Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения географии слабовидящих детей
статья по географии

Некрасова Надежда Николаевна

   Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания для развития личности ребенка и, в конечном счете, снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников   Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания для развития личности ребенка и, в конечном счете, снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения географии слабовидящих детей

Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.

           Их цель - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ. Мы должны  научить своих воспитанников использовать полученные знания в повседневной жизни.

   Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания для развития личности ребенка и, в конечном счете, снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое, но и физическое здоровье школьников. Использую на уроках элементы здоровьясбережения как:

1) оптимальная плотность урока;

2) рациональное чередование видов учебной деятельности;

3) уважительный стиль общения;        

4) эмоциональная разрядка;

5) физкультурная пауза;

6)правильная рабочая поза;

7)положительные эмоции — я на верном пути;

8)комфорт и уют в классе.

 На уроках географии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в окружающей среде.

Говоря о климате, целесообразно коснуться вопроса о выявлении особенностей погоды на здоровье, для условий жизни и хозяйственной деятельности населения. При изучении звуковых явлений очень полезными оказываются факты, иллюстрирующие опасное влияние низких звуковых частот (к примеру, в рок-музыке, так популярной у подростков) на функционирование внутренних органов.  В урок, посвященный водным ресурсам, обязательно включаются вопросы, воздействия связанных с ними опасных природных явлений на живые организмы. При изучении некоторых тем беседую с детьми о правильном питании, здоровом образе жизни.

 Например, при изучении темы «Земледелие» 8 класс, можно поговорить с детьми о том: «Какие овощи вы едите чаще других?», «В чём их польза для вашего организма?», Какие продукты нужно обязательно вводить в рацион, чтобы заботиться о своём зрении, особенно в компьютерный век?», «Что такое «рыбный день»?», «Какой продукт необходим для здоровых и крепких зубов?». Или, как пример, урок в 7 классе на тему: «Страны Азии». - Почему Японию называют нацией здоровых людей? - Почему японцы живут долго? Размышление на тему «Японская трагедия 11 марта  2011. Взрыв на Фукусиме.  Как влияет радиация на организм человека?»

В настоящее время принято рассматривать образовательный процесс параллельно с оздоровительным, поскольку гармоничное развитие подрастающего поколения подразумевает наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности формирование духовности, нравственности и здоровья индивида. В последние года накоплено достаточно много данных о том, что проблему здоровья нельзя решить только силами органов здравоохранения.

Особое место и значение имеют уроки-экскурсии, уроки-практикумы на местности, где главными целями являются уменьшение психологической нагрузки на учеников в связи с большой теоретизацией учебного материала, достижение усвоения учащимися особенностей природных компонентов и физико-географических процессов своей местности, в движении по маршруту. Практическая работа «Глазомерная съемка участка местности», где отрабатываются учебные навыки работы с компасом, закрепляются понятия азимута, маршрутной сьемки ученики в течение 40 мин находятся в постоянном движении на свежем воздухе.

  1. Кроме того, на уроке используются географические физкультминутки для разгрузки психо-физического напряжения. Все географические физкультминутки проходят энергично, нескучно, помогают учиться, играя. Происходит и физическая,и психологическая релаксация. Существуют примеры физпауз, приведу примеры некоторых упражнений. «Указатель» .Дети выходят из-за парт и складывают впереди себя вытянутые руки в виде указателя. Учитель задает вопросы:
  • В каком направлении находится Москва?
  • Покажите, в какой стороне от нас Белое море?
  • Куда течет река Волга?
  • Где находится северный полюс? и т.п.

Ученики должны сориентироваться относительно сторон горизонта и повернуться, как указатель, в направлении искомого объекта. За минуту, стремясь выполнить задание как можно быстрее, дети поворачиваются 5—6 раз, что вполне достаточно для снятия усталости. Попутно отрабатываются навыки ориентирования, знание географической номенклатуры, умение представлять карту, как образ пространства.

  1. «Компас». Упражнение, подобное предыдущему, но выполняется с руками, разведенными в стороны на уровне плеч. Кроме того, совершаются повороты головы, так как лицо должно смотреть, как стрелка компаса, в сторону севера. Амплитуда и скорость движений увеличиваются за счет темпа заданий:

                Стрелка компаса смотрит на север - Азимут 180 градусов- Азимут 270 градусов.-Магнитная            аномалия ( Стрелка” беспокоится) и т. д.

  1. «Флюгер» Ученики поднимают руки вперед на уровне плеч и ладонями наружу, как флюгарка. Отрабатывается важное географическое понятие о том, что ветер называется по той стороне горизонта, откуда дует:

Ветер дует с севера - Ветер юго-восточный – Штиль- Ветер переменных направлений и т.п.

4. «Географический театр» Учащимся предлагается представить те или иные процессы и     явления в динамике, как пантомиму: «Цунами» , «Ураган», «Шторм», «Айсберг», «Ветровые волны», «Смерч», «Тропический ливень», «Землетрясение», «Извержение Вулкана», «Снежная лавина» и т. д. Каждый старается изображать, как можно артистичнее, в движение вовлекается все тело.

Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствую грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения биологии в условиях школы-интерната.

                                   Традиционная организация образовательного процесса (в том числе урок...

Использование информационных технологий в процессе обучения географии

Использование информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задач...

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе (VIII вида)»

"Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе"...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников

Реализация  здоровьесбережения  в образовательном процессе невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции...

План по самообразованию на тему: «Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения»

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…&raqu...

Статья "Современные подходы к использованию здоровьесберегающих технологий в процессе обучения начальных классах школы"

Тема здоровьесберегающих технологий в начальном образовании детей с важна и актуальна в современном начальном образовании, так как в многочисленных исследованиях ученых убедительно доказывается влияни...

План самообразования по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников с ОВЗ»

План самообразования по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников с ОВЗ». По данному плану предстоит работа с 2018 по 2021 год. По...