План-конспект урока в 6 классе "Движение земной коры".
план-конспект урока по географии (6 класс)

Буянкова Лариса Николаевна

План-конспект урока. 6 класс. Изучение нового материала. Тема:"Движение земной коры".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 13.

6 класс.

Тема. Движение земной коры.

Цели: 1. Изучить виды движения земной коры: медленные, вековые движения земной коры, быстрые движения земной коры, землетрясение, эпицентр, очаг землетрясения, сейсмический пояс, вулкан, вулканический конус, лава. Показать на примерах взаимосвязь тектонических процессов в зависимости от строения земной коры.

2. Выработать умение работать с тематическими картами, используя метод наложения информации, делать выводы.

3.  Выявить последствия опасных природных явлений, изучить правила поведения в условиях опасных для жизни и здоровья при землетрясении и извержении вулкана.

Оборудование: физическая карта мира, коллекции горных пород и минералов, фрагмент видео фильма о землетрясении и вулканизме, таблица «Землетрясение», рисунок — схема «Строение вулкана», репродукция картины «Последний день Помпеи» К.П.Брюллова

Этапы урока

Оборудование

Действия учителя

Действия учащихся

1. Оргмомент.

Слайд. Горные породы и минералы

Организует учащихся, проверяет подготовленность к уроку.

Наличие тетради, учебника, атласа

2.Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

Вопросы на слайде.

Вопросы:

1. Каково происхождение горных пород, слагающих нашу местность? Приведите примеры.

2.Как называются горные породы, изменившиеся под действием высокого давления и температур?

Приведите примеры.

3. Дайте определение понятия «литосфера», «минерал», «горная порода».

4. Приведите примеры магматических горных пород. Как они образуются?

5. Приведите примеры осадочных горных пород.

Как они образуются?

6. Какая порода оказалась «лишней» в каждом списке?

1) гравий, базальт, известняк,

2) гранит, базальт, мрамор,

3) кварц, слюда, полевой шпат, гранит.

7. Заполните таблицу.

Выбирают из списка: гранит, базальт, песок, уголь, торф, калийная соль, галька, каменная соль, гипс, глина, валуны, мел, пемза.

Магматические

Осадочные

обломочные

химические

органические

8. Какие из этих горных пород можно назвать полезными ископаемыми?

Делает вывод о работе учащихся.

1. Горные породы имеют осадочное происхождение, накопились на дне моря-песок, глина, известняк, ниже магматические-гранит .

2. Метаморфические породы. Известняк-мрамор, кварцевый песок-кварцит, песок-песчанник, смесь песка и гальки-конгломерат.

3. Литосфера-твердая оболочка Земли. Минерал -однородное вещество. Горная порода- состоит из нескольких минералов. Например, гранит.

4. Гранит, базальт. При застывании вещества мантии: излившееся, глубинные.

5. Глина, песок, мел. Отложились на дне глубоких морей или в результате наноса рек .

6. 1) базальт-магматическая г.п.

2 )мрамор, гнейс— метаморфическая г.п.,

3) гранит -г.п.

7. Заполняют таблицу.

Магматические- гранит, базальт, пемза.

Обломочные-песок,галька, глина, валуны.

Химические-калийная соль, каменная соль, гипс.

Органические-уголь, торф, мел.

8.Гранит, базальт песок, глина, калийная соль, каменная соль, гипс. Используются человеком в хозяйственной деятельности.

3. Изучение нового материала.

 

4.Закрепление изученного материала.

5. Домашнее задание

6. Поурочный вывод

Слайд. Схема внутреннего строения Земли.

Показ видеофрагмента о землетрясении

Показ схемы строения вулкана.

Репродукция «Последний день Помпеи» Карл Павлович Брюллов, 1830-1833 гг

Указывает на толщину ЗК.

Чем ближе к мантии, тем становится горячее. Шахтеры, горняки, работающие на большой глубине под землей, испытывают большие неудобства. Какие? и почему?

Вывод: на каждые 100 м с глубиной температура повышается на 3º С.

Представьте тонкую ЗК. Что с ней происходит на глубине 7-9 км?

А вот еще один пример. В учебнике с. 73. Обратите внимание. Викинги, жившие на берегах Скандинавского полуострова, для крепления своих драккаров использовали толстые кольца. Вбивали их в скальные породы крутых отвесных берегов на уровне воды. Прошло много сотен лет. Что же мы сейчас наблюдаем? Сейчас они находятся на высоте примерно 9 м. Что из этого следует?

Абсолютная высота берега увеличилась из-за поднятия в этом месте ЗК. Причем увеличение высоты происходило медленно, но зато непрерывно. Следовательно где-то ЗК поднимается, где-то она может опускаться.

Поэтому сегодня мы рассмотрим движения ЗК.

Рисует схему на доске.

Движения ЗК

Медленные (вековые)

Вертикальные

(поднятие и опускание (прогиб)

Пример.

Образуются плоскогорья, низменности: Окско-донская низменность, Среднерусская возв.

Горизонтальные

несколько см в год. Приводят к образованию складок-гор, тектоническим разломам. Пример. Африканский разлом. Если медленные горизонтальные и вертикальные движения накладываются, то образуются горсты и грабены. Рисует рисунок.

«Горст, грабен»

Быстрые

Есть только одно движение, которое совмещает в себе быстрые горизонтальные и вертикальные движения-землетрясения. Это вторая часть нашей темы. Ежегодно на Земле происходят до 100000 землетрясений. Это деформация земной коры из-за возникающего давления внутри литосферы.

Приводит пример с пружиной. Сжатая пружина, накапливается напряжение. Происходит разрядка напряжения(из-за притяжения Луны, выработки полезных ископаемых, смещение литосферных плит. Появляются сейсмические колебания.

Схема «Очаг и эпицентр землетрясения»

Прочитайте в учебнике и запишите в тетрадях, как называется место, где возникают сейсмические колебания — волны. Эпицентр -?

Подведите итог— сформулируйте определение понятия «Землетрясение».

Землетрясение имеет силу. Сила измеряется в баллах от1 до 12. Прибор для измерения-сейсмограф.

Приводит пример из таблицы учебника с. 77-78.

Определите землетрясение какой силы может разрушить жилые здания?

Для того, чтобы предотвратить гибель людей, проживающих в районах подверженных землетрясениям, работают специалисты-сейсмологи.

Запомните на с. 78

Что называется сейсмологией?

Но это не единственное грозное явление, которое связано с движением ЗК.

Какое еще грозное явление, связанное с движением ЗК, вы можете назвать?

На доске рисует схему строения вулкана, указывая вулканический конус, кратер, жерло, очаг, магма, лава, газ, пепел.

Вывод. Вулканы образуются в результате прорыва на поверхность Земли вещества мантии.

Схема.

На суше-МЗК-в зоне разлома-вулкан

На дне океана-тонкая ОЗК-лава прожигает ЗК-вулкан

Где чаще встречаются вулканы на суше или в океане?

Обратите внимание на рис.52, с. 80. Комментирует рисунок.

Найдите на карте вулкан Везувий.

Рассказ. К.П. Брюллов посетил Помпеи в 1828 г., сделав много набросков для будущей картины про известное извержение вулкана Везувий в 79 году н.э. и разрушение этого города. Его полотно выставлялось в Риме, где получило восторженные отклики критиков.

Вулканы выбрасывают — продукты извержения - пепел (осколки вулканического стекла в форме маленьких треугольников), вулканические бомбы (округлые, вытянутые) и глыбы.

Делает вывод: вулканы, которые извергались и остались в памяти людей, называются действующими. А давно извергшиеся, не оставшиеся в исторической памяти- потухшие.

Найдите на карте вулканы. Они обозначаются звездочкой красного и черного цветов.

С помощью карты-схемы на рис.50 с.79 определите особенности размещения вулканов и зон землетрясений на Земле.

Поясняет, что сейсмические пояса Земли накладываются на тектонические трещины, или мы их называем границы литосферных плит.

Поэтому большинство землетрясений возникает в районах сейсмических поясов, из которых самые крупные — Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский (показывает на карте).

Работа с ключевыми словами.с. 81.

Комментирует задания.

Вывод учителя о работе учащихся на уроке.

Называют строение ЗК, МЗК и ОЗК, ее толщину.

Рассуждают, указывают на строение ЗК, горные породы, близость мантии.

Учащиеся рассматривают рис.43. Викинги и их драккары.

Высказывают свое предположение.

Записывают тему урока. Движения земной коры.

Зарисовывают схему в тетради.

Выписывают на с.75-76. Очаг землетрясения.

Эпицентр.

Землетрясение — это явление связанное с быстрым движением ЗК — разрыв и смещение горных пород, которые вызывают сейсмические колебания.

7 баллов.

Учащийся читает вслух и пересказывает.

Вулкан.

Рисуют схему вулкана.

Учащиеся комментируют схему.

Зарисовывают схему в тетради.

В океане, т. к. там тонкая ЗК.

Определяют местоположение на карте вулкана Везувий.

При рассмотрении карты делают вывод, что вулканы и зоны землетрясений расположены по линиям, обозначающим сейсмические пояса Земли.

2 учащихся (у доски) задают вопросы поочередно по группам. (по 6 понятий). Самопроверка.

Записывают д.з. п. 12, ответить на вопр.с.81, творч.зад. с.81 с обозначением на к. карте.

Вопросы:

1. Каково происхождение горных пород, слагающих нашу местность? Приведите примеры.

2.Как называются горные породы, изменившиеся под действием высокого давления и температур?

Приведите примеры.

3. Дайте определение понятия «литосфера», «минерал», «горная порода».

4. Приведите примеры магматических горных пород. Как они образуются?

5. Приведите примеры осадочных горных пород.

Как они образуются?

6. Какая порода оказалась «лишней» в каждом списке?

1) гравий, базальт, известняк,

2) гранит, базальт, мрамор,

3) кварц, слюда, полевой шпат, гранит.

7. Распределите по группам,

выбрав из списка: гранит, базальт, песок, уголь, торф, калийная соль, галька, каменная соль, гипс, глина, валуны, мел, пемза.

Магматические

              Осадочные

обломочные

химические

органические

8. Какие из этих горных пород можно назвать полезными ископаемыми?

6. Какая порода оказалась «лишней» в каждом списке?

1) гравий, базальт, известняк,

2) гранит, базальт, мрамор,

3) кварц, слюда, полевой шпат, гранит.

Магматические

              Осадочные

обломочные

химические

органические

7. Распределите по группам,

выбрав из списка:

гранит, базальт, песок, уголь, торф, калийная соль, галька, каменная соль, гипс, глина, валуны, мел, пемза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

Разработка урока "Породы, слагающие земную кору"

Тема урока:  Породы, слагающие земную кору.Цели урока:Обучающие:создание  условия  для усвоения  учащимися знаний терминов: «горные породы»,  о  происхождении магматическ...

План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...