Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.
методическая разработка по географии (8 класс) на тему

Малыгина Алла Валентиновна

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_russkaya_ravnina.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

БГОУ СОШ №367

Фрунзенского района

учитель географии высшей квалификационной категории

Малыгина Алла Валентиновна

8 класс.

Тема: «Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний».

Цели и задачи:

Повышение интереса к предмету, развитие критического мышления, воображения и мыслительных способностей.

  1. учить работать с картой;
  2. изучение природы родного края и его культурно-исторического наследия;
  3. прививать любовь к родному краю, гордость за свое отечество;
  4. развивать устную и письменную речь учащихся, расширять кругозор;
  5. развитие я-концепции;
  6. развивать творческие способности учащихся;
  7. развивать коммуникативные умения;
  8. закрепить ранее полученные знания;
  9. проверка ранее усвоенного и осмысление и запоминание нового материала в игровой форме «Своя игра», подготовка к ГИА, ЕГЭ.

Оборудование: атласы, к/к, компьютер, проектор, экран, листы бумаги, ручки.

I. Индуктор.

1) Индивидуальная работа

- Подойдите по 1 человеку от каждой парты и выберите 1 открытку. Садитесь.

-   Рассмотрите открытку (виды городов располож. на Русской равнине).

-  Каждый найдите географический объект, изображенный на открытке в атласе, и нанесите в свою к/к на стр. 4-5.

2) Работа в парах.

- Сейчас каждой паре предстоит выйти к доске и одному нанести географический объект фломастером в к/к на доске (подписывать объект не надо), а другому – назвать объект и коротко рассказать о том, что вы увидели на открытке.

-   Обсудите задание в парах.

-   К доске выходят учащиеся с I колонки: те, кто наносят объекты подойдите к к/к на доске и работайте на ней, те, кто рассказывает, встаньте перед первыми партами и по очереди называйте и показывайте объект, давая его краткое описание – что увидели.(изображение городов на экране)

(затем II, затем III колонки).

-   Какой крупный географический объект выделился на контурной карте?

-   Сегодня мы завершим наше путешествие по Русской равнине и проверим как вы усвоили пройденный материал.

II. «Своя игра» - презентация (закрепление, проверка знаний).

-   Повернитесь друг к другу и образуйте группы.

-   У нас четыре темы по четыре вопроса, выбираем рубрику и вопрос и, как всегда, обсуждаем ответ в команде. Затем передаем записанные ответы. Не забывайте указывать номер команды. Количество баллов за ответ соответствует номеру вопроса.

а) Из далека долго, течет река Волга.

1. Канал, соединивший Каспийское и Черное моря.

(Волго-Донский канал)

2. Самая многоводная и длинная река Русской равнины и всей Европы.

(река Волга)

3. Какой богатейший по видовому составу заповедник находится в долине реки Волга?

(Астраханский заповедник)

4. Где находится исток реки Волги?

(Валдайская возвышенность у деревни Волговерховье в Тверской области)

б) Памятники природы Русской равнины.

1. Эту местность по праву называют «всероссийским междуречьем», поскольку именно отсюда начинаются самые главные реки европейской части России.

(Валдай или Валдайская возвышенность)

2. Какому водопаду и где он находится посвятил слова своей оды Гаврила Романович Державин:

   Алмазна сыплется гора

   С высот четыремя скалами,

   Жемчугу бездна и сребра

   Кипит внизу, бьет вверх буграми;

   От брызгов синий холм стоит,

   Далече рев в лесу гремит.

(водопад Кивач в заповеднике «Кивач» в Карелии)

3. Где на Русской равнине можно увидеть следы древнего оледенения – котловины озер, отполированные скалы – «бараньи лбы»?

( в Карелии)

4. Какое озеро – главное сокровище Валдая? Его причудливая форма напоминает цветок орхидеи.

(озеро Селигер)

в) Памятники истории и культуры Русской равнины.

1. Какой историко-архитектурный культурный объект составляют эти малые русские города: Сергиев Посад  -   Переславль –Залесский  –  Ростов Великий –  Ярославль  – Древний Углич – Рыбинск – Кострома – Суздаль – Владимир?

(«Золотое кольцо» России)

2. На берегах былинного Ильмень-озера, где, по преданию, гусляр Садко бывал в морском царстве, стоит этот древний русский город.

(город Великий Новгород, раньше его величали «Господин Великий Новгород»)

3. Именно здесь произошла историческая битва с татаро-монгольскими войсками, ставшая переломным событием в свержении татаро-монгольского ига.

(Куликово поле на Русской равнине. В тульской области.)

4. Какой город образно названный «окном в Европу» и в течении двух веков являлся столицей нашего государства, считается «Северной Венецией»?

(город Санкт-Петербург)

г) Флора и фауна Русской равнины.

1. К какой природной зоне, расположенной на Русской равнине, относятся эти типичные представители животного мира?

(зона пустынь и полупустынь)

2. Где в России можно встретить эти редкие великолепные цветы – лотосы?

(в дельте реки Волга в Астраханском заповеднике)

3. Чем отличается европейская тайга на Русской равнине от сибирской тайги?

(на Русской равнине преобладает темнохвойная тайга)

4. Дерево, являющееся символом нашей страны?

(береза)

III. Подведение итогов (результаты игры).

-   А теперь попросим жюри подвести итоги игры.

-   Команда-победитель получает звание «Знатоки географии».

IV. Рефлексия.

-  Какие чувства вызывает у вас изученная нами местность?

- Мы закончили наше путешествие по Русской равнине. Вы замечательно справились со совей задачей, и теперь мы с вами выполним необычное задание – такого мы еще никогда не делали. Мы будем писать стихи, но не простые стихи: они состоят из 5 строк и называются СИНКВЕЙН.

-   Для того чтобы стихи получились, вы должны быстро и четко выполнять мои команды.

-   Взяли ручки, листы бумаги и записываем:

  1. на первой строке все написали – «Русская равнина»;
  2. на второй строке запишите два прилагательных, относящихся к Русской равнине;
  3. на третьей строке – 3 глагола;
  4. на четвертой строке составьте и запишите фразу, состоящую из четырех слов, выражающую ваше отношение к Русской равнине;
  5. на пятой строке запишите одно слово-синоним Русской равнины.

-   Прочитайте, что у вас получилось.

-   Послушайте, что получилось у меня:

          Русская равнина

          Холмистая, бескрайняя

          Путешествовать, изучать, беречь

          Восхитительная природа родного края

          Родина.

-   Свои  работы можете не подписывать, но уходя сдайте мне их, пожалуйста.

V. Домашнее задание.

1. Дома нанесите условными знаками природные и культурные памятники, о которых говорили на уроке, в к/к «Европейская часть России», стр. 20-21.

2. Кто хочет, может разработать свой маршрут путешествия по Русской равнине или презентацию, используя дополнительную литературу, интернет и свои личные впечатления в виде сообщения.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник: обобщающие уроки по географии 9 класс.

Обобщающие уроки по географии в 9 классе....

Разработка обобщающего урока по географии 8 класс «Рекорды России».

Мы изучаем новый курс «Физическая география России». Давайте вспомним, что же такое уникальное находится у нас, в нашей стране&helli...

Обобщающий урок литературы в 10 классе "Мировое значение русской литературы"

Данный урок является одним из самых трудных в курсе 10 класса. Его специфика в том, что здесь учащимся предстоит по-новому осмыслить изученный ранее материал. Обобщающая лекция помогает учителю у...

конспект и презентация к уроку музыки в 7 классе "В музыкальном театре. Опера" (Обобщающий урок)

В конспекте занятия представлены комментарии к некоторым моментам урока, которые могут варироваться....

Методическая разработка раздела программы по географии. 7 класс . Тема: « АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ».

Методическая  разработка раздела учебной программы: «Австралия и Океания» построена на основании обязательного минимума содержания образования по географии. Курс «Страноведение» построен та...

Урок истории в 5 классе "Достижения древних египтян" (контрольно-обобщающий урок в игровой форме)

Цели урока: способствовать формированию интереса к истории древнейших цивилизаций; в игровой форме повторить, обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Древний Египет»; развивать умени...

Методическая разработка. Итоговый тест по географии 11 класс

Методическая разработка. Итоговый тест по геграфии 11 класс...