Урок географии в 5 классе "Реки"
план-конспект урока по географии

Светлана Вячеславна Кузьмина

Цели:

  • Сформировать представление о частях реки, о крупнейших реках России с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.
  • Расширить и углубить знания о водах суши – реках.
  • Продолжить формирование умения работать в группе, в паре и самостоятельно; умения провести самооценку; умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни; безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_reki_kuzmina_s.v.docx76.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии по теме «Воды суши. Реки» по ФГОС. 5-й класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: «Воды суши. Реки»

ФИО: Кузьмина Светлана Вячеславна.

Место работы: МКОУ Вараксинская ОШ Сычевского района  Смоленской области.

Должность: учитель.

Предмет: география. 

Класс: 5

Базовый учебник: Учебник: А.А. Летягин География. Начальный курс 5 класс. Москва. Издательский центр « Вентана-Граф» 2020 г..

Цели: 

  • Сформировать представление о частях реки, о крупнейших реках России с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.
  • Расширить и углубить знания о водах суши – реках.
  • Продолжить формирование умения работать в группе, в паре и самостоятельно; умения провести самооценку; умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни; безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формирование знаний о реках (части, состав, виды, особенности питания и режима);
  • формирование знаний о возможностях использования; формирование умения работать с картой;
  • формирование умения составлять описание географического объекта;
  • формирование навыков по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по теме «Реки».Отработка учебно-информационных умений пользоваться компьютерными источниками информации, словарями, энциклопедиями, справочниками и находить в тексте учебника информацию для решения проблемных заданий.

Развивающие:

  • развитие навыков работы с информационным материалом.
  • развитие навыков использования, обработки информационных ресурсов.
  • формирование критического мышления.

Воспитательные:

  • Формирование умения работы в группе, создавать атмосферу сотрудничества, поиска.
  • Отрабатывать учебно-организационные умения, ставить учебную задачу, анализировать информацию, планировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников
  • Способствование осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе. Формирование чувства любви к родной природе.

Планируемый результат: учащиеся должны уметь: называть и правильно показывать реки, основные части рек, бассейны рек, водоразделы рек. Объяснять понятия река, исток, устье, приток, водораздел, речная система. Описывать реки по плану. Определять направления течений рек, характер течения реки в зависимости от рельефа.

Предполагаемые результаты обучения по (ФГОС):

  • Личностные: повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.
  • Метапредметные: при помощи информационных технологий (ЭОР) формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; с помощью данных ресурсов формирование умения чтения информации на снимках; формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.
  • Предметные: знать и объяснять понятия: река, исток, устье, речная система, бассейн, водораздел; уметь находить и показывать реки на карте мира, России, Смоленской области, различать горные и равнинные реки, составлять описание реки по плану.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы с учащимися: диалог, индивидуальный опрос,  фронтальный опрос, беседа, работа в группах с картами атласа и настенной физической картой полушарий, учебниками, схемами, игра.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет.

Ресурсы: 

Основные: учебник «География 5 класс», атлас и контурные карты 5 класс, карта полушарий, физическая карта России, схемы, атласы, обучающий документальный фильм, презентации учащихся. Фотоколлаж и выступления  «Водопады мира» выполненные учащимися дома, используя Интернет – ресурсы и дополнительную литературу и ИКТ.

Дополнительные: энциклопедии, справочники по географии, Интернет-ресурсы.

Дополнительная литература. Стихи.

Картины.

Технологическая карта урока

N п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1

Организационный момент

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Готовят рабочее место.

Самодисциплина.

Умение концентрировать внимание и настроиться на работу.

2

Проверка выполнения домашнего задания.

Выявляет уровень знаний по выполнению домашнего задания. Определяет типичные недостатки.

Мобилизируют  интерес, внимание, отвечают на вопросы учителя, выполняют задание на карточках  (или у доски)

(Приложение № 1).

Осознание учащимися целостности гидросферы, её необходимости в жизни всего живого на Земле, а, следовательно, её рационального использования

Что такое Мировой океан. Части Мирового океана. Суша в океане. Уметь показывать их на  физической карте океаны, моря, заливы, проливы, архипелаги, острова и полуострова.

Умение развивать интересы своей познавательной деятельности.

Создавать игру «Морских названий»

3

Установка познавательной задачи. Мотивационный этап урока.

Вступительная речь: Вода – одно из начал существования всего живого на Земле.  «Вода! У тебя нет     ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, непонимая, что ты такое», - писал Антуан де Сент–Экзюпери, известный французский писатель.

Прослушивание  аудиозаписи «Шум текущей воды». Если возникает затруднение,

предлагает отгадать загадки:
Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
 

  • Не конь, а бежит,
    Не лес, а шумит.
  • Между гор, между дол бежит белый конь.
  • ПеРЕКАты, повороты

        Мели и водовороты

      Размывая берега,

     Мчится быстрая…(река)

Отгадка служит названием темы урока.

Предлагают тему урока и цели урока.

Воспитание чувства гордости за свою страну.

Значение воды в жизни человека и Земли.

Умение самостоятельно определить цель изучения данной темы.

4

Целеполагание урока. Актуализация знаний.

Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока …(Реки) 
Предлагает определить значимые цели урока для каждого по теме урока:
Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата. Познакомиться с крупнейшими реками России, мира. Уметь называть, показывать реки мира, России, Уметь определять водоразделы и бассейны рек.

Определяют тему урока и объясняют, почему эта тема рассматривается после темы

 « Мировой океан - основная часть гидросферы.

Формирование целостного мировоззрения

Формирование представлений о разнообразии вод суши. Рек, речных систем, бассейнах рек, истоках, устьях, водоразделах.

Эффективно выбирать способы решения поставленной задачи.

5

Изучение нового материала

Обращается к жизненному опыту учащихся: В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки. Расскажите о виденной вами реке. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река? Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике.

 Используя  учебник, карты, таблицы и схемы рассказывает о строении реки.

Показывает короткий обучающий фильм «Представление о реках у индейцев»

Эмоционально яркая учебная деятельность. Учащиеся с увлечением рассказывают, где и когда они видели реки, какие это реки. Какое значение реки играют в жизни людей. Пытаются сформулировать собственное определение реки.

Развитие практической деятельности в жизненных ситуациях.

Какое значение имеют реки в их личной жизни? Зачем необходимо изучать тему реки?

Умение использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей.

6

Физкультминутка. Релаксация

Учитель предлагает учащимся под музыку вместе с анимационными персонажами проделать несколько упражнений для  восстановления сил.

Учащиеся выполняют упражнения.

Умение расслабляться.

Оценить значимость разминки во время работы в школе или дома.

7

Первичная проверка понимания

Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы.

Задания (индивидуальные)  Найти реки. Работа с атласом                                                                         

  • 1 ученик: Самая длинная река мира Нил (Африка) – 6671 м.                                                              Самая полноводная в мире – Амазонка (Ю. Америка) – 7,2 млн. кв. км
  • 2 ученик: Самая длинная у нас в стране – Обь с Иртышом – 5410 км.                                                       Самая полноводная в нашей стране Енисей

Взаимопроверка.

Дети находят и показывают в атласах, а затем на карте у доски.

Работают в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий. Делают записи в тетрадях. Работают, с контурными картами  отмечая в них речную систему, бассейн рек. Работают с раздаточным материалом. Дополняют схему (Приложение 2).

Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе работы в группе.

Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из языков международного общения. Работа со  схемами.

Умение определять понятия,  организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Работать в группе, находить общее решение.

8

Изучение нового материала

 Используя жизненный опыт учащихся, просит  объяснить что такое река самостоятельно

Сравнивают  определения с научным и запишем его в рабочую тетрадь.

Проверяет правильность выполнения работы.

Показывает короткий обучающий фильм «Исток реки»

В ходе беседы даёт основные понятия темы для записи в рабочие тетради. (Река, речная система, бассейн реки, исток, устье, водораздел). Если мысленно перевернуть карту так, чтобы устье реки оказалось внизу, то можно увидеть, как речная система превращается в дерево с раскидистой кроной. Главная река – ствол дерева, ее притоки – ветви. Ребята работают по схеме на магнитной доске «Волжское дерево речной бассейн реки Волги». Показывает короткий обучающий фильм «Главное в реке - движение. Дельта реки» Выполняют индивидуальные задания «Найдите на карте устья рек»

Эвристическая беседа по выявлению причинно-следственных связей.

 1.     Что такое река?

 2.     Какие части имеет река?

 3.     Что называется речной системой?

 4.     Бассейн реки?

 5.     Водораздел реки?

Взаимопроверка.

Показывает короткий обучающий фильм «Горные и равнинные реки»

Оцените ваших одноклассников.

«текут быстро большая скорость долины узкие

падение большое»(горные реки)

«текут спокойно

 небольшая скорость

 долины широкие

падение небольшое»(равнинные реки).

Показывает короткий обучающий фильм «Пороги и водопады»

Дети дают определения.

(работа с учебником стр. 96. и раб тетрадью стр. 50).

Учащиеся делают выводы по работе со схемами (Истоки рек, виды устья, речная система, бассейн реки, водораздел реки).

Работа с учебником стр. 97 рис. 62 и РТ стр. 52. Принадлежность рек Росси к бассейнам. Сверяют ответы с ответами на слайде после взаимопроверки.

Самостоятельно знакомятся с особенностями равнинных и горных рек,  работая  с текстом учебника стр. 98 рис.63  и заполняют таблицу в РТ на стр. 51.

Работают в 2 группах:

1 гр. изучить рис. 64 на стр. 99 объяснить, как образуются пороги.

2 гр. изучить рис. 65 на стр. 99 объяснить, как образуются водопады. В каком направлении движутся водопады? Используют собственные коллажи « Водопады мира» выполненные дома.

Читают сообщения, приготовленные к новой теме «Медовые водопада Кавказа» и «Водопад Кивач»

( опережающее задание)

Формирование ответственного отношения к учению, готовность к самообразованию.

Овладевают основными навыками нахождения необходимого материала в учебнике. Использование географической информации.

Развивать смысловое чтение. Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

9

Закрепление знаний

Организует деятельность по применению новых знаний: практикум «Описание реки по плану»

Вопросы к учащимся (в письменном виде):

 1. В какой реке течение в среднем быстрее в Волге или Тереке? Почему?

 2. Где Волга несет больше воды у Казани или у Волгограда?

2.Конкурс знатоков. Приложение 3. 

(в зависимости от уровня подготовки  класса)

Выполняют работу на стр. 100 описание горной реки. И на стр. 101 описание равнинной реки.

Овладение элементарными практическими умениями для определения количественных и качественных характеристик рек.

Умение строить логическое рассуждение.

10

Домашнее задание

Предлагает домашнее задание на выбор:

  1. § 17.
  2. Выполнить задание № 3 в рабочей тетради стр. 51
  3. Прочитать сказку С.Я. Маршака «Волга и Вазуза»

Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.

Формирование учебно-исследовательской и творческой деятельности при выполнении домашнего задания.

Самоконтроль.

Умение планировать свою деятельность по выполнению домашнего задания.

11

Подведение итогов. Рефлексия.

Предлагает дополнить предложение:

  1. Я знаю, что такое …
  2. Я могу …
  3. Я научился …
  4.  Мне очень понравилось….
  5. Мне не понравилось….
  6.  Я бы хотел изменить….

7) Все ли мы учебные задачи выполнили? О чем мы сегодня задумались? Как работали в группах? Насколько нам это удалось?

8) Оценки …….

Определяют уровень  достижений своих результатов. И результатов своих одноклассников. Отвечают на вопросы учителя.

Развитие рефлексивно-оценочной деятельности на уроке.

Самооценка.

Умение оценить себя, правильность выполненной учебной задачи. Предложить альтернативные способы решения задачи.

 

Приложение 1

Конкурс знатоков:

а) Я – сибирская река
Широка и глубока
Букву «е» на «у» смени –
Стану спутником земли.
(Лена – Луна)
б) Ты, меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина – герой,
Но если «я» на «н» сменяешь,
Сибирской стану я рекой.
(Елисей – Енисей)
в) В Африке известная река,
К ней прибавьте срочно букву «к»
Слово все наоборот прочтите,
Город в Подмосковье отыщите.
(Нил + к = Клин)
г) - Название какой реки состоит из предлога и цифры?
(Припять)
- Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога?
(Яна)
- Название какой реки у тебя во рту?
(Десна)
- Какую реку можно срезать ножом?
(Прут)
- Какой приток Дона носит название дерева?
(Сосна)

- Какая река Западной Сибири носит название посуды?
(Таз)

Приложение 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...