Программа курса внеурочной деятельности "Эколог-исследователь"
рабочая программа по географии
Программа курса внеурочной деятельности "Эколог-исследователь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou_litsey_20_ekolog-issledovatel_2023_kuznetsova.docx | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение «Управление образованием Междуреченского городского округа» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №20» (МБОУ Лицей № 20) |
Принята на заседании Педагогического совета от 24 апреля 2023 г. Протокол № 4 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Лицей №20 И.Г. Бозина Приказ № 164 от 18 мая 2023 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Эколог-исследователь»
Возраст учащихся: 11 – 17 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Кузнецова Ольга Андреевна,
учитель географии
Междуреченский городской округ, 2023
Оглавление | |
Паспорт программы………………………………………………………………………… | 3 |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы……………………………….. | 5 |
| 5 |
Направленность программы…………………………………………………………... | 5 |
Актуальность программы……………………………………………………………… | 5 |
Отличительные особенности программы…………………………………………….. | 5 |
Адресат программы……………………………………………………………………. | 6 |
Объём программы……………………………………………………………………… | 6 |
Формы обучения и виды занятий по программе……………………………………... | 6 |
Срок освоения программы…………………………………………………………….. | 7 |
Режим занятия………………………………………………………………………….. | 7 |
| 7 |
| 8 |
Учебный план…………………………………………………………………………… | 8 |
Содержание учебного плана…………………………………………………………… | 9 |
| 11 |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий…………………………... | 11 |
Календарный учебный график………………………………………………………… | 11 |
Условия реализации программы………………………………………………………. | 12 |
Этапы и формы аттестации…………………………………………………………….. | 12 |
Оценочные материалы…………………………………………………………………. | 13 |
Методические материалы…………………………………………………………….... | 14 |
Список литературы………………………………………………………………………….. | 16 |
Приложение №1……………………………………………………………………………... | 17 |
Приложение №2…………………………………………………………………………....... | 18 |
Паспорт программы
Наименование программы: |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог-исследоватль» |
Разработчик программы: |
Кузнецова Ольга Андреевна, учитель географии |
Ответственный за реализацию программы: |
Кузнецова Ольга Андреевна, учитель географии |
Образовательная направленность: |
естественнонаучная |
Цель программы: |
знакомство учащихся с основными современными методами исследования через изучение флоры, фауны и экосистем в целом. |
Задачи программы: |
Обучающие:
Воспитательные:
Развивающие:
способствовать формированию творческого подхода учащихся к решению различных задач. |
Возраст учащихся: |
от 11 до 14 лет |
Год разработки программы: |
2021, внесены изменения 2022, 2023 |
Сроки реализации программы: |
1 год (всего 72 часа в год) |
Нормативно-правовое обеспечение программы: |
|
Методическое обеспечение программы: |
|
Рецензенты: Внутренняя рецензия: Юрченкова Наталья Викторовна, заместитель директора по УВР |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог-исследователь» имеет естественнонаучную направленность и реализуется в рамках модели «Диалог наук» мероприятия по созданию новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог - исследователь» соответствует требованиям нормативно-правовых документов Российской Федерации и Кемеровской области - Кузбасса, регламентирующих образовательную деятельность учреждений дополнительного образования.
Программа разрабатывалась в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ и включает результаты осмысления собственного педагогического опыта.
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эколог - исследователь» осуществляется на русском языке - государственный язык РФ.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог-исследователь» (далее ДООП) имеет естественнонаучную направленность.
Реализация программы ориентирована на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в области наук о природе и экологии, в интеллектуальном и нравственном совершенствовании за рамками основного образования.
Реализация ДООП не нацелена на достижение предметных результатов освоения основной образовательной программы основного и среднего общего образования, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования.
Актуальность программы
В современном мире становится всё более актуальным «экологичный» подход, который распространяется на многие сферы человеческой деятельности. Это связано с теми последствиями, с которыми сталкивается человечество из-за увеличившейся в последние десятилетия антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Но одного осознания проблем мало. Для выработки собственной «экологической» осознанной позиции и стратегии поведения важно понимать механизмы, приведшие к проблеме, причинно-следственные связи, а также те последствия, к котором в дальнейшем они могут привести. В этом плане собственная проектно-исследовательская деятельность учащихся является одним из лучших способов на практике получить эти знания.
Отличительные особенности программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог – исследователь» имеет стартовый уровень сложности.
Отличительной особенностью данной программы является интеграция теории и практики из различных областей знаний, таких как экология, ботаника, зоология, микробиология, почвоведение и других. В ходе занятий по программе у учащихся появляется возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой и исследовательской деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей.
Педагогическая обоснованность построения программы
Предлагаемая программа ориентирована на формирование метапредметной компетентности учащихся, необходимой во всех видах деятельности.
Новизна программы заключается в проектном подходе. Организация проектной и исследовательской работы дает возможность каждому ребенку почувствовать себя в роли ученого, приоткрывающего дверь в новое, неизвестное. Работая над собственными проектами, добывая знания в процессе эксперимента, учащиеся получают уверенность в их истинности и справедливости. Программа построена таким образом, что позволяет постепенно включать детей в проектную и исследовательскую деятельность, по мере накопления теоретических знаний и развитию исследовательских умений.
Практическая значимость программы
Полученные при обучении по программе «Эколог - исследователь» знания и навыки в исследовательской и проектной деятельности помогут учащимся как в творческой деятельности, так и при дальнейшем выборе профессиональной сферы деятельности в естественнонаучном направлении.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог - исследователь» разработана для учащихся в возрасте 11 –17 лет. Формирование групп происходит в соответствии с возрастом и умениями учащихся. Возможно комплектование смешанных групп с применением заданий разного уровня сложности при создании творческих проектов.
Занятия проводятся в группах из 15 человек. Программа также предусматривает возможность проведения занятий в подгруппах от 3 до 6 человек (создание проектов, исследовательская деятельность).
Для обучения принимаются все желающие при наличии сертификата дополнительного образования в соответствии с Правилами приема в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей№20» для зачисления учащихся на обучение по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.
Программа может быть адаптирована для учащихся с особыми образовательными потребностями через индивидуальный образовательный маршрут с учетом их психофизиологических особенностей. В этом случае численный состав объединения может быть сокращён.
Объём программы
Общий объём дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эколог-исследователь» составляет 72 часа в год.
Формы обучения и виды занятий по программе
Форма обучения по программе – очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Занятия могут проводиться по группам, индивидуально или всем составом объединения.
Реализация программы предусматривает организацию и проведение (воспитательных) мероприятий, направленных на совместную деятельность учащихся и родителей (законных представителей).
Виды обучения, используемые при реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эколог – исследователь»:
- Мини-лекции
- Мастер-класс
- Игра
- Конкурс
- Фестиваль
- Квиз
Типы занятий:
- Комбинированные – изложение материала, проверка домашнего задания и пройденного материала, закрепление полученных знаний;
- Подача нового материала;
- Повторение и усвоение пройденного материала – мониторинг и проверочные работы, анализ полученных результатов;
- Закрепление знаний, умений и навыков – постановка задачи и самостоятельная работа учащегося под руководством педагога;
- Применение полученных знаний и навыков – прикладная работа учащегося, использующего на практике приобретенных знаний.
Срок освоения программы
Срок освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Эколог-исследователь» составляет 1 год.
Режим занятий
Занятия проводятся либо 2 раза в неделю по 1 академическому часу, либо 1 раз в неделю по 2 академических часа, продолжительностью 45 минут каждое. При проведении 2-х часовых занятий обязательны перемены продолжительностью не менее 5 минут. Во время занятий предусмотрены динамические паузы, физминутки.
Также возможно обучение методом погружения в каникулярное время, на выездных проектных семинарах.
Занятия проходят в групповой и индивидуальной форме. Программа также предусматривает возможность проведения занятий в подгруппах от 3 до 6 человек (создание проекта).
В дистанционном режиме проводятся занятия во время карантина, морозов, при отсутствии учащегося на занятии (по причине болезни, отъезда и др.), при подготовке учащихся к различным конкурсам, а также для углубленного изучения тем программы. С данной целью применяется информационно-коммуникационная платформа «Сферум».
Допуск к занятиям производится только после обязательного проведения и закрепления инструктажа по технике безопасности по соответствующим инструктажам.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических правил, возрастных особенностей учащихся и порядка проведения занятий.
Организация обучения по программе осуществляется на базе МБОУ «Лицей № 20».
Зачисление учащихся в МБОУ «Лицей № 20» осуществляется на основании заявления родителей и наличии сертификата дополнительного образования.
Цель и задачи программы
Цель: знакомство учащихся с основными современными методами исследования через изучение флоры, фауны и экосистем в целом.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить учащихся с научными понятиями и терминами в области экологии, ботаники, зоологии;
- обучить учащихся методам полевых ботанических, зоологических, общеэкологических исследований;
- познакомить учащихся с основными методами изучения живой и неживой природы с последующим самостоятельным применением их на практике;
- познакомить учащихся с принципами и правилами организации исследовательской деятельности;
- научить учащихся формулировать тему исследования, ставить цель и задачи исследования, находить и обрабатывать информацию, анализировать данные, полученные в ходе поиска и делать выводы;
- формировать практические навыки учащихся в области исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям и бережного отношение к окружающей среде;
- формирование инициативности учащихся;
- воспитывать целеустремлённость, терпение, усидчивость;
- воспитать у учащихся культуру проектной деятельности.
Развивающие:
- формировать и развивать познавательную самостоятельность учащихся, желание заниматься исследовательской работой, положительную мотивацию в учебной деятельности;
- развить коммуникативные способности учащихся;
- формировать психологическую устойчивость учащихся в ситуации публичного выступления;
- способствовать формированию творческого подхода учащихся к решению различных задач.
Содержание программы
Учебный план
№ | Название раздела/темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | - | Опрос | |
1. | Раздел «Экология – как наука» | 3 | 3 | - | Опрос |
Экология – как наука. | 1 | 1 | - | ||
Цели, задачи экологии. | 2 | 2 | - | ||
2. | Раздел «Экологический мониторинг» | 12 | 3 | 9 | Практическая работа |
Методика экологического мониторинга | 8 | 2 | 6 | ||
Городская экосистема | 4 | 1 | 3 | ||
3. | Раздел «Основы почвоведения» | 12 | 3 | 9 | |
Почва и её свойства | 6 | 2 | 4 | ||
Биондикация плодородия и загрязненности | 6 | 1 | 5 | ||
4. | Раздел «Экология гидросферы» | 11 | 3 | 8 | Защита проекта |
Загрязнение водных объектов города и пригородной черты | 6 | 2 | 4 | ||
Определение качества воды по микро и макробиоте | 5 | 1 | 4 | ||
5. | Раздел «Технологии в растениеводстве» | 12 | 3 | 9 | Практическая работа
|
Информационные технологии в растениеводстве | 8 | 3 | 6 | ||
Метод выращивания растений: аэропоника и гидропоника | 4 | 1 | 3 | ||
6. | Раздел «Современные методы биологических исследований» | 12 | 4 | 8 | |
Метод морфологического анализа | 6 | 2 | 4 | ||
Метод дифференциального центрифугирования | 6 | 2 | 4 | ||
7. | Раздел «Экологический практикум» | 9 | 0 | 9 | |
Теоритический этап | 4 | 0 | 4 | ||
Практический этап | 5 | 0 | 5 | ||
Итого: | 72 | 20 | 52 | ||
Содержание учебного плана
Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ. (1ч.)
Теория. Знакомство с учебным планом программы. Правила работы с весами, правила работы в лаборатории. Организация рабочего места. Правила санитарии и охрана здоровья. Травматизм и его предупреждения. Техника безопасности.
Форма контроля. Опрос
Раздел 1. Экология – как наука.(3ч.)
Тема Экология – как наука.(1ч.)
Теория: Наука экология, предпосылки её возникновения. Необходимость изучения предмета в современных условиях. Место экологии в ряду естественных наук. Связь экологии с биологией, географией, химией, физикой и другими дисциплинами. Особенности экологии как самостоятельной науки.
Форма контроля. Опрос.
Тема Цели, задачи экологии (2ч.)
Теория. Цели, задачи, и подходы науки о нашем общем доме Земле – экологии. Разделы экологической науки. Основные проблемы и задачи, перспективы экологической науки. Методы экологической науки. Влияние деятельности человека на природу. Изменения влияния человека на природу в эпоху научно-технического прогресса.
Форма контроля. Опрос.
Раздел 2. Экологический мониторинг. (12ч.)
Тема Методика экологического мониторинга (8ч.)
Теория: Определение понятия «экология». Основные экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Виды и методы экологического мониторинга.
Практика: Поиск информации за предыдущие годы о состоянии выбранных объектов города и пригородной черты, требующих изучения влияния антропогенных факторов и ведения мониторинга.
Форма контроля. Практическая работа
Тема Городская экосистема (4ч.)
Теория: Экологические факторы и особенности выживания природных объектов.
Практика: Составление карты-схемы предприятий, влияющих на окружающую среду выбранного района.
Форма контроля. Практическая работа
Раздел 3. Основы почвоведения. (12 ч.)
Тема Почва и её свойства (6ч.)
Теория: Состав почв. Экологические функции почвы.
Практика: Анализ состава почв с разных участков города. Определение pH почвенной вытяжки и оценка кислотности почвы. Определение засоленности почвы по солевому остатку.
Форма контроля. Практическая работа
Тема Биондикация плодородия и загрязненности (6ч.)
Теория: Плодородие почв. Почвенный мониторинг.
Практика: Определение содержания воздуха в образце почвы. Определение содержания воды в образце почвы.
Форма контроля. Практическая работа
Раздел 4. Экология гидросферы. (11 ч.)
Тема Загрязнение водных объектов города и пригородной черты (6ч.)
Теория: Понятие о гидросфере. Роль гидросферы. Водные ресурсы. Экологические проблемы гидросферы. Загрязнение водных ресурсов.
Практика: Характеристика загрязнений водных объектов. Наблюдение за составом атмосферных осадков. Исследование проб дождя, снега.
Форма контроля. Защита проекта
Тема Определение качества воды по микро и макробиоте (5ч.)
Теория: Виды загрязнения воды: физическое, тепловое, биологическое, химическое, органическое, поверхностное. Основные источники загрязнения и засорения водоемов.
Практика: Определение качества воды в пресноводном водоеме. Подготовка и презентация проектов «Чистая вода».
Форма контроля. Защита проекта
Раздел 5. Технологии в растениеводстве. (12ч.)
Тема Информационные технологии в растениеводстве (8ч.)
Теория. «Зеленые технологии» и органическое сельское хозяйство. Нанотехнологии.
Практика: Приготовление органической подкормки для растений из навоза (птичьего помета). Закладка и мониторинг компостной кучи.
Форма контроля. Практическая работа
Тема Метод выращивания растений: аэропоника и гидропоника (4ч.)
Теория. Биотехнологии.
Практика: Анализ биохимического состава почвы с помощью датчиковых систем. Анализ электронного (цифрового) паспорта поля: агрофизический и агрохимический анализ.
Форма контроля. Практическая работа
Раздел 6. Современные методы биологических исследований. (12ч.)
Тема Метод морфологического анализа (6ч.)
Теория: Систематика низших и высших растений, изучения растительного покрова, картографические, индикационные.
Практика: Описание травяных фитоценозов с использованием раункиеровских площадок. Работа с гербарным материалом по выявлению жизненной формы.
Форма контроля. Практическая работа
Тема Метод дифференциального центрифугирования (6ч.)
Теория: Метод хроматографического анализа, метод микроскопирования.
Практика: Изучение особенностей строения и функционирования микроскопических живых объектов под влиянием измененных факторов среды.
Форма контроля. Практическая работа
Раздел 7. Экологический практикум. (9ч.)
Тема Теоретический этап (4ч.)
Практика: Постановка и определение цели и задач собственного исследования по теме. Выдвижение гипотезы экологического исследования. Формирование и способы проверки гипотезы. Этапы работы над исследованием.
Форма контроля. Защита проекта
Тема Практический этап (5ч.)
Практика: Выдвижение гипотезы экологического исследования. Проведение исследование. Оформление исследовательской работы. Презентация проекта.
Форма контроля. Защита проекта
Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения учащиеся овладевают
следующими компетентностями
Предметные (образовательные):
- знание основных понятий и терминов в области экологии, ботаники, зоологии;
- знание принципов и правил исследовательской деятельности;
- знание методов полевых ботанических, зоологических, общеэкологических исследований;
- умение выделять проблему из общей массы информации в рассматриваемой области;
- умение формулировать тему исследования, ставить цель и задачи исследования;
- знание основных методов изучения живой и неживой природы;
- знание особенностей профессии биолога, как ученого;
Метапредметные:
- знание культуры проектной деятельности: ценностное отношение к проектной деятельности;
- способность работать с различными источниками информации;
- умение аналитически оценивать собственную деятельность.
- социальная активность;
Личностные:
- положительная мотивация к научно-исследовательской и познавательной деятельности;
- практические навыки в области исследовательской деятельности;
- умение презентовать результаты собственной деятельности;
- чувство ответственности и бережное отношение к окружающей среде.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе определяется Календарным учебным графиком, который является приложением к программе и разрабатывается до начала каждого учебного года, согласовывается и утверждается заместителем директора МБОУ «Лицей № 20» по УВР.
Календарный учебный график соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, утвержденным Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Начало учебного года - 4 сентября, окончание учебного года– 25 мая.
№ | Год обучения | Объем учебных часов | Всего учебных недель | Режим работы | Количество учебных дней |
1 | 1 год обучения | 72 часа | 36 | 2 раза в неделю по 1 часу либо 1 раз в неделю по 2 часа | 72 либо 36 |
В каникулярное время учащиеся могут продолжить обучение по краткосрочной дистанционной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Условия реализации программы
Содержание условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся по программе. Данная программа рассчитана на реализацию в условиях МБОУ «Лицей № 20».
Материально-техническое обеспечение.
В рамках реализации программы предусматривается материально-техническое обеспечение, достаточное для соблюдения условий реализации программы и достижения заявленных результатов освоения образовательной программы. Для успешной реализации программы необходимо:
- оборудованный учебный кабинет (стол для педагога, столы для учащихся, стулья, стенды, шторы-затемнения);
- технические средства обучения (интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, весы лабораторные аналитические, мини –экспресс-лаборатории («Физико-химический анализ воды» и «Биологический анализ воды»), центрифуга лабораторная, люксметр).
Информационное и учебно-методическое обеспечение:
Учебно-методическое обеспечение (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, пособия, учебно-методический комплекс: дидактические материалы, плакаты, видеотека, методические рекомендации, сборники материалов и задач, мониторинг по ДООП).
Кадровое обеспечение:
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт) код А с уровнями квалификации 6, обладающий профессиональными компетенциями в предметной области.
Этапы и формы аттестации
Вид контроля | Тема и контрольные измерители аттестации | Форма контроля |
Входной контроль | Тема: Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ. - знание правил поведения на занятиях; - знание техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием. | Опрос |
Текущий контроль | Раздел 1. Экология – как наука. -знание основных понятий и терминов в области экологии -знание целей и задач экологии | Опрос |
Текущий контроль | Раздел 2. Экологический мониторинг. - знание современных экологических проблем; - знание методов экологического мониторинга. | Практическая работа |
Раздел 3. Основы почвоведения. - умение определять содержание воздуха в образце почвы; - умение определять содержание воды в образце почвы; - умение определять засоленность почвы по солевому остатку. | ||
Промежуточная аттестация | Раздел 4. Экология гидросферы. - описание физического, теплового, биологического, химического, органического, поверхностного загрязнения воды в исследуемых образцах. | Защита проекта |
Текущий контроль | Раздел 5. Технологии в растениеводстве - качество созданной подкормки для растений; - точность анализа состава почвы; - умение работать с паспортом поля. | Практическая работа |
Раздел 6. Современные методы биологических исследований. - работа с гербарным материалом по выявлению жизненной формы - качество изучение растительного покрова; - умение систематизировать растения. | ||
Аттестация по завершению реализации программы | Раздел 7. Экологический практикум. - умение презентовать свой проект (умение публично выступать, аргументированно отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы). | Защита проекта |
Оценочные материалы
Диагностика результативности сформированных компетенций, учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Эколог - исследователь» осуществляется посредством следующих разработок:
- Опрос «ТБ при работе в лаборатории»;
- Тест «Экологический мониторинг»;
- Практическая работа по теме «Основы почвоведения»;
- Практическая работа по теме «Современные методы биологических исследований»;
- Лабораторная работа по теме «Экология гидросферы»;
- Диагностическая карта «Защита творческих и исследовательских проектов».
Методические материалы
Учебно-методический комплекс к программе «Эколог - исследователь» включает:
- Сборник тестовых заданий к теме: «Экологический мониторинг»;
- Методическая разработка учебного занятия по теме «Основы почвоведения»;
- Методическая разработка учебного занятия по теме «Современные методы биологических исследований»;
- Лабораторная работа по теме «Экология гидросферы».
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
№ | Раздел или тема программы | Формы занятий | Приемы и методы организации образовательного процесса | Дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Форма аттестации |
1 | Тема: Экологический мониторинг | Практическая работа, мини-лекция | Индивидуальная работа, работа в группах | Распечатанные практические заданий по теме: «Экологический мониторинг» | Ноутбук, карта-схема предприятий | Практическая работа |
2 | Раздел «Основы почвоведения» | Практическая работа | Индивидуальная работа, работа в группах | Распечатанные практические заданий по теме: «Основы почвоведения» | Ноутбук, портативная комплект-лаборатория для почв, центрифуга лабораторная | Практическая работа |
3 | Раздел «Современные методы биологических исследований» | Практическая работа | Индивидуальная работа, работа в группах | Распечатанные практические заданий по теме: «Современные методы биологических исследований. | Ноутбук, гербарный материал | Практическая работа |
4 | Раздел «Экология гидросферы» | Практическая работа, самостоятельная работа | Индивидуальная работа, работа в группах | Лабораторная работа по теме «Экология гидросферы | Ноутбук, проектор, лабораторная посуда, фильтры, стенды для защиты докладов, | Защита проекта |
Список литературы
для педагога:
- Воровщиков С.Г., Новожилова М.М., Таврель И.В. Как найти интересную тему для исследовательских работ учащихся//Справ. зам. дир-рашколы.#8470;#1057;.58.
- Воровщиков С.Г., Новожилова М.М., Таврель И.В. Как оформить результаты учебного исследования// Справ. зам. дир-рашколы.#8470;#1057;.97.
- Воровщиков С.Г., Новожилова М.М., Таврель И.В. С чего начать учебное исследование// Справ. зам. дир-рашколы.#8470;11,#1057;.84.
- Грачёва И.Н. Формирование исследовательских умений учащихся в процессе обучения биологии // Биология (ПС).#8470; С.49.
- Клёнова Н.В. Как оценивать результаты обучения школьников по дополнительным образовательным программам// Народное образование.#8470;#1057;.165-174.
- Савенков А.И. Развитие исследовательских умений школьников (приёмы).// Школьный психолог. 2008. № #1057;.19-30.
- Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. // Начальная школа. 2007. №2. - С.17.
- Сырицына С.И. Организация исследовательской деятельности учащихся //Управление школой. 2009. №#1057;.-8.
для учащихся:
- Артёмов И.А. Иллюстрированная энциклопедия растительного мира Сибири– Новосибирск: Арта, 2009. – 392 с.
- Красная книга города Кемерово и Кемеровского района Кемеровской области: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, растений и грибов –Кемерово, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (университет), 2017. -195 с.
- Красная книга Кемеровской области: Т.1. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов, 2-е изд-е, перераб. и дополн. – Кемерово: «Азия принт», 2012. -208 с.
- Краснобородов И.М. Определитель растений Кемеровской области. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. – 477 с.
- Петунин О.В. Экология Кемеровской области: рабочая тетрадь для учащихся образовательных организаций общего и дополнительного образования – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2018. -48 с.
- Растения Кузбасса: рабочая тетрадь – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2015. -70с.
- Растения Кузбасса: учебное – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2015. -196с.
Приложение №1
Список терминов:
Эколо́гия — наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания.
Бота́ника — наука о растениях, раздел биологии.
Зооло́гия — наука о представителях царства животных, в том числе человеке.
Метод научного исследования — это способ познания объективной действительности, представляющий собой определенную последовательность действий, приемов, операций.
Биотехноло́гия — «искусство, мастерство, способность», λόγος — «слово, смысл, мысль, понятие») — дисциплина, изучающая возможности использования живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач, а также возможности создания живых организмов с необходимыми свойствами методом генной инженерии.
Нанотехноло́гия — область фундаментальной и прикладной науки и техники, имеющая дело с совокупностью теоретического обоснования, практических методов исследования, анализа и синтеза, а также методов производства и применения продуктов с заданной атомной структурой путём контролируемого манипулирования отдельными атомами и молекулами.
Приложение №2
Критерии оценивания сформированных компетенций учащихся по программе
Критерий оценки | Сформирован 0-1 балл (низкий уровень) | На стадии формирования 2-3 балла (средний уровень) | Не сформирован 4-5 баллов (высокий уровень) |
знание современных экологических проблем | |||
знание методов экологического мониторинга. | |||
умение определять содержание воздуха в образце почвы | |||
умение определять содержание воды в образце почвы | |||
умение определять засоленность почвы по солевому остатку | |||
умение работать с гербарным материалом по выявлению жизненной формы | |||
умение описывать физические, тепловые, биологические, химические, органические, поверхностные загрязнения воды в исследуемых образцах | |||
умение публично выступать | |||
умение аргументировано отстаивать свою точку зрения | |||
умение отвечать на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс
Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш мир»7 класс...
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)
Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...