных ценностей.
Ученик. Процесс создания человеком материальных и духовных ценностей называется КУЛЬТУРОЙ.
Учитель: Совершенно верно! О духовных ценностях, которые воплотились в архитектуре древних российских городов, о людях – хранителях этих ценностей, мы сегодня поговорим, совершив заочное путешествие по знаменитому на весь мир туристическому маршруту «Золотое кольцо России». Что же это за маршрут? Внимание на экран.
(показ слайдов 1- 4)
На фоне слайда 5 учитель озвучивает. В Москве очень много исторических и культурных достопримечательностей, но сегодня мы посетим другие не менее прекрасные древние города «Золотого кольца». Ваша задача, определить, что или кто связывает эти города? Наш путь лежит в один из древнейших городов России Ростов Великий!
(показ слайдов 6 -10)
Учитель: (слайд10) Так о ком же пойдет речь сегодня на уроке, ребята?
Ученик. О Сергии Радонежском
Учитель: На фоне слайда 11 учитель озвучивает Совершенно верно. Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим об удивительном и великом человеке, прославившем нашу землю, об известном русском святом – Сергии Радонежском. В 2014 году отмечается 300-летие со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского.
Ученик.
Об этом знать должны все дети:
Давным-давно на белом свете
Жил отрок. Он молился Богу,
Просил в учении подмогу.
……
Открыто людям Божье Слово.
Окончен путь земной Святого,
И Преподобный в вечной жизни
О нашей молится Отчизне.
Угодника нетленно тело -
Живет его святое дело.
Он всем нам показал дорогу,
Которая приводит к Богу.
Сведения о жизни Сергия Равдонжского дошли до нас благодаря Епифанию Премудрому, который в своем произведении «Житие Преподобного Сергия Радонежского» написал о нем такие слова: «Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака». Как вы думаете, почему автор называет Преподобного Сергия «светилом светлым»?
(Ответы учащихся)
Учитель: Далее вы будете работать в группах. На смайлике вам расписаны роли в группе (премудрый – капитан группы, отчитывается за всю группу, управляющий – управляет компьютерной мышей, прихожанин – читает текст, отвечает вместе с другими на вопросы). Если вы не согласны с таким распределением, можете в группах сделать корректировку. Капитаны подойдут и выберут карточку с заданием. Далее вы работаете с презентацией. С помощью гиперссылки перейдите в нужную вам тему. Здесь вы видите подборку иллюстраций необходимых для сопровождения рассказа. Нажав нам на слово «текст» вы можете прочитать текст и составить краткий рассказ по заданию. Если что-то непонятно, мы всегда рады помочь. Ну что же удачи всем и за работу. (Приложение №1)
(Работа в группах 10 минут)
Учитель: Используя мультимедийные установки, мы заставляем напряжённо работать наши глаза.
Физпауза -
Вы, наверное, устали?
Встали! Руки вверх подняли!
Подтянулись высоко
И вздохнули глубоко!
Опустили плавно руки…
На уроке – не до скуки!
Теперь за парты сели дружно,
Конечно, поработать нужно.
А теперь заслушаем ваши рассказы о Преподобном Сергии Радонежском.
(Заслушивание оточетов групп. Учащиеса рассказывают, используя иллюстрации презентации по своему заданию.)
Учитель: На фоне слайда 31 учитель озвучивает Ребята, у нас с вами получился серьезный и интересный разговор.
Тихий свет на Маковце - горе
Радугой цветёт над всей землёй:
Это инок Сергий на заре
Молится с небес о нас с тобой.
Учитель: На фоне слайда 32 учитель озвучивает
Четыре великих дела было в жизни Сергия, за которые мы почитаем его как учителя и устроителя России. Давайте вместе определим эти великие дела.
(беседа с учащимися и открытие на слайде 4-х великих дел Сергия)
1 дело. Создание и распространение нового типа монастырей.
Надо отметить, что сам Сергий был образцом в исполнении нового устава.
2 дело: Начало освобождения от татаро-монгольского ига.
Исход битвы нам известен из уроков истории. Добавлю только, что во время самой битвы Сергий истово молился в Троицком храме и находясь на далёком расстоянии от Куликова поля, видел гибель каждого воина и называя его по имени говорил братии: “Помолитесь за упокой души раба Божии такого-то…”. Наконец он возвестил братии о поражении врагов и нашей победе.
3 дело: Осмысливание и распространение на Руси вероучений о Святой Троице.
Это было главным делом Сергия и его главной исторической заслугой. Сергий строит храм Пресвятой троицы, “чтобы постоянным взиранием на него побеждать страх перед ненавистной разделённостью мира”.
4 дело: создание духовно-нравственного и культурного центра Руси (Троице-Сергиевой лавры).
Учитель: Отрадно, что ныне возрождаются такие забытые понятия, как человечность, доброта, милосердие. Многие организации, отдельные граждане нашей страны, осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, к инвалидам. Не тянется ли эта ниточка, эта преемственность из глубины веков, от таких людей, как преподобный Сергий Радонежский?
Ученик:
Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана.
Ходите дорогами ясными,
Летайте высокими трассами.
Орбитой любви и привета,
Пусть мчится вся наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.
- А какие добрые дела можете совершить вы, даже в таком юном возрасте?
(Дети рассуждают)
Учитель: Завершается наша экскурсия. Внимание на экран. (показ слайда 33)
Рефлексия
Учитель: А хотели бы вы продолжить наше путешествие? Какой древний русский город «Золотого кольца России» вы бы посетили? Тот, кто хочет отправиться в путешествие, подойдите к доске и на схеме нарисуйте смайлик возле города, который вы хотите посетить.
(Учащиеся подходят к интерактивной доске и на схеме слайда 33 рисуют смайлики).
Учитель: По количеству смайликов на схеме видно, что вам путешествие понравилось, и тема эта заинтересовала практически всех. Ну что же, внимание на экран.
(демонстрация слайда 34)
Приложение № 1.
Карточки – задания.
Карточка №1.
Детство Сергия Радонежского.
Задания. Используя текст и иллюстрации, составьте краткий рассказ о детстве Сергия Радонежского, ответив на вопросы:
1. Когда родился и кто были родители Сергия Радонежского?
2. Какое имя получил он при крещении.
3. Как учился Варфоломей?
4. Кто и при каких обстоятельствах помог ему в учении?
Карточка №2.
Основание Троице – Сергиевой Лавры.
Задания. Используя текст и иллюстрации, составьте краткий рассказ об основанииТроице – Сергиевой Лавры,ответив на вопросы:
1. Куда переехали родители мальчика?
2. Куда Варфоломей отправился после смерти родителей?
3. Основателем какого монастыря стал Сергий? Как это произошло?
4.В каком городе находится Троице-Сергиева лавра? Какое значение для России имело её создание?
Карточка №3.
Общественное служение Сергия Радонежского
Задания. Используя текст и иллюстрации, составьте краткий рассказ об общественном служении Сергия Радонежского, ответив на вопросы:
1. Какие чудеса совершил Сергий Радонежский? На что они указывают?
2. Приведите примеры того, что Сергий был необычным человеком.
3. Какими качествами обладал Преподобный Сергий?
Карточка №4.
Благословление Дмитрия на борьбу с Мамаем.
Задания. Используя текст и иллюстрации, составьте краткий рассказ об Благословление Дмитрия на борьбу с Мамаем, ответив на вопросы:
1. Как Сергий примирил русских князей?
2.Что сказал Сергий Дмитрию Донскому, когда тот пришел к нему за благословением?
3. Кого и для чего послал Сергий вместе с дружиной Дмитрия Донского?
4. Каков был результат Куликовской битвы?
Карточка №5.
Старость и кончина преподобного Сергия.
Задания. Используя текст и иллюстрации, составьте краткий рассказ о старости и кончине преподобного Сергия, ответив на вопросы:
1. Когда и в каком возрасте скончался Сергий Радонежский?
2. Что завещал Сергий своим ученикам?
3. Какие даты являются днями памяти Сергия Радонежского?
4. Какое значение имеет Святой Сергий для развития самосознания народа?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок "Путешествие по Золотому кольцу России"
Данный урок может использоваться в качестве урока по географии, а также как внеклассное мероприятие в 8-9 классе при изучении темы "Города Центральной России". Замечательная разработка - расследование...
Открытое итоговое внеклассное мероприятие по изобразительному искусству для учащихся 8 классов по теме «Архитектура». «Путешествие по Золотому кольцу России».
Вступительное слово учителя. Сегодня мы собрались в необычной обстановке, чтобы подвести итоги нашей работы по изученной теме «Архитектура». В течение нескольких уроков вы создавали творче...
Конспект урока Тема: «Путешествие по Золотому кольцу России»
Для учащихся 3 класса...
Презентация: "Путешествие по «Золотому кольцу» России". Урок посвящен 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского.
презентация подготовлена как наглядный и обучающий материал к уроку, посвященному 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского...
Урок - путешествие по Золотому кольцу России.
Урок - путешествие по Золотому кольцу России. Подготовлен творческой группой учителей....
Урок - путешествие по Золотому кольцу России. Презентация.
Урок - путешествие по Золотому кольцу России. Подготовлен творческой группой учителей. Презентация....
Мероприятие предметной недели по математике "Урок-путешествие по Золотому кольцу России. Задачи на движение"
Разработка предназначена для интегрированного урока математики и географии в 6 классе. Практико-ориентированное задание содержит факт о городе Золотого кольца России. К заданиям есть аргументированное...