Разработка урока географии в 6 классе «Движение земной коры. Вулканизм»
план-конспект урока по географии (6 класс)
Учебник “Начальный курс географии” Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, “Дрофа”, М- 2017 г.;
Тип урока: комбинированный.
Цели: способствовать формированию представлений о землетрясениях, вулканизме, горячих источниках и гейзерах; создать условия для формирования умения выявлять закономерности распределения землетрясений и вулканизма, устанавливать с помощью географических карт главные сейсмические пояса на Земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekrasova_e.b._urok_geografii.docx | 431.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Некрасова Е.Б.
6 класс, география.
Урок «Движение земной коры. Вулканизм»
Используемые ресурсы:
-физическая карта мира;
-учебник “Начальный курс географии” Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, “Дрофа”, М- 2017 г.;
-атласы, контурные карты;
-интерактивная доска, компьютер;
Тип урока: комбинированный.
Цели: способствовать формированию представлений о землетрясениях, вулканизме, горячих источниках и гейзерах; создать условия для формирования умения выявлять закономерности распределения землетрясений и вулканизма, устанавливать с помощью географических карт главные сейсмические пояса на Земле.
Методы и формы обучения:
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический.
Формы: индивидуальные, фронтальные.
Основные понятия: сейсмические пояса земли, землетрясения, очаг, эпицентр, вулканы, магма, жерло, лава, горячие источники, гейзеры.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: овладение знаниями и навыками применения знаний о движениях литосферы и стихийных природных явлениях, происходящих в земной коре, в возможных чрезвычайных ситуациях.
Метапредметные УУД: формировать и развивать умения вести самостоятельный поиск и отбор информации, а также представлять ее с помощью информационных технологий. Формировать и развивать творческие способности учащихся при создании модели вулканов.
Личностные УУД: знать и объяснять понятия «эпицентр», «очаг землетрясения»,«сейсмически активный район»; определять интенсивность землетрясений по 12-бальной шкале. Знать и объяснять понятия «очаг магмы», «кратер», «жерло», «лава», «гейзер», виды вулканов; определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на к/к действующие вулканы.
Ход урока:
Организационный момент.
Создать благоприятный психологический настрой на работу и условия для
формирования потребности в «открытии» новых знаний.
Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Проверка домашнего задания
Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включиться в учебную деятельность, уточнение тематических рамок урока.
Давайте вспомним, с какими основными понятиями мы познакомились на последнем уроке.
- Земля состоит из (трех) слоев.
- Внутри Земли находится (ядро).
- В раскаленном состоянии до 2000 градусов и более находится (мантия и ядро).
- Верхняя оболочка Земли это Литосфера
- Самая верхняя часть литосферы это (Земная кора.)
- Земная кора состоит из материковой и (океанической).
- Какая земная кора имеет больше мощность? (материковая)
- Какой слой горных пород отсутствует в океанической земной коре? (Гранитный.)
Сделайте вывод: «Почему нужно изучать земные глубины?»
На доске мы с вами видим контуры современных материков, но их расположение не совсем нам привычно. Почему?
Какой древний материк мы с вами можем назвать?
Около 200 млн лет назад на Земле был единственный гигантский суперконтинент, который назывался Пангея. Прошло 50 млн лет, и во время юрского периода суша раскололась на два меньших суперконтинента, Лавразию и Гондвану.
Бескрайняя Лавразия включала в себя Северную Америку, остров Гренландия и всю сушу Европы и Азии.
В состав Гондваны входили Южная Америка, Африка, полуостров Индостан и Австралия. Интересно, что современная Антарктида находилась в самом центре Гондваны.
Поскольку континенты находятся в непрерывном движении, через миллиард лет они будут выглядеть совсем иначе, чем сегодня.
Изучение нового материала
Какие стихийные явления, связанные с литосферой вам известны?
Формулировка темы и целей урока:
Послушайте внимательно фрагмент текста.
Земля вздрогнула: её первая судорога длилась почти десять секунд. Треск и скрип оконных рам, звон стёкол, грохот падающих лестниц, разбудили спящих. Как бумажный разрывался потолок. В темноте всё качалось и падало. Земля глухо гудела.
О каком стихийном бедствии говорится в тексте?
Почему человек не может предотвратить эти явления?
К стихийным природным явлениям, связанные с литосферой относятся: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Работа с текстом учебника, пункт 1 §15, рис. 29, 30
В тетради учащиеся записывают число, тему урока: «Движения земной коры». В тетрадь заранее вклеивается таблица к уроку:
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ - | ВУЛКАНЫ – |
| Вулканологи - |
Землетрясения
На первый взгляд земная кора кажется совершенно устойчивой и неподвижной. В действительности земная кора постоянно перемещается, но большая часть изменений совершается медленно и не воспринимается органами чувств человека. Некоторые последствия смещения земной коры носят разрушительный характер, например, землетрясения.
Формулировка понятий учащимися, запись в тетради.
Землетрясения - подземные удары и колебания земной поверхности.
-Землетрясение имеет силу. Сила землетрясений - степень проявления землетрясения на земной поверхности, разрушение построек, нарушение природной среды.
Сила землетрясения оценивается по 12-бальной шкале Рихтера.
Сила землетрясений:
1-2-3-4 балла – слабые (внутри здания чувствуется сотрясение);
5-6 баллов – сильные (колебания осуществляются в доме и на улице);
7-8 баллов – очень сильные (рушатся кирпичные здания);
9-10 баллов – разрушительные (на почве образуются трещины);
11-12 баллов – катастрофические (дома почти все разрушены, меняется земная поверхность).
Чтобы уменьшить количество жертв нужно, что уметь делать? (предсказывать землетрясения).
Сейсмология-наука о землетрясениях.
Сейсмологи – ученые, которые наблюдают, изучают землетрясения.
Сейсмограф – прибор, который измеряет и автоматически записывает малейшие движения, сотрясения земной коры.
Определите по рисунку силу землетрясения.
Запись понятий в тетради.
Работа с учебником, анализ рис.30 «Очаг и эпицентр землетрясения».
Очаг землетрясения - место на глубине, где образуется разрыв и смещение горных пород.
Эпицентр землетрясения - место на земной поверхности, находящееся над очагом.
-Самые сильные разрушения происходят в эпицентре, где подземные толчки направлены снизу вверх. Дальше от эпицентра колебания распространяются во все стороны волнообразно.
Большинство землетрясений приурочено к определенным районам нашей планеты которые называются сейсмическими поясами.
Просмотр видеоролика «Землетрясение – как оно происходит»
Что такое вулкан?
Землетрясения нередко являются сопутствующими природными явлениями перед началом грозного и величественного явления – извержения вулкана.
Давайте посмотрим на карту, что мы видим? Что районы распространения землетрясений совпадают с районами распространения вулканизма.
Постараемся разобраться в причинах возникновения этого грозного явления природы.
Как вы уже знаете, температура с глубиной повышается. Известно, что любое вещество при высокой температуре может оставаться в твердом состоянии при высоком давлении. Но все может измениться, если давление упадет. Это случается при разрыве земной коры, которое чаще всего возникает при землетрясении. В результате твердое вещество превращается в жидкое и выходит на поверхность, воспользовавшись любой трещиной. Так зарождается вулкан.
Физминутка
Проведение учебного эксперимента – извержение вулкана.
Работа с текстом учебника стр.51.п.2
Строение вулкана.
- Под давлением расплавленная магма поднимается к земной поверхности по каналу, который называется жерло вулкана.
- На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление - кратер. Из него на земную поверхность изливается лава, выходят газы, водяной пар, вылетают пепел и камни (вулканические бомбы).
- Кратеров может быть несколько. Их называют боковыми.
- Излившаяся на поверхность магма, теряет часть газов и превращается в лаву. Застывшая лава образует конусы вулкана.
Классификация вулканов:
Действующие – извергавшиеся на памяти человечества Мауна – Лоа.
Потухшие – не извергавшиеся на памяти человечества Килиманджаро, гора Эльбрус, гора Казбек.
Вулканологи занимаются изучением вулканов.
Гейзеры.
В областях действующих и потухших вулканов подземные воды нагреваются и могут выходить на поверхность в виде горячих источников.
Горячий источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара под давлением. Гейзеры являются одним из проявлений поздних стадий вулканизма, распространены в областях современной вулканической деятельности.
Просмотр видеофрагмента «Долина Гейзеров».
Работа на контурной карте.
Обозначить на контурной карте действующие и потухшие вулканы мира используя географические координаты вулканов.
- 41° с.ш.; 14° в.д.
- 65° с.ш.; 16° з.д.
- 4° с.ш.; 9° в.д.
- 4° ю.ш.; 38° в.д.
- 8° ю.ш.; 104° в.д.
- 1° ю.ш.; 79° з.д.
- 56° с.ш.; 161° в.д.
- 20° с.ш.; 156° з.д.
- 19° с.ш.; 98° з.д.
- 20° с.ш.; 156° з.д.
Итоги урока. Рефлексия.
Обобщение полученных на уроке знаний.
Домашнее задание: §15 п.1-3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии. 7 класс.Развитие земной коры(по уч. Алексеева "Полярная звезда")
Это конспект урока по теме "Развитие земной коры" с использованием интерактивной карты ....
Урок географии по теме Движение земной коры. 6 класс.
ДВИЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ КОРЫ.6 класс.Тема урока: «Движения земной коры»Тип урока*: традиционный урок с использованием информационных технологий. (*по С.Г. Манвелову).Цели урока: сформировать у уча...
Урок географии 6 класс. Тема: "Земная кора - основная часть литосферы"
Мультимедийный урок...
Урок географии 7 класс "Движение вод Мирового океана" 2 местро на Всероссийском конкурсе "Мой лучший урок"
Данный урок исследовательского типа, по форме – урок – моделирование.Все этапы урока четко спланированы и выдержаны.Учитель верно ставит цель урока, на которую методически грамотно выводят учащихся.Си...
Урок географии "Из чего состоит земная кора"
Урок географии для 5 класса построен в соответствии с новыми стандартами....
План- конспект урока географии по теме «Движение земной коры. Землетрясение». 6 классЦель: формирование знаний о землетрясениях как особой формы активности литосферы. Задачи: • Дать определение понятий «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», се
Цель: формирование знаний о землетрясениях как особой формы активности литосферы.Задачи:Дать определение понятий «очаг землетрясения», «эпицентр землетрясения», сейсмические пояса «сейсмограф»;Выяснит...
Урок географии по теме «Строение земной коры. Землетрясения»
Урок географии по теме «Строение земной коры. Землетрясения»Класс: 5Урок № 4 в составе темы "Литосфера"Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о строении земной коры, видах её ...