Программа курса внеурочной деятельности "Эколог-исследователь"
рабочая программа по географии

KuznesovaOlgaAndreevna

Программа курса внеурочной деятельности "Эколог-исследователь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou_litsey_20_ekolog-issledovatel_2023_kuznetsova.docx103.5 КБ

Предварительный просмотр:

D:\20\

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образованием Междуреченского городского округа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №20»

(МБОУ Лицей № 20)

Принята на заседании

Педагогического совета

от 24 апреля 2023 г.

Протокол № 4

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Лицей №20

И.Г. Бозина

Приказ № 164

от 18 мая 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Эколог-исследователь»

Возраст учащихся: 11 – 17 лет

Срок реализации: 1 год

Разработчик:

Кузнецова Ольга Андреевна,

учитель географии

Междуреченский городской округ, 2023

Оглавление

Паспорт программы…………………………………………………………………………

3

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы………………………………..

5

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………….

5

Направленность программы…………………………………………………………...

5

Актуальность программы………………………………………………………………

5

Отличительные особенности программы……………………………………………..

5

Адресат программы…………………………………………………………………….

6

Объём программы………………………………………………………………………

6

Формы обучения и виды занятий по программе……………………………………...

6

Срок освоения программы……………………………………………………………..

7

Режим занятия…………………………………………………………………………..

7

  1. Цель и задачи программы……………………………………………………………….

7

  1. Содержание программы……………………………………………………………........

8

Учебный план……………………………………………………………………………

8

Содержание учебного плана……………………………………………………………

9

  1. Планируемые результаты освоения программы……………………………………….

11

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий…………………………...

11

Календарный учебный график…………………………………………………………

11

Условия реализации программы……………………………………………………….

12

Этапы и формы аттестации……………………………………………………………..

12

Оценочные материалы………………………………………………………………….

13

Методические материалы……………………………………………………………....

14

Список литературы…………………………………………………………………………..

16

Приложение №1……………………………………………………………………………...

17

Приложение №2………………………………………………………………………….......

18


Паспорт программы

Наименование программы:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог-исследоватль»

Разработчик программы:

Кузнецова Ольга Андреевна, учитель географии

Ответственный за реализацию программы:

Кузнецова Ольга Андреевна, учитель географии

Образовательная направленность:

естественнонаучная

Цель программы:

знакомство учащихся с основными современными методами исследования через изучение флоры, фауны и экосистем в целом.

Задачи программы:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с научными понятиями и терминами в области экологии, ботаники, зоологии;
  • обучить учащихся методам полевых ботанических, зоологических, общеэкологических исследований;
  • познакомить учащихся с основными методами изучения живой и неживой природы с последующим самостоятельным применением их на практике;
  • познакомить учащихся с принципами и правилами организации исследовательской деятельности;
  • научить учащихся формулировать тему исследования, ставить цель и задачи исследования, находить и обрабатывать информацию, анализировать данные, полученные в ходе поиска и делать выводы;
  • формировать практические навыки учащихся в области исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям и бережного отношение к окружающей среде;
  • формирование инициативности учащихся;
  • воспитывать целеустремлённость, терпение, усидчивость;
  • воспитать у учащихся культуру проектной деятельности.

Развивающие:

  • формировать и развивать познавательную самостоятельность учащихся, желание заниматься исследовательской работой, положительную мотивацию в учебной деятельности;
  • развить коммуникативные способности учащихся;
  • формировать психологическую устойчивость учащихся в ситуации публичного выступления;

способствовать формированию творческого подхода учащихся к решению различных задач.

Возраст учащихся:

от 11 до 14 лет

Год разработки программы:

2021, внесены изменения 2022, 2023

Сроки реализации программы:

1 год (всего 72 часа в год)

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  1. Федеральный Закон от #1075;. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (внесены изменения от г. N 304-ФЗ; от #1075;. № 322-ФЗ)
  2. Указ Президента РФ от №474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030»;
  3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от N 28 «Об утверждении санитарных правил СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
  6. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
  9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  10. Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от #1075; № 678-р);
  11. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018 - 2025 гг. (постановление Правительства РФ от №1642);
  12. Письмо МинПросвещения России от N ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
  13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ» (включая разноуровневые программы);
  14. Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от №86-ОЗ;
  15. Государственная программа Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014 - 2025 годы. Утверждена постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 4 сентября 2013 г. N 367;
  16. Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от №212-р «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Кемеровской области»;
  17. Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от №740 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей»;
  18. Нормативно-правовые документы учреждения:
  • Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №20»;
  • Правила приема в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей№20»;
  • Положение о режиме занятий обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 20»;
  • Правила внутреннего трудового распорядка МБОУ Лицей № 20.

Методическое обеспечение программы:

  • Сборник тестовых заданий к теме: «Экологический мониторинг»;
  • Методическая разработка учебного занятия по теме «Основы почвоведения»;
  • Методическая разработка учебного занятия по теме «Современные методы биологических исследований»;
  • Лабораторная работа по теме «Экология гидросферы».

Рецензенты:

Внутренняя рецензия: Юрченкова Наталья Викторовна, заместитель директора по УВР


Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог-исследователь» имеет естественнонаучную направленность и реализуется в рамках модели «Диалог наук» мероприятия по созданию новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог - исследователь» соответствует требованиям нормативно-правовых документов Российской Федерации и Кемеровской области - Кузбасса, регламентирующих образовательную деятельность учреждений дополнительного образования.

Программа разрабатывалась в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ и включает результаты осмысления собственного педагогического опыта.

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эколог - исследователь» осуществляется на русском языке - государственный язык РФ.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог-исследователь» (далее ДООП) имеет естественнонаучную направленность.

Реализация программы ориентирована на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в области наук о природе и экологии, в интеллектуальном и нравственном совершенствовании за рамками основного образования.

Реализация ДООП не нацелена на достижение предметных результатов освоения основной образовательной программы основного и среднего общего образования, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования.

Актуальность программы

В современном мире становится всё более актуальным «экологичный» подход, который распространяется на многие сферы человеческой деятельности. Это связано с теми последствиями, с которыми сталкивается человечество из-за увеличившейся в последние десятилетия антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Но одного осознания проблем мало. Для выработки собственной «экологической» осознанной позиции и стратегии поведения важно понимать механизмы, приведшие к проблеме, причинно-следственные связи, а также те последствия, к котором в дальнейшем они могут привести. В этом плане собственная проектно-исследовательская деятельность учащихся является одним из лучших способов на практике получить эти знания.

Отличительные особенности программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог – исследователь» имеет стартовый уровень сложности.

Отличительной особенностью данной программы является интеграция теории и практики из различных областей знаний, таких как экология, ботаника, зоология, микробиология, почвоведение и других. В ходе занятий по программе у учащихся появляется возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.

Педагогическая обоснованность построения программы

Предлагаемая программа ориентирована на формирование метапредметной компетентности учащихся, необходимой во всех видах деятельности.

Новизна программы заключается в проектном подходе. Организация проектной и исследовательской работы дает возможность каждому ребенку почувствовать себя в роли ученого, приоткрывающего дверь в новое, неизвестное. Работая над собственными проектами, добывая знания в процессе эксперимента, учащиеся получают уверенность в их истинности и справедливости. Программа построена таким образом, что позволяет постепенно включать детей в проектную и исследовательскую деятельность, по мере накопления теоретических знаний и развитию исследовательских умений.

Практическая значимость программы

Полученные при обучении по программе «Эколог - исследователь» знания и навыки в исследовательской и проектной деятельности помогут учащимся как в творческой деятельности, так и при дальнейшем выборе профессиональной сферы деятельности в естественнонаучном направлении.

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог - исследователь» разработана для учащихся в возрасте 11 –17 лет. Формирование групп происходит в соответствии с возрастом и умениями учащихся. Возможно комплектование смешанных групп с применением заданий разного уровня сложности при создании творческих проектов.

Занятия проводятся в группах из 15 человек. Программа также предусматривает возможность проведения занятий в подгруппах от 3 до 6 человек (создание проектов, исследовательская деятельность).

Для обучения принимаются все желающие при наличии сертификата дополнительного образования в соответствии с Правилами приема в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей№20» для зачисления учащихся на обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.

Программа может быть адаптирована для учащихся с особыми образовательными потребностями через индивидуальный образовательный маршрут с учетом их психофизиологических особенностей. В этом случае численный состав объединения может быть сокращён.

Объём программы

Общий объём дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эколог-исследователь» составляет 72 часа в год.

Формы обучения и виды занятий по программе

Форма обучения по программе – очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Занятия могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.

Реализация программы предусматривает организацию и проведение (воспитательных) мероприятий, направленных на совместную деятельность учащихся и родителей (законных представителей).

Виды обучения, используемые при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эколог – исследователь»:

  • Мини-лекции
  • Мастер-класс
  • Игра
  • Конкурс
  • Фестиваль
  • Квиз

Типы занятий:

  • Комбинированные – изложение материала, проверка домашнего задания и пройденного материала, закрепление полученных знаний;
  • Подача нового материала;
  • Повторение и усвоение пройденного материала – мониторинг и проверочные работы, анализ полученных результатов;
  • Закрепление знаний, умений и навыков – постановка задачи и самостоятельная работа учащегося под руководством педагога;
  • Применение полученных знаний и навыков – прикладная работа учащегося, использующего на практике приобретенных знаний.

Срок освоения программы

Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эколог-исследователь» составляет 1 год.

Режим занятий

Занятия проводятся либо 2 раза в неделю по 1 академическому часу, либо 1 раз в неделю по 2 академических часа, продолжительностью 45 минут каждое. При проведении 2-х часовых занятий обязательны перемены продолжительностью не менее 5 минут. Во время занятий предусмотрены динамические паузы, физминутки.

Также возможно обучение методом погружения в каникулярное время, на выездных проектных семинарах.

Занятия проходят в групповой и индивидуальной форме. Программа также предусматривает возможность проведения занятий в подгруппах от 3 до 6 человек (создание проекта).

В дистанционном режиме проводятся занятия во время карантина, морозов, при отсутствии учащегося на занятии (по причине болезни, отъезда и др.), при подготовке учащихся к различным конкурсам, а также для углубленного изучения тем программы. С данной целью применяется информационно-коммуникационная платформа «Сферум».

Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструктажам.

Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических правил, возрастных особенностей учащихся и порядка проведения занятий.

Организация обучения по программе осуществляется на базе МБОУ «Лицей № 20».

Зачисление учащихся в МБОУ «Лицей № 20» осуществляется на основании заявления родителей и наличии сертификата дополнительного образования.

Цель и задачи программы

Цель: знакомство учащихся с основными современными методами исследования через изучение флоры, фауны и экосистем в целом.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с научными понятиями и терминами в области экологии, ботаники, зоологии;
  • обучить учащихся методам полевых ботанических, зоологических, общеэкологических исследований;
  • познакомить учащихся с основными методами изучения живой и неживой природы с последующим самостоятельным применением их на практике;
  • познакомить учащихся с принципами и правилами организации исследовательской деятельности;
  • научить учащихся формулировать тему исследования, ставить цель и задачи исследования, находить и обрабатывать информацию, анализировать данные, полученные в ходе поиска и делать выводы;
  • формировать практические навыки учащихся в области исследовательской деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям и бережного отношение к окружающей среде;
  • формирование инициативности учащихся;
  • воспитывать целеустремлённость, терпение, усидчивость;
  • воспитать у учащихся культуру проектной деятельности.

Развивающие:

  • формировать и развивать познавательную самостоятельность учащихся, желание заниматься исследовательской работой, положительную мотивацию в учебной деятельности;
  • развить коммуникативные способности учащихся;
  • формировать психологическую устойчивость учащихся в ситуации публичного выступления;
  • способствовать формированию творческого подхода учащихся к решению различных задач.

Содержание программы

Учебный план

Название раздела/темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ.

1

1

-

Опрос

1.

Раздел «Экология – как наука»

3

3

-

Опрос

Экология – как наука.

1

1

-

Цели, задачи экологии.

2

2

-

2.

Раздел «Экологический мониторинг»

12

3

9

Практическая работа

Методика экологического мониторинга

8

2

6

Городская экосистема

4

1

3

3.

Раздел «Основы почвоведения»

12

3

9

Почва и её свойства

6

2

4

Биондикация плодородия и загрязненности

6

1

5

4.

Раздел «Экология гидросферы»

11

3

8

Защита проекта

Загрязнение водных объектов города и пригородной черты

6

2

4

Определение качества воды по микро и макробиоте

5

1

4

5.

Раздел «Технологии в растениеводстве»

12

3

9

Практическая работа

Информационные технологии в растениеводстве

8

3

6

Метод выращивания растений: аэропоника и гидропоника

4

1

3

6.

Раздел «Современные методы биологических исследований»

12

4

8

Метод морфологического анализа

6

2

4

Метод дифференциального центрифугирования

6

2

4

7.

Раздел «Экологический практикум»

9

0

9

Теоритический этап

4

0

4

Практический этап

5

0

5

Итого:

72

20

52

Содержание учебного плана

Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ. (1ч.)

Теория. Знакомство с учебным планом программы. Правила работы с весами, правила работы в лаборатории. Организация рабочего места. Правила санитарии и охрана здоровья. Травматизм и его предупреждения. Техника безопасности.

Форма контроля. Опрос

Раздел 1. Экология – как наука.(3ч.)

Тема Экология – как наука.(1ч.)

Теория: Наука экология, предпосылки её возникновения. Необходимость изучения предмета в современных условиях. Место экологии в ряду естественных наук. Связь экологии с биологией, географией, химией, физикой и другими дисциплинами. Особенности экологии как самостоятельной науки.

Форма контроля. Опрос.

Тема Цели, задачи экологии (2ч.)

Теория. Цели, задачи, и подходы науки о нашем общем доме Земле – экологии. Разделы экологической науки. Основные проблемы и задачи, перспективы экологической науки. Методы экологической науки. Влияние деятельности человека на природу. Изменения влияния человека на природу в эпоху научно-технического прогресса.

Форма контроля. Опрос.

Раздел 2. Экологический мониторинг. (12ч.)

Тема Методика экологического мониторинга (8ч.)

Теория: Определение понятия «экология». Основные экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Виды и методы экологического мониторинга.

Практика: Поиск информации за предыдущие годы о состоянии выбранных объектов города и пригородной черты, требующих изучения влияния антропогенных факторов и ведения мониторинга.

Форма контроля. Практическая работа

Тема Городская экосистема (4ч.)

Теория: Экологические факторы и особенности выживания природных объектов.

Практика: Составление карты-схемы предприятий, влияющих на окружающую среду выбранного района.

Форма контроля. Практическая работа

Раздел 3. Основы почвоведения. (12 ч.)

Тема Почва и её свойства (6ч.)

Теория: Состав почв. Экологические функции почвы.

Практика: Анализ состава почв с разных участков города. Определение pH почвенной вытяжки и оценка кислотности почвы. Определение засоленности почвы по солевому остатку.

Форма контроля. Практическая работа

Тема Биондикация плодородия и загрязненности (6ч.)

Теория: Плодородие почв. Почвенный мониторинг.

Практика: Определение содержания воздуха в образце почвы. Определение содержания воды в образце почвы.

Форма контроля. Практическая работа

Раздел 4. Экология гидросферы. (11 ч.)

Тема Загрязнение водных объектов города и пригородной черты (6ч.)

Теория: Понятие о гидросфере. Роль гидросферы. Водные ресурсы. Экологические проблемы гидросферы. Загрязнение водных ресурсов.

Практика: Характеристика загрязнений водных объектов. Наблюдение за составом атмосферных осадков. Исследование проб дождя, снега.

Форма контроля. Защита проекта

Тема Определение качества воды по микро и макробиоте (5ч.)

Теория: Виды загрязнения воды: физическое, тепловое, биологическое, химическое, органическое, поверхностное. Основные источники загрязнения и засорения водоемов.

Практика: Определение качества воды в пресноводном водоеме. Подготовка и презентация проектов «Чистая вода».

Форма контроля. Защита проекта

Раздел 5. Технологии в растениеводстве. (12ч.)

Тема Информационные технологии в растениеводстве (8ч.)

Теория. «Зеленые технологии» и органическое сельское хозяйство. Нанотехнологии.

Практика: Приготовление органической подкормки для растений из навоза (птичьего помета). Закладка и мониторинг компостной кучи.

Форма контроля. Практическая работа

Тема Метод выращивания растений: аэропоника и гидропоника (4ч.)

Теория. Биотехнологии.

Практика: Анализ биохимического состава почвы с помощью датчиковых систем. Анализ электронного (цифрового) паспорта поля: агрофизический и агрохимический анализ.

Форма контроля. Практическая работа

Раздел 6. Современные методы биологических исследований. (12ч.)

Тема Метод морфологического анализа (6ч.)

Теория: Систематика низших и высших растений, изучения растительного покрова, картографические, индикационные.

Практика: Описание травяных фитоценозов с использованием раункиеровских площадок. Работа с гербарным материалом по выявлению жизненной формы.

Форма контроля. Практическая работа

Тема Метод дифференциального центрифугирования (6ч.)

Теория: Метод хроматографического анализа, метод микроскопирования.

Практика: Изучение особенностей строения и функционирования микроскопических живых объектов под влиянием измененных факторов среды.

Форма контроля. Практическая работа

Раздел 7. Экологический практикум. (9ч.)

Тема Теоретический этап (4ч.)

Практика: Постановка и определение цели и задач собственного исследования по теме. Выдвижение гипотезы экологического исследования. Формирование и способы проверки гипотезы. Этапы работы над исследованием.

Форма контроля. Защита проекта

Тема Практический этап (5ч.)

Практика: Выдвижение гипотезы экологического исследования. Проведение исследование. Оформление исследовательской работы. Презентация проекта.

Форма контроля. Защита проекта

Планируемые результаты освоения программы

К концу обучения учащиеся овладевают

следующими компетентностями

Предметные (образовательные):

  • знание основных понятий и терминов в области экологии, ботаники, зоологии;
  • знание принципов и правил исследовательской деятельности;
  • знание методов полевых ботанических, зоологических, общеэкологических исследований;
  • умение выделять проблему из общей массы информации в рассматриваемой области;
  • умение формулировать тему исследования, ставить цель и задачи исследования;
  • знание основных методов изучения живой и неживой природы;
  • знание особенностей профессии биолога, как ученого;

Метапредметные:

  • знание культуры проектной деятельности: ценностное отношение к проектной деятельности;
  • способность работать с различными источниками информации;
  • умение аналитически оценивать собственную деятельность.
  • социальная активность;

Личностные:

  • положительная мотивация к научно-исследовательской и познавательной деятельности;
  • практические навыки в области исследовательской деятельности;
  • умение презентовать результаты собственной деятельности;
  • чувство ответственности и бережное отношение к окружающей среде.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе определяется Календарным учебным графиком, который является приложением к программе и разрабатывается до начала каждого учебного года, согласовывается и утверждается заместителем директора МБОУ «Лицей № 20» по УВР.

Календарный учебный график соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Начало учебного года - 4 сентября, окончание учебного года– 25 мая.

Год обучения

Объем учебных часов

Всего учебных недель

Режим работы

Количество учебных дней

1

1 год обучения

72 часа

36

2 раза в неделю по 1 часу

либо

1 раз в неделю по 2 часа

72

либо

36

В каникулярное время учащиеся могут продолжить обучение по краткосрочной дистанционной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.

Условия реализации программы

Содержание условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся по программе. Данная программа рассчитана на реализацию в условиях МБОУ «Лицей № 20».

Материально-техническое обеспечение.

В рамках реализации программы предусматривается материально-техническое обеспечение, достаточное для соблюдения условий реализации программы и достижения заявленных результатов освоения образовательной программы. Для успешной реализации программы необходимо:

  • оборудованный учебный кабинет (стол для педагога, столы для учащихся, стулья, стенды, шторы-затемнения);
  • технические средства обучения (интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, весы лабораторные аналитические, мини –экспресс-лаборатории («Физико-химический анализ воды» и «Биологический анализ воды»), центрифуга лабораторная, люксметр).

Информационное и учебно-методическое обеспечение:

Учебно-методическое обеспечение (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, пособия, учебно-методический комплекс: дидактические материалы, плакаты, видеотека, методические рекомендации, сборники материалов и задач, мониторинг по ДООП).

Кадровое обеспечение:

Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт) код А с уровнями квалификации 6, обладающий профессиональными компетенциями в предметной области.

Этапы и формы аттестации

Вид контроля

Тема и контрольные измерители аттестации

Форма контроля

Входной контроль

Тема: Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ.

- знание правил поведения на занятиях;

- знание техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием.

Опрос

Текущий контроль

Раздел 1. Экология – как наука.

-знание основных понятий и терминов в области экологии

-знание целей и задач экологии

Опрос

Текущий контроль

Раздел 2. Экологический мониторинг.

- знание современных экологических проблем;

- знание методов экологического мониторинга.

Практическая работа

Раздел 3. Основы почвоведения.

- умение определять содержание воздуха в образце почвы;

- умение определять содержание воды в образце почвы;

- умение определять засоленность почвы по солевому остатку.

Промежуточная аттестация

Раздел 4. Экология гидросферы.

- описание физического, теплового, биологического, химического, органического, поверхностного загрязнения воды в исследуемых образцах.

Защита проекта

Текущий контроль

Раздел 5. Технологии в растениеводстве

- качество созданной подкормки для растений;

- точность анализа состава почвы;

- умение работать с паспортом поля.

Практическая работа

Раздел 6. Современные методы биологических исследований.

- работа с гербарным материалом по выявлению жизненной формы

- качество изучение растительного покрова;

- умение систематизировать растения.

Аттестация по завершению реализации программы

Раздел 7. Экологический практикум.

- умение презентовать свой проект (умение публично выступать, аргументированно отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы).

Защита проекта

Оценочные материалы

Диагностика результативности сформированных компетенций, учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Эколог - исследователь» осуществляется посредством следующих разработок:

  • Опрос «ТБ при работе в лаборатории»;
  • Тест «Экологический мониторинг»;
  • Практическая работа по теме «Основы почвоведения»;
  • Практическая работа по теме «Современные методы биологических исследований»;
  • Лабораторная работа по теме «Экология гидросферы»;
  • Диагностическая карта «Защита творческих и исследовательских проектов».

Методические материалы

Учебно-методический комплекс к программе «Эколог - исследователь» включает:

  • Сборник тестовых заданий к теме: «Экологический мониторинг»;
  • Методическая разработка учебного занятия по теме «Основы почвоведения»;
  • Методическая разработка учебного занятия по теме «Современные методы биологических исследований»;
  • Лабораторная работа по теме «Экология гидросферы».

Учебно-методическое и информационное обеспечение программы

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного

процесса

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Форма

аттестации

1

Тема: Экологический мониторинг

Практическая работа, мини-лекция

Индивидуальная работа, работа в группах

Распечатанные практические заданий по теме: «Экологический мониторинг»

Ноутбук, карта-схема предприятий

Практическая

работа

2

Раздел «Основы почвоведения»

Практическая работа

Индивидуальная работа, работа в группах

Распечатанные практические заданий по теме: «Основы почвоведения»

Ноутбук, портативная комплект-лаборатория для почв, центрифуга лабораторная

Практическая

работа

3

Раздел «Современные методы биологических исследований»

Практическая работа

Индивидуальная работа, работа в группах

Распечатанные практические заданий по теме: «Современные методы биологических исследований.

Ноутбук, гербарный материал

Практическая

работа

4

Раздел «Экология гидросферы»

Практическая работа, самостоятельная работа

Индивидуальная работа, работа в группах

Лабораторная работа по теме «Экология гидросферы

Ноутбук, проектор, лабораторная посуда, фильтры,

стенды для защиты докладов,

Защита проекта


Список литературы

для педагога:

  1. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М., Таврель И.В. Как найти интересную тему для исследовательских работ учащихся//Справ. зам. дир-рашколы.#8470;#1057;.58.
  2. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М., Таврель И.В. Как оформить результаты учебного исследования// Справ. зам. дир-рашколы.#8470;#1057;.97.
  3. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М., Таврель И.В. С чего начать учебное исследование// Справ. зам. дир-рашколы.#8470;11,#1057;.84.
  4. Грачёва И.Н. Формирование исследовательских умений учащихся в процессе обучения биологии // Биология (ПС).#8470; С.49.
  5. Клёнова Н.В. Как оценивать результаты обучения школьников по дополнительным образовательным программам// Народное образование.#8470;#1057;.165-174.
  6. Савенков А.И. Развитие исследовательских умений школьников (приёмы).// Школьный психолог. 2008. № #1057;.19-30.
  7. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. // Начальная школа. 2007. №2. - С.17.
  8. Сырицына С.И. Организация исследовательской деятельности учащихся //Управление школой. 2009. №#1057;.-8.

для учащихся:

  1. Артёмов И.А. Иллюстрированная энциклопедия растительного мира Сибири– Новосибирск: Арта, 2009. – 392 с.
  2. Красная книга города Кемерово и Кемеровского района Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, растений и грибов –Кемерово, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет), 2017. -195 с.
  3. Красная книга Кемеровской области: Т.1. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов, 2-е изд-е, перераб. и дополн. – Кемерово: «Азия принт», 2012. -208 с.
  4. Краснобородов И.М. Определитель растений Кемеровской области. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. – 477 с.
  5. Петунин О.В. Экология Кемеровской области: рабочая тетрадь для учащихся образовательных организаций общего и дополнительного образования – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2018. -48 с.
  6. Растения Кузбасса: рабочая тетрадь – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2015. -70с.
  7. Растения Кузбасса: учебное – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2015. -196с.


Приложение №1

Список терминов:

Эколо́гия — наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания.

Бота́ника — наука о растениях, раздел биологии.

Зооло́гия — наука о представителях царства животных, в том числе человеке.

Метод научного исследования — это способ познания объективной действительности, представляющий собой определенную последовательность действий, приемов, операций.

Биотехноло́гия — «искусство, мастерство, способность», λόγος — «слово, смысл, мысль, понятие») — дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методом генной инженерии.

Нанотехноло́гия — область фундаментальной и прикладной науки и техники, имеющая дело с совокупностью теоретического обоснования, практических методов исследования, анализа и синтеза, а также методов производства и применения продуктов с заданной атомной структурой путём контролируемого манипулирования отдельными атомами и молекулами.


Приложение №2

Критерии оценивания сформированных компетенций учащихся по программе

Критерий оценки

Сформирован

0-1 балл

(низкий уровень)

На стадии формирования

2-3 балла

(средний уровень)

Не сформирован

4-5 баллов

(высокий уровень)

знание современных экологических проблем

знание методов экологического мониторинга.

умение определять содержание воздуха в образце почвы

умение определять содержание воды в образце почвы

умение определять засоленность почвы по солевому остатку

умение работать с гербарным материалом по выявлению жизненной формы

умение описывать физические, тепловые, биологические, химические, органические, поверхностные загрязнения воды в исследуемых образцах

умение публично выступать

умение аргументировано отстаивать свою точку зрения

умение отвечать на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...

Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс

Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш  мир»7 класс...

Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс

Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного  образовательног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)

Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....