Статья "Современные подходы к использованию здоровьесберегающих технологий в процессе обучения начальных классах школы"
статья

Петрова Елена Александровна

Тема здоровьесберегающих технологий в начальном образовании детей с важна и актуальна в современном начальном образовании, так как в многочисленных исследованиях ученых убедительно доказывается влияние существующей системы обучения на здоровье и развитие подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Современные подходы к использованию здоровьесберегающих технологий в процессе обучения начальных классах школы»

Петрова Е.А.

Петрова Е.А. – учитель ГБОУ школы №432 Колпинского района Санкт-Петербурга.

Аннотация: тема здоровьесберегающих технологий в начальном образовании детей с важна и актуальна в современном начальном образовании, так как в многочисленных исследованиях ученых убедительно доказывается влияние существующей системы обучения на здоровье и развитие подрастающего поколения.

Ключевые слова: здоровьсбережение, технологии, образование, дефектология.

В течение последних лет учителя акцентируют больше внимания на проблемы обеспечения здоровья обучающихся. Педагоги стремятся включить различные виды деятельности такие, как двигательные, интеллектуальные, эмоциональные в соответствие с особенностями индивидуальными и возрастными, для того чтобы создать условия для самовыражения детей. Для этого учителя применяют программы и методики формирования ценностей здорового образа жизни у младших школьников, также различные способы укрепления их здоровья.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном учреждении базируются на трех методологических принципах (по Н.К. Смирнову):

  • сохранение,
  • укрепление,
  • формирование здоровья учащихся.

Суть принципа сохранения здоровья составляет гомеостаз как способность организма обеспечивать постоянство своей внутренней среды под влиянием внешних воздействий. Этот принцип реализуется через соблюдение требований и санитарно-гигиенических норм.

Принцип укрепления реализуется за счет наличия различных способов для повышения адаптации школьников к стрессовым ситуациям, возникающим в процессе обучения. Образовательно-воспитательный процесс должен быть направлен на обогащение опыта обучающихся. Также он должен соответствовать цели укрепления здоровья. При правильных условиях: учет индивидуальных особенностей школьника, правильная дозированность стрессоров, рост резервов здоровья обучающихся будет возрастать.

Третий принцип формирования здоровья включает формирование мотивации обучающихся к соблюдению здорового образа жизни и его ценностей, также это стремление получать валеологические знания и умения. Принцип реализуется с помощью учебных материалов и их содержания, в которых дети получают знания о здоровье и здоровом образе жизни, формируют ценности здоровья и способы его достижения.

Эффективность реализации перечисленных выше принципов зависит от целенаправленной педагогической работы. Следовательно, очевидна роль педагога в обеспечении здоровьесбережения младших школьников.

Главным принципом является принцип здоровьецентризма, заключающийся в целевой ориентации педагогов на здоровье как главную ценность и результат педагогической деятельности; также это направленность учебного процесса на формирование у учеников интереса к здоровому образу жизни; правильные методы и формы организации видов деятельности, которые не приводят к снижению состояния здоровья обучающихся.

Сейчас накоплен значительный практический и теоретический материал по обеспечению сохранения здоровья школьников в воспитательно-образовательном процессе на уроке. В этом направлении работают ученые Смирнов Н.К., Петров К.П., Тверская Н.В., Халемский Г.А. и многие другие. Анализ научно-методической литературы показывает, что ученые большое внимание уделяют вопросам введения здоровьесберегающего содержания в различные учебные дисциплины: физкультуру, биологию, основы безопасности и жизнедеятельности и другие.

При организации урока в соответствии со здоровьесберегающими технологиями, по мнению Н.К. Смирнова, следует большое внимание обращать на 3 основные группы факторов, которые влияют на работоспособность учеников:

  • физиологического характера (пол, возраст, состояние здоровья и др.),
  • физического (освещение помещения, температура воздуха, шум и т.д.),
  • психического (самочувствие, настроение, порицание, поощрение и др.).

Проведенный анализ научной литературы показывает, что предлагаемые учеными и практиками отдельные способы обеспечения здоровья учащихся на уроке не решают в полной степени рассматриваемую проблему. В то же время накопленный теоретический и практический материал позволяет обозначить основные ориентиры для разработки методических рекомендаций применения оздоровительно-развивающих приемов как основы здоровьесозидающего потенциала занятия.

Здоровье - это понятие комплексное. Оно зависит от качества употребляемой пищи, экологической обстановки, медицинского обслуживания, профилактической работы медиков и учителей и многое другое. Поэтому главная задача не только родителей, но и образовательных учреждений - это научить вести здоровый образ жизни младших школьников, а также научить беречь свое здоровье.  Это выражается через целенаправленное обучение воспитанников здоровому образу жизни, привитие гигиенических навыков, это использование здоровьесозидающих технологий в процессе обучения, то есть использование на уроках физкультминуток, зарядок для глаз, проведение подвижных игр на переменах, также это частая смена и чередование различных видов деятельности. Проведение дней здоровья в образовательном учреждении, тематических праздников, посвященных здоровью и спорту. Работа с семьей и педагогическим коллективом.

Сегодня традиционная классно-урочная система организации учебного процесса становится достаточно ограниченной, поэтому актуален поиск более эффективного применения современных образовательных технологий.

Понятие «технология» - это системный метод создания, определения, применения процесса преподавания и усвоения знаний детьми с учетомчеловеческих и технических ресурсов и их взаимодействие, ставящее своей задачей оптимизацию форм образования.

Часто очень близко с термином «педагогическая технология» используется термин «методика», поскольку это понятие как совокупность конкретных действий педагога, наиболее близко по смыслу с понятием «образовательная технология». Однако методика описывает организацию и систему работы учителя, а технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Здоровьесберегающая технология – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Главная цель современной школы - это развитие и воспитание детей, которые будут готовы к жизни. Каждый ученик за время обучения в школе получает знания, умения и навыки, которые в дальнейшем будут успешно использоваться им. Данные достижения в современной школе могут быть достигнуты с помощью здоровьясберегающей педагогики, которая представляет собой совокупность методов и приемов учебного процесса, не приносящего ущерба здоровью обучающихся. Учитель тесно взаимодействует с семьей, медицинскими работниками школы, другими педагогами, планирует свою работу в связи с приоритетным направлением сохранения здоровья детей. Можно сказать, что когда учебно-воспитательный процесс решает главную задачу - сохранение здоровья учащихся, то он полностью считается здоровьесберегающим процессом.

Обеспечение обучающимся сохранения здоровья в период всего обучения их в школе, формирование важных знаний, навыков, умений в области здорового образа жизни, использование детьми данных знаний в повседневной жизни - все это является основополагающей целью образовательных здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, для сохранения и укрепления здоровья младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий важно применять вышеперечисленные специфические и общепедагогические принципы в учебно-воспитательном процессе.

Литература

  1. Андреева И.Г. Сохранение и укрепление здоровья школьников – актуальное направление развития содержания образования на этапе инновационного становления России //Стандарты и мониторинг.- 2011. -№3. -С.15-19.
  2. Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни детей: Книга для учителя/ Л.В. Баль, С.В. Барканов, С.А. Горбатенко. – М.: Просвещение, 2005. – 192 с.
  3. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология. -2004. -№1. -С.21-26.
  4. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 152 с.
  5. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика. -2005. -№6. -С.37-44.
  6. Петров К.П. Здровьесберегающая деятельность в школе //Воспитание школьников. -2005. -№2. -С.19-22.
  7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002. -121с.
  8. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.АРКТИ,2003. -270с.
  9. Смирнов Н.К. Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе//Практика административной работы в школе. -2006. -№1. -С.30-38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения биологии в условиях школы-интерната.

                                   Традиционная организация образовательного процесса (в том числе урок...

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе (VIII вида)»

"Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей начальных классов в специальной коррекционной школе"...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников

Реализация  здоровьесбережения  в образовательном процессе невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции...

План по самообразованию на тему: «Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения»

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…&raqu...

План самообразования по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников с ОВЗ»

План самообразования по теме «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников с ОВЗ». По данному плану предстоит работа с 2018 по 2021 год. По...

«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания детей начальных классов в специальной коррекционной школе (VIII вида)»

Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, оч...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения географии слабовидящих детей

 Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания для развития личности ребенка и, в конечном счете, снижают риск школьных ...