Обучение учащихся на разных этапах обучения аргументированному высказыванию
статья на тему
Данная статья посвящена основным приёмам аргументирования и упражнениям по овладению этими приёмами, что способствует развитию умения говорить логично и убедительно. Аргументированно высказывать свои мысли необходимо начинать обучать уже на этапе обучения в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_no1_microsoft_word_document_.zip | 15.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение учащихся на разных этапах обучения аргументированному высказыванию
Одним из условий успешной сдачи ЕГЭ по английскому языку является сдача устной части - говорение , которая является самой сложной. Выпускники должны владеть навыками говорения, т.е. уметь говорить грамотно, логично и убедительно.
Данная статья посвящена основным приёмам аргументирования и упражнениям по овладению этими приёмами, что способствует развитию умения говорить логично и убедительно. Аргументированно высказывать свои мысли необходимо начинать обучать уже на этапе обучения в средней школе. На уроках говорения в классе можно организовать диспуты или дискуссии Для этого в процесс обучения следует включать ситуативные диалоги, ролевые игры, дискуссии и обсуждения, во время которых учащиеся наряду с языковыми навыками и умениями развивают основы логического мышления, способность высказывать и отстаивать свою точку зрения. Навыки аргументирования отражают степень развития логического мышления и нуждаются в кропотливой тренировке. Таким образом перед учителем иностранного языка встаёт двойная задача: с одной стороны, обучать учащихся навыкам правильного оформления своих мыслей на иностранном языке, а с другой - развивать у них логическое мышление, умение последовательно и убедительно доказывать свою точку зрения.
Использование упражнений для обучения аргументированному высказыванию повышает эффективность занятий, их воспитательную роль. Введение элементов соревнования, вынесение на обсуждение близких для данной аудитории проблем усиливает мотивацию к изучению иностранного языка. Привлечение учащихся к анализу важнейших вопросов жизни общества, проблем искусства, спорта и образования способствует воспитанию у них гражданственности, принципиальности, активной жизненной позиции.
Основой правильного построения доказательства является его структура, которую можно свести к трём основным частям: целеполагание – аргументы и их иллюстрация (т.е. выстраивание системы задач для достижения поставленной цели) – заключение (достигнутый результат).
Для определения цели необходимо прежде всего поставить перед учащимися задачу, в процессе решения которой высказываются различные точки зрения. Данная задача может быть предложена в готовом виде. Воспользуемся в качестве примеров задачами, предлагаемыми в учебных пособиях из серии «Практический курс английского языка» под редакцией В.Д. Аракина. Например: Can cinema be regarded as a kind of art, like theatre, painting and music? или The generation gap: does it really exist? Конечно, интереснее и полезнее предоставить учащимся самостоятельно определить спорную проблему, предложив им выдержки из текстов, статей, рассказов дискуссионного характера в результате анализа которых делается некоторый вывод, например: What we have to decide is whether cinema is a kind of art or not.
Чётко сформулированная позиция по спорной проблеме и представляет собой поставленную цель обсуждения, которую в дальнейшем предстоит доказать, например: Cinema is a kind of art, like theatre, painting or music.
На начальном этапе работы аргументы (так называемые for and against) предлагаются учащимся в готовом виде, для того чтобы заставить их размышлять о поставленной задаче. С этой целью учитель английского языка может использовать учебное пособие “For and Against” (автор Alexander L. , London). Например:
Television is doing irreparable harm because
- before television came into our homes we used to enjoy civilized pleasures, go to the theatre or see our friends;
- we used to spend more time out in the open air, enjoy sporting events;
- we used to read more books and get some information at first hand, etc.
Предложенные аргументы могут сопровождаться следующими заданиями:
Study the given arguments and define the strongest one (from the point of view of a parent, a teacher, a doctor).
Support the given argument with the arguments of your own.
Decide upon the best order of points. Give your reasons. (Mind that the strongest point should come last.)
Для того чтобы аргументы звучали более убедительно, их необходимо снабдить иллюстрациями. Разумеется, обширный материал для иллюстраций может быть представлен учащимися на основании их собственного жизненного опыта, повседневных наблюдений. В то же самое время учащимся можно предложить заранее подготовиться к обсуждению проблемы: поговорить с родителями или с друзьями с целью выяснения их точки зрения.
Анализ и иллюстрации предложенных в готовом виде аргументов на последующем этапе работы уступает место самостоятельному поиску учащимися аргументов для доказательства своей точки зрения.
В процессе аргументирования очень часто приходится опровергать чьи-либо доводы; при этом правильно построенный аргумент опровергнуть сложно. Можно поставить под вопрос истинность фактов предложенных в аргументах противника, или же выявить ошибки в его рассуждениях в защиту своей точки зрения. Во всяком случае, выступающий по данному вопросу должен сделать краткое вступление, раскрывающее важность и актуальность обсуждаемой проблемы. После этого выступающий четко формулирует поставленную задачу и приводит кратко и сжато свои аргументы. После этого необходимо вернуться к каждому из аргументов, последовательно раскрыть и проиллюстрировать его.
Заключение выступления обязательно содержит повторение поставленной задачи; сюда же можно включить предлагаемые контраргументы противника и сформулировать их опровержение.
Дебаты могут быть организованы по-разному. Например, на начальном этапе работы учащиеся высказывают свою точку зрения (не вступая в спор друг с другом), а в заключении учащиеся отвечают на следующие вопросы: Which of the speakers was more effective? Which side is the right one? и т. п., обязательно аргументируя свой ответ. Или по окончании каждого из выступлений учащиеся задают вопросы выступающему с целью получения дополнительной информации, опровергают высказанные положения, формулируют свою точку зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения чтению на разных этапах обучения
В работе рассмотрены основные виды чтения, их особенности, приведены упражнения для развития навыков разных типов чтения на разных этапах обучения, приведены основные требования при овладении различны...
Особенности обучения чтению на разных этапах обучения
В работе рассматриваются основные виды чтения, упражнения для развития разных типов чтения на всех этапах обучения....
Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения.
Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения....
«Использование цифровых и Internet технологий для организации самостоятельной работы учащихся на разных этапах обучения иностранному языку»
Образовательный проект...
Обучение чтению на разных этапах обучения иностранному языку
Чтение на изучаемом языке становится важным и неотъемлемым аспектом процесса обучения иностранным языкам; при этом само понятие “чтение” требует нового осмысления, а его реализация как сод...
ОЗНАКОМЛЕНИЕ И ПРИОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РАЗНЫХ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ К АНСАМБЛЕВОЙ ФОРМЕ МУЗИЦИРОВАНИЯ
ОЗНАКОМЛЕНИЕ И ПРИОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ РАЗНЫХ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ К АНСАМБЛЕВОЙ ФОРМЕ МУЗИЦИРОВАНИЯ...