Обучение учащихся чтению тематических карт (разной направленности)
опыты и эксперименты по географии
Географическая карта-язык географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elantseva_a.a._obuchenie_uchashchihsya_chteniyu_tematicheskih_kart.docx | 32.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель географии МКОУ СОШ №6
им.Шерстянникова А.Н. УКМО г.
Усть-Кут Иркутская обл.
Еланцева Анастасия Александровна
Обучение учащихся чтению тематических карт (разной направленности)
«Было бы совершенно безнадежным делом дать учащимся правильное представление о Кавказе, Великобритании, Южной Америке и т. д. со всеми характерными для этих стран особенностями береговой линии, рельефа, климата, гидрографической сети, растительного покрова и пр., если бы учащиеся не видели хотя бы грубой схематической карты описываемой территории».
проф. В. П. Буданов
Источник: Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 1, 1993, с. 115-116.
Географические карты, являясь языком, с помощью которого можно легче и притом точнее всего рассказать о пространстве, о взаиморасположении и форме объектов, становятся не только накопителями, но и мощными источниками информации.
Значение географической карты трудно переоценить. Никакое литературное описание, даже наиболее подробное, не сможет создать у читателя наглядную картину размещения многообразных явлений, происходящих на земной поверхности, подобную той, какую дает обычная географическая карта.
Работа с картами на уроках является стимулятором умственного развития школьников, способствует упорядочиванию географических знаний.
Сегодня одна из целей образования – это сформировать у обучающихся ключевые компетентности. Герман Селевко доктор пед. наук указывает на то, что «социуму нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшему жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед нами жизненные и профессиональные проблемы.»[ способствует умение работать с географическими картами атласа, т.е. «должны уметь оценивать, объяснять, применять, составлять, сопоставлять» географические карты разной тематики. Сформированность этих умений проверяется в ходе ОГЭ, ЕГЭ в 9, 11 классах заданиями трёх уровней, эти умения и отражают суть понятия чтения карты.
В методической литературе понятие «читать» карту связано с умением по сочетанию условных знаков делать заключения о географических особенностях стран, а также уметь изучать и понимать при помощи карты размещение, состояние и взаимосвязь различных явлений природы и человеческого общества.
По сложности и глубине выделяют три вида чтения карты.
Элементарное чтение карты — заключается в уяснении свойств данного предмета по его внешнему виду. Из соединения названия объекта с его изображением получаются суждения: «Это Уральские горы», «Вот Африка», «Это государственная граница России». Указанное чтение подобно освоению алфавита. Однако без усвоения навыков элементарного чтения нельзя двигаться к более сложному. Поэтому учитель должен постоянно заботиться о том, чтобы «азбука» чтения карты была усвоена учениками достаточно прочно.
Сложное чтение — состоит в умении делать на основе карты суждения о тех свойствах предметов, которые выражены самим рисунком, и, конечно, прежде всего умении воссоздать пространственное представление о размещении и взаимном расположении предметов на земной поверхности.
Такое умение более трудное, хотя и здесь степень трудности может быть, конечно, различной в зависимости от поставленных целей и от уровня имеющихся у учащихся картографических и географических знаний и навыков. Приведем примеры: «Уральские горы вытянуты с севера на юг»; «Африка — нерасчлененный материк. Поверхность ее однообразна. Она лежит в жарком поясе». Как видим, суждения о свойствах предметов получены на основе тех сведений, которые отражены на карте (так же как и в чтении первого вида), но характеристика объектов дана более полно.
Третья ступень чтения карты - Творческое чтение (по Даринскому) требует еще большего напряжения умственных сил. Ученик пользуется здесь и географическими знаниями, и изображенными на карте фактами, на основе которых при помощи умозаключений он делает выводы, приобретает новые знания.
Пример. Основываясь на данных физической карты о географическом положении страны и изображенных на ней песках, соленых озерах, оросительных каналах, ученик сделал вывод, что здесь жаркий и засушливый климат.
В процессе преподавания географии мы обращаемся к картам различной направленности:
№ | Класс | Базовая карта |
1. | 5-6 класс | Карта полушарий. Осуществляется изучение общих географических закономерностей и, параллельно, формирование навыков работы с тематическими картами |
2. | 7 класс | Физическая карта материков и океанов. Работа направлена на дальнейшее сопоставление карт |
3. | 8 класс | Физическая карта России – осуществляется работа с климатической, почвенной картами, картой природных зон, населения и т.д. Это обеспечивает целостное представление об особенностях нашего государства. |
4. | 9 класс | Экономическая карта России. При изучении экономических районов затрагиваются физико-географические и социально-экономические стороны. |
5. | 10-11 классы | Политическая карта мира |
5-6 кл. например, по теме «Литосфера» изучается физическая карта мира, тектоническая карта, по теме «Гидросфера» – карта Мирового океана.
Формирование первоначального умения читать карту в данных классах связано с изучением условных знаков (название, изображение, расположение)
7 кл. Например, по теме «Литосфера» продолжается более детальное знакомство с тектонической картой, которая сопоставляется с физической и выявляются общие закономерности развития твёрдой оболочки Земли; по теме «Гидросфера» изучается карта течений в Мировом океане, которая позже сопоставляется с климатической картой и выявляются общие закономерности формирования климата и т. д.
8 класс – базовая карта – физическая карта России – осуществляется работа с климатической, почвенной картами, картой природных зон, населения и т.д. Это обеспечивает целостное представление об особенностях нашего государства.
9 класс – базовая карта – экономическая карта России. При изучении экономических районов затрагиваются физико-географические и социально-экономическиестороны.
10-11 классы – базовая карта – политическая карта мира
Учителям в своей практической деятельности приходится сталкиваться с рядом трудностей, которые испытывают обучающиеся при чтении географических карт, вот лишь некоторые их:
1. Незнание условных обозначений географических объектов и неумение пользоваться легендой карт различной направленности.
2. Отсутствие стойкого навыка определения географических объектов по заданным координатам, сторонам горизонта и расстояниям.
3. Неумение учеников излагать материал в определенной последовательности. Если, например, ученики не приучены делать описания страны по принятой схеме – географическое положение, рельеф и т. д.,— то навыка у них не развивается. В старших классах особые трудности вызывает чтение специальных карт. Трудности эти можно разделить на два вида: а) из-за особого характера содержания специальных карт; б) из-за отсутствия у учеников навыка в сопоставлении карт друг с другом.
4. Недостаточный уровень развития познавательного интереса.
При обучении чтению карт различной направленности, необходимо придерживаться общепедагогических принципов:
-Систематичности и последовательности (только в процессе систематической деятельности от -простого к сложному возможно достижение положительного результата, выработки стойкого умения читать карту, разбираться в условных обозначениях, черпать информацию о географических объектах),
-сознательности и активности (только включение в активную деятельность обучающихся способно породить интерес детей, понимание, осознание реализуемой деятельности),
-доступности и научности т.д.
Любому виду использования карты должно предшествовать знакомство с ней, сначала общее, а затем и углубленное. Один из приемов чтения карты предполагает, прежде всего, ознакомление учеников с общими требованиями пользования картой как источником знаний. Для того чтобы ученики овладели этим приемом, их необходимо ознакомить с составом следующих действий (алгоритмом):
- Прочитай название карты.
- Ознакомься с легендой карты.
- Найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте.
- Ознакомься с масштабом карты.
- Выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики, диаграммы).
- Читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на схемах, рисунках, данными справочного материала.
В работе необходимо использовать различные методы и приемы обучения чтению географических карт, так для работы с физическими и тематическими картами они могут быть направлены на:
1) установление местонахождения географических объектов, характеристики их географического положения;
2) выяснение свойств географических объектов;
3) сопоставление и сравнение исследуемых объектов;
4) формирование пространственных представлений о размещении и взаимное расположение объектов;
5) формирование представления об особенностях изображенной на карте территории;
6) выяснение причин и закономерностей в размещении исследуемых объектов;
7) выявление взаимосвязи между исследуемыми объектами;
8) выяснение возможного развития исследуемых объектов в будущем
В своей практической деятельности я использую приемы работы, рассмотренные как в традиционной методике преподавания географии в школе, так и стараюсь знакомиться с положительным педагогическим опытом учителей других регионов, транслируемых в периодической печати (н-р, Гордеева Л. В., г. Екатеринбург)
1.Один из важнейших приемов чтения карты – составление описаний географических объектов и явлений.
Этот прием способствует формированию как общих, так и единичных понятий. Важно при описании географических объектов и явлений пользоваться типовым планом их характеристики.
Например, при описании гор используется такой план:
- В какой части материка расположены горы?
- В каком направлении вытянуты горы?
- Какова их протяженность?
- Какова наибольшая высота?
- Где расположены наивысшие точки гор?
- В чем особенности горных хребтов?
- К какому типу гор они относятся?
Направляя деятельность учеников, в ходе беседы выясняет:
Какими данными карты ты воспользуешься, например, чтобы определить: место расположения и направления гор, их протяженность и высоту. По каким признакам на карте можно определить время их образования?
Система заданий по описанию географических объектов усложняется по мере изучения географического материала от класса к классу, включая:
описание отдельных объектов, описание отдельных территорий комплексное описание ПТК экономико-географические характеристики отраслей народного хозяйства и ТПК.
2. Чтение карты предполагает использование приема сравнения.
На первых этапах введения приема необходимо ознакомить учеников с общими правилами:
- Выбери объекты для сравнения.
- Отбери необходимые карты.
- Определи отличительные признаки, по которым будешь проводить сравнение.
- Сопоставь географические объекты по данным карты, установи сходство и различие между ними.
- Объясни причины различий и сходства.
3. В процессе обучения географии широкое применение находит прием наложения карт. Он заключается в мысленном совмещении одной и той же территории, но разного содержания. При этом особую значимость приобретает умение использовать приемы сравнения и сопоставления различных тематических карт. Так, например, для того чтобы установить зависимость между формами рельефа, тектоническими структурами и районами распространения полезных ископаемых, важно иметь в наличии физическую, тектоническую карты и карты месторождений полезных ископаемых.
Выявить взаимосвязи между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми. (Сопоставляя содержание карты «Строение земной коры» и физической карты мира, заполнить таблицу и сделать вывод.)
Карта "Строение земной коры" (крупная тектоническая структура) | Физическая карта мира (форма рельефа) | Наиболее распространенные полезные ископаемые |
Приемы обучения чтению географических карт:
1. «Соверши путешествие»
При изучении береговой линии материков или океанов в 7 классе Вокруг материка или по карте полушарий от берегов п-ва Индокитая к берегам Северной Америки, называя океаны, моря, проливы, заливы, острова. Полуострова, встречающиеся в пути. Задания можно усложнять: назовите с какими народами мы встретимся, какие животные и растения обитают…
По физической карте Северной Америки с запада на восток по 40° с.ш., называя все крупные формы рельефа, реки и озера.
Хорошо идёт отработка знаний карты при работе в паре: один ученик (в роли учителя) называет географические объекты, другой (в роли ученика) показывает. Такую работу провожу часто со всем классом в начале или конце урока (3-5 мин.)
В своей работе я использую игры, вот, например, «Третий лишний». На доске или на листе бумаги записываю три понятия: Амазонка, Нил, Джомолунгма. Спрашиваю, что лишнее? Такого рода игры развивают память, воображение, способствуют запоминанию объектов на карте.
Более сложный вид игры «Собери карту» или «Географические силуэты». Вначале ученик по очертаниям только узнаёт и называет материк, затем отвечает на вопросы: в каком полушарии находится материк? Какие океаны его омывают? И т.д. Ещё больше усложняется работа в 8 классе. Тогда к уже хорошо знакомым географическим объектам прибавляются контуры полуостровов, островов, очертания рек и озёр России.
«Цепочка» («Кто кому сосед?»).
Задания очень хороши для обобщения. Также учителю важно избегать без крайней необходимости использовать подобные «игры в карты» для контроля и выставления оценок. Это обучающая, тренирующая игра и ничего более, только тогда учащиеся будут должным образом настроены. Смотреть в атласы – можно и нужно! Для закрепления можно при необходимости попросить детей прикрыть атласы и сразу повторить тоже самое без карт.
Учитель просит назвать страны, с которыми граничит Россия «по цепочке» (с северо-запада). Например, звучат: - «Норвегия» (1-й ученик) – «Финляндия» (2-й) – «Эстония» (3-й) – «Латвия» (4-й ученик). От детей требуется максимум внимания.
Чрезвычайно важным является регулярное практическое соотнесение политических и физических карт (эти задания можно практиковать в качестве «разминки», «задание на переключение внимания» и т.п. При изучении региональных частей курса целесообразно использовать задания другого вида).
«Загадки по карте». Очень эффектны взаимные задания учениками на “загадывание объектов”. Например, ученик придумывает сам и загадывает для других: «Река течет с юга на север. Впадает в Северный Ледовитый океан. Правый берег гористый, левый – равнинный» (Ответ: Енисей).
Игра «Географическая мозаика»:задание на сопоставление политической и физической карт. В своей работе часто использую накопительную систему оценивания, когда 1 правильный ответ по карте оценивается в 1 балл, т.е. чем больше правильных ответов, тем выше оценка. Учитель называет объекты (вулканы, озера, горы, реки) и просит определить страны, на территории которых эти объекты находятся.
Учитель называет страны и просит найти, в пределах каких гор и равнин находится, например, Венгрия, Испания, Бразилия и т.д.
Или по картам атласа установить соответствие между различными компонентами, например, соответствие между названиями стран и их столиц..
«Географическая разминка»
Удобнее пользоваться на этапе актуализации опорных знаний и умений учащихся, или при проверке знаний географической номенклатуры. Я использую несколько видов этой работы:
а) учащиеся работают в парах и задают друг другу по очереди вопросы по карте (не оцениваю, так как не могу уследить за правильностью ответов всех учащихся). Этот метод можно использовать также на этапе урока – закрепление новых знаний и умений.
б) учитель (ученик) показывает на карте географические объекты, учащиеся их называют. В своей работе часто использую накопительную систему оценивания, когда 1 правильный ответ по карте оценивается в 1 балл, т.е. чем больше правильных ответов, тем выше оценка.
в) один ученик стоит возле карты, а остальные называют объекты географической номенклатуры.
Все эти виды и формы работы с картой можно применять на любом этапе урока.
Большое внимание уделяю изучению широкого круга тематических карт. Именно анализ этой группы карт расширяет картографический опыт учащихся: работа с физическими, тематическими, контурными картами способствует формированию и закреплению знаний и умений, развитию воображения, памяти, логического мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, создавать образ территории, делать выводы, обобщения.
Следует подчеркнуть, что при использовании этих приемов следует учитывать, что работа с картой должна быть регулярной, лишенной шаблонности, вызывать интерес к предлагаемой деятельности и изучению географии в целом.
Литература:
1. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9классы.– М.: Просвещение, 2011г.
2. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.В. Николина, А.И.Алексеев, Е.К. Липкина—М.: Просвещение, 2011г.
3. Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения – М.: Дрофа, 2006г.
4. Интернет-ресурсы: опыт учителей географии: -Манина Е.Е.п. Песочный, Костромская обл.
-Цырендылыкова З.П. п.Таксимо, респ. Бурятия
-Новикова О.В.г.Уссурийск, Приморский край
-Гордеева Л.В. СОШ №7, г.Екатеринбург
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения.
Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения....
Контрольная работа «Комплект рабочих материалов учителя истории и обществознания, для осуществления обучения учащихся с ОВЗ в интегрированной форме с учетом особенностей контингента учащихся и необходимости реализации разных видов программ»
Школьный курс истории Древнего мира занимает особое место в структуре школьного исторического образования. При изучении истории Древнего мира закладываются основы для систематического изучения историч...
Комплект рабочих материалов учителя, для осуществления обучения учащихся с ОВЗ в интегрированной форме с учетом особенностей контингента учащихся и необходимости реализации разных видов образовательных программ
Итоговая работа курсов повышения квалификации "Специфика работы общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ОВЗ"...
Обучение учащихся на разных этапах обучения аргументированному высказыванию
Данная статья посвящена основным приёмам аргументирования и упражнениям по овладению этими приёмами, что способствует развитию умения говорить логично и убедительно. Аргументированно высказывать...
«Обучение смысловому чтению на уроках разных предметов: методика и технология (как реализовать требования ФГОС)»
Фрагмент урока в 9 классе по географии "Южные моря России", с применением методики смыслового чтения....
Обучение иноязычному чтению с использованием разных стратегий в условиях введения новых ФГОС
презентация для методическогог объединения иностранного языка...
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Обучение иноязычному чтению с использованием разных стратегий в условиях ФГОС»
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Обучение иноязычному чтению с использованием разных стратегий в условиях ФГОС»...