Урок географии в 5 классе "Реки"
план-конспект урока по географии
Цели:
- Сформировать представление о частях реки, о крупнейших реках России с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.
- Расширить и углубить знания о водах суши – реках.
- Продолжить формирование умения работать в группе, в паре и самостоятельно; умения провести самооценку; умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни; безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_reki_kuzmina_s.v.docx | 76.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии по теме «Воды суши. Реки» по ФГОС. 5-й класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Воды суши. Реки»
ФИО: Кузьмина Светлана Вячеславна.
Место работы: МКОУ Вараксинская ОШ Сычевского района Смоленской области.
Должность: учитель.
Предмет: география.
Класс: 5
Базовый учебник: Учебник: А.А. Летягин География. Начальный курс 5 класс. Москва. Издательский центр « Вентана-Граф» 2020 г..
Цели:
- Сформировать представление о частях реки, о крупнейших реках России с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.
- Расширить и углубить знания о водах суши – реках.
- Продолжить формирование умения работать в группе, в паре и самостоятельно; умения провести самооценку; умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни; безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Задачи урока:
Образовательные:
- формирование знаний о реках (части, состав, виды, особенности питания и режима);
- формирование знаний о возможностях использования; формирование умения работать с картой;
- формирование умения составлять описание географического объекта;
- формирование навыков по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по теме «Реки».Отработка учебно-информационных умений пользоваться компьютерными источниками информации, словарями, энциклопедиями, справочниками и находить в тексте учебника информацию для решения проблемных заданий.
Развивающие:
- развитие навыков работы с информационным материалом.
- развитие навыков использования, обработки информационных ресурсов.
- формирование критического мышления.
Воспитательные:
- Формирование умения работы в группе, создавать атмосферу сотрудничества, поиска.
- Отрабатывать учебно-организационные умения, ставить учебную задачу, анализировать информацию, планировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников
- Способствование осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе. Формирование чувства любви к родной природе.
Планируемый результат: учащиеся должны уметь: называть и правильно показывать реки, основные части рек, бассейны рек, водоразделы рек. Объяснять понятия река, исток, устье, приток, водораздел, речная система. Описывать реки по плану. Определять направления течений рек, характер течения реки в зависимости от рельефа.
Предполагаемые результаты обучения по (ФГОС):
- Личностные: повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.
- Метапредметные: при помощи информационных технологий (ЭОР) формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; с помощью данных ресурсов формирование умения чтения информации на снимках; формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.
- Предметные: знать и объяснять понятия: река, исток, устье, речная система, бассейн, водораздел; уметь находить и показывать реки на карте мира, России, Смоленской области, различать горные и равнинные реки, составлять описание реки по плану.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы с учащимися: диалог, индивидуальный опрос, фронтальный опрос, беседа, работа в группах с картами атласа и настенной физической картой полушарий, учебниками, схемами, игра.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет.
Ресурсы:
Основные: учебник «География 5 класс», атлас и контурные карты 5 класс, карта полушарий, физическая карта России, схемы, атласы, обучающий документальный фильм, презентации учащихся. Фотоколлаж и выступления «Водопады мира» выполненные учащимися дома, используя Интернет – ресурсы и дополнительную литературу и ИКТ.
Дополнительные: энциклопедии, справочники по географии, Интернет-ресурсы.
Дополнительная литература. Стихи.
Картины.
Технологическая карта урока
N п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1 | Организационный момент | Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха | Готовят рабочее место. | Самодисциплина. | Умение концентрировать внимание и настроиться на работу. | |
2 | Проверка выполнения домашнего задания. | Выявляет уровень знаний по выполнению домашнего задания. Определяет типичные недостатки. | Мобилизируют интерес, внимание, отвечают на вопросы учителя, выполняют задание на карточках (или у доски) (Приложение № 1). | Осознание учащимися целостности гидросферы, её необходимости в жизни всего живого на Земле, а, следовательно, её рационального использования | Что такое Мировой океан. Части Мирового океана. Суша в океане. Уметь показывать их на физической карте океаны, моря, заливы, проливы, архипелаги, острова и полуострова. | Умение развивать интересы своей познавательной деятельности. Создавать игру «Морских названий» |
3 | Установка познавательной задачи. Мотивационный этап урока. | Вступительная речь: Вода – одно из начал существования всего живого на Земле. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, непонимая, что ты такое», - писал Антуан де Сент–Экзюпери, известный французский писатель. Прослушивание аудиозаписи «Шум текущей воды». Если возникает затруднение, предлагает отгадать загадки:
Мели и водовороты Размывая берега, Мчится быстрая…(река) Отгадка служит названием темы урока. | Предлагают тему урока и цели урока. | Воспитание чувства гордости за свою страну. | Значение воды в жизни человека и Земли. | Умение самостоятельно определить цель изучения данной темы. |
4 | Целеполагание урока. Актуализация знаний. | Сообщает тему урока: Вы уже поняли, что тема урока …(Реки) | Определяют тему урока и объясняют, почему эта тема рассматривается после темы « Мировой океан - основная часть гидросферы. | Формирование целостного мировоззрения | Формирование представлений о разнообразии вод суши. Рек, речных систем, бассейнах рек, истоках, устьях, водоразделах. | Эффективно выбирать способы решения поставленной задачи. |
5 | Изучение нового материала | Обращается к жизненному опыту учащихся: В вашем классе, ребята, наверное, не найдётся такого ученика, который не видел реки. Расскажите о виденной вами реке. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое река? Сверим свои определения с тем, что записано в учебнике. Используя учебник, карты, таблицы и схемы рассказывает о строении реки. Показывает короткий обучающий фильм «Представление о реках у индейцев» | Эмоционально яркая учебная деятельность. Учащиеся с увлечением рассказывают, где и когда они видели реки, какие это реки. Какое значение реки играют в жизни людей. Пытаются сформулировать собственное определение реки. | Развитие практической деятельности в жизненных ситуациях. | Какое значение имеют реки в их личной жизни? Зачем необходимо изучать тему реки? | Умение использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. |
6 | Физкультминутка. Релаксация | Учитель предлагает учащимся под музыку вместе с анимационными персонажами проделать несколько упражнений для восстановления сил. | Учащиеся выполняют упражнения. | Умение расслабляться. | Оценить значимость разминки во время работы в школе или дома. | |
7 | Первичная проверка понимания | Задаёт вопросы, слушает, корректирует ответы. Задания (индивидуальные) Найти реки. Работа с атласом
Взаимопроверка. Дети находят и показывают в атласах, а затем на карте у доски. | Работают в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий. Делают записи в тетрадях. Работают, с контурными картами отмечая в них речную систему, бассейн рек. Работают с раздаточным материалом. Дополняют схему (Приложение 2). | Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в процессе работы в группе. | Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из языков международного общения. Работа со схемами. | Умение определять понятия, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Работать в группе, находить общее решение. |
8 | Изучение нового материала | Используя жизненный опыт учащихся, просит объяснить что такое река самостоятельно Сравнивают определения с научным и запишем его в рабочую тетрадь. Проверяет правильность выполнения работы. Показывает короткий обучающий фильм «Исток реки» В ходе беседы даёт основные понятия темы для записи в рабочие тетради. (Река, речная система, бассейн реки, исток, устье, водораздел). Если мысленно перевернуть карту так, чтобы устье реки оказалось внизу, то можно увидеть, как речная система превращается в дерево с раскидистой кроной. Главная река – ствол дерева, ее притоки – ветви. Ребята работают по схеме на магнитной доске «Волжское дерево речной бассейн реки Волги». Показывает короткий обучающий фильм «Главное в реке - движение. Дельта реки» Выполняют индивидуальные задания «Найдите на карте устья рек» Эвристическая беседа по выявлению причинно-следственных связей. 1. Что такое река? 2. Какие части имеет река? 3. Что называется речной системой? 4. Бассейн реки? 5. Водораздел реки? Взаимопроверка. Показывает короткий обучающий фильм «Горные и равнинные реки» Оцените ваших одноклассников. «текут быстро большая скорость долины узкие падение большое»(горные реки) «текут спокойно небольшая скорость долины широкие падение небольшое»(равнинные реки). Показывает короткий обучающий фильм «Пороги и водопады» | Дети дают определения. (работа с учебником стр. 96. и раб тетрадью стр. 50). Учащиеся делают выводы по работе со схемами (Истоки рек, виды устья, речная система, бассейн реки, водораздел реки). Работа с учебником стр. 97 рис. 62 и РТ стр. 52. Принадлежность рек Росси к бассейнам. Сверяют ответы с ответами на слайде после взаимопроверки. Самостоятельно знакомятся с особенностями равнинных и горных рек, работая с текстом учебника стр. 98 рис.63 и заполняют таблицу в РТ на стр. 51. Работают в 2 группах: 1 гр. изучить рис. 64 на стр. 99 объяснить, как образуются пороги. 2 гр. изучить рис. 65 на стр. 99 объяснить, как образуются водопады. В каком направлении движутся водопады? Используют собственные коллажи « Водопады мира» выполненные дома. Читают сообщения, приготовленные к новой теме «Медовые водопада Кавказа» и «Водопад Кивач» ( опережающее задание) | Формирование ответственного отношения к учению, готовность к самообразованию. | Овладевают основными навыками нахождения необходимого материала в учебнике. Использование географической информации. | Развивать смысловое чтение. Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. |
9 | Закрепление знаний | Организует деятельность по применению новых знаний: практикум «Описание реки по плану» Вопросы к учащимся (в письменном виде): 1. В какой реке течение в среднем быстрее в Волге или Тереке? Почему? 2. Где Волга несет больше воды у Казани или у Волгограда? 2.Конкурс знатоков. Приложение 3. (в зависимости от уровня подготовки класса) | Выполняют работу на стр. 100 описание горной реки. И на стр. 101 описание равнинной реки. | Овладение элементарными практическими умениями для определения количественных и качественных характеристик рек. | Умение строить логическое рассуждение. | |
10 | Домашнее задание | Предлагает домашнее задание на выбор:
| Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник. | Формирование учебно-исследовательской и творческой деятельности при выполнении домашнего задания. | Самоконтроль. | Умение планировать свою деятельность по выполнению домашнего задания. |
11 | Подведение итогов. Рефлексия. | Предлагает дополнить предложение:
7) Все ли мы учебные задачи выполнили? О чем мы сегодня задумались? Как работали в группах? Насколько нам это удалось? 8) Оценки ……. | Определяют уровень достижений своих результатов. И результатов своих одноклассников. Отвечают на вопросы учителя. | Развитие рефлексивно-оценочной деятельности на уроке. | Самооценка. | Умение оценить себя, правильность выполненной учебной задачи. Предложить альтернативные способы решения задачи. |
Приложение 1
Конкурс знатоков:
а) Я – сибирская река
Широка и глубока
Букву «е» на «у» смени –
Стану спутником земли.
(Лена – Луна)
б) Ты, меня, наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина – герой,
Но если «я» на «н» сменяешь,
Сибирской стану я рекой.
(Елисей – Енисей)
в) В Африке известная река,
К ней прибавьте срочно букву «к»
Слово все наоборот прочтите,
Город в Подмосковье отыщите.
(Нил + к = Клин)
г) - Название какой реки состоит из предлога и цифры?
(Припять)
- Какая сибирская река состоит из личного местоимения и предлога?
(Яна)
- Название какой реки у тебя во рту?
(Десна)
- Какую реку можно срезать ножом?
(Прут)
- Какой приток Дона носит название дерева?
(Сосна)
- Какая река Западной Сибири носит название посуды?
(Таз)
Приложение 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов
Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...
Развитие речи обучающихся на уроках географии. Интегрированный урок география - литература.
«Однако трудно найти предмет, который ...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"
В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии. Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)
Тема раздела Южные материкиТема урока Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через литературный образ ма...
Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"
Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...