Алгоритм подготовки учащихся к ОГЭ по географии
материал по географии

Девятиклассники сдают на ОГЭ четыре предмета: два обязательных и два по выбору. Многие ребята, которые не имеют каких-то конкретных предпочтений по выбору предметов на ОГЭ, сдают географию из-за того, что она кажется им простой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://disk.yandex.ru/i/-JRev7l82nc25A609.18 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм подготовки учащихся к ОГЭ по географии

Девятиклассники сдают на ОГЭ четыре предмета: два обязательных и два по выбору. Многие ребята, которые не имеют каких-то конкретных предпочтений по выбору предметов на ОГЭ, сдают географию из-за того, что она кажется им простой.

Эта «простота» объясняется тем, что на экзамене можно пользоваться источниками информации. Школьники могут взять с собой атласы с картами с 7 по 9 класс. И конечно, наличие карт по всем темам облегчает поиск верного ответа на вопросы, главное — научиться этими картами правильно пользоваться.

Нам хорошо известна структура ОГЭ по географии. Всего на экзамене предлагается 30 заданий. Работа состоит из 17 заданий базового, 10 заданий повышенного и трех заданий высокого уровней сложности. Несмотря на то, что заявленный уровень вопросов отличается, разграничения в баллах фактически нет. Только за 12 задание можно получить  два балла. Все остальные задания оцениваются в один балл. Таким образом, за всю работу максимально можно набрать 31  балл.

То есть, при сдаче экзамена по географии нет возможности, например, как на других предметах сделать упор на те задания, за которые дается больше баллов . Готовить нужно все.  По продолжительности времени это самый короткий экзамен (150 минут)

   Как не странно, из года в год  число учащихся, сдающих экзамен по географии, растет. Во многих источниках можно найти информацию, как лучше подготовиться к ОГЭ по географии. Но мало где приводятся «простые» рекомендации для выпускников со слабой учебной мотивацией. Конечно, я стараюсь разобрать каждое задание в КИМах. Но частенько  бывает видно по глазам, что ребенок не понимает. Вот тут и  встает задача: найти такие педагогические приёмы, чтобы объёмный и часто сложный фактический материал стал более доступным. Как я это делаю, расскажу на примере некоторых заданий .

   Каждое занятие по географии начинаю с «разминки» в игровой форме. Например, называю субъекты РФ, а ребята должны определить экономический район, в который он входит. Или перечисляю все понятия, касающиеся населения, а учащиеся дают определения этим понятиям. Могу приводить примеры природопользования, чтобы дети указали, какие из них рациональные, а какие нерациональные. Это необходимо для того, чтобы настроиться на работу.

   Работу в КИМе с учащимися начинаю с выделения - подчеркивания известных данных (одной чертой) и того, что необходимо определить (двумя чертами). Такой алгоритм действий позволяет больше сконцентрироваться во время работы.

   Чтобы выполнить задание №8 в ОГЭ по географии,   может помочь мнемоническое запоминание, или так называемая мнемотехника- искусство запоминания.  А именно, мнемонический приём «Ассоциативный ряд». Например, когда слои горных пород ассоциируем со стопкой блинов. Напомню данное задание:

1)доломит

2)глина

3)кварцит

Мы видим, что представлены четыре породы, а выбрать нужно из трех. Слово «увеличения» обязательно подчеркиваем. Надо запомнить, что горные породы накапливаются снизу вверх. Нижняя горная порода самая древняя, как и нижний блин в стопке, он самый первоиспеченный,  холодный, находится снизу. Сверху же, находится самая молодая горная порода, как и самый верхний, самый горячий, свежевыпеченный  блин. Согласно этому «визуальному образу», который ребенок  представил в своей голове, ученик с лёгкостью, правильно расставляет ответы: от самого молодого до самого древнего. Ответ: 213

Мнемонический приём  «Составление слова» поможет выполнить один из вариантов задания №22 про эмигрантов (выбывших) и иммигрантов(прибывших). Дети часто эти понятия  путают. Как же запомнить их?

C:\Users\Учитель\Desktop\4.png

На помощь приходят  фразы: Эмиграция ( выбывшие)  заменяем словами «Эх, уехал!»

Иммиграция ( прибывшие) заменяем словами И  снова «Здравствуйте!» То есть, чтобы слова начинались с одной буквы.  Ассоциируя понятия с этими фразами, ребята  легко выполняют подобное задание.

Для вычисления ответа на задание №13 понадобится непрограммируемый калькулятор. Можно обойтись и без него, но, если он есть, лучше - взять с собой. Здесь проверяются знания и по математике. В этом задании, как и во всех остальных, обязательно подчеркиваем одной чертой то, что необходимо найти. Рекомендую ребятам решать это задание методом пропорции. Известный показатель берем за 100%, а неизвестный за х процентов. Рядом с данными таблицы ставим равно и указываем 100%. Что ищем – х %. Методом «креста» очень легко вычислить необходимое значение.

 Например, в данном задании необходимо найти, какой процент в производимой энергии занимает энергия, производимая на тепловых электростанциях.

C:\Users\Учитель\Desktop\5.jpg

Получается: Х=(698*100)/1051=66,4 (округляем до целого числа)=66

Ответ: 66%.

Знания математики также понадобятся при выполнении заданий №22-23, но для этого необходимо запомнить вычислительные географические формулы. При подготовки этого задания рекомендую использовать лист-памятку, где зафиксированы все вычислительные формулы, связанные с понятиями о населении. Лист-памятка позволяет быстрее ориентироваться в правильном вычислении.

  • Естественный прирост = Рождаемость – Смертность   Епр.= Р-С
  • Смертность = Рождаемость - Естественный прирост     С=Р-Епр.
  • Миграционный прирост = Иммиграция – Эмиграция     Мпр.=Им-Эм
  • Миграционный прирост = Приехавшие - Уехавшие
  • Общий прирост населения = Миграционный прирост + Естественный прирост                                                                                  Опр.=Мпр.+Епр.
  • Миграционный прирост = Общий прирост населения - Естественный прирост                                                                                  Мпр.=Опр.-Епр.
  • Естественный прирост = Общий прирост населения - Миграционный прирост                                                                                   Епр.=Опр.-Мпр.
  • Плотность населения = Численность населения/ Площадь
  • Густота сети железных дорог = Длина железнодорожных путей/ Площадь территории
  • Иммиграция - въезд в страну
  • Эмиграция - выезд из страны

При этом ,вычислив верные ответы в каждом столбце задания №22 ,необходимо выбрать верный ответ из предложенных вариантов.

А в задании №23 нужно записать целое число, которое уже вычислили в предыдущем задании.

Задание 16. Выполняется с использованием приведенного ниже текста.

C:\Users\Учитель\Desktop\Рисунок1.png

Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимости климата и географического положения пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?

  1. Алина:        «Чем        дальше        на        юго-восток,        тем        больше        среднегодовое    количество атмосферных осадков».
  2. Сергей:        «Чем        дальше        на        юго-восток,        тем        больше        среднегодовая  амплитуда температуры воздуха».
  3. Георгий: «Чем севернее, тем ниже температура воздуха в январе».
  4. Тамара: «Чем выше над уровнем моря расположен пункт, тем прохладней  там в июле».

Не нужно находить города на карте, а нужно понять, как они располагаются  относительно друг друга. Для этого начертим решётку и подпишем по оси У координаты широты, по оси Х — долготы. Затем отметим города на нашей импровизированной

градусной сетке. Мы видим, что города смещаются с северо- запада, на юго-восток.

1. Алина решила, что «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовое количество атмосферных осадков. Вывод она делала по последнему столбцу таблицы. Но мы видим, что количество осадков не возрастает с перемещением точки на юго-восток, оно изменяется хаотично и чаще      уменьшается.

  1. Сергей: «Чем дальше на юго-восток, тем больше среднегодовая амплитуда температуры воздуха». Данных по амплитуде температур у нас нет, значит, их нужно высчитывать. Амплитуда температур — это разница между июльскими и январскими максимумами. В Сортавале: 16,4-(-9,8) =26,2; в Вологде: 17,0-(-11,9) =28,9; в Балахне: 19,0-(-11,6)

=30,6; в Уфе: 19,5-(-15,0)=34,5. Амплитуда температур увеличивается с  передвижением на юго-восток, Сергей прав.

  1. Георгий: «Чем севернее, тем ниже температура воздуха в январе». Анализируем пятый столбик таблицы. Самый южный город — Уфа, там температура в январе составляет — 15°С, далее температуры становятся выше, так как на климат влияет тёплое течение и приближение океана. Георгий не прав.
  2. Тамара: «Чем выше над уровнем моря расположен пункт, тем прохладней там в июле». Смотрим на столбики 3 и 4. Ниже всего над уровнем моря находится Сортавала (17 м), там в июле температура +16,4, далее идёт Балахна (63) и там температура в июле равна +19,0, а это уже не ниже, а выше, значит Тамара не права.

Алгоритм действий:

  • Необходимо нарисовать схему по градусной сетке расположения всех четырех точек. Определить, в каком направлении сменяют друг друга населенные пункты (точки).
  • Отработать каждый вопрос.
  • Просмотреть в таблице арифметическую последовательность.
  • Чаще всего неверным является ответ – Чем выше (ниже) расположен пункт наблюдения…….
  • Чаще всего верным является ответ – С годовой температурой воздуха……..
  • Чтобы определить годовую амплитуду температуры воздуха, надо найти разницу между температурой самого тёплого и самого холодного месяца, например
  • Июль +31 январь +24;    Июль +32 Январь -17

+31- (+24) =7;        +32-(-17) = 49

Задание 21

Пример задания: В каких двух из приведённых высказываний содержится информация о воспроизводстве населения? Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные высказывания.

  1. В ХХ в. территории крупных городов России быстро росли, при их слиянии с территориями соседних небольших городов возникали городские агломерации.
  2. В начале 2019 г. средняя плотность населения в Северо-Кавказском федеральном округе была одной из самых высоких в стране — 58 человек  на 1 км².
  3. В 2018 г. в большинстве регионов России наблюдалась естественная убыль населения.
  4. В 2018 г. в Северо-Кавказском федеральном округе число родившихся превышало число умерших на 68 453 человека.
  5. В 2019 г. в РФ на постоянное место жительства из других стран прибыло 701 234 человека, из РФ в другие страны выбыло 416 131 человек.

Алгоритм выполнения:

-  Подчеркиваем в  задании понятие, которое должны вспомнить.

Воспроизводство населения – смена поколений в результате естественного движения населения. Воспроизводство населения определяется рождаемостью и смертностью (для этого используем лист-памятку).

-  Читаем каждое высказывание.

- Ищем слова -  маркеры: «число родившихся», «число умерших», «естественная убыль населения», «естественный прирост населения».

- Правильными будут те высказывания, в которых присутствует данная информация.

А в заключение мне хочется сказать следующее. Современный девятиклассник относится к государственной итоговой аттестации как к серьезному жизненному испытанию.  Экзамен - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении нескольких лет изучения географии в школе. Поэтому на учителей выпускных классов ложится особая ответственность - организовать качественную подготовку к предстоящему экзамену. Результативность сдачи ОГЭ во многом определяется тем, насколько эффективно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся.  Я считаю, что если работа по подготовке учащихся к О  Г  Э  имеет целенаправленный, систематический характер, то она обязательно будет результативной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм для учащихся при выполнении практической работы по географии Составила: Тюрина Л.А.

Пригодится учащимся 5-9 классов при выполнении практических работ в курсе географии....

Алгоритм подготовки учащихся к ЕГЭ

Методика подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ в 11 классе, начиная с 5 класса. Способы и приёмы, а также задания, которые помогают формировать логическое мышление и способы решения заданий, которые характе...

Бланк контроля подготовки учащегося к ЕГЭ по географии

Шаблон бланка контроля подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по географии...

Доклад "Особенности подготовки учащихся к ВПР по географии"

Доклад об особенностях, формах и методах подготовки обучающихся к ВПР по географии...

Методы и приёмы подготовки учащихся к олимпиадам по географии

Актуальность проблемы:•Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образов...

Формирование функциональной грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ по географии

Опыт работы по теме: "Формирование функциональной грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ по географии", анализ заданий ОГЭ и приемы развития функциональной грамотности...

Формирование функциональной грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ по географии, презентация

Формирование функциональной грамотности при подготовке учащихся к ОГЭ по географии - задания ОГЭ и приемы развития функциональной грамотности...