Технологическая карта открытого урока по географии 5класс Тема: Географические координаты.
план-конспект урока по географии (5 класс)

Основные понятия: географическая широта, географическая долгота, географические координаты

Образовательные ресурсы: УМК «Полярная звезда»: учебник (авт. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.) с приложением на электронном носителе (DVD), компьютер, глобусы Земли физические, физическая карта и   карта полушарий, атласы, транспаранты «Градусная сетка. Географическая широта и долгота».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_vd_my_puteshestvuem.docx46.37 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного

методического объединения

Протокол № __ от _________

УТВЕРЖДАЮ

Директор ЧОУ

 «Добрая школа на Сольбе»

__________________ Е.М. Гажу

Приказ № __ от  __________2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности 

по  географии

общекультурного  направления

«МЫ  ПУТЕШЕСТВУЕМ»

5 класс

Составитель: Пыжонкова Н.Е.

Учитель географии

Категория первая

м. Сольба

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы путешествуем» для 5 класса составлена на основе следующих документов:

  1. Примерная программа внеурочной деятельности "Начальное и основное образование" под ред. В.А. Горского, 4-е издание, Составитель (автор): Е.А. Постникова г. Москва. Издательство "Просвещение", 2014 год.
  2. Сборник программ. Иcслeдoвaтельская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здopoвый и бeзoпaсный образ жизни. Составитель С.В. Третьякова. Пpoсвеrцениe, 2013г.

География – интереснейшая наука, родилась она благодаря путешественникам, которые описывали все увиденное ими. Само словo «география» означает «землеописание». Век за веком, тысячелетиями люди открывали свою планету, познавали ее.

Человек путешествовал всегда, с тех пор, как появился на Земле, и на протяжении двух с половиной миллионов лет никогда не останавливался, перемещаясь с одного континента на другой. По пути он постоянно делал открытия: вот река, вот горы, вот болота. До них нужно дойти, обследовать. А вон там в море, на горизонте – остров. До него нужно доплыть, а, значит, построить  корабль, лодку или плот…

 

Данный курс посвящен развитию географической науке. География без людей не существует, и в первую очередь без путешественников – первооткрывателей.

Актуальность курса: Показать значение путешествий в познании нашей планеты и в создании теории географической науки, но гораздо важнее, этот курс поможет уделить большое времени воспитательным вопросам  поможет в формировании определенных черт характера. Заставит задуматься над такими понятиями, как «целеустремлённость», « благородство», « сила характера», « желание жить не только для себя, но и для славы своей страны, своей Родины».

Цели программы:

  • Формирование устойчивого интереса учащихся к географии через знакомство с историей Великих путешествий, деятельностью знаменитых первооткрывателей.
  •  показать значение путешествий в познании планеты Земля и в создании теории географической науки;
  • Осознать социальную значимость изучаемого материала, связанного  с историей развития знаний о Земле, с наиболее значительными географическими путешествиями и открытиями  различных эпох: античности, средневековья, эпохи  Великих географических  открытий, научных экспедиций ХVII – ХIХ вв.
  • способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, воспитание чувства патриотизма, стремление к познанию мира, восхищение примером подвига во имя науки и человечества.

        Задачи программы:

  • формирование устойчивого интереса к предмету
  • Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.
  • Формирование умений самостоятельно  добывать знания, используя различные географические источники.
  • способствовать формированию картографической грамотности
  • раскрытие значения географических открытий в истории развития человечества.                         

        Прогнозируемые результаты.

Планируемые результаты формирования УУД:

Личностные : овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;  осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; 

Коммуникативные:  планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи;  уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

 Познавательные: постановка исследовательских вопросов; использование разных источников информации для сбора фактов (книги,энциклопедии,рисунки); устанавливать последовательность фактов, событий, явлений; вести диалог и решать проблемы в малых группах. 

В результате изучения курса на основе ФГОС  ООО:

  1. ученик научится:  

 - показывать маршруты путешествий и открытые объекты;
-  рассказывать о путешествиях и их целях;

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- выявлять характерные этнокультурные особенности  населения территорий, связанных с географическими открытиями.

 - пользуясь литературой по данной дисциплине,  вычленять главное;
   2. Получит возможность научиться:
- работать с тематическими и контурными картами, дополнительной литературой;
- ориентироваться в хронологии событий, связанных с географическими открытиями;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о  путешествиях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

Программа  рассчитана на 34 часа в 5 классах по 1 часу в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Тема 1. Школа Робинзонов (3 часа)

  1. Какая она Земля? Представление о Земле в древнем мире. Шар – это красиво! (Пифагор); Аристотель, Эратосфен - первые древнегреческие учёные предложившие доказательства шарообразности Земли
  2. Как Земля уместилась на листе бумаги?
  3. Первые географические карты. Первые карты и глобусы.

Тема 2. История географических открытий (31 час)

  1. Велика ли Африка? Плавание финикийских мореплавателей к берегам Африки. Финикияне мореходы и купцы. Плавание финикиян вокруг Африки при фараоне Нехо.
  2. «Отец» географии – грек Геродот. Путешествие Геродот в скифские  земли.
  3. Воинственные норманны. Плавание к островам Исландия и Гренландия. «Люди моря»;Эйрик Рыжий;
  4. Лейв Счастливый открывает Америку. Открытие земли - Винланд
  5. Знаменитый гражданин Венеции. Путешествие Марко Поло из Европы в Азию и обратно. открытие сухопутного пути в Индию Марко Поло; «Книга» - рассказ о путешествии в страны Востока.
  6. Хождение за три моря. Афанасий Никитин – русский путешественник, его путешествие по Волге и морям: Каспийскому, Индийскому, Черному.
  7. Как Европа нечаянно Америку открыла. Замысел Колумба. Плавание на запад.
  8. Христофор Колумб. На чудесных островах  Моря – океана. остров Спаситель.
  9. Почему Америка называется Америкой? Америго Веспуччи;
  10. Морской путь в Индию открыт. Плавание Васко да Гама вокруг Африки. Генрих – Мореплаватель. Васко да Гама. В поисках Южной Земли.
    Первое кругосветное путешествие вокруг Земли. Ф. Магеллан. Путешествия. Проходные трудности, открытые объекты.
  11. Ошибка Мартина Бехайма. Нас ждёт победа и слава, а это даётся непросто… Как важно быть добрым. Смерть Фернана Магеллана. Возвращение спутников, значение путешествия.
  12. Решительный капитан Джеймс Кук. неизвестная  Южная Земля; Кук «отобрал» у голландцев их открытие;
  13. Английский моряк и его плавание. цель второй экспедиции Дж. Кука, продвижение Кука далеко на юг;
  14. Есть ли южный материк?  цель третьего плавания; трагическая гибель капитана.
    Открытие  Антарктиды  Фаддеем  Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым. цели и задачи первой кругосветной экспедиции к берегам  Антарктиды на судах «Восток» и «Мирный»;
  15. Открытие южного полюса. История открытия Южного полюса: трагическая судьба Роберта Скотта и удача Руала Амундсена.
  16. Последнее путешествие капитана Скотта.  «бороться и искать. Найти и не сдаваться.»
  17. Открытие северного полюса. Открытие Северного плюса Робертом Пири.
  18. Добрый белый. Исследование Африки Д. Ливингстоном. Мечта Давида Ливингстона об Африке; Путешествие вглубь континента, великие открытия.
  19. Человек с луны.» Русский ученый Н.Н.Миклухо-Маклай
  20. Жизнь Маклая среди папуасов. Русский ученый Н.Н.Миклухо-Маклай на о. Новая Гвинея
  21. Рожденный путешественником. Пётр Семёнов- Тян-Шанский; путешествие в «небесные горы».
  22. Путь, равный длине экватора. Николай Пржевальский. Биография Н.М.Пржевальского, экспедиция в Уссурийскую тайгу. Открытия в пустынях Азии и Монголии
  23. Как достигли края земли русской. русские первопроходцы; открытие Семеном Дежневым восточного мыса Евразии; открытие прохода  между Азией и Америкой;
  24. «Коломбы Российские». Витус  Беринг и А.И.Чириков организаторы экспедиции
  25. Русские имена на карте России. Иван Федорович Крузенштерн - русский мореплаватель, начальник первой российской кругосветной экспедиции,
  26. По следам путешественников каменного века. Тур Хейердал: к острову Пасхи, экспедиция на «Ра» и «Тигрисе».
  27. Дрейфующие материки. теория  Вегенера
  28. Имена путешественников на карте мира. обозначение на к.к объектов, названных в честь путешественников.
  29. Работа над творческими проектами.

Тематический план курса

Содержание

Форма проведения

Результаты

1

Школа Робинзонов (3 часа)

Лекции, Беседы, Игры

Поиск информации в различных источниках; анализировать и систематизировать полученную информацию; Определять цель на занятии с помощью учителя;  Уметь работать в паре, в группе , понимать сущность и особенности российского патриотизма

2

История географических открытий (30час)

Лекция с элементами беседы

Практическая работа

Экскурсия

Умение управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;

умение планировать пути достижения целей под руководством учителя; умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;

выбирать средства и применять их на практике;

Работа над творческими проектами (1 ч)

Практическое занятие

Совершенствование умений анализировать литературу, подготовка проекта, развитие умений защищать свою позицию Просмотр и обсуждение творческих проектов

Календарно-тематическое планирование

Тема

Формы
проведения

Содержание

Дата

Тема 1. Школа Робинзонов (3 часа)

1

Какая она Земля?

Рассказ, беседа.

Представление о Земле в древнем мире.

2.

Как Земля уместилась на листе бумаги?

Рассказ.

Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли

3.

Первые географические карты.

Рассказ.

Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли

Тема 2. История географических открытий (31 час)

4.

Велика ли Африка?

Рассказ, беседа.

Презентация

Плавание финикийских мореплавателей к берегам Африки.

5.

«Отец» географии – грек Геродот.

Рассказ, беседа.

Просмотр видеофрагмента

Путешествие Геродота

6.

Воинственные норманны.

 Рассказ, беседа.

Плавание к островам Исландия и Гренландия.

7.

Лейв Счастливый открывает Америку.

Презентация

Открытие Гренландии

8.

Знаменитый гражданин Венеции.

Просмотр Видеофрагмента. Фильм (часть1-2)

Путешествие Марко Поло из Европы в Азию и обратно.

9.

Хождение за три моря.

Подготовка доклада о путешественнике. Просмотр Видеофрагмент

Афанасий Никитин, его путешествие по Волге и морям: Каспийскому, Индийскому, Черному.

10.

Как Европа нечаянно Америку открыла.

Просмотр Видеофрагмента

Открытие Америки

11.

Христофор Колумб.

Работа с картой

На чудесных островах  Моря - океана

12.

Почему Америка называется Америкой?

Просмотр Видеофрагмента

Америго Веспучи

13

Морской путь в Индию открыт.

Рассказ , беседа. Просмотр Видеофрагмент

Плавание Васко да Гама вокруг Африки.

14.

Первое кругосветное путешествие вокруг Земли. Ф. Магеллан

Нанесение на карту мира маршрутов Х. Колумба, Ф. Магеллана, Ф.Ф.

Картина «Магеллан узнает, что на западе выход из Патагонского пролива.

Путешествие Магеллана

15.

Ошибка Мартина Бехайма

Просмотр Видеофрагмента

Нас ждёт победа и слава, а это даётся непросто… Как важно быть добрым.

16.

Решительный капитан Джеймс Кук.

Портрет. Видеофрагмент

Путешествия Джеймса Кука

17.

Английский моряк и его плавание.

Рассказ.

18.

Есть ли южный материк?

Рассказ, беседы

Открытие Австралии

19.

Открытие Антарктиды

Рассказ, беседа

Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев.

20.

Открытие южного полюса

Рассказ, работа с картой

Путешествие к Южному полюсу

21.

Последнее путешествие капитана Скотта

 Работа в группах.

22.

Открытие северного полюса.

Рассказ, беседа, работа с картой

23.

Добрый белый.

Подготовка доклада о путешественнике.

Исследование Африки Д. Ливингстоном.

24.

«Человек с луны»

Рассказ, работа с картой

Дружба с туземцами

25.

Жизнь Маклая среди папуасов.

Рассказ, беседа

26.

Путь, равный длине экватора. Николай Пржевальский.

Презентация. работа с картой

Путешествие Н. Пржевальского

27.

Рожденный путешественником

Доклад об одном из путешественников;

28.

Как достигли края земли русской.

Рассказ, беседа

29.

«Коломбы Российские»

Презентация. Итоговая викторина

«Путешественники и их открытия»

Российские путешественники

30

Русские имена на карте мира

Просмотр Видеофрагмент

33

По следам путешественников каменного века

Нанесение на контурную карту маршрутов путешествий Т. Хейердала.

Тур Хейердал, «Кон-Тики»

32

Дрейфующие материки

Составление кроссворда «Великие путешественники»

Карта мира

Теория Альфреда Вегенера

33

Имена путешественников на карте мира

Игра

34

Защита проектов

Защита творческих проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока английского языка по теме “Family. Getting on well with the family” в 5-м классе.

Цель урока -  создать условия для формирования лексических навыков по данной теме с выходом на устную монологическую речь в качестве домашнего задания.Обучающие:практика речевой деятельности (мон...

Технологическая карта открытого урока английского языка на тему "Моя семья" в 5 классе (УМК "Spotlight - 5")

Технологическая карта даёт подобное описание открытого урока английского языка в 5 классе на тему "Моя семья" (УМК "Spotlight-5"). В ней представлены этапы урока с подробным описанием деятельности уче...

Предлагаю Вашему вниманию технологическую карту открытого урока английского языка по теме:" Закрепление навыков использования предлогов места и направления."

Продуктивность интерактивных методов на уроках английского языка трудно переоценить. Предлагаю Вашему вниманию планирование  групповой и парной работы по закреплению навыков использования предлог...

Технологическая карта открытого урока по истории по теме «Внешняя политика России в 1725-1762гг.»

Урок разработан с применением следующих технологий: интеграция ИКТ с технологией  проблемного  обучения и элементами технологии коллективного сотрудничества (групповая работа)....

Технологическая карта открытого урока по географии "Культурные ландшафты"

Технологическая карта урока географии представлена учителем ГБОУ школы №54 Поповой Валентиной Викторовной. На уроке учащиеся разрабатывали эскиз культурного ландшафта на пришкольном участке. Работали ...

Технологическая карта открытого урока по географии 8 класс Тема: Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы

Основные понятия: Климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация, прямая, рассеянная, отражённая, суммарная, ветры западного переноса, муссоныОбразовательные ресурсы: Учебник: Алексеев А.И. и др...

Технологическая карта урока урока по географии по теме "Географические координаты" в 5 классе

Технологическая карта урока по гаографии в 5 классе. Урок изучения нового материала....