Открытый урок по географии
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Конспект открытого урока по географии: "Равнины суши, их различия. Изменение равнин во времени" в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx49.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9»

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока № 25: «Равнины суши: их различия по характеру поверхности и высоте.                 Изменение равнин во времени. Значение равнин».

ОПР № 5: « Определение по карте ГП и высоты гор и равнин».

Составил:

Учитель географии

Клочков А.А.

2011-2012 учебный год

г. Благодарный

Тема урока № 25: «Равнины суши: их различия по характеру поверхности и высоте. Изменение равнин во времени. Значение равнин».

ОПР № 5: « Определение по карте ГП и высоты гор и равнин».

Назначение: 6 класс.

Тип урока: комбинированный – УСОЗУН (урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков; проведение практической работы).

Формы организации урока: коллективная (фронтальная), групповая, индивидуальная.

Цели урока:

- продолжить формирование у учащихся представления об основных формах рельефа суши;                                                                                                                                                                                           - познакомить их с новыми понятиями и определениями;                                                                            - дать представления о равнинах, их различиях по характеру рельефа и высоте, о причинах, вызывающих их изменения;                                                                                                      - продолжить умения работать с географической картой, атласом, таблицами.

Формы проведения урока:

Опрос домашнего задания; заслушивание докладов; анализ схем, макетов, картин, слайдов – по равнинам, знакомство с новыми понятиями; использование произведений литературы и искусства – для создания образа равнин; работа с географической картой; практическая работа по описанию равнин.

Материальное обеспечение: плакаты, физические карты полушарий и России, настольные контурные карты, атласы, компьютер.

Термины и понятия: равнина, плоская равнина, холмистая равнина, низменность, возвышенность, плоскогорье, впадины, овраг, дюна, бархан, карьеры, терриконы.

Межпредметные связи: развитие речи, биология, история, литература, экология.

Географические объекты:                                                                                                                                       - низменности: Амазонская, Прикаспийская, Индо-Гангская, Месопотамская;                                      - возвышенности: Среднерусская, Валдайская;                                                                                               - плоскогорья: Аравийское, Тибет, Среднесибирское;                                                                            - равнины: Восточно-Европейская, Западносибирская.

Используемая литература:                                                                                                               - «Начальный курс географии», учебник географии для 6 класса. Т.П. Герасимова,  Н.П. Неклюкова, М.,  Дрофа, 2010.                                                                                                                          – «Практические работы по физической географии», Добржицкий Б.С., Кондратьев Б.А. Пособие для учителей. – М., «Просвещение», 1980.

План урока

1.Организационная часть – 1 мин.

2.Основная часть:

Опрос домашнего задания – 15 мин.

Объяснение нового материала – 10 мин.

Физминутка – 1 мин.

Выполнение практического задания – 5 мин.

3.Релаксация – 5 мин.

4. Заключительная часть – 3 мин.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие, перекличка, настрой на работу.  План урока на доске.                                                                                  Эпиграфом к нашей теме могли бы послужить слова писателя-географа Юрия Ефремова: « Люблю и знаю. Знаю и люблю. И тем полней люблю, чем глубже знаю».

Основная часть

Опрос домашнего задания.

Продолжаем изучать ландшафтный портрет нашей планеты - Земли: а именно, её макрорельеф – горы и равнины. Рельеф – каркас природы. На нём держится вся система «адресов» любых её явлений. Картину природы мы видим на карте. То, что можно увидёть на карте, незачем пересказывать словами. Основоположнику экономической географии – Н.Н. Баранскому принадлежат следующие слова: «Карта – это второй «язык географии»,  это несравненно более определённая и точная вещь, чем человеческая речь устная или письменная».                                                                                                                                  Я просил вас повторить § 10. «Географическая карта». Так, что вы выясняли?                             Ответы учащихся:                                                                                                                                  1.Карта даёт представление о всей земной поверхности и её частях.                                    2.Карта передаёт форму и расположение объектов, это – обобщённое изображение.                     3. Это изображение, выполненноё на плоскости, с помощью условных знаков и в уменьшенном виде.  

Вопросы:                                                                                                                                                                                      1.Что такое рельеф? Рельеф – ( с фран. – «поднимаю») – совокупность форм земной поверхности, различных по очертаниям, размерам, происхождению.                                                                  2. Какие формы «+» и « - « вы знаете? Холм, гора, горная страна; речная долина, овраг, впадина.                                                                                                                                                               3. Расскажите о главных отличиях гор и равнин. Как это отражено на картах?

Гора – резко выраженное изолированное возвышение с относительной высотой более 200 м, со склонами и подошвой.                                                                                                                 Горы – обширные, высоко приподнятые над окружающей местностью участки земной коры, которые сильно и глубоко расчленены, с большими превышениями горных хребтов, межгорными котловинами, долинами рек.                                                                                                                                               Равнины – обширные участки суши с незначительными (до 200 м) колебаниями высот и малыми уклонами. 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               КОНТРАСТЫ. На сегодняшнем уроке мы много будем уделять внимания контрастам: горы высокие – низкие, равнины плоские – холмистые, и множество других примеров.  

Совершим путешествие вокруг Земли, с вашей помощью. Задание на дом предусматривало – помимо 21 параграфа, задания по группам, и были даны планы, по которым необходимо подготовиться – по самым знаменитым равнинам мира, и здесь были предусмотрены разные варианты: кто-то подготовил рефераты, а кто-то презентации.                                                                                                                                     Я, сейчас, на карте буду показывать материк, а вы называете самые большие горные страны, вершину  и примыкающие  к ним равнины, с указанием их типов поверхности, и рассказом о них.                                                                                                                                          ПОКАЗ СЛАЙДОВ.

Евразия – самый большой по площади материк – 54 036 492 км2, простирается от Северного Ледовитого океана, морозных тундр через тайгу, пустыни и высочайшие в мире горные хребты до дождевых тропических лесов и мангровых болот Калимантана.                                                                                                                   В рельефе преобладают горные хребты и плоскогорья, более 60% территории, выше 500 м, и все высочайшие пики планеты сосредоточены в Гималаях.                                                                                                                   Горная страна - Гималаи («жилище снегов»),  с высочайшей точкой планеты, горой Джомолунгма («мать богов»), она же (Эверест) - 8848 м (Китай, Непал). Обратите внимание на цветовую гамму гор, это самые тёмные тона на Земле, следовательно, самые высокие.  В Гималаях, самой высокой горной системе на Земле, расположены 96 из 109 самых высоких вершин, высотой более 7300 м.                                                           Сообщение бригады Бородина Захара, Андриенко Даши, Кергенцева Сергея.                                                                                        Равнина – Восточно-Европейская, или Русская равнина площадью около 4 млн. км2 , т.е. 40% территории Европы, вторая по величине, после Амазонской низменности.              Какой цвет здесь преобладает? Светло-зелёный. А что это за жёлтые пятна – это холмы и возвышенности, значит это возвышенности, мы ещё к ним вернёмся. Тип поверхности – холмистая равнина, с чередованием низменностей и возвышенностей.                                Презентацию по Восточно-Европейской равнине подготовила бригада № 5 во главе с Семыниной Катериной, Некрасовой Александрой, Мезенцевым Ильёй.

Невысокие Уральские горы разделяют ВЕР и ЗСН - Крупнейшая – плоская Западно-Сибирская  низменность, расположена в России, одна из самых больших аккумулятивных равнин земного шара. Площадь равнины более 3 млн. км2 .  Через величественную реку Сибири – Енисей раскинулась другая равнина – Среднесибирское плоскогорье – холмистая равнина, с чередованием плато и кряжей.  

Кавказ – горная страна, общей протяжённостью св. 1500 км, территория между Чёрным, Азовским и Каспийским морями – с запада на восток, на севере – Кумо-Маныческая впадина, на юге ограничивается границей с Турцией и Ираном. Площадь 440 тыс. км2 .  Кавказ – имеет двоякое объяснение: от скифского  - «белоснежный», от иранского – «льдистоблистающий».                                                                                                                           Эльбрус (кабард. Ошхомахо, балкар. Минги-тау) – высочайшая гора России и Европы, конус потухшего вулкана, на границе КБ и КЧ. Изолированная двуглавая гора в Боковом хр. (выс.зап.вершины – 5642 м, вост.- 5621 м). Свыше 50 ледников, S = 134, 5 км2  - Большой и Малый Азау, Терскол. Центр альпинизма и горно-лыжного спорта в России.

«Кругом, налево и направо, как бы остатки пирамид,                                                                    подъемлясь к небу величаво, гора из-за горы глядит;                                                                                    и далее царь их пятиглавый, туманный, сизо-голубой,                                                               пугает чудной вышиной».                                                                                                                           М.Ю. Лермонтов

КАРТА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ.

Минераловодская наклонная равнина отличается от смежных равнин наличием обособленных друг от друга «островных» гор. В этом районе называемым Пятигорьем, возвышаются семнадцать останцовых магматических гор. Они имеют  причудливые очертания, напоминающие животных, купола, пирамиды, обелиски, что отражается в их названиях: Верблюд, Бык, Кинжал, Кокуртлы, Змейка, Развалка, Железная, Бештау, Медовая, Тупая (Кабанка), Острая, Шелудивая, Машук, Лысая, Юца, Джуца, Золотой Курган. Самая высокая и живописная гора Бештау (1401 м) имеет пять вершин, круто обрывающихся к пологому основанию. Эти горы – результат неогенового магматизма и последующих эрозионных процессов.

Южная часть ВЕР - Предкавказская равнина – к ней относится почти 85% площади Ставропольского края. Рельеф её неоднороден, также как и ВЕР – холмистая равнина.                                                                                       На С-З он представлен Азово-Кубанской низменностью, имеющей полого-волнистый рельеф, со средней высотой 100-150 м, рассечена множеством речных долин и балок.                На С – Кумо - Маныческой впадиной, самой низкой частью края, со средними отметками 12 м над у.м. у оз. Маныч, а реки Кумы – 5 м над у.м.                                                                              На В – Терско-Кумской низменностью, имеющей плоскую с незначительно расчленённой поверхностью понижающейся к Каспийскому морю.                                                На Ю-В  Прикумской возвышенностью - плоская, слегка приподнятая возвышенность, вытянутая вдоль реки Кумы на 100 км, с абс. высотой - 320 м на юге.                                                       В центральной части – Ставропольская возвышенность, наиболее поднята южная и центральная часть возвышенности. Глубокими речными долинами и котловинами они расчленены на платообразные останцовые массивы и гряды, которые местные жители называют высотами или горами. Для ставропольцев, как сказал поэт Олим Кишоков: «Одна гора известнее другой, у всех вершин свой облик дорогой!». Для нас конечно же интересна Ставропольская возвышенность, именно её восточная часть оказывается на территории нашего Благодарненского района, с 3-го этажа каб. 30, посмотрите из окна,  которые  выходят на Ю – то, увидите  - отроги Ставропольской возвышенности постепенно переходящие в низменности. Самая высокая часть этой равнины расположена на Ю и включает горы – Стрижамент, Недреманную и Бабу.                                                      Гора Стрижамент (831 м над у.м.) – высшая точка не только Ставропольской возвышенности, но и всей Русской равнины.  

Африка  – второй по площади континент после Азии = 30 343 578 км2. Она занимает пятую часть суши Земли и делится экватором пополам.                                                                                                                                                           Сахара – (в переводе с арабского –Сахара, означает «пустыня») - пустыня, большей частью – песчаная, площадью более 8, 6 млн. кв. км, протянулась с З на В на 5700 км, шириной до 2000 км. 80% поверхности пустыни – равнины высотой 200 – 500м. Познакомимся с презентацией бригады Шейкиной Галины, Арзамасцевой Юлии, Гаас Анны.                                                                                                                                               Возвышенные равнинные ландшафты Сахары разнообразны: каменистые и щебнистые (хамады), галечниковые (реги), глинистые (сериры), песчаные (в т.ч. эрги), горные пустыни.   Складчатые горы на С-З: Атлас (вершина г. Тубкаль – 4165 м).                         Драконовы горы,  г. Табака (3802 м), и Капские горы с г. Свертберг (2326 м).                Пустыня Намиб (вельвичия удивительная). Наивысшая точка Африки  вулканический массив - вулкан Килиманджаро, (Танзания)  – 5895 м.

Австралия: Австралия и Океания – самый маленький континент планеты, площадью 8 820 962 км2 , на границе Индийского и Тихого океанов. Сердце этого региона – Австралия, самый маленький, плоский и засушливый из всех континентов. В рельефе поверхности преобладают равнины, около 95% поверхности, не превышающие 600 м.                      По средней высоте над у.м. – 215 м, это самый низкий материк.                                         Срединная часть материка – низменность с впадиной, занятой оз. Эйр.                                           Большая Песчаная пустыня – на С-З Австралии, площадь 360 тыс.км2 . Преобладающие высоты 400-500м Большая часть занята грядовыми песками (сред высотой 15м, длиной 40-50 км), вытянутые преимущественно широтно в направлении господствующих ветров и разделённых солончаковыми равнинами с временными озёрами. Одно из самых жарких мест А. Часты засухи, иногда несколько лет подряд.                                                     Большая пустыня Виктория – песчаная пустыня на юге А. Площадь – 300 тыс. км2 . Протягивается с В на З примерно на 1200 км. Наибольшая ширина в В части 550 км, преобладающие высоты 150-300 м. Распространены грядовые пески (высотой 10-30м), вытянутые по направлению госп. ветров; пески часто закреплены злаковыми – спенифексом. Осадков 125-250 мм/год. Пустыня практически безводна и труднодоступна. Западная часть – плоскогорье 400-500м, с хребтами и многочисленными столовыми горами.                                                                                                                                                 Океания: К северу и востоку от А. по необозримым тихоокеанским просторам раскиданы тысячи вулканических и коралловых островов. В большинстве своём они крошечные: на Папуа - Новую Гвинею и вулканическую Новую Зеландию приходится почти 90% всей островной территории этого региона. Острова Океании  - последние освоенные людьми участки мировой суши. Заселение их продолжалось до первого тысячелетия нашей эры.                                                                                                                       Горная система Австралии:  Большой Водораздельный хребет - г. Косцюшко – 2228 м (Австралия). Горная система Океании - г. Вильгельм - 4509 м (Папуа – Новая Гвинея).

Переплывём Т.О., и опять поговорим о контрастах. Кто присвоил имя «Тихий» самому бурному океану? – Фернанд Магеллан (1519-1521 г.г.). А чем он ещё знаменит?- Первое кругосветное путешествие.

Мы оказались в Америке. И опять контрасты. Кто из путешественников открыл Америку? А в честь кого её назвали? (Христофор Колумб, и Америго Виспуччи).

Северная Америка: Североамериканский континент занимает около 13% суши, что = 24 680 331 км2 .  Ландшафт и растительность С. Америки удивительно разнообразен: от заснеженных пиков Аляски и влажного тихоокеанского побережья Канады, до жарких юго-западных пустынь и дождевых тропических лесов Центральной Америки, что объясняется неоднородностью её климата  и рельефа. Для этого материка характерны также экстремальные погодные явления, такие, как блиццарды, ураганы и торнадо. Северную часть Северной Америки  занимает Аляска – это вечные снега и льды. Здесь находится высочайшая гора С. Америки – (Денали) Мак-Кинли (6194 м над у.м.), США.  А горная страна – Кордильеры, протянувшиеся вдоль западного побережья с С на Ю.

Презентация бригады Гольтяпиной Насти, Тепляковой Лизы. Климовой Кристины:

Великие равнины – предгорное плато, окаймляющее с В. Кордильеры С. Америки; территория США и Канады. Протягивается с С-З на Ю и Ю-В на 3600 км, от 62*- 29* с.ш. Ширина 500 -800 км. Сформированы на докембрийском кристаллическом фундаменте Сев.- Америк. платформы, перекрытом толщей известняков, песчаников, лёссовидными суглинками. Высота от 500 – 1700м на З. Великие равнины местами сильно расчленены сетью оврагов. Естественная растительность преимущественно степная, на С – лесостепи, на Ю – участки саванн.  Здесь же – восточнее – Центральные равнины и на юге - Примексиканская низменность.

По узкому Панамскому перешейку попадаем в Южную Америку. Это самый влажный материк: площадь = 17 815 420 км2. На востоке преобладает платформенный равнинно-плоскогорный рельеф, на западе и севере – складчатые геосинклинальные сооружения, выраженные в рельефе горной системой Анд (гора Аконкагуа, 6960 м). Большая часть этого континента находится в тропиках. Болота, дождевые тропические и туманные горные леса Ю.Америки – главные источники уникального биоразнообразия этого материка. Её экосистемы относятся к самым продуктивным в мире, их отличает высокая концентрация на единице площади всевозможных растений, насекомых, рыб, рептилий, птиц и млекопитающих. Более трети внутренней части материка занимает бассейн самой многоводной реки в мире Амазонки. Амазонка длиной более 6400 км, пересекающая почти весь континент, регулярно разливается в сезон дождей. Её бассейн занимает около 40% площади континента и охватывает более половины сохранившихся в мире дождевых лесов.

Расскажет об Амазонской низменности бригада Орлова Максима, Макарова Дживана, Зубкова  Данила.                                                                                                                     Амазонская низменность – самая большая низменность на земном шаре, S = свыше 5 млн. км2 , занимает большую часть бассейна р. Амазонка, главным образом в Бразилии, а также в Колумбии, Эквадоре, Перу. Простирается с запада на восток на 3200 км, от Анд до А.О., между Гвианским плоскогорьем на севере и Бразильским на юге. Лежит в области тектонического прогиба (Амазонская синеклиза), заполненной палеозойскими  морскими и мезокайнозойскими континентальными отложениями. Преобладает плоский рельеф пластовых равнин со слабоврезанными широкими долинами многочисленных полноводных рек. Влажные экваториальные леса (сельвас), в последние десятилетия сильно вырублены.                                                                                                                        

К  Ю - В от неё Бразильское плоскогорье., и дальше на Ю – Ла-Платская низменность.

Через самый большой пролив Дрейка (названного в честь знаменитого анг. пирата), попадаем на самый холодный и высокий материк Антарктида. И как тут не вспомнить другого английского моряка – Джеймса Кука, совершившего 3 кругосветных путешествия, и «закрывшего» самый Южный материк. Через 50 лет, а именно в 1820 году он был открыт русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым. Средняя высота ледникового покрова Антарктиды 2040 м над у.м., а это высокие горы. Горная страна под названием Земля Элсуэрта, с вершиной массив Винсон (5140 м).

Остальных – мы заслушаем на следующем уроке, во время завершения изучения темы: «Литосфера».

Переходим к изучению новой темы. На доске записан план урока:

  1. Различие равнин по высоте.
  2. Изменение равнин во времени и их значение.
  3. Проведение ОПР № 5 «Нанесение на к\к высот гор и равнин», и выполнение задания на стр.59, учебника.  

1.Различия равнин по высоте.  Рельеф.

Рельеф нашей страны неоднороден и контрастен: обширные равнины соседствуют с высокими горными сооружениями. Высшая точка России и Европы: гора Эльбрус на Кавказе, а на побережье Каспийского моря-озера лежит на 28 метров ниже уровня моря – Прикаспийская низменность – впадина. 

Чтобы показать на физической карте различия по высоте на суше, картографы применяют способ качественного фона. Со шкалой высот для гор, вы познакомились, выполняя практическую работу по горам. Откройте в атласах карту России, найдите шкалу высот. Зелёным цветом окрашены низкие участки суши: Прикаспийская низменность (-28 м) - окрашена тёмно-зелёной окраской, а Вост. Евр. равнина (холмистая равнина) - окраска светлее и имеется светло-коричневые тона (холмы), Запад.- Сибирская низменность (плоская) равнина - зелёный цвет. Шкала высот показывает приблизительную высоту, точная высота отдельных точек обозначается на карте цифрами.

Напоминаю, равнины – обширные участки суши с незначительными (до 200 м) колебаниями высот и малыми уклонами.                                                                                                                                                         Как мы установили, на прошлом уроке, равнины различаются  по характеру  своей поверхности: по происхождению (первичные, аккумулятивные, остаточные),  и по форме рельефа (плоские, ступенчатые, увалистые, холмистые).                                                                    

 Равнины различаются и по абсолютной высоте, или по отношению к уровню моря:                          - впадины (ниже у.м.) – Прикаспийская впадина, на картах – тёмно-зеленая;                                                                                            - низменности (от 0 до 200м), отмечаются на картах светло - зелёным цветом;                         - возвышенные равнины (200 – 500м), отмечены жёлтым цветом;                                                      - нагорные равнины, или плато (выше 500м), отмечены разными оттенками коричневого цвета,  это  возвышенные равнины с ровной или волнистой поверхностью, ограниченной от соседних пониженных мест, отчётливыми склонами или уступами.

Физминутка.

Равнины. Равнины занимают 60% суши земного шара, и почти 75% нашей Родины. Показать великие равнины и возвышенности нашей страны. 

Проведение ОПР № 5 «Нанесение на к\к высот гор и расположение равнин», вы выполнили на прошлом уроке, а сегодня поработаем на  выполнении задания на стр.59, учебника.                                                                             

Задание. Откройте атласы, на стр. 16 – 17  «Физическая карта России»,  и в Рабочих тетрадях, там, где вы выполняли аналогичную работу по горам, на стр. 48 -49 отметьте на крупнейшей  равнине нашей необъятной Родины  -  Восточно-Европейской. холмистой равнине – возвышенности. А. что говорит, о том, что она холмистая? – Да, цвет, то тут, то там, разбросаны возвышения, обозначенные желтовато-коричневым цветом:

Обозначим контурами возвышенности Восточно-Европейской равнины:

  1. Валдайская возвышенность (Валдай) – расположена на С-З. Верховья рек: низкие плато и пластовые уступы. Именно здесь находится Чудское озеро, когда дружина Александра Невского, в 1242 году разгромила воинство тевтонских рыцарей, почему и получило имя Ледовое побоище.
  2. Смоленско-Московская холмистая возвышенность.
  3. Среднерусская возвышенность – «держава русских чернозёмов и царство курских соловьёв». Это и Ясная Поляна Толстого, поленовская Ока, пленявшая Цветаеву и Паустовского. Это и рубежи былых сражений – от Куликова поля, до полей вдоль Курской дуги.  
  4. Приволжская возвышенность – вдоль правого берега среднего течения Волги, горы Жигули.
  5. Бугульминско-Белебеевская на востоке В Е Р, в Башкирии и Татарии.
  6. Северные Увалы – возвышенность на северо-востоке  В Е Р, водораздел бассейна Волги и Северной Двины. «Увалы» - это пологое валообразное поднятие обширного участка равнины.
  7. Тиманский кряж – возвышенность на северо-востоке  В Е Р, в Коми и Архангельской области.

2.Изменение равнин во времени. Разнообразие равнин связано с действием внешних сил, прежде всего воды и ветра. На увлажнённых холмистых равнинах, сложенных рыхлыми горными породами: песками, супесями, суглинками и глинами, например на нашей Ставропольской низменности, потоки воды силой своего течения размывают и уносят эти породы. Образуются овраги. ПОКАЗ МАКЕТА.                                                            Овраги – отрицательная, продолжающая рост форма рельефа ускоренной эрозии, имеющий вид линейно вытянутой, иногда ветвистой, с крутыми незадернированными склонами. Это подлинный бич земледельцев и скотоводов нашего края и нашего района. Борьба с ними требует больших затрат и усилий. Но  можно и нужно предупреждать их развитие. Не следует вырубать лес и вытаптывать травы на склонах. Нельзя их распахивать и прокладывать по ним грунтовые дороги в направлении уклонов.                                                                                                                                                   На засушливых равнинах, покрытых песками, особенно сильно действие ветра.                         Ветер постоянно переносит песок на большие расстояния, нагромождая его в холмы – дюны и барханы (118 – опустынивание).

3.Значение равнин. Люди издавна стремились селиться на ровных местах, т.е. на равнинах, т.к. здесь легче возводить постройки. Заниматься земледелием, прокладывать дороги. Поэтому равнины сильно изменены человеком. При строительстве домов, дорог Л.51 (Трансамазонская магистраль), предприятий, в сельском хозяйстве (88 – кукурузный пояс США), 89 – на рисовых полях о. Явы. Сооружают насыпи, засыпают овраги, выравнивают рельеф местности. Изменяются равнины и при добыче полезных ископаемых. При открытой добыче образуются огромные ямы – карьеры: 96 – карьер «Удачный», в Якутии, месторождение алмазов. А при закрытой добыче – отвалы пустой породы, возле шахт – терриконы, занимающие немалые площади, на плодородных землях. Используемые слайды: Л.51 (Трансамазонская магистраль), 88 – кукурузный пояс США, 89 – на рисовых полях о. Явы, 96 – карьер Удачный, в Якутии, месторождение алмазов, диаметр 2000 м, глубина – 300м. 118 – опустынивание.                 120 – вид из космоса.

Для закрепления проверка знаний: 1. Рассказать о строении поверхности равнин. Показать на карте равнины плоские и холмистые. 2.Какими породами сложены равнины? 3.Как различаются равнины по высоте? На карте показать низменности, возвышенности, плоскогорья.

Домашнее задание: §21, стр. 58 -62. На стр.63 – ответить на вопросы.                                                     В РТ на стр. 48-49 доделать до конца начатую работу.                                                                                    Для описания ГП равнин раздаю вам, более подробный план, чем дан в учебнике.                 Те бригады, которые не успели ответить – на следующем уроке заслушаем ваши сообщения и подведём итоги темы: «Литосфера».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.  Сегодня география. Не просто описательная наука о природе; это наука объединяющая причины, историю и динамику всех процессов, помогающих предвидеть их дальнейший ход. В географической симфонии звучит не только оркестр природы. Он как фон, аккомпанирующий не менее величественному хору, тому. Что создаёт в природе человеческое общество. Сегодняшняя география – природно-обественная наука.                                                                                                              Повторить: § 10.Карта. 1.Карта даёт представление о всей земной поверхности и её частях.                                    2.Карта передаёт форму и расположение объектов, это – обобщённое изображение.                     3. Это изображение, выполненноё на плоскости, с помощью условных знаков и в уменьшенном виде.                                                                                                                    

                                                                                                                                                      Тема: «Рельеф суши. Горы. Равнины.     Фамилия: ____________________________

1.Равнины, имеющие абсолютную высоту не более 200 м, называются _______________.

2.Распределите равнины по мере увеличения их высоты над уровнем моря:   А)плоскогорья.  Б)низменности,  В)возвышенности.                 Ответ: _________________.

3.Установите соответствие:  Высота гор: 1.более 2000 м; 2.от 1000 – 2000 м. 3.до 1000 м. Эта высота соответствует горам: А.низким; Б.средним; В.высоким. Ответ: ________.

4.К потухшим вулканам относятся:                                                                                                                      1.Кракатау и Гекла; 2.Гекла и Казбек; 3.Казбек и Эльбрус.  Ответ: ____________.

5.Установите соответствие между высотой равнин и их фоном на физической карте. Высота над уровнем моря: 1.200м. 2.500м.  3. 1000м. Фон на физической карте:                                                                                   А. светло-коричневый. Б. зелёный. В. жёлтый.                           Ответ: ________________ .

 Тема: «Рельеф суши. Горы. Равнины.    Фамилия: ____________________________

1.Равнины, имеющие абсолютную высоту не более 200 м, называются _______________.

2.Распределите равнины по мере увеличения их высоты над уровнем моря:   А)плоскогорья.  Б)низменности,  В)возвышенности.                 Ответ: _________________.

3.Установите соответствие:  Высота гор: 1.более 2000 м; 2.от 1000 – 2000 м. 3.до 1000 м. Эта высота соответствует горам: А.низким; Б.средним; В.высоким. Ответ: ________.

4.К потухшим вулканам относятся:                                                                                                                      1.Кракатау и Гекла; 2.Гекла и Казбек; 3.Казбек и Эльбрус.  Ответ: ____________.

5.Установите соответствие между высотой равнин и их фоном на физической карте. Высота над уровнем моря: 1.200м. 2.500м.  3. 1000м. Фон на физической карте:                                                                                     А. светло-коричневый. Б. зелёный. В. жёлтый.                           Ответ: _________________ .

  Тема: «Рельеф суши. Горы. Равнины.      Фамилия: ____________________________

1.Равнины, имеющие абсолютную высоту не более 200 м, называются _______________.

2.Распределите равнины по мере увеличения их высоты над уровнем моря:   А)плоскогорья.  Б)низменности,  В)возвышенности.                 Ответ: _________________.

3.Установите соответствие:  Высота гор: 1.более 2000 м; 2.от 1000 – 2000 м. 3.до 1000 м. Эта высота соответствует горам: А.низким; Б.средним; В.высоким. Ответ: ________.

4.К потухшим вулканам относятся:                                                                                                                      1.Кракатау и Гекла; 2.Гекла и Казбек; 3.Казбек и Эльбрус.  Ответ: ____________.

5.Установите соответствие между высотой равнин и их фоном на физической карте. Высота над уровнем моря: 1.200м. 2.500м.  3. 1000м. Фон на физической карте:                                                                                      А. светло-коричневый. Б. зелёный. В. жёлтый.                           Ответ: ________________.

Тема: «Рельеф суши. Горы. Равнины.     Фамилия: ____________________________

1.Равнины, имеющие абсолютную высоту не более 200 м, называются _______________.

2.Распределите равнины по мере увеличения их высоты над уровнем моря:   А)плоскогорья.  Б)низменности,  В)возвышенности.                 Ответ: _________________.

3.Установите соответствие:  Высота гор: 1.более 2000 м; 2.от 1000 – 2000 м. 3.до 1000 м. Эта высота соответствует горам: А.низким; Б.средним; В.высоким. Ответ: ________.

4.К потухшим вулканам относятся:                                                                                                                      1.Кракатау и Гекла; 2.Гекла и Казбек; 3.Казбек и Эльбрус.  Ответ: ____________.

5.Установите соответствие между высотой равнин и их фоном на физической карте. Высота над уровнем моря: 1.200м. 2.500м.  3. 1000м. Фон на физической карте:                                                                                   А. светло-коричневый. Б. зелёный. В. жёлтый.                           Ответ: ________________ .

 Тема: «Рельеф суши. Горы. Равнины.   Фамилия: ____________________________

1.Равнины, имеющие абсолютную высоту не более 200 м, называются _______________.

2.Распределите равнины по мере увеличения их высоты над уровнем моря:   А)плоскогорья.  Б)низменности,  В)возвышенности.                 Ответ: _________________.

3.Установите соответствие:  Высота гор: 1.более 2000 м; 2.от 1000 – 2000 м. 3.до 1000 м. Эта высота соответствует горам: А.низким; Б.средним; В.высоким. Ответ: ________.

4.К потухшим вулканам относятся:                                                                                                                      1.Кракатау и Гекла; 2.Гекла и Казбек; 3.Казбек и Эльбрус.  Ответ: ____________.

5.Установите соответствие между высотой равнин и их фоном на физической карте. Высота над уровнем моря: 1.200м. 2.500м.  3. 1000м. Фон на физической карте:                                                                                     А. светло-коричневый. Б. зелёный. В. жёлтый.                           Ответ: _________________

Тема: «Рельеф суши. Горы. Равнины.     Фамилия: ____________________________

1.Равнины, имеющие абсолютную высоту не более 200 м, называются _______________.

2.Распределите равнины по мере увеличения их высоты над уровнем моря:   А)плоскогорья.  Б)низменности,  В)возвышенности.                 Ответ: _________________.

3.Установите соответствие:  Высота гор: 1.более 2000 м; 2.от 1000 – 2000 м. 3.до 1000 м. Эта высота соответствует горам: А.низким; Б.средним; В.высоким. Ответ: ________.

4.К потухшим вулканам относятся:                                                                                                                      1.Кракатау и Гекла; 2.Гекла и Казбек; 3.Казбек и Эльбрус.  Ответ: ____________.

5.Установите соответствие между высотой равнин и их фоном на физической карте. Высота над уровнем моря: 1.200м. 2.500м.  3. 1000м. Фон на физической карте:                                                                                      А. светло-коричневый. Б. зелёный. В. жёлтый.                           Ответ: ________________.

                       Ответы по теме: «Рельеф суши. Горы. Равнины.

1.Равнины, имеющие абсолютную высоту не более 200 м, называются - низменностями.

2.Распределите равнины по мере увеличения их высоты над уровнем моря:   А)плоскогорья.  Б)низменности,  В)возвышенности.                 Ответ: Б, В, В.

3.Установите соответствие:  Высота гор: 1.более 2000 м; 2.от 1000 – 2000 м. 3.до 1000 м. Эта высота соответствует горам: А.низким; Б.средним; В.высоким.                                        Ответ: 1В,2Б, 3А.

4.К потухшим вулканам относятся:                                                                                                                      1.Кракатау и Гекла; 2.Гекла и Казбек; 3.Казбек и Эльбрус.  Ответ: 3.Казбек и Эльбрус.

5.Установите соответствие между высотой равнин и их фоном на физической карте. Высота над уровнем моря: 1.200м. 2.500м.  3. 1000м. Фон на физической карте:                                                                                      А. светло-коричневый. Б. зелёный. В. жёлтый.                           Ответ: 1Б, 2В. 3А.

Результаты теста:

Фамилия, имя учащегося

Оценка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Слайды: 1. 52. 53. 54. (все литосфера). Гималаи – Бородин и бригада                                                     Россия: 11, 44. В-Е равнина - Семынина и бригада. 76. 81. 86. 61.

Клочков: Кавказ – Минераловодская равнина, часть Предкавказской равнины, Ставропольская возвышенность. г. Стрижамент.

Литосфера: 35. 33. 37. – «вельвичия удивительная», одно из древнейших растений на Земле, возраст 500 – 600 лет. Из-за формы называют «осьминог пустыни».

Литосфера: 36. 58. 59. 49. Амазония – Орлов. 10. 11. 15. 16.

                                                           

Карточки – тесты: ___________________________________(класс, фамилия, имя)

Я узнал ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Я понял ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Меня удивило ______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Мне пришлось по душе ______________________________________________________

___________________________________________________________________________

Что не понравилось __________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Что ещё бы хотелось узнать___________________________________________________

___________________________________________________________________________  

Карточки – тесты: ___________________________________(класс, фамилия, имя)

                                                                                                                                                                            Я узнал ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Я понял ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Меня удивило ______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Мне пришлось по душе ______________________________________________________

___________________________________________________________________________

Что не понравилось __________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Что ещё бы хотелось узнать___________________________________________________

___________________________________________________________________________                                                                                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по географии " Африка. Географическое положение"

коспект урока содержит целепологание, задания и самоанализ....

Открытый урок по географии 6 класс тема "Реки"

Открытый урок по географии 6 класс по теме "Реки". Предлагается конспект урока  по теме. На уроке используется работа в парах, группах....

Разработка открытого урока по географии на тему "Литосфера"

Каждый год в нашей школе проходит День школы, в котором я принимаю активное  участие и провожу  открытые  уроки  для  города....

Открытый урок по географии по теме"Численность населения.Население Тверской области"

Материал даёт представление о численности населения Земли, дополнительную информацию , которая позволяет в занимательной форме раскрыть задачи урока....

Открытый урок по географии "Антарктида, история открытия и исследования"

Материалы этого урока можно использовать на уроках географии в 7-х классах....

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

Презентация к открытому уроку по географии "Движение воды в океане" для 6 класса к учебнику "География. Начальный курс", авторов: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина.

Презентация к открытому уроку по географии "Движение воды в океане" для 6 класса к учебнику "География. Начальный курс", авторов: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина. Данная презентация  соот...