Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Обучение иноязычному чтению с использованием разных стратегий в условиях ФГОС»
материал на тему

Козьмик Ольга Васильевна
Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Обучение иноязычному чтению с использованием разных стратегий в условиях ФГОС»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Лицей №7 им. Д. П. Уланова, г. Химки

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Обучение иноязычному чтению с использованием разных стратегий в условиях ФГОС»

Подготовила Козьмик О.В.

Новые задачи современного языкового образования предполагают изменения в требованиях к уровню владения иностранным языком, определения новых подходов к отбору содержания и организации тестового материала и соответственно использования адекватных методов и приемов обучения. Подготовка к сдаче и проведению как государственной (итоговой) аттестации (далее — ГИА) в 9 классе, так и единого государственного экзамена в 11 классе (далее — ЕГЭ) общеобразовательных учреждений занимает много времени, сил и, чего уж там скрывать, нервов — как у педагогов, так и у учащихся.

Для получения высоких тестовых баллов на экзамене и в 9, и в 11 классах при выполнении заданий раздела «Чтение» учащимся необходимо уметь:

  • понимать тему в полном объёме;
  • извлекать необходимую/запрашиваемую в задании информацию;
  • понимать логические связи внутри и/или между частями текста;
  • догадываться о значении отдельного выражения по контексту;
  • подбирать нужную стратегию в зависимости от цели чтения;
  • изменять скорость чтения в зависимости от задания.

К сожалению, как показывает наш опыт, многие школьники не владеют всеми способами чтения на иностранном языке и совершают типичные ошибки:

  • впадают в панику при виде первого незнакомого слова. Сразу пытаются перевести незнакомые слова, даже не пытаясь догадаться о значении слов по контексту или использовать языковую догадку;
  • полностью игнорируют неизвестную конструкцию/слово, тем самым упуская существенный смысл высказывания;
  • неправильно распределяют силы и время на задания, следовательно, не могут уложиться во временной лимит, начинают паниковать.

Во избежание подобных ошибок во время учебного года учителю целесообразно строить урок следующим образом:
http://iyazyki.ru/wp-content/uploads/2013/08/golovtab11.jpg

Как же можно построить урок таким образом, чтобы он не только был интересным и мотивирующим, но и отвечал требованиям подготовки к экзаменам? Мы используем творческое чтение.

.http://iyazyki.ru/wp-content/uploads/2013/08/golovtab61.jpg

         Урок английского языка с позиции требований ФГОС нового поколения Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным и личностным результатам. В соответствии с новыми образовательными стандартами, ученик уже не пассивный участник образовательного процесса, он активно участвует в постановке целей и задач урока, учиться определять план своей работы, выбирать средства и способы достижения поставленных целей, а также участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. Рассмотрим, какие универсальные учебные действия формируются на уроках чтения по английскому языку.

В соответствии с новыми стандартами обучения, чтение выступает, как самостоятельный вид речевой деятельности, а также как средство формирования смежных языковых и речевых навыков и умений, потому что упражнения на отработку всех языковых и речевых навыков и умений строятся на с опорой на текст и письменные установки к текстам, упражнениям и заданиям. Из этого определения вытекают задачи обучения чтению: научить учащихся извлекать информацию из текста на иностранном языке в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.

При реализации ФГОС для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать следующие навыки:

- вычленять смысловую информацию;

- читать по ключевым словам;

- работать со словарем;

- использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте;

- интерпретировать и трансформировать текст;

-игнорировать неизвестное, если это не мешает выполнению поставленной задачи.

Как же сделать так, чтобы уроки чтения полюбились учащимся?

Первое, строго следить за размером предлагаемого ученикам текста. Понятно, слишком длинные тексты будут утомлять детей, а некоторых из них попросту испугают. И такие дети даже и не приступят к чтению данного текста. А на слишком коротком тексте невозможно формировать многие языковые и речевые навыки и такой текст может быть малоинформативным. В текст могут входить и рисунки, и графики, и схемы. Это тоже вид текста и порой даже более информативный.

Второе, необходимо подбирать текст, обращая внимание на месторасположения в нем основной идеи. Доказано, что дети лучше воспринимают тот текст, в котором основная идея располагается либо в самом начале, либо в самом конце текста.

Третье, очень важно, чтобы тематика текста соответствовала уровню развития и образованности учащихся, а также учитывать их интересы и потребности.

Четвертое, кроме тематики необходимо учитывать и те проблемы, которые затрагивает текст. Да, одну и ту же тему можно обсуждать и со взрослыми, и с младшими школьниками, но те проблемы, которые покажутся насущными старшеклассникам малышам просто еще непонятны, а значит и неинтересны. Кроме того, проблемы, поднимаемые в различных текстах, могут даже помочь в вопросе воспитания личности. Ведь читая текст и обсуждая его в классе, ученики делают выводы о хорошей или плохой стороне поступка главного героя и мысленно ставят себя на его место.

Очень важно четко придерживаться этапов работы с текстом. Существует три этапа работы над любым текстом: дотекстовый, текстовый и послетекстовый.

Цели каждого из этапов определены и делают возможным постепенное и полное понимание текста с извлечением необходимой для выполнения поставленной задачи информации.

Цель дотекстового этапа является – определить речевую задачу для первого прочтения, заинтересовать учащихся темой текста, а также уменьшить трудность восприятия незнакомого текста на иностранном языке. Цель второго этапа – текстового – проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений. Целью третьего – послетекстового – этапа является использовать ситуацию текста в качестве языковой опоры для развития умений в устной и письменной речи. Для каждого этапа мы используем определенные упражнения и задания.

Итак, в условиях введения в практику работы начальной школы ФГОС учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Для этого важно понять, какими должны быть критерии результативности урока. Кратко их можно описать так:

1.     На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.

2.     Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.

3.     Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе и их мотивацию к учебной деятельности.

4.     Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5.     Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6.     Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

7.     Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие успехи.

8.     Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.

9.     На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками, дети не боятся выражать свое мнение, доказывать свою точку зрения

Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергнуть. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.

Обучение чтению на иностранном языке должно выполнять воспитательные, образовательные, развивающие и практические задачи. Без овладения этим видом речевой деятельности, оканчивающий школу не может рассчитывать, за исключением в редких случаях, на дальнейшее широкое использование иностранного языка. В методике и практике обучения иностранного языка все больше уделяется внимания чтению, как вида речевой деятельности, который определяет совершенное владение языком.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение иноязычному чтению с использованием разных стратегий в условиях введения новых ФГОС

презентация для методическогог объединения иностранного языка...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка»...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Методические рекомендации для учителей иностранного языка по подготовке к аттестации по иностранному языку в новой форме»...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Формирование универсальных учебных действий – приоритет начального иноязычного образования»...