Использование информационных технологий в процессе обучения географии
статья по географии на тему
Использование информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_informatsionnykh_tekhnologiy_v_protsesse_obucheniya_geografii.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование информационных технологий
в процессе обучения географии
Основным направлением работы современной школы является использование информационных технологий в процессе обучения. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся, учета их личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможны два вида направления компьютеризации обучения: изучение информатики и также его использование при изучении различных предметов. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно много: это и перегруженность школьных программ, и оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое.
Поэтому я ставлю перед собой цель – поддерживание интереса детей к учению, формирование общеучебных умений и навыков на уроках географии с использованием информационных технологий.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- овладение учащимся прочными и глубокими знаниями;
- развитие познавательных процессов;
- содействие творческому развитию каждого ученика;
- воспитание социально – активной личности.
За годы работы сложились следующие формы применения ИКТ на уроках географии:
- работа в Word: тексты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал;
- работа в PowerPoint: мультимедийные презентации учителя и учеников;
- работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;
- использование Internet и медиаресурсов: дополнительный материал (тексты, карты, иллюстрации и т.д.)
Применение данных форм работы позволяет не только создать условия для экономии времени и затрат труда учителя, но и осуществлять работу по стимулированию и развитию познавательного интереса учащихся, формирования у них навыков работы с информацией.
Условно «уроки с использованием компьютера можно разделить на несколько групп: уроки – презентации, виртуальные экскурсии, проекты, тестирование и другие.
Уроки-презентации
В программе PowerPointя создаю презентацию своего урока. На уроках использую как свои презентации, так и презентации своих коллег. Это позволяет мне полнее раскрыть материал, реализовать межпредметные связи с литературой, историей, биологией.
Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа занятия. Они практически заменяют традиционный мел и доску. Презентации удобны тем, что отбирается именно тот материал, который необходим для конкретного урока и в нужной последовательности. Это позволяет сделать урок более ярким, увлекательным.
Многие изучаемые географические объекты, такие, как горы и равнины, моря и океаны, промышленные предприятия и сельскохозяйственные угодья, не могут быть показаны учениками непосредственно. Поэтому использую на уроке демонстрационные средства: картины, анимации, видеозаписи, слайды – что способствует формированию у школьников образных представлений. Ещё одним положительным моментом презентации является постоянное наличие информации перед глазами детей, а также возвращение при необходимости к нужной информации. Презентации дают возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме. Применяя презентации, учитель использует методы активного, деятельного обучения. Беседы становятся интереснее, эмоциональнее.
Виртуальные экскурсии
Посетить многие государства мира можно, не выходя из компьютерного класса. Чтобы организовать урок с посещением виртуального государства, необходимо составляю маршрут или формулирую запрос поиска информации для учащихся. Важным является организация работы с полученной информацией. Необходимо, чтобы результатом виртуальной экскурсии стала творческая работа: доклад, сообщение, презентация, заполненная таблица, ответы на вопросы и другое.
Проектная деятельность
Современный учащийся должен не только использовать существующие информационные ресурсы, но и научиться создавать собственные ресурсы. Учащиеся должны самостоятельно представлять и выражать свои знания. Проект компьютерного урока, который учащиеся готовят сами, позволяет закрепить и углубить знания, повысить уровень овладения умениями и навыками: главным из которых способствует исследовательскому методу работы, а также способности критически осмыслить информацию (аналитический метод работы), отработать речевые навыки.
Учебный предмет география в этом отношении уникален. Он позволяет интегрироваться с другими учебными дисциплинами, соединять научные сведения из самых разных областей знаний для более полного их осмысления и объяснения, построения логических цепочек и нахождения причинно-следственных связей. Цель такой работы — не столько в получении дополнительных знаний об окружающем мире, сколько для социализации личности, формирования у школьников адекватных представлений о сути природных, социальных и экономических явлений с одновременным воспитанием экологической и экономической культуры. Элементы проектной деятельности я использую на всех ступенях обучения географии, но наиболее творчески, продуктивно, с достижением глубокого и осознанного уровня усвоения материала работа выполняется старшеклассниками.
Начиная обдумывать конкретные проекты, всегда задаешься вопросом: как сделать так, чтобы работа была действительно проектной и не допустить того, чтобы она сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Важным моментом является погружение в проект, выражающийся в пробуждении у учащихся интереса к идее, теме проекта. Если идея, положенная в основу, интересна, актуальна — это очень важно, но она еще и должна находиться в зоне ближайшего развития.
Нахождение темы, отвечающей всем вышеперечисленным условиям, — самая настоящая удача, залог плодотворной работы и будущего признания проекта. Это мотивация к новой деятельности.
Тестирование
При помощи информационных технологий на уроках провожу проверку знаний учащихся. Для этого использую компьютерные тесты, составленные самостоятельно и готовые тесты, предлагаемые на различных дисках. Тестовые задания могут быть различных типов: вопросы с несколькими вариантами ответов; вопросы, ответы на которые должны вводиться тестируемым с клавиатуры; вопросы, для ответа на которые нужно установить соответствие между элементами двух или трех списков; вопросы, где в качестве ответа нужно указать правильную последовательность элементов в предлагаемом списке.Проверку осуществляю как индивидуально, так и по группам.
Для развития интереса к географии, для расширения кругозора учеников предлагаю учащимся творческие, самостоятельные домашние задания с использованием компьютерных технологий: создание презентаций. Например, в 7 классе можно создать презентации при изучении органического мира материков, населения и стран, 8 классе при изучении природы отдельных природно-территориальных комплексов, в 9 классе – презентации по темам «Города России», «Города науки», «Военно-промышленный комплекс России» и т.д.
Насыщенность школьной географии статистическим материалом дает широкое поле деятельности и творчества для использования средств MSExcel учителями географии. К тому же можно большее количество времени уделять практическим работам учащихся для решения задач различных уровней сложности.
Я твердо убеждена, что ИКТ в работе учителя географии дают необозримые возможности в деле повышения качества обучения, развивают педагогику сотрудничества. Древняя наука География удивительно молодеет, приобретает новое творческое лицо, юных почитателей и талантливых поклонников.
Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности - это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результативность использования информационных технологий в процессе обучения
Выпускная квалификационная работа...
Использование информационных технологий в процессе обучения татарскому языку
Новые технологии, оборудования и технические средства стремительно ворвались в нашу жизнь, и перед нами встала задача использования современных информационных технологий в качестве своих помощников в ...
Возможности использования информационных технологий в процессе обучения химии
Статья об использовании ИКТ - технологий и компьютера на уроках химии...
Использование информационных технологий в процессе обучения математике
Статья "Использование информационных технологий в процессе обучения математике"...
Использование информационных технологий в процессе обучения физике
Использование информационных технологий в процессе обучения физике...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению информационной технологии в процесс обучения географии.
Данная работа содержит теоретическое обоснование выбора, структуры и сроков реализации проекта....
Использование современных технологий в процессе обучения географии
Выступление Манько С.Г. "Использование современных технологий в процессе обучения географии"...