Движение земной коры(2), 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс)

Шутова Галина Николаевна

Цели: сформировать у учащихся представление о движениях земной коры;

сформировать у учащихся знания об извержениях вулканов, о внешних процессах, изменяющих земную поверхность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_26_27_dvizheniya_zemnoy_kory2.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: география

Класс: 5а, 5б, 5в, 5г

Учитель: Шутова Галина Николаевна

УМК: «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. 5 – 6 классы

№ урока: 26, 27

Тема урока: Движения земной коры (2).

Цели: сформировать у учащихся представление о движениях земной коры;

сформировать у учащихся знания об извержениях вулканов, о внешних процессах, изменяющих земную поверхность.

Личностные УУД: 

- развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД:

- определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения.

Познавательные УУД:

- описывают строение вулкана;

- раскрывают закономерности географического распространения вулканизма, условия жизни людей в сейсмических районах.

Коммуникативные УУД:

- умеют уважительно относится к позиции другого, договариваться.

Технологии обучения: личностно – ориентированное обучение, сотрудничество

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, фронтальная.

Техническое оборудование: атласы, учебник, ИКТ.

Структура и ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация (самоопределение) к деятельности

Учитель задаёт учащимся загадку:

Ото сна гора проснулась,
Забурлила, закипела.
И из шапки вверх взметнулось
Много дыма, сажи, пепла.
Лаву льёт, как мёд, густую.
Как назвать гору такую?

Учащиеся отгадывают загадку: вулкан.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Какое строение имеет вулкан, как  происходит  извержение вулкана?

Для начала давайте выясним, что же такое вулкан?

Название слова «вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана.

По древнеримскому мифу под землей жил бог кузнечного дела Вулкан. В его кузнице всегда было раскалено, стоял грохот. Иногда бог приоткрывал  двери в свое царство  и оттуда вырывался огонь, дым. В дальнейшем все места на Земле, где были найдены огнедышащие горы, стали называть вулканами.

   Древние народы считали, что извержение вулкана – это великий гнев богов. В переводе с латинского языка вулкан означает «бог огня».

Учащиеся высказывают свои предположения.

Познавательные: поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей

Регулятивные: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;

Коммуникативные: умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других

3.Первичное усвоение новых знаний

Найдите в тексте учебника (с. 77) определение понятия «вулкан».

Вулканы образуются в результате проникновения магмы в трещины земной коры и извержения её в виде лавы, пепла, вулканической пыли и бомб.

Организует работу учащихся с учебником по определению строения вулкана.

В местах извержения вулканов сквозь трещины горных пород бьют горячие и тёплые источники. Их энергия используется в Исландии, в России (на Камчатке). Термальные воды обладают целебными свойствами (курорты в Италии, России (Кавказ, Алтай, Камчатка).

Вулканический пепел является удобрением, поэтому в районах извержения вулканов люди занимаются земледелием.

Вулкан – конусообразная гора, образованная застывшей лавой, с кратером наверху.

1.    Магма – расплавленное вещество мантии.
2.    Очаг магмы – область  в верхней части мантии, где находиться магма.
3.    Жерло – канал, по которому магма поднимается на поверхность.
4.    Кратер – углубление на вершине вулкана.
5.    Лава – излившаяся на поверхность магма с очень высокой температурой (до 1000
0)

Познавательные: поиск нужной информации, сравнение и классификация, установление причинно-следственных связей

Коммуникативные: умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других

Личностные: рассуждение

4.Первичное закрепление

Работа с текстом учебника (с. 78 – 79).

  1. На какие виды делятся вулканы? (действующие и потухшие).
  2. Каким образом обозначаются действующие и потухшие вулканы на карте?

(действующие – красной звёздочкой, потухшие – чёрной)

Кроме внутренних сил Земли на формирование рельефа оказывают влияние внешние силы.

Выветривание – разрушение горных пород под действием различных факторов.

Выветривание бывает физическое, химическое, органическое.

Работа текучих вод может быть разрушительной, транспортной, созидательной. В результате образуются вымоины, овраги, балки.

В результате деятельности подземных текучих вод образуются пещеры.

Работа ветра также может быть разрушительной, транспортной, созидательной. В результате образуются дюны и барханы.

«Верю – не верю»

1.Верите ли вы, что во время горизонтальных движений образуются горы? (да)

2.Верите ли вы в то, что место на поверхности Земли над очагом землетрясения называется гипоцентром? (нет)

3.Верите ли вы в то, что цунами могут достигать высоты 60 метров? (да)

4.Верите ли вы в то, что у вулканов вода фонтанирует в виде кипятка? (да)

5.Верите ли вы в то, что канал в вулкане, по которому движется магма, называется кратером? (нет)

Коммуникативные: умение выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других

Регулятивные: формулирование ответов, применяя полученные знания.

6.Рефлексия деятельности

- О чем мы говорили на уроке?

- Что вам больше всего запомнилось?

- Что вызвало наибольшие затруднения?

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные: проводят саморегуляцию эмоциональных и функциональных состояний.

7.Задание на дом

П. 23, задание 16 на с. 38 («Мой тренажёр»)

Записывают домашнее задание и слушают рекомендации по его выполнению.

Задание 16 на с. 38 («Мой тренажёр»)

Используя физическую карту полушарий в учебнике, заполните таблицу.

Название вулкана

Где находится

Абсолютная высота

Координаты

Действующий или потухший

Ключевская Сопка

Северо-восток Евразии, России (п.-ов Камчатка)

4688 м

560 с. ш., 1610 в. д.

действующий

Эльбрус

Юго-запад Евразии (Кавказ)

5642 м

440 с. ш., 430 в. д.

потухший

Этна

О. Сицилия

3323 м

380 с. ш., 150 в. д.

действующий

Везувий

Юго-запад Евразии (Италия)

1279 м

410 с. ш., 160 в. д.

действующий

Фудзияма

Восточнее Евразии, Япония

3776 м

350 с. ш., 1390 в. д.

действующий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Движение земной коры", 6 класс

Развёрнутый план-конспект  урока, прикреплен вариант самоанализа урока. Материал позволит не только отлично провести урок, но и представить его администрации школы или гостям....

Урок географии по теме Движение земной коры. 6 класс.

ДВИЖЕНИЯ  ЗЕМНОЙ  КОРЫ.6 класс.Тема урока: «Движения земной коры»Тип урока*: традиционный урок с использованием информационных технологий. (*по С.Г. Манвелову).Цели урока: сформировать у уча...

УРОК В 6 КЛАССЕ "ДВИЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ КОРЫ"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "ДВИЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ КОРЫ",ПРЕЗЕНТАЦИЯ,А ТАКЖЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ...

Буклет для практической работы в 6 классе по теме "Движения земной коры.Вулканы.Гейзеры"

В буклете предложены разнообразные формы проверки изучения темы "Движения земной коры. Вулканы,гейзеры." Работа проводится в виде географического практикума с использованием карт атласа. В ходе работы...

План-конспект урока в 6 классе "Движение земной коры".

План-конспект урока. 6 класс. Изучение нового материала. Тема:"Движение земной коры"....

Разработка урока географии в 6 классе «Движение земной коры. Вулканизм»

Учебник “Начальный курс географии” Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, “Дрофа”, М- 2017 г.; Тип урока: комбинированный.Цели: способствовать формированию представлений о земле...

Технологическая карта урока географии "Движение земной коры" 6 класс

Технологическая карта урока разработана с целью создания условий для формирования представлений обучающихся о видах движений  земной коры,  землетрясениях и вулканах на уроках географии....