Урок географии 5 класс . Раздел "Путешествие по материкам". Тема: "Путешествие по Африке".
план-конспект урока по географии (5 класс)
Технологическая карта. Презентация к уроку. Задания по группам. Функциональная грамотногсть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_5_kl_puteshestvie_po_afrike.docx | 27.49 КБ |
zadaniya_po_gruppam_puteshestvie_po_afrike.docx | 14.39 КБ |
tablitsa_fg_puteshestvie_po_afrike.docx | 15.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта 5 класс
Автор УМК по географии под редакцией Е. М. Домогацкий, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков.
Тема урока: Путешествие по Африке
Тип урока_ изучение и первичное закрепление
Задачи урока : Раскрывать значение терминов, учиться характеризовать географическое положение материка, участвовать в обсуждении природы материка, уметь приводить примеры природных «рекордсменов» материка. Объяснять особенности природы и населения Африки. Определять специфику природы и населения Африки по тесту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Выделять специфические черты природы материка.
Умение работать с различными источниками информации. Выделять главное в тексте. Структурировать учебный материал.
Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, развивающее обучение, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, сотрудничества.
Методы обучения, используемые на уроке:
словесные, наглядные, практические;
методы психологии – развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
методы педагогические – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
информационные методы – работа с картой , учебником, дополнительной литературой.
Структурные элементы урока: актуализация у обучающихся опорных знаний, необходимых для восприятия материала; усвоение темы в процессе проблемного диалога и исследования; выполнение заданий, направленных на мотивирование, обобщение и дифференцирование изучаемых явлений, на овладение способами решения познавательных задач.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. Корректировать знания;
Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей. Понимание специфических черт природы и населения Африки. Осознание причин уникальности природы и населения материка
Основные понятия : Африка, Сахара, Килиманджаро, Нил, Конго, Нигер, Замбези, Виктория, Танганьика, саванна, оазис.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
1.Организационный момент Цель: | Приветственное слово учителя Деление класса на группы | Приветствуют учителя | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация знаний | Сегодня на уроке мы продолжим своё путешествие по планете Земля. Для начала вспомните:
Задание 1.1 и 1.2 ВПР https://geo6-vpr.sdamgia.ru/problem?id=543 https://geo6-vpr.sdamgia.ru/problem?id=381
| Диалог с учителем. Отвечают на вопросы Выполняют задания 1.1 и 1.2 Отвечают на вопросы | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
3. Этап изучения новых знаний и способов действий
Физкульт-ка | -Давайте, определим тему нашего урока. -Итак, тема нашего урока « Путешествие по Африке». И в путешествие мы отправимся по Африке. Подумайте, какова цель нашего путешествия? Как вы думаете, вам в вашей дальнейшей жизни пригодятся эти знания? Запишите тему урока в тетрадь. Вы узнаете:
Нам предстоит ответить на главный вопрос: Бывает ли в Африке холодно? Задания по группам: 1группа - Географическое положение материка. Население. Стр. 114, 118; атлас: физическая карта полушарий
2группа – Особенности рельефа материка. Особенности климата. Стр. 116, 117; атлас: физическая карта полушарий Перечислите и покажите горы и равнины Африки. 3 группа – Внутренние воды Африки. Реки и озера. Стр. 116; атлас: физическая карта полушарий Перечислите и покажите реки и озера Африки, их особенности. 4 группа – Особенности растительного мира. Оазисы. Стр 116-117 5 группа –– Особенности животного мира Африки. Стр 116-117 Давайте немножко отдохнём. Физминутка Гимнастика для глаз
Слово предоставляется представителям из групп.
Прослушав все сообщения, давайте попробуем ответить на главный вопрос нашего урока: Бывает ли в Африке холодно? | Целеполагание. Отвечают на вопросы Работают с физической картой полушарий и учебником. Представитель каждой группы отвечает у доски, показывая необходимые объекты. Учащиеся отмечают их в к/картах. Задают дополнительные вопросы. Пытаются ответить на вопрос Формулируют собственное мнение и аргументируют его. | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (прогнозировать, слушать собеседника, умение выражать свою точку зрения). познавательные : формировать умения работать с информацией, с текстом учебника.выполнять логические операции самостоятельно... Коммуникативные ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. |
4. Этап информации о домашнем задании | П.22. вопросы стр.119, от теории к практике №1. Отметить на контурной карте географические объекты По желанию Составить кроссворды по теме « Африка» | Записывают д/з. | |
5.Этап закрепления изученного, обобщения и систематизации | 1.Какое место по площади занимает Африка? 2.Частью, каких океанов являются моря, омывающие Африку? 3. Как называется высочайшая вершина материка? 4.Самая длинная река Африки? 5.Озёра рекордсмены? 6. Почему на материке жаркий климат? Как он изменяется с удалением от экватора? 7.Что такое лианы? 8.Как называются тропические степи Африки? 9Что такое оазис? По каким внешним признакам можно отличить жителя Африки от жителя Европы? | Отвечают на вопросы | ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, активизировать имеющиеся знания. Личностные: формирование мотивации Регулятивные: целеполагание, контроль (сопоставление результата действия с эталоном) Познавательные: анализ, синтез. |
6.Этап подведения итогов | Выставление оценок за урок | ||
7.Этап рефлексии | сегодня я узнал… | Учащиеся в устной форме рассказывают о полученных на уроке знаниях и умениях. | Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. |
Предварительный просмотр:
1группа - Географическое положение материка. Население.
Стр. 114, 118; атлас: физическая карта полушарий
- Положение материка относительно экватора, тропиков, нулевого меридиана.
- Какими океанами омывается? (моря, заливы, проливы)
- Как расположен относительно других материков?
Какова особенность населения Африки
_____________________________________________________________________________
2группа – Особенности рельефа материка. Особенности климата.
Стр. 116, 117; атлас: физическая карта полушарий
Перечислите и покажите горы и равнины Африки.
Каковы температуры воздуха в Африке?
Бывает ли зима и лето?
Как изменяется климат на материке с удалением от экватора?
_____________________________________________________________________________
3 группа – Внутренние воды Африки. Реки и озера.
Стр. 116; атлас: физическая карта полушарий
Перечислите и покажите реки и озера Африки, их особенности.
Океаны | Реки |
Атлантический | |
Индийский |
Озера: _____________________________________________________________________________
4 группа – Особенности растительного мира. Оазисы.
Стр 116-117
Природная зона | Особенности растительного мира |
Влажные экваториальные леса | |
Саванна | |
Пустыня | Что такое оазис? |
_________________________________________________________________________
5 группа –– Особенности животного мира Африки.
Стр 116-117
Природная зона | Особенности животного мира |
Влажные экваториальные леса | |
Саванна | |
Пустыня |
Предварительный просмотр:
ШАБЛОН ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙКАРТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Урочная деятельность
Предмет География класс 5
№ урока/тема | Читательская грамотность | Математическая грамотность | Естественнонаучная грамотность | Финансовая грамотность | Глобальные компетенции | Креативное мышление | примечания | ||||||||||||
Тип задания | Ссылка на источник | Виды деятельности | Тип задания | Ссылка на источник | Виды деятельности | Тип задания | Ссылка на источник | Виды деятельности | Тип задания | Ссылка на источник | Виды деятельности | Тип задания | Ссылка на источник | Виды деятельности | Тип задания | Ссылка на источник | Виды деятельности | ||
Путешествие по Африке | стандартное | Параграф 22 | Осмыслить и оценить содержание текста, поиск новой информации, воспроизводить известные знания | стандартное | Параграф 22 | Осмыслить и оценить содержание, поиск новой информации, воспроизводить известные знания | проблемное | https://geo6-vpr.sdamgia.ru/problem?id=543 https://geo6-vpr.sdamgia.ru/problem?id=381 | Соотнесение материков или океанов с именами путешественников, которые вошли в историю открытия и освоения одного из материков или океанов, и обозначение на карте связанных с этим материком или океаном крупных географических объектов (например, океанов, омывающих данный материк). |
При заполнении графы «Тип задания» опираться на таблицу «Характеристика типов заданий по уровням познавательной деятельности».
При заполнении графы «Ссылка на источник» опираться на банк заданий по формированию ФГ:
- Электронный банк заданий для оценки ФГ https://fg.resh.edu.ru/
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы) https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnostiи др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок трудового обучения в коррекционном классе VIII вида по теме: «Путешествие в страну Бумагопластики»
Урок трудового обучения в коррекционном классе VIII вида...
Урок литературы в 5а классе с использованием ИКТ Тема: «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»
Цели урока: Выявить степень усвоения изученного материала, начитанность обучающихся.Развивать индивидуальную творческую активность, артистизм, эстетический вкус, инициативу.Воспитывать любовь к сказка...
Урок-исследование по русскому языку в 6 классе по ФГОС на тему: «Путешествие по Морфологическому морю к чудаку Причастию».
Данный урок поможет каждому учащемуся стать исследователем и подробно изучить трудную тему....
конспект урока по химии 11 класс коррекционная школа на тему: " Путешествие в мир стиральных порошков"
Основная цель урока - сформировать знания и умения ориентироваться в назначении стиральных порошков....
Интегрированный урок (познание мира и информационная грамотность). Тема: «Путешествие в мир птиц» 4 класс
Тема урока: Мир птиц.Тип урока: Интегрированный урок (познание мира и информационная грамотность). Интегрированность урока обоснована возможностью осуществления межпредметных связей между познанием ми...
урок географии " Южная Америка.Образ материка"
Данный урок направлен на углубление и расширение понятия «географическое положение материка» на примере Южной Америки; знакомство учащихся с историей открытия Южной Америки и с тем значением, которое ...
Урок 5 класс Суша планеты. Материки и острова
Мастер - класс для студентов Гуманитарного педагогического универститета.Разработка урока по программе Сонин Н.И., Плешаков А.А. и презентация к уроку...
Комментарии
Отличный урок!
Отличный урок!