"Движение земной коры", 6 класс
методическая разработка по географии (6 класс) на тему
Развёрнутый план-конспект урока, прикреплен вариант самоанализа урока. Материал позволит не только отлично провести урок, но и представить его администрации школы или гостям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvizheniya_zemnoy_kory_6_kl..doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
6.19
Тема: «Движения земной коры».
Эпиграф урока: Хребтами горбились породы,
Взрывались, плавились, кипя.
И миллионы лет природа
Лепила самое себя.
Тип урока: комбинированный
Задачи:
- Образовательная – познакомить учащихся с видами движения земной коры, сформировать представление грабене, горсте, видах залегания горных пород;
- Развивающая – создать условия для раскрытия причин и следствий стихий литосферы, развивать умение работать с картами атласа;
- Воспитательная – продолжить воспитание личностных качеств учащихся, способность работать в коллективе.
Оборудование: физическая карта полушарий, карты атласа.
Географическая номенклатура: Скандинавский полуостров, Норвегия, Скандинавские горы, Великие Африканские разломы, Нидерланды, Гималаи, Анды.
Ход урока
Элемент урока и время, затраченное на него | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент 3 минуты | Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку. Проверка правильности заполнения календаря погод. | Взаимное приветствие, проверка правильности заполнения календаря погод. |
Проверка усвоения знаний 10 минут | На прошлом уроке мы с вами говорили о строении Земли. Какое строение имеет наша планета? Как называется каменная оболочка Земли? Что входит в ее состав? Какова максимальная мощность земной коры, где она наблюдается? Каково строение земной коры, есть ли различия между материковой и океанической земной корой? Как изучают земную кору, зачем это нужно? | - планета имеет оболочечное строение: в центре – ядро, обволакивает его мантия, верхний тонкий слой – земная кора. - литосфера, включает в себя земную кору и часть мантии. - 70 – 80 км., на материках под горными системами. - состоит из слоев: верхний – осадочный, средний – «гранитный», нижний – «базальтовый». В океанической коре «гранитный» слой отсутствует, ее мощность 3 – 5 км. - геологи изучают обнажения горных пород, бурят скважины и шахты, используют возможности геофизики и сейсмологии, космические спутники. Это нужно для получения сведений о строении земной коры, о происхождении горных пород, их изменении во времени, их составе. |
Постановка учебных задач урока 2 минуты | Также на прошлом уроке мы познакомились с некоторыми особенностями внутренних оболочек Земли. Однако непосредственно соприкасаемся мы только с земной корой, поэтому и изучать ее будем более подробно. Сегодня поговорим о процессах, происходящих в земной коре. На Скандинавском полуострове, на побережье Норвегии, далеко от побережья вбиты колышки, к которым раньше привязывали лодки. Почему колышки для лодок находятся не у самой кромки воды? Т.е. земная кора движется. Это и есть тема сегодняшнего урока. | - земная поверхность поднялась. Записывают тему урока в свои тетради. |
Изучение нового материала 15 минут | Предположите, какие направления могут иметь движения земной коры. Заполним схему (приложение)
И те, и другие движения очень медленные, всего несколько см. в год, поэтому заметить результаты этих движений можно только через сотни лет. Решите задачу: какую высоту будут иметь Скандинавские горы через 100 лет, если скорость поднятия – 2 см. в год при условии равномерного поднятия. В свою очередь горизонтальные движения могут быть направлены как навстречу друг другу, так и в противоположные стороны. При движении навстречу отдельных участков земной коры горные породы сминаются в складки. Что при этом образуется? При движении в противоположные стороны отдельных участков земной коры образуются глубокие трещины – разломы. Тектоника – наука о строении земной коры. На карте «Строение земной коры» найдите участки Земли, где расположено большое количество разломов. Этот район называется Великие Африканские разломы. А теперь посмотрим на результаты вертикальных движений. Как вы думаете, могут ли на одной территории наблюдаться медленные вертикальные и горизонтальные движения? Когда эти движения накладываются, образуется система горстов и грабенов. горст грабен Дайте определение этим структурам.
Скажите, на образование горстов и грабенов может влиять возраст горных пород на территории? Какие породы более твердые, молодые или старые? Так значит, при каких условиях возникают горсты и грабены? | - вертикальные и горизонтальные. Последовательно заполняют схему в своих тетрадях. 2 см. * 100 лет = 200 см = 2м. - горы. - что такое «тектонические» разломы? Работая с картой, определяют, что на территории Восточной Африки находится большое количество тектонических разломов. - да. - грабен – участок земной коры, опущенный относительно прилегающих участков, а горст – поднятый. ? - старые. - там где территория сложена твердыми горными породами. |
Первичное закрепление 7 минут | Пользуясь текстом параграфа №18, приведите доказательства существования медленных вертикальных движений земной коры. Молодцы! Скажите, а есть ли движение, которое совмещает в себе быстрые горизонтальные и вертикальные движения? И это тема нашего следующего урока. | Учащиеся читают текст параграфа и отвечают на поставленный вопрос: - треть территории Нидерландов сейчас находится ниже уровня моря; - Венецию поглощают воды моря; - горы Гималаи, Анды растут на несколько см. в год. - да, это землетрясение. |
Оргмомент, Домашнее задание 3 минуты | Параграф №18, задание 6. Привести примеры, каким образом могут залегать горные породы. Учитель оценивает работу класса и отдельных учеников на уроке. | Записывают домашнее задание в дневник. |
Приложение к уроку 6.19
ВИДЫ ДВИЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ КОРЫ
горст
грабен
Схема записи самоанализа урока
ФИО учителя Горшкова Анна Юрьевна
Дата проведения 10.11.08 класс 6 «Е»
Тема урока Движения земной коры
- Подготовленность кабинета к проведению урока:
санитарное состояние удовлетворительное, классная комната проветрена
подготовка рабочих мест учащихся большая часть класса к уроку готовы, 3 человека забыли атласы.
оборудование физическая карта полушарий, карты атласа.
2. Задачи урока:
- образовательные: познакомить учащихся с видами движения земной коры, сформировать представление грабене, горсте, видах залегания горных пород;
- развивающие: создать условия для раскрытия причин и следствий стихий литосферы, развивать умение работать с картами атласа;
- воспитательные: продолжить воспитание личностных качеств учащихся, способность работать в коллективе.
3. Тип урока комбинированный
- Фиксация деятельности учителя и учащихся
Структур-ные элементы урока и время, затрачен-ное на них | Содержание работы | Методы и приемы, используемые учителем | Формы и виды деятельности учеников |
Оргмомент 3 минуты | Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку. Проверка правильности заполнения календаря погод. | Репродуктивный метод, учитель из урока в урок проверяет правильность заполнения календаря погоды. | Учащиеся заполняют календарь погоды по образцу. |
Проверка усвоения знаний 10 минут | Определение уровня усвоения знаний, касающиеся темы предыдущего урока «Строение Земли и методы его изучения»; коррекция обнаруженных недочетов. | Репродуктивный метод, проверка усвоенных на прошлом уроке знаний с помощью фронтального опроса. | Учащиеся отвечают на вопросы учителя, всем классом участвуя в обсуждении. |
Постановка учебных задач урока 2 минуты | Постановка перед учениками учебной проблемы, сообщение темы урока. | Учитель ставит перед учащимися проблему. | В ходе эвристической беседы высказывают предположение о способе решения проблемы. |
Изучение нового материала 17 минут | Сообщение учителем нового материала, организация восприятия, осознания, осмысления, систематизации изучаемого материала учащимися. | Объяснительно – иллюстративный метод (рассказ, объяснение) с элементами проблемного изложения. | Усваивают готовую информацию, следят за логикой решения проблемы, отвечают на вопросы учителя. |
Первичное закрепление 7 минут | Проверка понимания учащимися усвоения сущности новых понятий. | Организация самостоятельной работы учащихся с учебником. | Работа с книгой, поиск ответа на вопрос в тексте учебника |
Оргмомент Домашнее задание 3 минуты | Подведение итогов работы класса в целом и отдельных учащихся, инструктаж по выполнению домашнего задания. | Объяснение учителем содержания домашнего задания. | Записывают домашнее задание в дневник, при необходимости делают пометки на полях тетради. |
- Фиксация основного содержания в сознании учащихся (закрепление) поскольку урок комбинированный и в начале урока 10 минут было потрачено на определение уровня усвоения знаний, полученных на прошлом уроке, на первичное закрепление было потрачено 7 минут. В начале урока был использован метод фронтального опроса,при котором были учтены реальные учебные возможности учащихся, т.е. осуществлен дифференцированный подход. При первичном закреплении учащимся было предложено поработать с текстом учебника. Если учащийся не может сразу дать исчерпывающий ответ или ошибочный, учитель с помощью системы вопросов подводит его к правильному ответу.
- Задание на дом в состав домашнего задания включены как познавательные, так и творческие задачи, т.е. нужно не только ответить на поставленный вопрос, но и отобразить информацию в виде рисунка ( в зависимости от возможностей учащихся)
- Качества действий учителя и учащихся несмотря на то, что в классе много детей, большая их часть активна на уроке, проявляет заинтересованность, обладает высокой мотивацией к осуществлению учебной деятельности в течение всего урока, поэтому работать с ними легко, учитель неоднократно использовал положительные оценочные суждения, что также способствовало активизации деятельсти учащихся.
- Итоговая оценка результатов урока при объяснении нового материала (относительно связи между возрастом пород и их твердостью) учащиеся немного растерялись, поэтому учитель привел пример из жизни (горные породы сравнили с конфетами), что вызвало всплеск эмоций у учащихся , этот этап урока затянулся на 2 минуты. В результате домашнее задание было объявлено после звонка. Однако это не повлияло на результативность урока, намеченный план был выполнен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии по теме Движение земной коры. 6 класс.
ДВИЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ КОРЫ.6 класс.Тема урока: «Движения земной коры»Тип урока*: традиционный урок с использованием информационных технологий. (*по С.Г. Манвелову).Цели урока: сформировать у уча...
УРОК В 6 КЛАССЕ "ДВИЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ КОРЫ"
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "ДВИЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ КОРЫ",ПРЕЗЕНТАЦИЯ,А ТАКЖЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ...
Буклет для практической работы в 6 классе по теме "Движения земной коры.Вулканы.Гейзеры"
В буклете предложены разнообразные формы проверки изучения темы "Движения земной коры. Вулканы,гейзеры." Работа проводится в виде географического практикума с использованием карт атласа. В ходе работы...
План-конспект урока в 6 классе "Движение земной коры".
План-конспект урока. 6 класс. Изучение нового материала. Тема:"Движение земной коры"....
Разработка урока географии в 6 классе «Движение земной коры. Вулканизм»
Учебник “Начальный курс географии” Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, “Дрофа”, М- 2017 г.; Тип урока: комбинированный.Цели: способствовать формированию представлений о земле...
Технологическая карта урока географии "Движение земной коры" 6 класс
Технологическая карта урока разработана с целью создания условий для формирования представлений обучающихся о видах движений земной коры, землетрясениях и вулканах на уроках географии....
Урок географии в 5 классе по теме «Движение земной коры»
Урок географии на тему «Движения земной коры. Землетрясение» предназначен для 5 класса с использованием системно - деятельностного подхода. Данная разработка ориентирована на УМК А.И...