Методическая разработка урока по географии: Хозяйство Европейского Юга.
план-конспект урока по географии (9 класс)

Методическая разработка по теме: «Хозяйство Европейского Юга» представляет собой описание организационной структуры урока в 9 классе, в соответствии     с ФГООС.  Это урок –открытия новых знаний.  Урок включает исследовательские  задания, формирующие навыки работы с различными источниками  информации, развивает умение работать в группе, сравнивать, обобщать изучаемый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_uroka.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тицкая Людмила Ильинична,

х.Нижнепетровский, МБОУ Петровская СОШ,

учитель географии

УРОК ГЕОГРАФИИ ПО ТЕМЕ

«Хозяйство Европейского Юга»

АННОТАЦИЯ

Методическая разработка по теме: «Хозяйство Европейского Юга» представляет собой описание организационной структуры урока в 9 классе, в соответствии     с ФГООС.  Это урок –открытия новых знаний.  Урок включает исследовательские  задания, формирующие навыки работы с различными источниками  информации, развивает умение работать в группе, сравнивать, обобщать изучаемый материал.

Ключевые слова: отрасли специализации, агропромышленный комплекс, рекреационное хозяйство

 

Цель урока: Составить комплексную характеристику хозяйства Европейского Юга.

                 

Задачи: 

Образовательные: Определить главные  отрасли специализации хозяйства Европейского Юга; выделяют, описывают и объясняют существенные признаки основных отраслей, их особенности, характерные черты, уровень развития, размещение по территории района; показать ведущую роль агропромышленного и рекреационного комплексов; сформировать представление о реальных достоинствах Европейского Юга.

Развивающие: развивать аналитическое мышление, память, образное мышление, внимание, умение работать с картами; совершенствовать умения называть и показывать на карте объекты номенклатуры, работать с текстом, картами, статистическими материалами.

Воспитательные: воспитать чувство любви к своей стране, гордость за достижения её хозяйства, формирование коммуникативности в общении со сверстниками,  воспитание толерантности.

В результате педагогического взаимодействия на уроке

учащиеся смогут:

Предметные:

Называть отрасли специализации хозяйства Еврпейского Юга;

Делать вывод об отраслевом составе хозяйства региона;

Объяснять отрасли специализации и особенности размещения хозяйства по территории  района;

Объяснить, почему ведущее место в хозяйстве принадлежит – агропромышленному комплексу;

Показывать на карте главные центры производства района;

Метапредметные:

Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать и управлять своей деятельностью; высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию, обобщать;

Развивать познавательные и исследовательские навыки, умение анализировать и делать выводы,  устанавливать причинно-следственные связи через умение работать с текстом учебника, тематическими  картами атласа, статистической информацией;

 Способствовать работе с дополнительными источниками, в том числе и с электронными;

Формировать способность практического использования полученной информации.

Личностные: Обучающиеся смогут выработать личностное отношение к теме, приобретать навыки сотрудничества, взаимопомощи и взаимодействия в группе; Осуществлять самооценку, выполняемой деятельности на уроке, определять границы собственного знания материала.

Межпредметные связи: информатика, история, краеведение, экономика.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Используемые образовательные технологии / методы:  работа в группах, в парах,  системно-деятельностный подход, игра.

Организационная структура урока

1 этап. Актуализация опорных знаний и умений

Деятельность учителя

Учитель предлагает составить учащимся вопросы по домашнему заданию и дать на них ответы.

Вопросы к классу: Почему вы задали именно эти вопросы?

(Потому что, эгп, природные условия и природные ресурсы определяют специализацию района).

Деятельность учащихся

Вопросы по домашнему заданию составляют учащиеся (Слайд 1):

1.Назовите какие субъекты РФ  входят в состав Европейского Юга?

2.Охарактеризуйте экономико-географическое положение Европейского Юга.

Вывод: ЭГП  Европейского Юга- выгодное. (Слайд  2).

3.Назовите природные условия и ресурсы Европейского Юга?

Вывод: Европейский Юг обладает разнообразными природными ресурсами, среди которых особо выделяются агроклиматические ресурсы и рекреационные .

2 этап. Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Проблемный вопрос: «Как вы думаете, какие отрасли являются главными в хозяйстве Европейского Юга ?» Почему Европейский Юг – называют житницей России? Как в будущем изменится  значение отраслей хозяйства? (Слайд 3).

Деятельность учащихся

Вступая в диалог с учителем, определяют, что не хватает знаний о специализации хозяйства Европейского Юга. Отвечают на вопросы, делают вывод о зависимости природных условий и ресурсов и отраслей специализации.

3 этап.  Целеполагание, планирование

Деятельность учителя

Сообщение темы урока, создание мотивационной установки.

Деятельность учащихся

Определение цели урок:

Цель: изучение хозяйства Европейского Юга.

Формулируют с помощью учителя задачи и результаты урока:

-Повторим природные условия и ресурсы района.

-Изучим основные отрасли специализации района.

-Узнаем, какие факторы способствовали развитию именно этих отраслей.

-Проверим, как природные условия и ресурсы влияют на хозяйственную специализацию

 (Слайд 4).

Определяют источники информации (Слайд 5). 

4 этап. «Открытие» нового знания

Деятельность учителя

                                     

1. Используя различные источники информации, определите отрасли специализации Европейского Юга.

2. Дайте характеристику комплексам (работа в парах) .

- разделиться по парам, каждая пара характеризует один комплекс по плану:

Вспомните план ( Состав, факторы размещения, центры).

3.Нанесите на контурную карту центры: машиностроения, топливной  промышленности, пищевой.

4.Беседа по вопросам, обобщение, ответы на проблемный вопрос.

Деятельность учащихся

1. Работа с материалом учебника, картами атласа, статистическими данными (с.241, таб.37; с.242, рис.132):определение отраслей специализации хозяйства региона (Слайд 6).  

2.Характеристика комплексов по плану: Агропромышленный комплекс (Слайд 7,8,9).

Машиностроение (Слайд 10).

Топливно-энергетический комплекс (Слайд11).

Рекреационное хозяйство (Слайд 12,13).

3.Результат работы:  Отчитываются о проделанной работе, параллельно заполняя обобщающую таблицу с показом центров хозяйства на карте 

Название

комплекса

Состав

Факторы

размещения

Центры

Агропромышленный

Топливно-энергетический

Машиностроение

Рекреационное хозяйство

4. Работа на контурных картах нанесение центров  отраслей специализации. Проверка на слайдах.

Вывод: Главная отрасль экономики Европейского Юга – сельское хозяйство, которое имеет различную специализацию в разных частях района.

5 этап. Применение нового знания

Деятельность учащихся

Задания

Группа 1. Используя экономические карты (рис.8на с.53 и рис. 22 на с.121), сравните хозяйственную специализацию Европейского Юга и Центрального Черноземья. Какие отрасли специализации характерны для обоих районов?

Группа 2. По карте по атласа определите основные культуры сельскохозяйственных районов Европейского Юга. Сравните их по набору выращиваемых растений и животных. Объясните выявленные различия.

Творческая работа для всего класса (Игра).

Представьте себе, что вы сотрудник туристического агентства:

Составьте визитную карточку Европейского Юга.

Деятельность учащихся

Исследовательская работа.

1.Выполняют задания и представитель от каждой группы предоставляет результаты.

Творческая работа

2. Предлагают, что должно быть на слайде:

Визитная карточка Европейского Юга (Слайд14)

-Европейский Юг –это экспортно-импортные ворота России (Слайд 15).

-Европейский Юг – житница России (Слайд 16).

-Европейский Юг – пищевой цех России        (Слайд 17).

-Европейский Юг – зона отдыха и туризма (Слайд18).

6этап.  Домашнее задание

1.Выучить  параграф 30. Ответьте на вопросы 1-5, стр.129. Слайд 19.
2. Письменное творческое задание. Представьте себе, что вы сотрудник туристического агентства. Опишите маршрут путешествия по Европейскому Югу, который бы предложили туристам с целью отдыха и лечения, горнолыжного отдыха, познавательного туризма для знакомства с памятниками природы.

7 этап. Рефлексия

Деятельность учителя

 - Ребята, вы реализовали задачи

которые,  ставили перед собой в

   начале урока?

 -  Какая форма работы вызвала

наибольший интерес?

  -  С какими трудностями вы столкнулись при работе?

 -  Удалось ли вам  сформировать

представление о Европейском Юге?

 -  Мы живём на территории Ростовской области, возникло ли у вас желание самому побывать в других субъектах Европейского Юга?

  -  Какой город вы хотели посетить и почему?

Деятельность учащихся

На этапе рефлексии деятельности происходит сравнение результатов работы с учебной задачей и дается самооценка результатов деятельности.

С помощью знаков « +», «--»,  «≈»  (Слайд 20).

Заполните таблицу, уровень своего знания  слайд № 43

плюс – я знаю        минус – не знаю    приблизительно – не очень хорошо знаю

Я знаю, где расположен Европейский Юг

Я знаю, состав района

Я знаю, особенности природы района

Я знаю, какими природными ресурсами район богат

Я знаю города –миллионеры района

Я знаю, какими отраслями специализации выделяется район в России

Способы контрольно-оценочной деятельности учителя на данном уроке.

Работа обучающихся во время на урока фиксируется в оценочной таблице, в конце суммируются баллы(баллы переводятся в оценки), если ученик хочет улучшить результат, то  оценка не ставиться, дается эта возможность на следующем уроке.

Оценочная таблица:

№ п/п

Фамилия

Имя

Виды деятельности

Оценка за урок

Составление

вопросов

Работа на к/к

Работа в паре

Исследов.

работа

Твор.

раб.

Доп.

баллы

1.

2.

3.

4.

Ресурсы урока:

Учебные пособия

  1. Атлас, 9 класс, Административная карта России; Карта «Европейский Юг».
  2. Учебник: А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина, Б.И. Болысов и др, «География. 9 класс », «Просвещение», Москва, 2018г.

Источники для работы учащихся:

1.Презентация: «Европейский Юг».

2.Критерии оценивания выступления.

3.Оценочная таблица.

 Пособия для учителя:

1.Е.А.Таможняя, Е.А. Беловолова «География России.  Хозяйство. Регионы», методическое пособие, 9 класс, «Вентана- Графа», М., 2016г.

2.Поурочные разработки по географии, 9 класс; Е.А. Жижина; «ВАКО», Москва, 2014г.

3.Современный урок географии. Методические разработки уроков по курсу «География России», 9 класс, автор-составитель И.И. Баринова, Школьная пресса, М., 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачет-игра по теме «Природа России» (методическая разработка урока по географии в 8 классе)

Цель:обобщение и контроль знаний по теме «Природа России», подготовка к Г(И)А-9Основные ЗУН:  Знать размещение основных типов почв; видовое разнообразие растительного и животного мира, прим...

Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""

Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»....

Методическая разработка урока по географии на тему "Экологические проблемы гидросферы Санкт_петербурга и Ленинградской области"

В материале представлен сценарий открытого урока по заявленной теме с методическими рекомендациями по организации, подготовке и проведению данного мероприятия. Подробно описаны этапы урока с указанием...

Разработка урока по географии" Восточно - Европейская (Русская) равнина. Климат, внутренние воды и природные зоны"

формировать представление и знание особенности природного района - Русской равнины. Изучить природу и ресурсы Русской равнины....

Методическая разработка урока по географии "Знаменитый русский географ В.П.Семенов-Тян-Шанский"

Методическая  разработоа  урока, посвященного 145-летию со дня рождения Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского.Тема урока: «Знаменитый русский географВ. П. Семенов-Тян-Шанский»...

Методическая разработка урока в 9 классе "Европейский ЮГ.Население".

Урок -исследование.Расширяет знания обучающихся о  сложном многонациональном  составе, традициях, нравах, вероисповедании народов Европейского Юга.Обучающиеся выявляют проблемы и предполагаю...