УРОК В 6 КЛАССЕ "ДВИЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ КОРЫ"
план-конспект занятия по географии (5 класс) на тему
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "ДВИЖЕНИЕ ЗЕМНОЙ КОРЫ",ПРЕЗЕНТАЦИЯ,А ТАКЖЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
13._dvizhenie_zemnoy_kory._vulkany_geyzery.docx | 173.07 КБ |
13._vulkany._geyzery._goryachie_istochniki.ppt | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
География 6 класс
Урок № 13
Тема урока: Движение земной коры. Вулканы, горячие источники, гейзеры
Дата проведения…………….
Цели урока:
- получить знания о видах движения земной коры;
- получить знания о вулканах, их строении, причинах возникновения.
- сформировать представления о горячих источниках и гейзерах.
Тип урока: изучение нового материала.
Оснащение урока: презентация «Движение земной коры. Вулканы, горячие источники, гейзеры», видеоролики “Вулканы”, «Гейзеры», тест, карта «Сейсмические районы земного шара», иллюстрации, физическая карта мира., атласы.
Формы контроля: индивидуальный, фронтальный
Ход урока
I. Ориентация учащихся на урок
II. Изучение нового материала: Приложение №1.
Движения земной коры. На высоких обрывистых берегах рек, крутых склонах гор и вырытых человеком котловинах обращает на себя внимание различное залегание горных пород. Слои могут залегать горизонтально, наклонно, быть смятыми в складки. Иногда видны разрывы в пластах, смещение одной части относительно другой. Как вы думаете, в чем причина такого разнообразия?
Думаю, что вывод можно сделать только один: земная кора находится в постоянном движении. В одних местах она разламывается, образуются трещины, в других – горизонтально залегающие пласты сминаются в складки. Одни участки опускаются, другие поднимаются.
Хочу обратить ваше внимание на то, что существует причинно-следственная связь, в результате которой происходит движение земной коры.
Итак, главная причина движений земной коры – это процессы, происходящие внутри Земли. Исследование земной коры показало, что одни ее участки более устойчивы, другие – более подвижны.
Давайте вместе с вами рассмотрим и составим схему о том, какие виды движений свойственны земной коре.
Движения земной коры
Землетрясения.
В отдельных частях земной коры происходят грозные явления природы – землетрясения.
В результате толчков из глубин Земли в течение нескольких секунд или даже долей секунды одни участки земной коры поднимаются, другие – опускаются на несколько сантиметров или даже метров. Происходит смещение одних участков земной коры относительно других и в горизонтальном направлении. Причина образования землетрясений – внезапные смещения или разрывы на большой глубине в литосфере.
Место на глубине, где образуется разрыв и смещение пород, называют очагом землетрясения.
Место на земной поверхности, находящееся над очагом, называют эпицентром землетрясения.
Самые сильные разрушения происходят в эпицентре, где подземные толчки направлены снизу вверх. Дальше от эпицентра колебания распространяются во все стороны волнообразно. Сила землетрясения измеряется в баллах, от 1 до 12.
А: 1-2-3-4 балла
Б: 5-6 баллов
В: 7 баллов
Г: 8 баллов
Д: 9 баллов
Е: 10 баллов
Ж: 11 баллов
З: 12 баллов
Сейсмологи – ученые, которые наблюдают, изучают землетрясения. Сейсмограф – прибор, который измеряет и автоматически записывает малейшие движения, сотрясения земной коры.
Вулканы.
Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера ей очень нужен.
Если проход на поверхность дан,
Значит, проснулся грозный вулкан.
Вулканы – особые по форме и составу пород горы.
Строение вулкана
Магма – (от греч. - густая мазь) расплавленная масса глубинных зон Земли.
Мантия – (от греч. – покрываю) – геосфера, окружающая ядро Земли. Вещество находится в твердом кристаллическом состоянии.
Лава – (от лат.- обвал, падение) – магма, излившаяся на поверхность.
- Вулканы бывают действующие, потухшие и заснувшие. Прочитайте учебник и ответьте на вопрос, чем они отличаются. (Уснувшие – об их извержениях в историческое время нет данных, но уверенности в том, что их деятельность прекратилась, нет).
Вулканы
Действующие | Потухшие | Уснувшие |
(которые извергаются, и сведения об этом на памяти человечества. Их насчитывается 800) | (об извержении не сохранилось никаких сведений) | (те, которые потухли вдруг начинают действовать) |
- Как вы думаете, где будет больше вулканов – на дне океанов или на материке? (На дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь).
Виды вулканов.
1.
2. Подводные вулканы.
Найдите вулканы на физической карте мира:
влк. Везувий
влк. Этна
влк. Котопахи
влк. Ключевская Сопка
влк. Фудзияма
влк. Орисаба
влк. Килиманджаро
Горячие источники и гейзеры.
Среди различных проявлений вулканизма наиболее интересными являются паро-водяные вулканы-гейзеры. Очень интересны их извержения.
Вулканы начинают действовать внезапно. Вдруг раздается подземный шум, который то прерывается, то возобновляется с повышенной силой. Вода в воронке гейзера вспучивается, изгибаясь в виде выпуклого свода; появляются пузыри паров; они лопаются на поверхности, и вода взлетает на несколько метров вверх. Затем все стихает, густой белый пар окутывает некоторое время воронку. Взрывы происходят через определенные промежутки времени. Внезапно картина меняется: из глубины раздается страшный грохот, вода снова в воронке сильно вспучивается, на этот раз начинает вихреобразно кружиться и вздыматься вверх; вырывается масса пара, и через несколько мгновений вылетает водяная струя; она поднимается на 30-40 м и рассыпается в воздухе ослепительно белой мельчайшей пылью; водяные брызги еще не успели достигнуть земли, как вдруг вырывается вторая струя, затем третья; с каждым разом они поднимаются все выше и выше. Водяные струи разлетаются во всех направлениях, разбрасываются в стороны, описывают дуги, поднимаются вверх с шипением и шумом, точно ракеты во время фейерверка; огромные облака пара окутывают водяные столбы; в глубине раздается глухой удар, и сопровождении массы камней вырывается последняя огромная струя. Все смолкает…
Когда ветер разнесет густые пары, перед глазами раскрывается лишенная воды воронка, покрытая серо-пепельными натеками. В глубоком канале вода стоит спокойно и тихо, как и во всяком колодце; проходит час – опять слышится грохот, начинается клокотание и шипение воды, чтобы закончиться таким же величественным зрелищем.
Вопрос: Как человек может использовать энергию внутреннего тепла Земли?
- Вулканический пепел – удобрение для растений
- Вулканический туф (горная порода, образованная из рыхлых продуктов вулканических извержений)- возводят здания
- Горячая вода источников и гейзеров- для отопления теплиц и домов
- Пар горячих источников- для вращения турбин электростанций
- Минерализованная горячая вода источников лечит заболевания
Сейсмические районы на земном шаре.
Практическая работа «Определение по карте сейсмических районов земного шара»
III. Закрепление нового материала
Тест.
- Место на глубине, где образуется разрыв и смещение горных пород?
А. эпицентр Б. очаг В. магма - Излившаяся магма называется:
А. жерло Б. лава В. очаг - Место на земной поверхности, находящееся над очагом:
А. очаг Б. эпицентр В. кратер - Канал, по которому поднимается магма:
А. жерло Б. кратер В. очаг - Фонтанирующий источник:
А. вулкан Б. очаг В. гейзер
Вопрос:
Может ли вулкан появиться в твоем дворе?
IV. Оценка знаний учащихся
V. Домашнее задание
§ 18, 19 на контурных картах обозначить вулканы, которые указаны в тексте учебника
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли"
Разработка урокадля 6 класса....
Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".
Тема: Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии горных...
Конспект урока по географии. Тема урока: «Движения земной коры. Вулканизм»
Конспект урока составлен по принципу системно-деятельностного подхода в рамка ФГОС....
Разработка урока "Породы, слагающие земную кору"
Тема урока: Породы, слагающие земную кору.Цели урока:Обучающие:создание условия для усвоения учащимися знаний терминов: «горные породы», о происхождении магматическ...
Презентация интегрированного урока математика +география "Земная кора" 5 класс
Презентация урока...
Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры
География, 5 класс, раздел "Земная кора"...
Технологическая карта урока географии "Движение земной коры" 6 класс
Технологическая карта урока разработана с целью создания условий для формирования представлений обучающихся о видах движений земной коры, землетрясениях и вулканах на уроках географии....