Открытый урок по географии на тему: "Закавказье".
методическая разработка по географии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ п. Нивенское»
Открытый урок по географии в 7 классе на тему
«Путешествие в Закавказье»
Разработку урока географии подготовила:
Тюрина Г. И. учитель географии,
Калининградская область
Багратионовский район.
Открытый урок на тему:
«Путешествие по Закавказью».
Цели:
- Получить новые знания учащимся о физико-географическом положении региона, особенностях рельефа, климатических поясов и природных зон, взаимосвязях между ними, об основных народах населяющих Закавказье.
- Закрепить приёмы работы с учебником, картами, таблицами, контурами региона;
умения работать с номенклатурой, сопоставлять, обобщать факты, делать выводы.
- Воспитывать организованность при работе на уроке.
Оборудование: рабочие листы «Путеводители», иллюстрация, контурные карты, атласы, карты Закавказья: физическая, административно-территориальная, природных зон.
Тип урока: Новая тема.
Ход урока:
- Организационный момент
Ученики встают и приветствуют.
Вводное слово учителя:
- Сегодня мы с Вами проводим необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости, поэтому вы должны быть очень собранными и внимательными.
- Мне хотелось, чтобы вы показали свои знания, умения и творческие способности.
- Я приглашаю вас, отправится в путешествие.
(звучит кавказский мотив). 1 слайд
Учитель: -«А какие здесь прекрасные, гостеприимные люди
Разных вкусностей принесут на блюде!
Сладкого граната, помидор,
Чурхчеллы, шашлыка,
Настоящего коньяка!
А после просмотра хорошего кино
Угостят хачапури и отличным вином.
Здесь старших уважают,
Все для них создают.
Предков почитают
И славу им поют!
Как прекрасны и красивы здесь города!
Не хочется ехать никуда.
Прекрасные места, страны,
Приятные здесь минуты тишины.
- Ребята Вы догадались, о каком регионе идет речь, и куда мы с вами отправимся путешествовать?
- Чем же так удивительно в Закавказье? Что мы о нем знаем?
(Учащиеся предлагают свои варианты)
Разминка
Знания о Закавказье, как о регионе
Пригодятся нынче нашим школьникам
Сегодня всем на удивление,
Игровое изучение!
- Тема урока «Путешествие по Закавказью», мы с вами во время путешествия будем выполнять задания, которые встретятся нам на пути. 2 слайд
Раз игра, то есть Затейник,
Я сегодня – Коробейник.
У меня товар по теме,
На покупку, будет время
Покупайте Вы задания.
Платой будут ваши знания.
Все готовы отвечать?
Ну, с чего бы нам начать?
- Самым ценным угощеньем в Закавказье является? (чурчхелла) 3 слайд
- Посмотрите и у нас есть чурчхела, но наша чурчхела не простая, в них содержатся задания.
- Подходите по одному, выбирайте чурчхелу, читайте ваше задание и отвечайте, если затрудняетесь с ответом, вам помогут.
Вопрос:
- Почему регион называют Закавказьем?
(за Кавказом, относительно России).
- На какие 2 части делится Закавказье?
(Большой Кавказ и Малый Кавказ).
- Какие страны относятся к Закавказью?
(Армения, Грузия, Азербайджан).
- В какой из этих стран гор располагается меньше?
(В Азербайджане).
- Назовите столицы этих стран?
(Армения – Ереван, Азербайджан – Баку, Грузия - Тбилиси).
- Молодцы, продолжаем наше путешествие.
- У вас на парте лежит дневник путешественника по Закавказью.
Задание 1:
- Ознакомьтесь с первым заданием.
- Ребята посмотрите, Черное море выбросило на побережье Закавказья сундучок.
- Что, ребята в нём? Карта…?
- Давайте восстановим карту.
- Нужно собрать пазл!
- Молодцы! (слайд 4)
Задание 2. На своем пазле допишите, чем является указанный географический объект. 5 слайд (моря, низменности, горы, долина, озеро , вдхр., реки )
1) Черное море
2) Каспийское море
3) Колхидская низменность
4) Кура-Араксинская низменность
5) гора Казбек
6) гора Арагац
7) Араратская долина
8) озеро Севан
9) Мингечевирское вдхр.
10) Кура, Алазани, Иори.
- Ребята, самостоятельно проверьте своё задание, за каждый правильный ответ ставим 1 балл. 6 слайд
- Кто набрал 10 баллов? Кто 9?..
- Молодцы, продолжим наше путешествие.
Задание 3.
- Нам нужно правильно обозначить географические объекты Закавказья:
7 слайд (2 части Закавказья, полуостров, страны Закавказья, столицы стран).
- Молодцы, отлично справились с заданием, теперь проверяем. У кого не соответствует, исправляем. (слайд 8)
Задание 4.
- Кавказцы дружный народ и всегда приходят на помощь друг другу.
- И мы с вами сейчас поработаем в парах.
- У каждого в дневнике путешественника10 вопросов. 9 слайд
- Соотнесите номер вопроса с номером ответа, и впишите номер ответа в таблицу.
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 |
Ответы:
- Армения и Азербайджан
- Грузия
- Лавовые плато
- Лавовые нагорья
- Армянское нагорье
- Колхидская низменность
- Области старой складчатости
- Области новой складчатости
- Наводнение
- Землетрясения
- Колхидская и Кура – Араксинская низменность
- Месопотамская и Туранская низменность
- Грузия
- Азербайджан
- Грузия
- Армения
- Вулканический туф
- Лавовое плато
- Виноградники
- Оливковые деревья
Вопросы:
- На каких территориях сохранилось много потухших вулканов?
- Как называются огромные площади территории покрытые магмой?
- Где находятся лавовые плато?
- К какой складчатости относится Закавказье?
- Какие стихийные бедствия могут случится в областях новой складчатости?
- Какие 2 низменности располагаются на территории Закавказья?
- Какая страна исповедует христианство?
- Какая из стран – является однонациональной страной?
- Как называется горная порода, издавна служившая строительным материалом?
- Какие плантации выращивают во всем Закавказье?
- Поменяйтесь дневниками путешественника и проверьте работу друг у друга по слайду.
- Молодцы!
Взаимопроверка: (10 слайд)
1 | 1 |
2 | 3 |
3 | 5 |
4 | 8 |
5 | 10 |
6 | 11 |
7 | 13 |
8 | 16 |
9 | 17 |
10 | 19 |
Физкультминутка (11 слайд)
- Ребята вы долго путешествовали, а теперь привал!
- Встаньте у своих парт и выполняйте за мной все движения.
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
(Давным– давно на побережье Закавказья нашли сокровища, среди них было письмо и я ни как не могу его прочитать).
- Помогите мне!
- Поможете, ребята?
- Сейчас вы будете выполнять задание в ваших дневниках путешественника.
Задание 5. (слайд 12)
- Нужно восстановить письмо, вставляем пропущенные слова по учебнику параграф 33 (5 мин на работу).
- Прочитайте письмо, что у вас получилось.
Закавказье омывает моря…(Черное и Каспийское). Самая высокая точка в Армении …(г. Арарац). Одно из самых сильных землетрясений случилось в 1988 г. В северных районах Армении …(Спитакское). На западе – на Черноморском побережье и в Колхидской низменности климат …(субтропический влажный).
На территории Грузии протекает много красивых рек. Самые большие из них - …(Риони, Иори, Алазани). Главные сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в этой стране - …(чай, цитрусовые, кукуруза, пшеница, рис, бобовые, виноградники). Столица страны…(Тбилиси).
На территории Азербайджана располагается крупное водохранилище…(Мингеченвирское). В Азербайджане есть горные хребты, поднявшиеся ввысь на …(4000 м). На плодородных почвах низменностей растет кислый фрукт…(лимон).
- Теперь проверим по слайду! (13 слайд)
- Молодцы, правильно восстановили письмо и помогли пирату.
- Ребята, в письме говорится, что Закавказье омывают …(Черное)…. и …(Каспийское)…. море.
- Это влияет на климат Закавказье? (ребята отвечают на вопрос)
- Ну, а теперь выполните следующее задание в вашем дневнике путешественников, самостоятельно.
Задание 6.
- Предлагается подчеркнуть правильные ответы. 14 слайд
А) Подчеркните климатические пояса, характерные для Закавказья:
- арктический,
- тропический,
- субтропический,
- экваториальный,
- умеренный,
- субарктический.
Б) Определите, какие природные зоны соответствуют субтропическому климатическому поясу:
- влажные экваториальные леса,
- саванны и редколесья,
- переменно-влажные леса,
- степи,
- пустыни.
-Мы сможем, продолжить наше путешествие, выполнив следующее задание вместе.
- Посмотрите на слайд.
Задание 7.
УСТНО.
- Определите, к какой природной зоне соответствуют эти характеристики:
(16 слайд)
- Ученик читает слайд, потом выполняют по учебнику.
(смешанные широколиственные леса)
- Вечнозеленые деревья и кустарники: рододедрон самшит, лавровищня;
- Кустарниковые заросли.
(Полупустыни)
- Водятся ушастый ежик, тушканчики, песчанки, антилопа-джейран, рябки, ряд пустынных ящериц и змей. богатые перегноем красно-бурые почвы;
- Местами имеющие характер солончаковых, глинистых и отчасти песчаных пустынь, занимают обширное пространство, прилегающее к Каспийскому морю,
- Богатые перегноем красно-бурые почвы;
(высотная поясность)
- Вечнозеленые кустарники;
- Красочные альписйкие луга, над которыми располагается пояс снегов и ледников.
- Молодцы, работали активно и с этим заданием вы тоже справились.
- Ребята все справились с заданием. Молодцы!
- Наше путешествие на этом закончилось.
Итог. Оценки.
- Я скажу Вам, в заключение,
Что проверю Ваше рвение,
Кто что помнит, что забыл
Что усвоил, а может, пропустил,
а на следующем уроке
мы послушаем итоги.
Рефлексия
- Ребята вам понравилось путешествие по Закавказью?
- Вам было интересно?
- У Вас на столе 3 карточки с изображением: бабочка аполлон, муфлон (горный баран) и соня полчок.
- С помощью карточек вам предлагается, оценить урок.
Бабочка Аполлон означает, что:
- Мне было интересно. И я со всем справился.
Муфлон означает, что:
- Урок был интересным, но я испытывал трудности.
Соня полчок означает, что:
- Мне было не очень интересно и я испытывал трудности.
- Объявить оценки за урок!!!
- Так же оценка за урок, будет поставлена после проверки путеводителя.
- Спасибо вам ребята за активное участие на уроке. Урок окончен. До свидание! 17 слайд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по географии " Африка. Географическое положение"
коспект урока содержит целепологание, задания и самоанализ....
Открытый урок по географии
Конспект открытого урока по географии: "Равнины суши, их различия. Изменение равнин во времени" в 6 классе....
Открытый урок по географии 6 класс тема "Реки"
Открытый урок по географии 6 класс по теме "Реки". Предлагается конспект урока по теме. На уроке используется работа в парах, группах....
Разработка открытого урока по географии на тему "Литосфера"
Каждый год в нашей школе проходит День школы, в котором я принимаю активное участие и провожу открытые уроки для города....
Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"
Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....
Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.
Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....
Презентация к открытому уроку по географии "Движение воды в океане" для 6 класса к учебнику "География. Начальный курс", авторов: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина.
Презентация к открытому уроку по географии "Движение воды в океане" для 6 класса к учебнику "География. Начальный курс", авторов: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина. Данная презентация соот...