Методическая разработка урока по географии "Знаменитый русский географ В.П.Семенов-Тян-Шанский"
методическая разработка по географии по теме
Методическая разработоа урока, посвященного 145-летию со дня рождения Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского.
Тема урока: «Знаменитый русский географВ. П. Семенов-Тян-Шанский»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_v.p._semenov-tyan-shanskiy.docx | 185.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Силинская основная общеобразовательная школа
Районный заочный конкурс методических разработок уроков, посвященном 145-летию со дня рождения Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского
Тема урока:
«Знаменитый русский географ
В. П. Семенов-Тян-Шанский»
Разработал: учитель географии
МОУ Силинская ООШ
А.Ф. Горожанцев
с. Силино. 2015 г.
Тема урока: Знаменитый русский географ Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: Изучить вклад русских географов в изучении природы, населения и хозяйства России на примере научной деятельности
Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского.
Задачи урока:
- обучающие: углубить знания учащихся о жизни и деятельности Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского;
- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой;
- воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах.
Планируемые результаты:
- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
-метапредметные: умение организовывать свою деятельность, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с текстом для исследования;
- предметные: сформировать представление о значении работ Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
Оборудование: Физическая карта России, мультимедийная презентация, персональный компьютер.
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель знакомит учащихся с темой, целями и задачами урока, используемыми материалами.
- Актуализация темы урока.
«Судьбе угодно было, чтобы моя земная жизнь
совпала с двумя эпохами в истории развития
человечества и моей родины.
В. П. Семенов-Тян-Шанский
Слова учителя. (Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что процесс географических исследований очень увлекательный и интересный). Интересен и удивителен мир географии! Кому из нас не памятны увлекательные книги о мореплавателях и путешественниках, живших много лет назад. А ведь именно они – моряки и купцы, дипломаты и натуралисты, – были первыми описателями земли, они первыми прокладывали пути в неизвестные страны, рассказывали о них удивительные истории.
В отличие от некоторых других наук, выросших в кабинетной тиши, география крепла и развивалась под гул прибоя и свист ветра над скалами, ее озаряли полярные сияния и отблески вулканических извержений, обжигало тропическое солнце, и засыпали арктические снега.
В географию шли наиболее отважные и предприимчивые люди, те, кто умел и любил рисковать, те, кто не знал большего счастья, чем счастье открытий. Эти люди шли на подвиг. И ни одной науке не обходились так дорого открытия, как географии: почти за каждую крупицу знаний заплачено человеческой жизнью. И можно смело утверждать, что если вы положите ладонь на географическую карту, то под нею наверняка окажутся могилы безымянных исследователей…
Наверняка есть люди, которые полагают, что географам теперь делать нечего. Материки давно описаны, реки и моря измерены. Все нанесено на карты, и «белых пятен» не стало. Но это не так!
По-прежнему географы каждый год снаряжают экспедиции, как в необжитые, так и обжитые районы. Географы исследуют процессы, происходящие в окружающем мире природы. Сегодня воздействие общества на природу очень сильно. Быстро растет население земного шара.
По мере развития цивилизации, человек стал совершать на природу столь опустошительные набеги, что она начала отступать, оставляя победителю пустыри, обмелевшие реки, леса, лишенные зверей и птиц.
Именно географы, вооруженные знанием сути природных процессов, их взаимосвязей, способны дать строго обоснованные рекомендации, как должен действовать человек, чтобы не нарушать природного равновесия, чтобы избежать угрожающих природе последствий.
Большой вклад в развитие теоретической базы географической науки внес В. П. Семенов-Тян-Шанский.
- Изучение нового материала.
Слова учителя. (опора на ранее изученный материал). Ребята! Фамилия Семенов-Тян-Шанский вам хорошо известна. Давайте вспомним, кто из великих людей носил эту фамилию, и какой вклад он внес в развитии географической науки?
Возможный ответ учащихся: Пётр Петрович Семенов-Тян-Шанский - великий русский географ, первым из европейцев предпринял путешествие на Тянь-Шань (1856—1857 гг.), исследовал Алтай, озеро Иссык-Куль и горный массив Хан-Тенгри.
Слова учителя. (учитель более подробно дополняет ответы учащихся) В 1888 г. Семёнов осуществил крупную экспедицию в Туркестан и Закаспийскую область. По её итогам кроме отчётов он издал пятитомный «Географо-статистический словарь Российской империи». Лично написал и выпустил в свет историю Русского географического общества (в двух томах). Организовал ещё несколько научных экспедиций в Центральную Азию, в ряде которых участвовал его сын Вениамин, под руководством отца издавший труд «Россия — полное географическое описание нашего Отечества».
В 2015 году Вениамину Петровичу Семенову-Тян-Шанскому исполняется 145 лет со дня рождения. Именно ему и посвящен наш урок.
На уроке вы узнаете о жизни и деятельности В.П. Семенова-Тян-Шанского, о значении его трудов в развитии отечественной географии.
- Биография.
Сообщение учащегося. (один из учащихся получил опережающее задание)
Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский (1870-1942) - третий сын выдающегося географа и государственного деятеля Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского. Детство и юность Вениамина Петровича прошли в атмосфере уютного дедовского дома на Васильевском острове (дед В.П. - Андрей Парфенович Заблоцкий-Десятовский, один из видных деятелей эпохи Великих реформ, статс-секретарь и член Государственного Совета), среди многочисленной и дружной семьи, сохранившей живые традиции усадебного дворянского быта. С детства отец привил ему интерес к географии, изучению природы и общества. В 1893 Вениамин Семенов (приставку к фамилии П. П. Семенов и его дети получили в 1906 г.) окончил естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета по кафедре геологии и палеонтологии. Принимал участие во многих географических экспедициях в Сибирь, на Урал, на Кавказ. В юности он входил в кружок молодых людей, увлеченных творчеством Н.М.Римского-Корсакова, был постоянным гостем в семье знаменитого слависта акад. В.И.Ламанского, на дочери которого Вере Владимировне он женился в 1896 г
- Научная деятельность В. П. Семенова-Тян-Шанского.
Слова учителя. Вскоре В. П. Семенов занялся научной работой (геологические исследования на Северо-Западе, на Алтае, в Казахстане и др.) и забросил подготовку к преподавательской деятельности. (Учитель показывает на карте России районы исследовательской деятельности В. П. Семенова)
В 1895—1897 гг. В. П. Семенов принимал участие в первой всероссийской переписи населения в качестве секретаря главной переписной комиссии.
Вопрос для учащихся. Чем была вызвана необходимость проведения в России переписи населения?
Ответ учащихся. Перепись проводилась для определения ожидаемого сбора доходов с подвластных территорий и народов. Необходимость переписи особенно стала очевидной после отмены крепостного права 1861 году и проведения земской реформы 1864 года.
Вопрос для учащихся. Используя данные графика, сделайте вывод об изменении численности населения России.
Вывод: начиная с конца 19 века, население России выросло с 67до 145 млн. человек.
Слова учителя. ( рассказ и сообщение новых сведений). В начале 20 века В. П. Семенов был младшим редактором Центрального статистического комитета, служил в статистическом отделении канцелярии товарища министра финансов, а в 1905—1917 гг. был начальником статистического отделения в министерстве финансов и промышленности. После начала Первой мировой войны и событий 1917 года издание научных работ стало проблематичным и Вениамин Петрович сосредоточился на преподавательской работе:
- с 1919 — профессор страноведения в Педагогическом институте при университете,
- с 1922 — профессор сравнительного страноведения в Географическом институте и Педагогическом институте им. Герцена
с 1925 — профессор сравнительного страноведения, антропогеографии и методологии районирования на географическом факультете ЛГУ.
Работа с текстом.
Задание для учащихся. Прочитайте текст и заполните таблицу.
(Учащиеся под руководством учителя работают с текстом и заполняют таблицу).
Название работы | Год | Содержание работы |
Текст. «На основе анализа и систематизации статистического материала В. П. Семеновым-Тян-Шанским были подготовлены к изданию (совместно с отцом и В. И. Ламанским) книги «Россия. Полное географическое описание нашего отечества…» (вышли в свет 11 томов из 22 запланированных). В 1900-х выходит в свет фундаментальная работа В. П. Семенова-Тян-Шанского «Торговля и промышленность Европейской России по районам» (11 томов), содержащая подробное описание каждого из 1065 выделенных районов и детальную экономическую карту. В 1910 была опубликована книга «Город и деревня Европейской России», в которой были подробно проанализированы зональные типы сельского расселения (в зависимости от природных условий), дана характеристика городов в зависимости от их людности и торгово-промышленного оборота.
На основе лекционных курсов в 1928 была издана работа «Район и страна», в которой были обобщены подходы В. П. Семенова-Тян-Шанского к районированию. Он предлагал выделять т. н. ключи — узлы территории, которые являются центрами притяжения населения и влияют на экономический облик страны. Характер же окружающей их зоны тяготения определяется природными условиями, к которым адаптируется сельское хозяйство и сельское расселение.
С 1922 В. П. Семенов-Тян-Шанский начинает работу над изданием 110-листной карты плотности населения Европейской России, в которой должен был использоваться дазиметрический метод картографирования (определение плотности по фактическому сгущению населенных пунктов и их людности, а не по каким-либо условным территориальным единицам).
(Учащиеся заполняют таблицу).
Название работы | Год | Содержание работы |
«Россия. Полное географическое описание нашего отечества…» | 1899-1913 | Описание Природы, населения и замечательных населенных мест и местностей. |
«Торговля и промышленность Европейской России по районам» | 1900-е г.г. | Подробное описание 1065 выделенных районов и детальная экономическая карта. |
«Город и деревня Европейской России» | 1910 | Подробный анализ зональных типов сельского расселения (в зависимости от природных условий), дана характеристика городов в зависимости от их людности и торгово-промышленного оборота. |
«О могущественном территориальном владении применительно к России. Очерк политической географии» | 1915 | Впервые высказал идею взаимодействия живых организмов и трех оболочек Земли, описал процессы распространения человека по земной территории в доисторическое время и колонизации европейскими народами всей территории Земли в новейшей истории. |
«Район и страна» | 1928 | Обобщение подходов к районированию. Заложены основы российской региональной геополитики. |
Дазиметрическая карта России. | 1923 | Составление карты плотности населения европейской части СССР. Определение плотности населения по фактическому сгущению населенных пунктов и их людности. |
Вывод. (Учитель предлагает учащимся сделать вывод о том, что научная деятельность В.П. Семенова-Тян-Шанского была плодотворной)
- Деятельность В.П. Семенова-Тян-Шанского в 30-е годы.
Историческая справка. (возможно выступление ученика увлеченного историей Великой Отечественной войны)
С начала 1930-х годов исследования, которые могли вскрыть демографические последствия коллективизации, оказались под запретом. Формальным предлогом к началу репрессий против ученого была его принадлежность к антропогеографии, которая в вульгарной трактовке официальных кругов того времени сводилась исключительно к геополитике и соответствующими работам немецких авторов и была запрещена как научное направление. Несмотря на то, что последняя работа по геополитике была написана В. П. Семеновым-Тян-Шанским в 1915, а исследование политических вопросов в лекционнных курсах профессора носило сугубо теоретический характер, его имя оказалось включено в список «прорабатываемых» ОГПУ ученых.
Слова учителя. (сообщение новых сведений). В 1932 В. П. Семенов-Тян-Шанский был вынужден оставить преподавательскую деятельность и целиком сосредоточил усилия на организации Географического музея в Санкт-Петербурге, который, по его замыслу, должен был способствовать популяризации науки и давать наглядное представление о территориальном разнообразии природы и общества. Общее количество экспонатов музея превышало 16000 наименований, а часть картин для него была нарисована лично В. П. Семеновым-Тян-Шанским. Также в это время он ведет активную деятельность в Русском географическом обществе, направленную на сохранение академических традиций географии.
Историческая справка. (возможно выступление ученика увлеченного историей Великой Отечественной войны)
В обстановке стремительной политизации науки, к середине 1930-х преследование всех «несоветских» научных течений внутри географии переходит на новый уровень. В написанной в 1935 докладной записке НКВД Географический музей и Центрографическая лаборатория, занимавшаяся составлением дазиметрических карт, подозреваются в «дискредитации всего хозяйственного строительства в СССР».
Слова учителя. (рассказ) В 1936 критика в адрес В. П. Семенова-Тян-Шанского появляется в широкой печати и вскоре он был вынужден уйти в отставку. Это, однако, не спасло музей от закрытия. Та же судьба постигла и лабораторию центрографии, успевшую опубликовать всего 47 карт из планировавшихся 110.
Вопрос для учащихся. Выскажите свою точку зрения по поводу действия власти.
Слова учителя. (рассказ). Примерно в 150 км от Рязани, на границе с Липецкой областью находится небольшая деревня Гремячка, в которой находилось имение. Именно в этой деревне в конце 20-х г.г. Вениамин Петрович начал работу над своими записками.
4. Вклад В. П. Семенова-Тян-Шанского в развитие географической науки.
Задание для учащихся: Используя текст (раздаточный материал) учащиеся составляют схему «Вклад В. П. Семенова-Тян-Шанского в развитие географической науки. (см. слайд № )
Текст. «Помимо фундаментальных работ по страноведению и описанию территории России, В. П. Семенов-Тян-Шанский внес большой вклад в развитие теоретической базы географической науки. Он впервые применил для исследований расселения математические методы (дазиметрические карты), обогатил теорию и практику экономико-географического районирования (метод «ключей», микрорайонирование), считается первым отечественным теоретиком политической географии. В. П. Семенов-Тян-Шанский был сторонником единой географической науки, уделял большое внимание природному фактору в хозяйственной жизни людей, выступал с инициативами по организации охраны особо ценных объектов природного и культурного наследия».
(Учащиеся под руководством учителя составляют схему)
Историческая справка (возможно выступление ученика увлеченного историей Великой Отечественной войны)
Блокадный Ленинград. Бомбежки, страх, голод, холод, болезни, смерть постоянно преследовали жителей блокадного Ленинграда. Очень трудно было выжить в этих нечеловеческих условиях. Отказавшись от эвакуации, Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский умер в блокадном Ленинграде в феврале 1942. Его сын Владимир сколотил из письменного стола гроб и похоронил отца на Богословском кладбище.
Слова учителя. (учитель подводит итог жизни и деятельности В.П. Семенова-Тян-Шанского). Так закончилась жизнь русского ученого, настоящего гражданина и патриота, разделившего свою судьбу вместе с 632 253 погибшими жителями Ленинграда.
Как ученый и общественный деятель В. П. Семёнов-Тян-Шанский считал себя продолжателем традиции «славных ученых и общественных деятелей, глубже всех задумывавшихся над державным положением России» – П.П. Семенова-Тян-Шанского, В.И. Ламанского, Д.И. Менделеева и А.И. Воейкова. Переосмыслив наследие школы Ф. Ратцеля, В.П. Семёнов-Тян-Шанский разработал оригинальные концепции антропогеографии и политической географии. Политическую географию он определял как «географию территориальных и духовных господств (или могуществ) человеческих сообществ», а экономическую географию как “географию производительных сил, естественных или искусственных, используемых или не используемых человеком.
IV. Первичное повторение и закрепление изученного материала.
(Учитель проводит фронтальный опрос, используя карту и интерактивную доску).
- Где и в какой семье родился Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский?
- Исследованием, каких территорий занимался Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский?
- Назовите причину, по которой в 1936 году Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский вынужден был уйти в отставку.
- Какой вклад внес Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский в развитии теоретической базы географической науки?
- Соотнести фотографию и фамилию ученого-географа.
А. Б. В.
1.Крашенинников 2. В.П. Семенов-Тян-Шанский 3. Н.М. Пржевальский
А. | Б. | В. |
V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
VI. Дифференцированное домашнее задание.
1. Составить эссе «Мое отношение к деятельности В.П. Семенова-Тян-Шанского».
2. Составить кроссворд, используя фамилии, термины, географические названия, использованные в ходе урока.
VII. Список используемой литературы.
- Векипедия.
- Академический школьный учебник Полярная звезда География. Россия. 8класс.Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией А.И. Алексеева. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 2-е издание. М.«Просвещение». 2010 г.
- «О светло светлая земля Русская…» Хрестоматия по географии
России для средней школы. М. «Парсифаль». 1997 г.
- КовалевС.А., Коровицын В.П., Ковальская Н.Я., Саушкин Ю. Г.. Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский: К столетию со дня рождения // Вестник МГУ.Сер.5. География.-1970.-№ 4.-С.115-116.
- Полян П. М. Вениамин Петрович Семенов-Тян-Шанский:1870-1942.- М.,1989.Наука.-123с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока на тему "Русский народный костюм"
Методическая разработка для занятий с детьми 6 -7 классов в системе дополнительного образования....
Методическая разработка урока "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"
Данный урок разработан для проведения его в 6 классе. Материал содержит причины объединения русских земель и возвышения Московского княжества, используется интерактивная карта, а также акцентируется в...
Методическая разработка урока: «Изба – творение русских мастеров-древоделов»
Методическая разработка урока: «Изба – творение русских мастеров-древоделов» по программе изобразительное искусство Т. Я. Шпикаловой и по учебнику Изобразительное искусство Т. Я. Шпикалово...
Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).
Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...
Методическая разработка урока по биологии и географии для 7 класса на тему "Жизнь организмов на разных материках"
Методическая разработка урока снабжена рабочими листами с заданиями для учащихся. Предусмотрена работа в малых группах....
Методическая разработка урока по ФГОС. Русский язык 6 класс. Урок по теме "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»"
Данный урок является серьезной самостоятельной работой детей, обучающихся в 6 классе. Тема урока "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»" ...