Технологическая карта открытого урока по географии 5класс Тема: Географические координаты.
план-конспект урока по географии (5 класс)
Основные понятия: географическая широта, географическая долгота, географические координаты
Образовательные ресурсы: УМК «Полярная звезда»: учебник (авт. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.) с приложением на электронном носителе (DVD), компьютер, глобусы Земли физические, физическая карта и карта полушарий, атласы, транспаранты «Градусная сетка. Географическая широта и долгота».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_vd_my_puteshestvuem.docx | 46.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОБРАЯ ШКОЛА НА СОЛЬБЕ»
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения Протокол № __ от _________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ЧОУ «Добрая школа на Сольбе» __________________ Е.М. Гажу Приказ № __ от __________2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по географии
общекультурного направления
«МЫ ПУТЕШЕСТВУЕМ»
5 класс
Составитель: Пыжонкова Н.Е.
Учитель географии
Категория первая
м. Сольба
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы путешествуем» для 5 класса составлена на основе следующих документов:
- Примерная программа внеурочной деятельности "Начальное и основное образование" под ред. В.А. Горского, 4-е издание, Составитель (автор): Е.А. Постникова г. Москва. Издательство "Просвещение", 2014 год.
- Сборник программ. Иcслeдoвaтельская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здopoвый и бeзoпaсный образ жизни. Составитель С.В. Третьякова. Пpoсвеrцениe, 2013г.
География – интереснейшая наука, родилась она благодаря путешественникам, которые описывали все увиденное ими. Само словo «география» означает «землеописание». Век за веком, тысячелетиями люди открывали свою планету, познавали ее.
Человек путешествовал всегда, с тех пор, как появился на Земле, и на протяжении двух с половиной миллионов лет никогда не останавливался, перемещаясь с одного континента на другой. По пути он постоянно делал открытия: вот река, вот горы, вот болота. До них нужно дойти, обследовать. А вон там в море, на горизонте – остров. До него нужно доплыть, а, значит, построить корабль, лодку или плот…
Данный курс посвящен развитию географической науке. География без людей не существует, и в первую очередь без путешественников – первооткрывателей.
Актуальность курса: Показать значение путешествий в познании нашей планеты и в создании теории географической науки, но гораздо важнее, этот курс поможет уделить большое времени воспитательным вопросам поможет в формировании определенных черт характера. Заставит задуматься над такими понятиями, как «целеустремлённость», « благородство», « сила характера», « желание жить не только для себя, но и для славы своей страны, своей Родины».
Цели программы:
- Формирование устойчивого интереса учащихся к географии через знакомство с историей Великих путешествий, деятельностью знаменитых первооткрывателей.
- показать значение путешествий в познании планеты Земля и в создании теории географической науки;
- Осознать социальную значимость изучаемого материала, связанного с историей развития знаний о Земле, с наиболее значительными географическими путешествиями и открытиями различных эпох: античности, средневековья, эпохи Великих географических открытий, научных экспедиций ХVII – ХIХ вв.
- способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, воспитание чувства патриотизма, стремление к познанию мира, восхищение примером подвига во имя науки и человечества.
- формирование устойчивого интереса к предмету
- Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.
- Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.
- способствовать формированию картографической грамотности
- раскрытие значения географических открытий в истории развития человечества.
Прогнозируемые результаты.
Планируемые результаты формирования УУД:
Личностные : овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
Коммуникативные: планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственные связи; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
Познавательные: постановка исследовательских вопросов; использование разных источников информации для сбора фактов (книги,энциклопедии,рисунки); устанавливать последовательность фактов, событий, явлений; вести диалог и решать проблемы в малых группах.
В результате изучения курса на основе ФГОС ООО:
- ученик научится:
- показывать маршруты путешествий и открытые объекты;
- рассказывать о путешествиях и их целях;
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- выявлять характерные этнокультурные особенности населения территорий, связанных с географическими открытиями.
- пользуясь литературой по данной дисциплине, вычленять главное;
2. Получит возможность научиться:
- работать с тематическими и контурными картами, дополнительной литературой;
- ориентироваться в хронологии событий, связанных с географическими открытиями;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о путешествиях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
Программа рассчитана на 34 часа в 5 классах по 1 часу в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Школа Робинзонов (3 часа)
- Какая она Земля? Представление о Земле в древнем мире. Шар – это красиво! (Пифагор); Аристотель, Эратосфен - первые древнегреческие учёные предложившие доказательства шарообразности Земли
- Как Земля уместилась на листе бумаги?
- Первые географические карты. Первые карты и глобусы.
Тема 2. История географических открытий (31 час)
- Велика ли Африка? Плавание финикийских мореплавателей к берегам Африки. Финикияне мореходы и купцы. Плавание финикиян вокруг Африки при фараоне Нехо.
- «Отец» географии – грек Геродот. Путешествие Геродот в скифские земли.
- Воинственные норманны. Плавание к островам Исландия и Гренландия. «Люди моря»;Эйрик Рыжий;
- Лейв Счастливый открывает Америку. Открытие земли - Винланд
- Знаменитый гражданин Венеции. Путешествие Марко Поло из Европы в Азию и обратно. открытие сухопутного пути в Индию Марко Поло; «Книга» - рассказ о путешествии в страны Востока.
- Хождение за три моря. Афанасий Никитин – русский путешественник, его путешествие по Волге и морям: Каспийскому, Индийскому, Черному.
- Как Европа нечаянно Америку открыла. Замысел Колумба. Плавание на запад.
- Христофор Колумб. На чудесных островах Моря – океана. остров Спаситель.
- Почему Америка называется Америкой? Америго Веспуччи;
- Морской путь в Индию открыт. Плавание Васко да Гама вокруг Африки. Генрих – Мореплаватель. Васко да Гама. В поисках Южной Земли.
Первое кругосветное путешествие вокруг Земли. Ф. Магеллан. Путешествия. Проходные трудности, открытые объекты. - Ошибка Мартина Бехайма. Нас ждёт победа и слава, а это даётся непросто… Как важно быть добрым. Смерть Фернана Магеллана. Возвращение спутников, значение путешествия.
- Решительный капитан Джеймс Кук. неизвестная Южная Земля; Кук «отобрал» у голландцев их открытие;
- Английский моряк и его плавание. цель второй экспедиции Дж. Кука, продвижение Кука далеко на юг;
- Есть ли южный материк? цель третьего плавания; трагическая гибель капитана.
Открытие Антарктиды Фаддеем Беллинсгаузеном и Михаилом Лазаревым. цели и задачи первой кругосветной экспедиции к берегам Антарктиды на судах «Восток» и «Мирный»; - Открытие южного полюса. История открытия Южного полюса: трагическая судьба Роберта Скотта и удача Руала Амундсена.
- Последнее путешествие капитана Скотта. «бороться и искать. Найти и не сдаваться.»
- Открытие северного полюса. Открытие Северного плюса Робертом Пири.
- Добрый белый. Исследование Африки Д. Ливингстоном. Мечта Давида Ливингстона об Африке; Путешествие вглубь континента, великие открытия.
- Человек с луны.» Русский ученый Н.Н.Миклухо-Маклай
- Жизнь Маклая среди папуасов. Русский ученый Н.Н.Миклухо-Маклай на о. Новая Гвинея
- Рожденный путешественником. Пётр Семёнов- Тян-Шанский; путешествие в «небесные горы».
- Путь, равный длине экватора. Николай Пржевальский. Биография Н.М.Пржевальского, экспедиция в Уссурийскую тайгу. Открытия в пустынях Азии и Монголии
- Как достигли края земли русской. русские первопроходцы; открытие Семеном Дежневым восточного мыса Евразии; открытие прохода между Азией и Америкой;
- «Коломбы Российские». Витус Беринг и А.И.Чириков организаторы экспедиции
- Русские имена на карте России. Иван Федорович Крузенштерн - русский мореплаватель, начальник первой российской кругосветной экспедиции,
- По следам путешественников каменного века. Тур Хейердал: к острову Пасхи, экспедиция на «Ра» и «Тигрисе».
- Дрейфующие материки. теория Вегенера
- Имена путешественников на карте мира. обозначение на к.к объектов, названных в честь путешественников.
- Работа над творческими проектами.
Тематический план курса
№ | Содержание | Форма проведения | Результаты |
1 | Школа Робинзонов (3 часа) | Лекции, Беседы, Игры | Поиск информации в различных источниках; анализировать и систематизировать полученную информацию; Определять цель на занятии с помощью учителя; Уметь работать в паре, в группе , понимать сущность и особенности российского патриотизма |
2 | История географических открытий (30час) | Лекция с элементами беседы Практическая работа Экскурсия | Умение управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; умение планировать пути достижения целей под руководством учителя; умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; выбирать средства и применять их на практике; |
Работа над творческими проектами (1 ч) | Практическое занятие | Совершенствование умений анализировать литературу, подготовка проекта, развитие умений защищать свою позицию Просмотр и обсуждение творческих проектов |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Формы | Содержание | Дата |
Тема 1. Школа Робинзонов (3 часа) | ||||
1 | Какая она Земля? | Рассказ, беседа. | Представление о Земле в древнем мире. | |
2. | Как Земля уместилась на листе бумаги? | Рассказ. | Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли | |
3. | Первые географические карты. | Рассказ. | Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли | |
Тема 2. История географических открытий (31 час) | ||||
4. | Велика ли Африка? | Рассказ, беседа. Презентация | Плавание финикийских мореплавателей к берегам Африки. | |
5. | «Отец» географии – грек Геродот. | Рассказ, беседа. Просмотр видеофрагмента | Путешествие Геродота | |
6. | Воинственные норманны. | Рассказ, беседа. | Плавание к островам Исландия и Гренландия. | |
7. | Лейв Счастливый открывает Америку. | Презентация | Открытие Гренландии | |
8. | Знаменитый гражданин Венеции. | Просмотр Видеофрагмента. Фильм (часть1-2) | Путешествие Марко Поло из Европы в Азию и обратно. | |
9. | Хождение за три моря. | Подготовка доклада о путешественнике. Просмотр Видеофрагмент | Афанасий Никитин, его путешествие по Волге и морям: Каспийскому, Индийскому, Черному. | |
10. | Как Европа нечаянно Америку открыла. | Просмотр Видеофрагмента | Открытие Америки | |
11. | Христофор Колумб. | Работа с картой | На чудесных островах Моря - океана | |
12. | Почему Америка называется Америкой? | Просмотр Видеофрагмента | Америго Веспучи | |
13 | Морской путь в Индию открыт. | Рассказ , беседа. Просмотр Видеофрагмент | Плавание Васко да Гама вокруг Африки. | |
14. | Первое кругосветное путешествие вокруг Земли. Ф. Магеллан | Нанесение на карту мира маршрутов Х. Колумба, Ф. Магеллана, Ф.Ф. Картина «Магеллан узнает, что на западе выход из Патагонского пролива. | Путешествие Магеллана | |
15. | Ошибка Мартина Бехайма | Просмотр Видеофрагмента | Нас ждёт победа и слава, а это даётся непросто… Как важно быть добрым. | |
16. | Решительный капитан Джеймс Кук. | Портрет. Видеофрагмент | Путешествия Джеймса Кука | |
17. | Английский моряк и его плавание. | Рассказ. | ||
18. | Есть ли южный материк? | Рассказ, беседы | Открытие Австралии | |
19. | Открытие Антарктиды | Рассказ, беседа | Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. | |
20. | Открытие южного полюса | Рассказ, работа с картой | Путешествие к Южному полюсу | |
21. | Последнее путешествие капитана Скотта | Работа в группах. | ||
22. | Открытие северного полюса. | Рассказ, беседа, работа с картой | ||
23. | Добрый белый. | Подготовка доклада о путешественнике. | Исследование Африки Д. Ливингстоном. | |
24. | «Человек с луны» | Рассказ, работа с картой | Дружба с туземцами | |
25. | Жизнь Маклая среди папуасов. | Рассказ, беседа | ||
26. | Путь, равный длине экватора. Николай Пржевальский. | Презентация. работа с картой | Путешествие Н. Пржевальского | |
27. | Рожденный путешественником | Доклад об одном из путешественников; | ||
28. | Как достигли края земли русской. | Рассказ, беседа | ||
29. | «Коломбы Российские» | Презентация. Итоговая викторина «Путешественники и их открытия» | Российские путешественники | |
30 | Русские имена на карте мира | Просмотр Видеофрагмент | ||
33 | По следам путешественников каменного века | Нанесение на контурную карту маршрутов путешествий Т. Хейердала. | Тур Хейердал, «Кон-Тики» | |
32 | Дрейфующие материки | Составление кроссворда «Великие путешественники» Карта мира | Теория Альфреда Вегенера | |
33 | Имена путешественников на карте мира | Игра | ||
34 | Защита проектов | Защита творческих проектов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого урока английского языка по теме “Family. Getting on well with the family” в 5-м классе.
Цель урока - создать условия для формирования лексических навыков по данной теме с выходом на устную монологическую речь в качестве домашнего задания.Обучающие:практика речевой деятельности (мон...
Технологическая карта открытого урока английского языка на тему "Моя семья" в 5 классе (УМК "Spotlight - 5")
Технологическая карта даёт подобное описание открытого урока английского языка в 5 классе на тему "Моя семья" (УМК "Spotlight-5"). В ней представлены этапы урока с подробным описанием деятельности уче...
Предлагаю Вашему вниманию технологическую карту открытого урока английского языка по теме:" Закрепление навыков использования предлогов места и направления."
Продуктивность интерактивных методов на уроках английского языка трудно переоценить. Предлагаю Вашему вниманию планирование групповой и парной работы по закреплению навыков использования предлог...
Технологическая карта открытого урока по истории по теме «Внешняя политика России в 1725-1762гг.»
Урок разработан с применением следующих технологий: интеграция ИКТ с технологией проблемного обучения и элементами технологии коллективного сотрудничества (групповая работа)....
Технологическая карта открытого урока по географии "Культурные ландшафты"
Технологическая карта урока географии представлена учителем ГБОУ школы №54 Поповой Валентиной Викторовной. На уроке учащиеся разрабатывали эскиз культурного ландшафта на пришкольном участке. Работали ...
Технологическая карта открытого урока по географии 8 класс Тема: Характерные особенности климата России и климатообразующие факторы
Основные понятия: Климат, климатообразующий фактор, солнечная радиация, прямая, рассеянная, отражённая, суммарная, ветры западного переноса, муссоныОбразовательные ресурсы: Учебник: Алексеев А.И. и др...
Технологическая карта урока урока по географии по теме "Географические координаты" в 5 классе
Технологическая карта урока по гаографии в 5 классе. Урок изучения нового материала....